- презентация «Развитие эмоциональной памяти»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Коррекция двигательной и эмоциональной памяти план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- VI. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
- ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
- Читайте также
- Этап второй: на юг, к Чили и мысу Горн
- Этап второй: на юг, к Чили и мысу Горн
- ВТОРОЙ ЭТАП ЧЕТВЕРТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 25 сентября
- ВТОРОЙ ЭТАП АПРЕЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
- Второй этап
- ВТОРОЙ ЭТАП. «ЕСЛИ БЫ», ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
- ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ В РЕАЛЬНОЙ И ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТЯХ
- ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
- ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТИ
- ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
- ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ПЯТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
- ТРЕТИЙ ЭТАП. МАНКИ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ (ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ)
- ВТОРОЙ ЭТАП. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
- Второй этап операции «Фокус» (1956 г.)
- Второй этап контрреволюции. Реставрация и «нейтралитет»
презентация «Развитие эмоциональной памяти»
Презентация на тему «развитие эмоциональной памяти на уроках актерского мастерства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие эмоциональной памяти на занятиях актёрским мастерством . Автор-составитель: Рожкова Екатерина Владимировна, руководитель театрального коллектива « Фэнтези ».
«Мышление, память и воображение неразделимы» Л.С. Выготский
Память – способность сохранять и производить в сознании прежние впечатления, опыт, а так же самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта . Толковый словарь Ожегова
Виды памяти: — Кратковременная; — Долговременная; — Оперативная; — Двигательная; — Эмоциональная; — Образная; — Словесно-логическая; — Произвольная; — Непроизвольная
В актёрском мастерстве очень важна Эмоциональная память
Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актёрской игре при достижении убедительности и чувства правды.
Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связано с событиями, произошедшими в прошлом.
Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актёров, которые играя переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.
К.С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — у вас есть память на чувствование, или эмоциональная память»
Кто-то говорит — груз памяти, кто-то – багаж, а для актёров память – копилка. Мы извлекаем из неё необходимые раритеты, чтобы вспомнить самый яркий в жизни дождь или первый поцелуй, и эти ценности предназначены нашим зрителям!
У маленьких актёров прошлое не велико, да и живут они больше настоящим и будущим. Поэтому важно на уроках актёрского мастерства применять упражнения на развитие эмоциональной памяти.
1. «Запомни предметы» На стуле перед детьми раскладывается около 10 мелких предметов: ключ, ракушка, монетка, заколка, значок, карандаш, колечко, камешек, крышечка, фигурка киндер-сюрприза. Пока считаю до 10, дети смотрят и запоминают предметы. Закрываю их салфеткой и предлагаю назвать кому-то одному все, что запомнилось. Выясняем, кто больше запомнил .
2. «Опиши картину» Показываю детям иллюстрацию крупного формата, чтобы они могли хорошо рассмотреть. Важны иллюстрации, где много симпатичных деталей. Дети должны запомнить и картину целиком (как бы сфотографировать), и как можно больше деталей, пока я считаю до 10. Убираю картину и прошу перечислить, что было изображено.
3. «Какого я цвета?» В полукруге дети по очереди отвечают на вопрос: какого я цвета?, все запоминают, кто каким цветом себя окрасил. Прошу кого-нибудь одного назвать все цвета.
4. Вспомни запах: – маминых духов, – жареной курочки, – копченой колбаски, – шашлыков, – сирени, жасмина, – белого облака, радуги, – любимого мультфильма.
5. «Кинолента видений» Рассматриваем с детьми картину или иллюстрацию, обсуждаем, что изображено, есть ли главные герои, какое время дня, года. Закрываем картину и составляем коллективный рассказ по этой картине. Каждый ребенок добавляет к рассказу по одной фразе.
6. «Волшебный тазик» Мы сидим в полукруге, и я говорю детям: «Сейчас я всем раздам волшебные тазики (беру воображаемую гору тазиков и раздаю, объясняя), они невидимы, но стоит произнести магическое «если бы», как они наполнятся всем, что захочешь, например – малиной! Мы нюхаем как будто свежую малинку, кладем ее в рот, разжевываем, вспоминая вкус. Я говорю: «Кто почувствовал реальный вкус малины, тот молодец!» Дети, конечно, скажут: «Я! И я тоже!» «А теперь тазик наполнится клубничным вареньем!» Мы зацепляем его пальчиком и пробуем (не облизывая пальцы, а играя в это). – А теперь медом! – Папиным (или дедушкиным) одеколоном! – Лягушками! В конце, ломая стереотипы, спрашиваю: «А как вы думаете, какой вкус у солнечного зайчика? А у щекотки, у доброты?»
