Комплекс занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Кира Валерьевна Афоничкина
Комплекс занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Цель: Преодоление эмоционально-волевых отклонений в развитии дошкольника, формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.
Задачи:
1. Обеспечение детям атмосферы психологической поддержки: понимания, принятия, признания
2. Обучение детей навыкам адаптированного поведения, дружеского взаимодействия, саморегуляции
3. Отреагирование различных эмоциональных состояний
Описание комплекса упражнений:
Комплекс упражнений направлен на коррекцию эмоционально-волевой сферы и рассчитан на детей дошкольного возраста с 4 лет. Занятия проводятся с детьми в группе 6-8 человек, общей продолжительностью 20 минут 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий 15.
Структура занятия:
2. Снятие эмоционального напряжения
3. Упражнение на снижение агрессивности, гиперактивности
4. Упражнение по формированию навыков саморегуляции и самоконтроля
5. Подведение итога
Занятие № 1
Звонок колокольчика приглашает всех сесть в кружок (на всех занятиях).
1. «Знакомство»- по кругу, передавая мячик, друг другу сказать «меня зовут…»
2. «Приветствие» — «Клубочек»- передавая по кругу клубок и не выпуская нитку из рук сказать соседу, называя его имя: «мне приятно тебя видеть».
Ведущий: «Клубочек вернулся ко мне, и наш кружок замкнулся, подержитесь за ниточку и почувствуйте, как она нас объединила и подружила».
3. Упражнение «Слушай хлопки» — направлено на снятие напряжения.
1 хлопок — дотронься до кончика носа
2 хлопка – до мочек ушей
3 хлопка- до макушки
4. Упражнение «Разговор с руками»
Направлено на обучение навыку контроля своих действий.
Предложите детям обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Какие вы? Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. Важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать сами. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: здороваться, мастерить, играть и никого не будут обижать. Если ребенок согласится, то потом можно снова проиграть эту игру.
5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».
6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.
Занятие № 2
1. Приветствие: Дети должны передать прикосновением свои добрые чувства со словами : «Мне приятно тебя видеть».
2. Упражнение «Котенок»
Направлено на снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.
Дети располагаются на ковре и подражают действиям котенка, о котором рассказывает взрослый, — нежатся на солнышке, потягиваются, умываются, царапают лапками с коготками коврик.
3. Упражнение «Это я. Узнай меня»
Направлено на снятие эмоционального напряжения, агрессивности, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят : «Это я. Узнай меня». Ребенок должен отгадать, кто до него дотронулся.
4.«Морщинки» – обучение методам саморегуляции.
-несколько раз вдохни
-широко улыбнись соседу
— наморщи лицо: лоб, брови, плечи, расслабь мышцы лица, скажи себе: «спокойно!»
5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».
6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.
Занятие № 3
1. Приветствие: мне приятно тебя видеть. Передать соседу самую веселую улыбку.
2. Упражнение «Лифт» направлено на снятие напряжения
Показываем голову, грудь, живот.
-сделав вдох носом, начинаем поездку на лифте, руки на животе. Выдыхая, почувствуй как воздух начинает путь от живота.
-вдох-воздух поднимается выше (желудок). Выдох- руки следуют за воздухом.
-вдох-горло, щеки, лоб. Почувствуй, как воздух наполняет голову.
Когда выдохнешь, ты ощутишь, как все напряжение и волнение вышли из твоего тела словно из двери лифта.
3. Упражнение «Жужа» — отреагирование агрессивности.
Один ребенок сидит на стульчике с полотенцем в руках. Все остальные строят ему рожицы, трогают, щекочут, обзывают овощами. «Жужа» терпит, но когда все это надоедает – вскакивает и догоняет детей, стараясь хлестнуть полотенцем по спине.
4. Упражнение «За что меня любит мама»
Направлено на повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей. Дети сидят по кругу, каждый высказывается, за что его любит мама. Желательно, чтобы дети повторяли слова предыдущего. Важно обсудить с детьми, приятно ли было, что другие дети запоминали сказанное ими.
