Занятие в старшей группе «Органы чувств»
Наталья Захарова
Занятие в старшей группе «Органы чувств»
Конспект занятия в старшей группе
Тема: Органы чувств.
Цель: Способствовать формированию интереса к познанию своего тела.
1. Познакомитьдетей с органами чувств. Уточнить какое значение имеет для человека слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.
Уметь различать понятия «части тела» и «органы чувств».
2. Развивать исследовательские навыки и умения. Формировать умение объяснять полученные данные.
3.Пополнить словарный запас словосочетаниями: «органы слуха», «орган зрения», вкус, осязание, обоняние.
4. Вызватьжелание бережно относится к своему организму.
5. Воспитыватьдружеские взаимоотношения между детьми. Умению договариваться. Способствовать уверенности в себе.
Предварительная работа: Беседы о здоровом образе жизни. Рассматривание книг, плакатов, иллюстраций о строении тела человека, рисование и лепка человека.
Материал к занятию : Разрезные картинки (ухо, нос, рот, глаз, рука,таблички с геометрическими фигурами, сахар, лимон, кусочки хлеба, лук, яблоко, мыло, туалетная вода, чудесный мешочек с предметами.
Ход занятия.
— Сегодня мы с вами будем учёными.
— Кто знает, кто такие учёные?
— Правильно. Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки. Они ставят опыты, проводят различные эксперименты.
Сегодня мы с вами будем учёными и будем изучать самих себя, то есть человека.
Как вы думаете, что самое главное, самое важное в жизни человека?
-Правильно. Самое важное в жизни человека это его здоровье.
— Что нужно делать,чтобы быть здоровым?
Молодцы. Давайте поиграем. Вставайте в круг. Будем передавать мяч по кругу, и называть части тела человека.
-Всё ,что сейчас назвали это части тела человека.
-У меня в руках разрезные картинки. Сейчас вы возьмёте по одной части и найдёте себе товарища, чтобы собрать целую картинку.
(Дети по группам собирают картинки.)
— Посмотрите на картинку, посовещайтесь между собой и решите, кто будет отвечать на вопрос. Что изображено на картинке Другие команды слушайте внимательно,если согласны, вы встаёте.
-Правильно глаза, рот,нос, рука, ухо. Всё это органы чувств.
Рассчитайтесь в своих командах по порядку
-Первый номер подойдёт ко мне и получит задание.
Задание :Дать ответ на вопрос: Для чего нужны глаза, рот, нос, уши, руки?
-Посовещайтесь, кто будет отвечать. Одна команда отвечает, другие слушают и если согласны встают.
На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
-Молодцы. Закрывайте глаза. Поднимаю руки вверх.
-Что я сейчас делаю?
-А теперь откройте глаза. Что я делаю сейчас?
— Ваши глаза были закрыты и вы не смогли мне ответить на мой вопрос.
— Подойдут ко мне вторые номера и получат задания.
Задание: Какая геометрическая фигура изображена на карточке? Какого цвета? Какие фигуры по величине?
— Молодцы. Что мы можем определить с помощью глаз?
-Правильно. Мы можем определить цвет, форму, величину,
-Как вы думаете трудно людям, которые не видят? Почему?
-Как надо беречь глаза?
Гимнастика для глаз.
Оля слушает в лесу
Как кричит кукушка
А для этого нужно
-Уши это орган слуха. Они помогают нам слушать.
Найдите себе пару. Один закроет уши руками, другой шепнёт на ухо слово.
-Откройте уши и попробуйте назвать слово, которое вам сказали. Поменяйтесь.
-Вы слышали, что вам сказали? Почему?
-Молодцы. Другой опыт. За ширмой переливаю воду в стакан, шуршу бумагой, стучу по столу.
— Молодцы. С помощью ушей мы слышим. Они помогают ориентироваться в пространстве даже если мы не видим.
-Как надо беречь уши?
Массаж: Мы ладошки разотрём
Смело ушки мы возьмём
Сверху вниз мы их пощиплем
Загадка. Вот гора, а у горы
Две глубокие норы
В этих воздух бродит
То заходит, то выходит. (нос)
-А теперь мы будем изучать нос.