О разных видах памяти говорят нам ученые. У кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то слуховая, у некоторых острая память вкусовых ощущений, а кто-то на ощупь отличит бархат от велюра, гипюр от кружева, шифон от крепдешина. У людей творческих профессий отменная образная память. Немаловажна для актеров и мышечно-двигательная память: в мизансценах лучше запоминается текст. Но все виды памяти ведут к эмоциям . Поэтому мы прививаем любовь к наблюдениям за своими различными ощущениями у детей, чтобы обогатить их творческий процесс.
Источник
Коррекция двигательной и эмоциональной памяти
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Цель: коррекция наглядно-действенного вида памяти
Задачи:
— коррекция двигательной памяти;
— коррекция эмоциональной памяти.
Ход работы:
Упражнения на коррекцию двигательной памяти:
1. «Повтори за мной»
Психолог показывает ребенку несколько движений (начиная с простого поднятия руки, заканчивая усложненными движениями пальцев.) Ребенок должен повторить действия. При успешном повторении предлагаемые движения должны усложняться.
2. «Готовимся взять предмет»
Упражнение на развитие мелкой моторики. Психолог называет знакомый ребенку предмет, ребенок в свою очередь представляет что этот предмет находится у него в руке и складывает пальцы таким образом, как если бы он держал его.
3. «Выполни ряд действий»
Психолог в вербальной форме объясняет ребенку какие действия тот должен совершить (например: хлопни в ладоши, попрыгай на ноге и т.д.) ребенок без предъявления примера должен совершить эти действия.
4. «Что мы пропустили?»
Проверка бытовых навыков ребенка. Попросить ребенка уложить куклу спать или попросить его проговорить алгоритм застелания кровати.
Проверка и закрепление бытовых навыков. Психолог просит ребенка научить его определенному действию (например: расчесывать волосы, накрывать на стол и т.п.) таким образом, что бы ребенок не только проговорил алгоритм действий, но и показал их несколько раз, давай психологу подробные инструкции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiy_vpf_pamyat_1.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция двигательной и эмоциональной памяти
Цель : коррекция наглядно-действенного вида памяти
— коррекция двигательной памяти;
— коррекция эмоциональной памяти.
Упражнения на коррекцию двигательной памяти :
Психолог показывает ребенку несколько движений (начиная с простого поднятия руки, заканчивая усложненными движениями пальцев.) Ребенок должен повторить действия. При успешном повторении предлагаемые движения должны усложняться.
Упражнение на развитие мелкой моторики. Психолог называет знакомый ребенку предмет, ребенок в свою очередь представляет что этот предмет находится у него в руке и складывает пальцы таким образом, как если бы он держал его.
Психолог в вербальной форме объясняет ребенку какие действия тот должен совершить (например: хлопни в ладоши, попрыгай на ноге и т.д.) ребенок без предъявления примера должен совершить эти действия.
Проверка бытовых навыков ребенка. Попросить ребенка уложить куклу спать или попросить его проговорить алгоритм застелания кровати.
Проверка и закрепление бытовых навыков. Психолог просит ребенка научить его определенному действию (например: расчесывать волосы, накрывать на стол и т.п.) таким образом, что бы ребенок не только проговорил алгоритм действий, но и показал их несколько раз, давай психологу подробные инструкции.
Упражнения на коррекцию эмоциональной памяти :
Упражнение выполняется при помощи мимики ребенка и мимики психолога. Психолог озвучивает эмоцию и изображает ее, ребенок должен проговорить название эмоции и показать используя мимику.
Психолог предъявляет ребенку наглядный материал «Зоопарк настроений», и просит
- Показать всех животных с одинаковой эмоцией;
- Показать животных с противоположными эмоциями;
- Найти определенную эмоции;
- Мимикой показать эмоцию.