5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».
6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.
Занятие № 4
1. Приветствие: «Мне приятно тебя видеть». Передать соседу «горячую картошку»
2. Упражнение «Маленькое привидение»
Направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать : «ууу». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете гудеть громко. Но помните, что вы добрые привидения и хотите только пошутить. Затем взрослый говорит : «Давайте снова станем детьми».
3. Упражнение «Цветик — семицветик»
Направлено на развитие умения оценить свое состояние, проанализировать поведение.
На цветах, вырезанных из картона, изображены дети и взрослые в различных бытовых ситуациях (на каждом лепестке разные). Ребенок смотрит на лепестки, рассказывает о случаях, когда он находился в похожей ситуации, описывает эмоции, которые при этом испытывал.
4. Упражнение «Драка»
Направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук. Дети становятся в пары. «Представьте, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко стисните зубы. Сожмите кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. А теперь задумайтесь, может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?»
5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».
6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.
Занятие № 5
2. «Слушай хлопки» — направлено на снятие напряжения.
1 хлопок — дотронься до кончика носа
2 хлопка – до мочек ушей
3 хлопка- до макушки
3.«Узнай по голосу» — развитие произвольности поведения.
Один ребенок с завязанными глазами в центре круга, все тихо идут по кругу, по сигналу «стоп» останавливаются и кто-то издает любой звук. Ребенок угадывает.
4.«Мышь и мышеловка» — повышение уверенности. Все в кругу, плотно прижались друг к другу плечами, ногами, бедрами, обнимая за пояс друг другу. Мышка в кругу всеми способами пытается выбраться.
5. «Солнечный зайчик» — обучение методам саморегуляции. Зайка заглянул в глаза – закройте глазки, представьте, как он побежал по лицу, погладьте его нежно пальчиками: на лбу, носу, щеках, голове, шее, животике, руке, ноге. Он любит тебя и ласкает, а ты погладь его и подружись с ним.
5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».
6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.
Занятие № 6
1. Приветствие: мне приятно тебя (имя) видеть — передать соседу пушинку
2. Упражнение «Шалтай-болтай». Направлено на снятие напряжения.
Шалтай-болтай сидел на стене
Шалтай-болтай свалился во сне
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.
3. Упражнение «Встреча с другом». Игра направлена на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, на развитие выразительных движений.
Ведущий рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе друг без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!»
По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.
4. Упражнение «Обзывалки»
Направлено на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Перед началом упражнения следует предупредить, что это только игра и обижаться не стоит.
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, овощей, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». В заключительном круге дети должны сказать что-нибудь приятное друг другу.
5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».
6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.
Занятие № 7
1. Приветствие: назови соседа ласковым именем и передай самую добрую улыбку.
2. Упражнение «Насос и мячи» — осознание чувств напряжения и расслабления. «Мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, корпус вперед, голова опущена. «Насос» начинает имитировать действие насоса, надувая мячи – постепенно дети расправляют плечи, поднимают голову, надувают щеки и поднимают руки. Затем с силой издают звук «Ш-Ш-Ш», возвращаясь в исходное положение.
3. Упражнение «Дотронься до…». Направлено на развитие внимания, быстроты реакции.
Все дети ходят по комнате, а ведущий просит их дотронуться до:
4. Упражнение «Я – Алла Пугачева»
Направлено на выработку навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях, способствует повышению самооценки. Упражнение проводится по кругу. Каждый выбирает для себя роль значимого для него человека (известного актера или певца, сказочного персонажа). Затем изображает невербально, а остальные должны угадать. Затем проводится обсуждение чувств.
5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».
6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.
На заключительном занятии можно сделать совместный альбом из фотографий с занятий и картинок
Презентация проекта: «Миницентр психологической разгрузки для детей дошкольного возраста» Задачи: * формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях ; * Обучение умениям определять свое настроение; * обучение.
Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.