— Для чего нужен нос? (ответы детей)
— Закройте одной ладошкой рот, другой зажмите нос.
— Что вам захотелось сделать (дышать)
-Верно, нос нужен,чтобы дышать.
-Сейчас каждая команда по очереди закроет глаза. Все члены команды будут нюхать и отвечать, какой запах почувствовали. Другие команды слушают внимательно, если согласны,встают.
-Молодцы. Для чего нужен нос (различать запахи)
— Чтобы наш нос мог дышать и различать запахи, что надо делать? Посовещайтесь в своих командах и ответьте.
-Молодцы. Послушайте следующую загадку.
Если б не было его
Не сказал бы ничего. (рот)
-Что у нас есть во рту? (зубы, язык)
— Для чего они нам нужны?
Возьмите в рот кусочек хлеба, съешьте.
-Зачем нужны зубы?
-Сожмите губы пальцами и произнесите любое слово.
— Для чего нужен рот?
-По очереди каждая команда закрывает глаза и открывает рот. Я сейчас каждому из вас положу что-то в рот. Вы должны определить, какой вкус. Другие команды смотрят внимательно, если согласны,встают.
-Теперь мы с вами с уверенностью можем сказать, что с помощью языка мы можем определить вкус продуктов.
Загадка. Оля ягодки берёт
По две,по три штучки
А для этого нужны
Нашей Оли (ручки)
-Сейчас мы будем изучать наши руки.
Руки,как и всё тело покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительная.
Повернитесь в парах друг к другу. Закройте глаза и потрогайте руками лицо товарища. Затем поменяйтесь.
Д/и «Чудесный мешочек»
-Выберите предмет в мешочке и скажите, какой он по форме, какой по величине, что это за предмет, из чего он сделан.
-И так мы с вами молодцы, хорошо потрудились и теперь можем доказать, нос нужен для… ,рот для…., уши для, глаза для…., руки для… Всё это органы тела.
-Какого человека мы можем назвать здоровым?
Молодцы. Завтра на занятии мы будем рисовать здорового человека, а сегодня наше занятие закончено. Всем спасибо.
Конспект тематического занятия в кругу (по системе М. Монтессори) в старшей группе «Органы чувств: вкус, слух, осязание» «Органы чувств: вкус, слух, осязание» Тема: «Органы чувств (вкус, слух, осязание). Программное содержание: Закрепить знания об органах чувств,.
Сенсорное развитие. «Пальчики рисуют» Сенсорное развитие — это формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира через.
Источник
Конспект занятия «Органы чувств»
Лусине Айвазян
Конспект занятия «Органы чувств»
Формирование представлений детей об органах чувств человека в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательные: актуализировать, систематизировать и дополнять знания детей об органах чувств; расширять кругозор совершенствовать познавательные процессы и сенсорные эталоны восприятия и ощущения; закрепить знание выразительных средств, терминологии и понятий изоискусства; закреплять умение выделять отличительные особенности портрета.
Воспитательные: воспитывать у детей стремление к познаниям; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать дружеские чувства между детьми.
Развивающие: развивать связную речь; развивать умение слушать ответы друг друга; развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;
Коррекционно-речевые: развивать желание активно участвовать в общем разговоре, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ; пополнять и закреплять изучаемый речевой материал по теме «Наши помощники»; развиваем тонкую и общую моторику рук, сенсорные процессы, координацию речи с движением; развиваем зрительно – пространственную ориентацию и творческое воображение.
Предшествующая работа с детьми:
Занятия по теме: «Детям об органах чувств»; занятия по ознакомлению с окружающим миром и о себе; чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц, поговорок; упражнения пальчиковой гимнастики; наблюдения; элементарные опыты по определению запаха, вкуса, звука, цвета; беседы; рассматривания иллюстраций.
Пять столов с домиками Смешариков; цветок–символ с изображением органов чувств (глаза, носа, уха, руки); аудиозаписи со звуками природы; коробочки из-под киндер-сюрпризов (запах кофе, чеснока, духов); «чудесные мешочки» с различными предметами; подносы с фруктами; песня «Гномики»(музыка А. Басилая, слова А. Эппель).