Оборудование: наглядный материал «Зоопарк настроений»
Упражнение на понимание ребенком эмоций и способности выразить их при помощи мимики. Психолог задает эмоцию, ребенок должен выразить ее мимикой.
Психолог просит ребенка нарисовать свою эмоцию. Без установки «нарисуй человека» т.к. ребенок может выразить эмоцию нарисовав цветок или тучку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье приводятся примеры использования дидактического материала, заданий в подвижных играх.
Представлен опыт работы по теме «Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн.
В статье раскрываются вопросы коррекции двигательных и эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь.
Двигательные виды ощущений — это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения.
Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только для развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично .
Современный подход к коррекции зрительной и слухоречевой памяти.
Источник
VI. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Эмоциональная память крайне необходимый акт, т. к. на сцене он живет повторными чувствами.
I этап. Развитие памяти пяти органов чувств — они необходимы как «манок» для возбуждения эмоциональной памяти, чтобы при их помощи вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства.
Упуажнения на повторные зрительные ощущения.
1. Представьте себе:
— слона, » — горсть винограда,
— бабочку, моль, жука,
— пчелу, осу, шмеля,
— звездное небо, луну,
— кошку, собаку, корову, верблюда.
2. На слуховые ощущения. Послушать:
— вой ветра за окном,
— прибой морской волны.
— капель при таянии снега,
— гармонь, балалайку, гитару.
— колку дров, пилку дров.
— жужжание шмеля, мухи, комара,
— гудок поезда, автомобиля,
— настройка оркестра перед началом спектакля.
3. На пдвторные ощущения обоняния. Понюхайте, здесь пахнет:
— ландышами, сиренью, розой.
— нашатырным спиртом, валерьянкой.
— кофе, чесноком, сушеными грибами,
— газом, гарью, дымом и т.д.
4. На вкусовые повторные ощущения. Представьте, что у вас во рту:
— малина, зубной порошок,
— горячий вареный картофель, клубника,
— чернила, кровь, лед. сыр, железо, глина, щавель и т.д.
5. На осязательные повторные ощущения. Представьте, что вы:
— берете в руки снежный ком.
— опускаете руку в горячую, теплую, холодную воду,
— гладите кошку, собаку,
— щупаете меховой воротник, шелковую или шерстяную ткаг ,
— берете в руку лягушку, мокрый песок, сухой и горячий песо/.
— надеваете на обнаженное тело шерстяную кофту, закутываем
— купаетесь в холодной, теплой воде.
— пьете горячий чай, обжигаете язык.
— хватаетесь за железную ручку на морозе,
— трогаете мех, вату.
• Необходимо спрашивать, какие возникают зрительные ощушешь нут-реяние видения.
Источник
ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Актер должен уметь пользоваться своей эмоциональной памятью, находя в предлагаемых сценических обстоятельствах аналогичные чувствования с ранее пережитыми в своей жизни.
В каждом воспоминании о пережитом надо уметь схватывать самую сущность, главное.
Каждый человек в своей жизни видел и пережил не одно, а много событий, вызывающих у него однородные чувствования. Большинство событий нашей жизни забывается именно потому, что они никогда не повторяются в совершенно одинаковой форме. А те, что сохраняются, остаются в нашей памяти не во всех подробностях, а лишь в отдельных чертах, деталях, более всего привлекших тогда внимание человека.
«Из многих таких оставшихся следов пережитого, — говорил К. С. Станиславский, — образуется одно — большое, сгущенное, расширенное и углубленное воспоминание об однородных чувствованиях. В этом воспоминании нет ничего лишнего, а лишь самое существенное. Это — синтез всех однородных чувствований. Он имеет отношение не к маленькому, отдельному частному случаю, а ко всем одинаковым. Это — воспоминание, взятое в большом масштабе. Оно чище, гуще, компактнее, содержательнее и острее, чем даже сама действительность».[122]
И чтобы пользоваться этим «синтезом», необходимо развивать эмоциональную память. Актер должен научиться по своему желанию вызывать к действию заложенные в нем воспоминания. Вызванные повторные воспоминания переходят в чувства, которыми артист и начинает жить, перенося их в аналогичные предлагаемые обстоятельства.