Источник
Коррекционно-развивающая программа для детей с эмоциональными нарушениями (эмоционально неблагополучных)
Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Коррекционно-развивающая программа для детей с эмоциональными нарушениями (эмоционально неблагополучных)
Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье, детском саду, неуравновешенность психических состояний и целый ряд других факторов — вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Поэтому одной из основных задач воспитательно-образовательных учреждений является забота о физическом и психическом здоровье детей, обеспечение их эмоционального благополучия и самочувствия при пребывании ребенка в детском саду.
Эмоциональное благополучие ребенка – основа его психического развития. То, как ребенок себя чувствует, благополучен ли он эмоционально – определяет его развитие. Эмоциональное неблагополучие лежит в основе нарушений психического здоровья, целого ряда психологических трудностей детства, отклонений личностного развития.
Эмоциональное неблагополучие проявляется в затяжных негативных эмоциях, страхах и напряжении. А также эмоциональное неблагополучие порождает защитные реакции, выражающиеся в агрессивности, провоцирующией, в свою очередь, диликвентность поведения. В связи с этим проблема эмоционального самочувствия ребенка становится одной из центральных в деятельности воспитательно-образовательного учреждения, всего педагогического коллектива во главе с психологом.
Цель данной программы – сохранение психического здоровья, предупреждение и преодоление эмоциональных нарушений (эмоционального неблагополучия, стабилизация и закрепление положительного психического состояния ребенка-дошкольника, научить детей справляться с жизненными трудностями, правильно реагировать на неприятно складывающиеся ситуации, своевременно ставить защитные механизмы при вторжении кого-либо в собственную психику.
• помочь справляться с негативными переживаниями, препятствующих нормальному самочувствию детей;
• способствовать развитию умения детей лучше выражать свои чувства и лучше понимать чувства других;
• повышение уверенности в себе и преодоление трудностей в общении;
• помочь детям осознать и преодолеть ведущие страхи;
• обучение конструктивным способам поведения;
• обучение механизмам психологической защиты;
• коррекция агрессивности и двигательной гиперактивности;
• снижение эмоционального напряжения при использовании релаксационных психотехник;
• развивать способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю, т. е. возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение приводить в порядок свои мысли и чувства, желания и повышать возможности, за которыми непроизвольно возрастают потребности.
Программа состоит из пяти блоков. Каждый блок имеет свои задачи, которые мы рассмотрим ниже.
Блок 1. Язык общения
(для детей с затруднениями в общении)
1. создание положительного эмоционального фона;
2. развитие коммуникативных навыков и умений договориться;
3. повышение уверенности в себе;
4. развивать умение действовать сообща, достигать взаимопонимания, поддерживать групповое единство и сплоченность;
5. индивидуальная работа с мимикой и жестами ребенка-дошкольника.
Блок 2. Азбука настроений.
1. знакомство с базовыми эмоциями;
2. выразительное изображение основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств;
3. обучение детей пониманию относительности в оценке чувств;
4. развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим;
5. развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое психическое состояние;
6. обучать направлять свое внимание на внутренние ощущения (осознавать, различать, сравнивать, анализировать, делать элементарные умозаключения и воспроизводить посредствам вербализации);
7. снижение эмоционального напряжения и обучение вытесняющим психотехникам.
Блок 3. Здоровье – жизнь
1. формировать потребность в гармонии психофизических сил организма;
2. осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;
3. формировать умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении и контролировать их расслабление, т. е. чередование нагрузки и расслабления – вот эффект продуктивной работы;
4. развивать умение различать и сравнивать мышечные ощущения, определять соответствие характера ощущений (напряжение – расслабление; тяжесть – легкость и т. д.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила – слабость; резкость – плавность; мягкость – жесткость; темп, ритм, динамика);
5. обучение ауторелаксации (на доступность для детей уровне);
6. тренировка психомоторных функций.
Блок 4. Забавные страхи и смешные ужасы.