Интегрирование образовательных областей:
Познавательное развитие, Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я получила письмо из города забавных персонажей – веселых зверушек-шариков. В этом письме они рассказывают о своей беде. Веселые смешарики разучились пользоваться своими органами чувств и от этого в городе все перепуталось. И они просят вас помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на настроение смешариков, можно ли их назвать веселыми? (дети разбираются в мимике)
Воспитатель: Вспомните, какие органы чувств вы знаете? (Дети перечисляют — рот, нос, глаза, уши, кожа).
Загадки об органах чувств:
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (глаза)
Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит. (нос)
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. (язык)
У зверюшки – не макушке, а у нас – ниже глаз. (уши)
Твои помощники, взгляни, десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они работы не бояться. (пальцы)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю начать путешествие и собрать для них волшебный цветок. Этот цветок поможет веселым человечкам опять научиться пользовать своими органами чувств. Первый к кому мы попали в гости – это Ежик. Серьёзный, спокойный и совестливый друг Кроша.
1)Раздаются звуки: щебет птиц, журчанье ручейка (аудиозапись).
Воспитатель: Ребята, что это? Как вы думаете? Что вы услышали?
Дети: журчит ручеек, водичка льется, птицы поют и т. д.
Воспитатель: А как вы услышали? С помощью чего?
Дети: С помощью ушей.
Воспитатель подводит детей к выводу: уши нам нужны для того, чтобы слышать разные звуки (голос мамы, пение птиц, музыку).
Воспитатель: Давайте плотно закроем уши ладонями, а потом открыть и сравнить, когда лучше слышно.
Дети: Лучше слышно, когда уши открыты.
Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображает орган слуха – ухо и предлагает ребенку прикрепить рисунок на мольберт с помощью магнита.
2)Воспитатель: Ну что продолжим путешествие, мы с вами пришли на красивую поляну, где расположен дом Кроша — весёлого и энергичного кролика-непоседу. А теперь закрывает свои глаза ладонями, что вы видите?
Разыгрывает ситуацию «Почему все исчезло».
Дети: Ничего не видно, потому что закрыты глаза.
Воспитатель читает стихотворение:
Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете?
Ты закрой глаза ладошкой, посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно. Где ребятки? Где окно?
Страшно, скучно и обидно – ничего вокруг не видно.
(Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»)
Воспитатель: Глаза нужны человеку для того, чтобы видеть (маму, красивые цветы, друг друга)
Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображены глаза.
3)Воспитатель: Дальше мы подошли к дому Нюши. Нюша девочка, которая мечтает стать принцессой.
Воспитатель распыляет в воздухе ароматизированную воду с арбузным запахом.
Воспитатель: Ребята, вы ничего не ощущаете? Что-то изменилось.
Дети: Появился запах.
Воспитатель: Как вы узнали, что чем-то запахло? С помощью чего?
Дети: С помощью носа.
Воспитатель читает детям стихотворение:
Есть прямые носики, есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.
(Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод, нос человеку нужен для того, чтобы различать запахи (вкусного пирога, первой зеленой травки, маминых духов).
Воспитатель: Вот еще одна игра вам понравиться она.
Игра «Угадай по запаху»
Воспитатель предлагает детям понюхать коробочки из-под киндер-сюрпризов (запах кофе, чеснока, духов)
Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображен носа.
4)Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить путешествие, и отправимся к домику Совуньи. Совунья сова-врач, раньше была преподавателем физкультуры, обожает спорт, любит свежий воздух.
Воспитатель показывает детям «Чудесные мешочки» и предлагает пройти к столу.
Воспитатель: В этих мешочках что-то лежит. Как мы можем это узнать, не заглядывая внутрь?
Выслушивает предложения детей.
Воспитатель: Узнать, какой предмет спрятан внутри можно с помощью рук (ощупывая то, что лежит внутри). Предмет в мешочке может быть «большим или маленьким», «квадратным или круглым», «мягким или твердым».