Повторные чувства бывают разные по силе, которая зависит от того, насколько глубоко было потрясение в момент события, какова глубина впечатлений. Эта глубина обусловливается вниманием, степенью проявленного интереса, интенсивностью чувства, длительностью события, непосредственностью впечатления и т. д. Все это влияет на силу и качество эмоциональной памяти. Например:
Вы получили публичное оскорбление. Внутреннее потрясение при этом было так велико, что вам не нужна помощь психотехники, чтобы пережить аналогичные чувства на сцене.
На званом обеде вы сказали ложь о человеке, который, оказывается, присутствует здесь же. Переживания в этом случае тоже сильные, но они не заслонили собой того, что происходило кругом, и оживить эти чувствования не всегда удается сразу, как в первом случае (с публичным оскорблением), приходится вспоминать предлагаемые обстоятельства этого события.
Вы купили цветы, а при встрече с подругами сказали, что вам их подарил знакомый. Но одна из подруг видела, как вы покупали их в цветочном магазине. Здесь тоже ложь, но переживания в данном случае слабые. И чтобы восстановить их, на долю психотехники выпадает большая работа. «Слабая эмоциональная память вызывает едва ощутимые, призрачные чувствования. Они не пригодны для сцены, так как мало заразительны, мало заметны, мало доходят до зрительного зала», — замечает К. С. Станиславский.[123]
Раздел I. Воспитание в актере умения вызвать к действию заложенные в нем повторные воспоминания, чувства, переживания
Актер должен научиться по своему желанию вызывать к действию заложенные в нем воспоминания. Вызванные повторные воспоминания переходят в чувства, которыми актер и заживает, перенося их в аналогичные предлагаемые обстоятельства. К. С. Станиславский говорил: «Артист может переживать только свои собственные эмоции. […] Всегда действуйте от своего лица человеко-артиста. От себя никуда не уйдешь. […] Всегда, вечно (нужно. — Л.Н.) играть на сцене только самого себя, но в разных сочетаниях, комбинациях задач, предлагаемых обстоятельствах, выращенных в себе для роли, выплавленных в горниле собственных эмоциональных воспоминаний. […] Зерно, задатки почти всех человеческих качеств и пороков в нем (актере. — Л. Н.) заложены».[124]
В приводимых ниже упражнениях следует искать не самое чувство, а детально вспомнить предлагаемые обстоятельства, действия, вызывающие данное чувство.
Упражнения (на вызов повторных воспоминаний, переживаний).
Вспомнить случай, когда:
Собирались на приятное свидание.
Были чем-нибудь недовольны.
На что-то злились.
Достигли личного успеха.
Совершили поступок, вам было стыдно.
Получили приятные новости.
Получили секретное сообщение.
Сплетничали о ком-то.
Обманывали кого-то, вас обманывали.
Над чем-то злорадствовали.
Вам было страшно, жутко.
Спасались от преследования.
Выздоравливали после долгой болезни.
Рассорились с дорогим и близким вам человеком.
19. Состоялось приятное знакомство., 20. Получили подарок.
Готовились сделать подарок любимому человеку.
Переживали горе, смерть близкого человека.
Была неприятная беседа.
Ожидали в доме приятного гостя.
Было первое объяснение в любви.
Посещали больного близкого человека.
Посещали больного малознакомого и т. д.
В дальнейшем, работая над спектаклями, после того как будет разбужена эмоциональная память и возникнут повторные чувства, надо продействовать сначала в этих пробужденных вами предлагаемых обстоятельствах, потом в созданных вновь сегодня — здесь, затем в предлагаемых обстоятельствах взятой в работу пьесы.
Пример: случай, когда вам было страшно, жутко: а) на предлагаемые обстоятельства, пережитые когда-то и воскрешенные эмоциональной памятью.
— Идем вечером с подругой по лесу, неся на длинной палке тяжелую сумку с продуктами. Лес густой, большой, заросший, сумрачный. Кругом тихо, ни души. И вдруг нам показалось, что вдали кто-то пробирается сквозь чащу. Нам стало страшно, мы остановились, посмотрели друг на друга и замерли. Шум продолжался. Посоветовавшись, конечно, не словами, а взглядами, жестами, мы на цыпочках, стараясь не производить никакого шума (не дай бог хрустнет сучок под ногами или задетый плечом), двинулись дальше, то и дело замирая и прислушиваясь. Отойдя на порядочное расстояние, мы бросились бежать и бежали, пока лес не остался далеко позади; б) на созданные вновь предлагаемые обстоятельства сегодня — здесь.