1. повышение уверенности в себе;
2. дать возможность пережить страх и преодолеть его;
3. обеспечить активную разрядку эмоций и снятие первичного напряжения;
4. обеспечить обесценивание некоторых реальных страхов у детей;
5. снятие эмоционального напряжения посредством различных психотехник, по окончанию которых производится эмоциональный всплеск (результат победы ребенком над страхом).
Блок 5. Маленькие шалости
(для агрессивных детей)
1. Снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций;
2. дать детям возможность проявить агрессию (выход);
3. развивать умение контролировать свои чувства и действия;
4. обучение приемам аутогенной тренировки на снижение агрессии и комплексу релаксации.
Блоки Название Количество часов
1 Язык общения 6 ч.
2 Азбука настроений 6 ч.
3 Здоровье – жизнь 6 – 8 ч.
4 Забавные страхи и
смешные ужасы 6 – 8 ч.
5 Маленькие шалости 6 – 8 ч.
Всего 30 — 36 часов
Содержание сеансов АРТ-ТЕРАПИИ.
1. рисунок «В детском саду»;
2. рисунок «На улице, во дворе»;
3. рисунок «Дома», «Семья», «Бабушка и дедушка», «Мои соседи»;
4. рисунок «Что я больше всего не люблю»;
5. рисунок «Что мне снится страшное и чего я боюсь днем»;
6. рисунок «Что было со мной самое плохое (хорошее)»;
7. рисунок «Кем я хочу стать, когда вырасту?»;
8. рисунок «На память моему другу»;
9. рисунок «На память всем кого люблю» и т. д.
• рисование тематическое (рисуночная психотерапия Захаров А. И. и Арт-терапия Копытина А.);
• музыка (эмоциональный фон, умеющий создавать настроение, помочь передать то или иное действие, правильно понять характер движения; с помощью музыкального ритма можно установить равенство в деятельности нервной системы – используя серии «Шедевры мировой классики», «Релаксационная инструментальная музыка», «Шумы живой и неживой природы», «Шумы природы под инструментальное сопровождение» и пр.);
• рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий, картин;
• беседы, обсуждения, рассказы, сказки, баллады, басни;
• этюды на выражение основных эмоций и оттенков настроения (Чистякова М. И., Кряжева Н. Л.);
• поведенческие игры (содержание взято из бытовых ситуаций и конфликтов);
• подвижные игры (направлены на общую деятельность, совместные движения и контакт, вызывают здоровое эмоциональное возбуждение);
• психомышечная тренировка (саморасслабление Алексеев А. В., техника релаксации Мери Альфред, релаксация Терещенко Ю. В. и Леви В.);
• танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники (Габриэлла Рот, Афонькин С).
• Элементы Хатха-Йоги и Бэби-йога;
• — Асаны – позы статические;
• Элементы древнекитайской гимнастики Тай-Ди и древнеиндийской йоги пальцев Аюрведа.
Коррекционно-развивающие занятия каждого блока имеют структуру,которая состоит из четырех основных частей:
2. Коррекционный блок.
3. Эмоциональная пауза.
Каждая часть коррекционно-развивающего занятия в конкретном блоке имеет свое наполнение в соответствии с целями.
Тренинг мышечного расслабления
(для эмоционально неустойчивых детей).
В основу предлагаемого тренинга положен комплекс упражнений, разработанный И. Г. Выготским, Е. Л. Пеллингер и Л. П. Успенской.
Обучение расслаблению идет по контрасту с напряжением. Сначала дети учатся различать состояния напряжения и расслабления и, в конечном итоге расслаблять мышцы по своему желанию.
Тренинг проходит в два цикла:
1. мышечное расслабление по контрасту с напряжением;
2. мышечное расслабление по представлению.
Каждый цикл имеет свои этапы:
1. упражнения на усвоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук («Все умеют танцевать», «Кулачки», «Олени»);
2. упражнения на расслабление мышц ног («Пружинки», «Загораем»);
3. упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса («Штанга», «Кораблик»);
4. упражнения на расслабление мышц живота («Шарик», «Стульчик»);
5. упражнения на расслабление мышц шеи («Любопытная Варвара» в трех позициях);
6. упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, языка,челюстей: «Хоботок», «Рот на замок», «Лягушки», «Орешек», «Сердитый язык», «Горошина», «Горка»).