Предлагает желающим детям ощупать предмет и описать его с помощью схемы.
Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображена рука.
Воспитатель: Физминутка «Изучаем наше тело»
Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать!
(дети шагают по кругу, останавливаются)
Вот спина, а вот животик (показывают обеими руками спину, затем живот,
Ножки (топают ножками,
Ручки (протягивают руки вперед и вращают кистями,
Глазки (указательными пальцами обеих рук показывают глаза,
Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот,
Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос,
Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши,
Голова (кладут руки на голову,
Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону,
Шея крутит головой (обхватили шею ладонями,
Ох, устала ой-ой-ой!
Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам,
И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины к вискам,
Вот реснички (указательными пальцами показывают реснички,
Запорхали, словно птички (дети моргают глазами,
Розовые щечки (ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам,
Подбородок кочкой (заканчивают начатое движение на подбородке,
Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем расчесывают волосы,
Как травы луговые.
Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой до левого,
Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперед локти,
И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям,
У меня, Сережи, Лены
(выпрямляются и разводят руки в стороны, жестом показывая на других детей).
Затем воспитатель, с помощью детей, находит лепесток, где схематично изображены рук.
5)Воспитатель: Ребята, смотрите, куда мы с вами попали, к Копатычу. Добрый, пышный и хозяйственный медведь — огородник, который выращивает овощи для всех Смешариков, приготовил нам угощения. Что вы любите есть?
Игра «Угадай на вкус»
Воспитатель: Я буду угощать вас фруктами, потому что они вкусные и полезные, а какими, вы должны догадаться сами.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и узнать фрукт на вкус.
Воспитатель: Что помогло вам узнать, какой фрукт вы съели?
Воспитатель: Рот (язык) человеку нужен для того, чтобы различать вкус продукта.
Затем воспитатель, с помощью детей, находит последний лепесток, где изображен рот.
Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали цветок, и помогли веселым человечкам, пользоваться своими органами чувств, и в их городе, наступит порядок.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами помогли смешарикам. Они такие же маленькие, как и вы. Мой знакомый художник захотел написать портреты смешариков, да потерял свой карандаш волшебный. Вот что у него получилось, давайте дорисуем портреты.
Самостоятельная работа детей:
Вызываю по желанию одного ребенка к доске для показа. Сначала, рисуем простым карандашом, затем разукрашиваем гуашью. Дети рисуют под песню «Гномики»(музыка А. Басилая, слова А. Эппель).
По окончанию работы рассматриваем рисунки, предлагаю детям выбрать наиболее красивых, нарядных смешариков или наиболее забавных. Рассматриваем и радуемся получившимся рисункам
Конспект интегрированного занятия «Наши помощники — органы чувств» для детей 5–6 лет ЗАНЯТИЕ «НАШИ ПОМОЩНИКИ — ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Цель: Закрепить знания детей об органах чувств и их значении в жизни человека. Задачи: Образовательные:.
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Наши помощники — органы чувств» Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Наши помощники — органы чувств». Цель: Создание условий для формирования представлений.
Конспект итогового занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Цель: развивать сенсорные способности у детей дошкольного возраста. Задачи: — Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние,.
Конспект НОД «Наши помошники — органы чувств» Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Наши помощники – органы чувств» Воспитатель.
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по окружающему миру «Наши помощники — органы чувств» Программное содержание. • Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Органы чувств» Окружающий мир 1 класс Тема: Наши помощники – органы чувств. Цель:1 Показать роль и специфику разных органов чувств. 2 Органы чувств помогают.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники — органы чувств» Цель: формировать у детей умение осознанно относиться.
Конспект занятия по познавательному развитию «Наши органы чувств» Цель: формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека; Задачи: 1. Дать понятие «органы чувств», объяснить,.
Конспект занятия в средней группе «Наши помощники-органы чувств» «Наши помощники-органы чувств» Цель: • Учить передавать различные эмоциональные состояния. • Закрепить знания об органах чувств. Уточнить,.
Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств» Наши помощники — органы чувств». Цель: формирование представлений об органах чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) человека и их значении.
Источник