Вечер. Сидим с сестрой дома. Я читаю, она разгадывает кроссворд. Звонок. Я пошла открывать дверь. Спрашиваю кто? Молчат. Но я слышу, что за дверью человек. Спрашиваю вторично — молчат. Накидываю цепочку и приоткрываю дверь: стоит высокий парень, в руках у него связка ключей, он делает движение к двери, я мигом захлопываю ее и снова спрашиваю, что надо. Опять молчание, но чувствую — «он» там за дверью. Бросаюсь к сестре, торопливо рассказываю все ей. Мы с ней хватаем тяжелые предметы: она — пестик от ступки, я — топорик и идем к двери. Стоим и напряженно ждем. Через некоторое время я прикладываю ухо к двери и слушаю. За дверью тихо. Подождав еще немного, открываем дверь — его там кет, он ушел; в) этюд на ту же тему из пьесы. И. Штока и Я. Дрды «Чертова мельница».
«(К мельнице, крадучись, подходят Дишперанда и Кача.)
Кача. В такой темноте невинной девушке с дороги сбиться ничего не стоит.
Дишперанда. Страшно… Как страшно… Не буду бояться, ни за что не буду больше бояться…
Кача. Идите вперед, ничего не бойтесь, я сзади.
Дишперанда. Нет, я сзади.
Кача. Нет, я сзади.
Дишперанда. Но ведь я принцесса!
Кача. Вот и идите впереди!
Дишперанда. Ой, кажется, черт!
Дишперанда. А вдруг на нас нападут разбойники!
Кача. Если мы идем к чертям, неужели будем бояться разбойников?!
Дишперанда (натыкаясь на притаившегося Мартина). Ай-ай-ай. » и т. д.
Можно сделать несколько упражнений на ту же тему, но в разных пережитых вами предлагаемых обстоятельствах и пробужденных эмоциональной памятью. Можно даже и не делать упражнений, а только вспомнить предлагаемые обстоятельства и действия данной темы, и если повторное чувство, воскрешенное эмоциональной памятью, крепко и ярко, переносить его в спектакль.
Эмоциональную память необходимо тренировать каждодневно, не только в часы занятий, но и дома.
Раздел II. Воспитание в актерах умения находить связь и зависимость внутренней жизни образа и его физического бытия
Проблема физического самочувствия также связана с эмоциональной памятью. Внутренние переживания человека отражаются в физическом самочувствии и физических действиях, а физическое самочувствие, ощущения, действия, в свою очередь, влияют на внутреннюю жизнь человека. Благодаря нашим ощущениям, чувствам мы связываемся с внешним миром, познаем его и ориентируемся в нем для своих действий.
Ощущение — источник наших знаний об окружающем нас внешнем мире. Вот почему и в жизни сценического образа психическое и физическое взаимосвязано. Возьмем к примеру эпизод из пьесы «Вишневый сад» А. Чехова: приезд Лопахина после покупки имения (третий акт). Он опьянен счастьем, возбужден, торжествует, но он, кроме того, просто пьян (физическое самочувствие), и это накладывает отпечаток на его поведение, на его действия. Забыв, что причиняет боль Любови Андреевне, «поет» гимн своей победе, хохочет, пляшет. Потом, увидя плачущую Любовь Андреевну, спохватывается, выражает ей свое глубокое сочувствие: «Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами). О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…» И снова после этого впадает в буйное пьяное торжество: «Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю… (Толкнул нечаянно столик, едва не опрокинув канделябры.) За все могу заплатить. »
Этот пример показывает, что внутренние процессы, человеческая сущность образа отражаются в спектакле, как и в действительности, через физическую жизнь Актер (при помощи режиссера) должен уметь определить в каждой данной сцене точно физическое самочувствие и органично воплотить его.