Заключается в том, что на детей воздействуют только словом. Когда научатся мышечному расслаблению, появится возможность снятия эмоционального напряжения путем внушения. Путем внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.Упражнения выполняются под музыку:
• «Волшебный сон» в трех вариантах;
• «Путешествие на голубую звезду»;
• «Морской бриз» и т. д.
Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники.
Упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущение свободы и радости, стимулирующие моторные и эмоциональные самовыражения. Развивают умение управлять своим телом и регулировать свое поведение. Необходимо музыкальное сопровождение, причем мелодии подбираются разных типов.
1. этап. Движения поочередные 1-2 части тела.
2. этап. Движения всех частей тела. Повторение за ведущим.
— «Танец морских волн»;
— «Танец пяти движений».
3. этап. Свободные движения.
— «Сочини свой танец»;
— «Танец с закрытыми глазами»;
— «Воздушный бал» и т. д.
4. этап. Танец возникающий в следствии внутренних причин, без непосредственного воздействия из вне.
Техника релаксации для тревожных детей
1. «ЛИМОН». Кисти рук. Сжать кулак левой руки. Представить, как будто выдавливаем из лимона сок. Аналогично выполняется правой рукой. Выполнять по три раза на каждую руку. Медленное расслабление.
2. «КОШЕЧКА». Руки и плечевой пояс. Напряженные руки поднять вверх, вперед, назад. Выполнять три раза.Расслабление: медленное, быстрое, медленное.
3. «ОРЕХ». Лицевые мышцы и челюсть. Сомкнуть челюсти, представить, как будто хочешь расколоть орех, одновременно опуская голову вниз. Расслабление с открытым ртом.
4. «ЧЕРЕПАХА». Голова, шея и плечи. Втянуть голову, плечи поднять до ушей, спину согнуть. Выполнять два раза.Расслабление: быстрое, медленное.
5. «СЛОН». Живот. Напрячь мышцы живота. Представить, как будто на живот наступил слон. Выполнять три раза.Расслабление: быстрое, медленное, быстрое.
«Говорушки» Коррекционно-развивающая программа кружковой работы. Автор: Воробьева Ольга Ивановна Пояснительная записка. Актуальность программы: Речь не является врожденной способностью человека, она формируется.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи СодержаниеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ВВЕДЕНИЕ 1. Цель и задачи 2. Перечень основных нормативных документов, организации деятельности групп компенсирующей.
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР Адаптированная Образовательная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: с Федеральным законом от 29.12.2012г.
Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Дикие животные» для детей старшей группы с нарушениями зрения Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с нарушениями зрения «Дикие животные».
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраст ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии.
Коррекционно-развивающая работа по здоровьесбережению детей с интеллектуальными нарушениями Коррекционно-развивающая работа, которая направлена на здоровьесбережение детей их социальное, физическое, познавательное, деятельностное.
Логопедическое коррекционно-развивающее занятие у детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Д] и буква Д» Цели и задачи: Коррекционно-образовательные. — Познакомить детей со звуком Д и буквой Д. -Учить определять позицию звука в слове. -Учить.
Проект «Коррекционно-развивающая программа для детей и подростков с ОВЗ по ознакомлению с русской национальной культурой» Проект «Коррекционно-развивающая программа для детей и подростков с ОВЗ по ознакомлению с основами русской национальной культуры в процессе.
Рабочая коррекционно-развивающая программа по психомоторному развитию для детей и подростков «Шаг вперед» В целях совершенствования социально – психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (долее ОВЗ) на базе.
Рабочая программа по кружку «Город мастеров». Развитие мотивации детей с интеллектуальными нарушениями к познанию Рабочая программа по кружку «Город мастеров» Цель программы: Развитие мотивации детей с интеллектуальными нарушениями к познанию, возрождению,.
Источник