В физическое самочувствие надо вжиться, и тогда оно подскажет ряд верных физических действий и ярких жизненных приспособлений. Каждое физическое самочувствие (вернее назвать — психофизическое самочувствие) может иметь много оттенков, много дополнительных физических действий, которые зависят от характера создаваемого образа, от предлагаемых обстоятельств, от задачи, от душевного побуждения. Возьмем к примеру физическое самочувствие усталости: у Ани в «Вишневом саде» А. Чехова, у Лизы в «Горе от ума» А. Грибоедова и у Федора в «Нашествии» Л. Леонова. У всех у них желание отдохнуть выражается в физических действиях, типичных для данного самочувствия: расслабить мышцы тела, устроиться как-то поудобнее, стараться не думать и т. д. Но в то же время у каждого имеются свои оттенки и дополнительные действия, соответственно их характерам.
Аня устала, плохо спала всю дорогу из Парижа, но она приехала в свой любимый дом, привезла дорогую маму — она счастлива, и она с удовольствием отдается минуте этого блаженного отдыха.
Лиза устала за целый день работы и беготни по дому. Ее не держат ноги, а тут еще надо стеречь любовное свидание барышни. Лиза пытается устроиться на стуле так, чтобы хоть немножко отдохнуть, но она все время начеку, боится заснуть.
, Федор тоже устал, устал и продрог. Он не спал три ночи («…три дня без сна по городу маюсь, додумать не имею. Нитка мелькает и рвется»). Он пришел к отцу, чтобы найти окончательное решение своей жизненной задачи. Его тянет отдохнуть. Он даже садится, потягиваясь, не замечая того, что все стоят и терпеливо ждут его ухода (по ремарке автора), но он не имеет права на отдых, он борется с этим желанием, направляя всю свою волю на разрешение главной цели своего прихода.
Во всех трех пьесах одно и то же физическое самочувствие, а выражается оно по-разному, в зависимости от предлагаемых обстоятельств и характера создаваемого образа.
Упражнения (на физическое самочувствие).
Чтобы закрепить найденное физическое самочувствие, нужно мысленно повторить намеченные действия.
1. Вспомнить случай, когда очень мерзли, и закрепить это физическое самочувствие. Перенести найденное физическое самочувствие в новую ситуацию, в новые предлагаемые обстоятельства.
Учениками были выдвинуты такие предлагаемые обстоятельства: а) зима. Мороз. Жду поезда на открытой платформе. Поезд опаздывает; б) сижу у проруби реки и ловлю рыбу на мормышку; в) живу в Сибири. Наш совхоз находится вблизи леса. Зимой, в мороз, к животноводческим фермам пробираются волки. Лежу в засаде с ружьем вместе с другими охотниками совхоза; г) я снайпер. Замаскировался на снежном холме. Мороз, но уйти до вечера нельзя; д) зимой ехал через лес. Началась пурга, я заблудился. Наступила ночь; е) я метеоролог. Нахожусь в одной из экспедиций на Даль нем Севере. Мороз, пурга, а мне приходится в установленное время проверять показатели приборов метеостанции; ж) ночью вьюга оборвала электрические провода в заводском поселке. Люди без света. Завод не может работать. Мо роз, сильный, леденящий ветер. Надо починить линию.
2. Вспомнить случай: а) когда вы, замерзший, пришли с улицы в теплое уютное помещение; б) когда вам было очень жарко; в) когда вы с жары вышли в прохладное помещение; г) когда вы физически очень устали; д) когда, вы не спали 2–3 суток и спать все еще было нельзя; е) когда в пути вы натерли себе ноги, а идти было еще далеко; ж) когда вы были голодны; з) когда у вас была сильная головная боль; и) когда вас томила жажда; к) когда вы отдыхали на природе: днем при ярком солнце, в сумерках; л) когда вы попали в ливень, сильно промокли под дождем.
Читайте также
Этап второй: на юг, к Чили и мысу Горн
Этап второй: на юг, к Чили и мысу Горн Чтобы добраться до Южной Америки, нам с «Розовой леди» нужно было долго плыть прямо, а затем повернуть на восток. Этот район известен как «Ревущие сороковые»[21] из-за постоянных сильных западных ветров. Плавать здесь исключительно
Этап второй: на юг, к Чили и мысу Горн
Этап второй: на юг, к Чили и мысу Горн Вторник, 24 ноября 2009 года Снова на юг Этим вечером мы снова пересекли экватор и вернулись в южное полушарие. Приятно опять оказаться дома! Я быстренько поздоровалась с Нептуном и поблагодарила его за рыбу. Кстати, снова не видела
ВТОРОЙ ЭТАП ЧЕТВЕРТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 25 сентября
ВТОРОЙ ЭТАП ЧЕТВЕРТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 25 сентября 5.10 утра. Люки закрыты. Давление в отсеках проверено. Стыки герметичны. Сейчас ждем время начала построения ориентации комплекса “Союз Т-13” — “Салют-7” — “Союз Т-14” для расстыковки с кораблем “Союз Т-13”, где, одетые в скафандры
ВТОРОЙ ЭТАП АПРЕЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ВТОРОЙ ЭТАП АПРЕЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В последние дни декабря в политической жизни Афганистана буквально одновременно произошло сразу несколько крупных событий: и убийство Амина, и приход к власти новых лидеров, и, наконец, главное — на территорию страны были введены
Второй этап
Второй этап После вечерней проверки я сказал в бараке, что завтра меня переводят в какое-то другое отделение работать.Стали прощаться. Одни считали, что мне повезло, другие пугали, что это очень опасный этап и его называют «этап смертников». Никто не знал, какая там работа,
ВТОРОЙ ЭТАП. «ЕСЛИ БЫ», ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
ВТОРОЙ ЭТАП. «ЕСЛИ БЫ», ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Раздел I. «Если бы»Мы уже не раз упоминали, что на сцене надо действовать подлинно, то есть целесообразно, продуктивно, обоснованно. И подводит нас к этому понятие «если бы». Например: если бы я ждала к себе гостей, то я
ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ В РЕАЛЬНОЙ И ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТЯХ
ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ В РЕАЛЬНОЙ И ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТЯХ Артист должен развивать воображение. Не насиловать воображение, а увлекать его своим замыслом, зрительным рядом видений. Воображение должно быть: во-первых, активным, то есть должно
ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ Педагог прежде всего должен выработать у учеников навыки и уменье сосредоточивать свое внимание на данном объекте. Научить их абстрагироваться от всех внешних раздражителей, рассеивающих
ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТИ
ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТИ На сцене, в пьесе, в роли и в самой действительности существуют две главные плоскости проявления нашего внимания: реальная и воображаемая. Идя по линии роли, артист попадает то в одну, то в
ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В жизни за нашей логикой и действиями следят подсознательное настороженное внимание и инстинктивная самопроверка. Но на сцене «приходится заменять механичность сознательной, логической и последовательной проверкой
ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ПЯТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ПЯТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ Имеется тесная связь, взаимосвязь, взаимодействие наших пяти чувств (органов восприятия). Сначала создаются зрительные представления, а потом через эти зрительные представления возбуждаются и другие внутренние органы.
ТРЕТИЙ ЭТАП. МАНКИ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ (ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ)
ТРЕТИЙ ЭТАП. МАНКИ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ (ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ) Чтобы вызвать повторные чувствования через возбуждение эмоциональной памяти, существуют манки. Сила каждого подлинного манка прежде всего в его привлекательности, притягательном свойстве, в
ВТОРОЙ ЭТАП. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
ВТОРОЙ ЭТАП. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ Для общения необходимы следующие условия:Материал для общения, то есть то, чем можно общаться, что побуждает общаться — внутренние чувства, мысли (так, например, в одном из упражнений была задача, рожденная определенной
Второй этап операции «Фокус» (1956 г.)
Второй этап операции «Фокус» (1956 г.) Особенности внитриполитического положения Венгрии К концу 1955 г. противоречия в общественной и экономической жизни ВНР усилились. Борьба с ревизионизмом велась не принципиальными идеологическими мерами, а административными и
Второй этап контрреволюции. Реставрация и «нейтралитет»
Второй этап контрреволюции. Реставрация и «нейтралитет» Второй этап контрреволюции начался 29–30 октября. В эти дни открыто вышли на сцену маскировавшиеся ранее силы контрреволюции и реставрации старого режима. В условиях террора, который был начат мятежниками,
Источник