- Эмоциональный интеллект ребёнка
- Елена Петрусенко
- Историческая справка
- Особенности эмоционального интеллекта детей
- Зачем развивать
- Как определить уровень эмоционального интеллекта
- Методика ЭмИн
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
- Тест Холла
- Тест SREIT
- Тест ЭмIQ–2
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Игры на развитие ЭИ
- «Кубик настроений»
- «Зеркало»
- «Я радуюсь, когда. »
- Упражнения на работу с эмоциями
- «Подушка злости»
- «Дневники добра»
- Какие книги можно почитать
- Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Если хотите почитать с ребёнком:
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
- Конспект занятия «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»
Эмоциональный интеллект ребёнка
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
- восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
- понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
- управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
- использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
- непосредственны и откровенны;
- оптимистичны и позитивны;
- легко эмоционально отзываются на события;
- чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
- резко меняют эмоциональный настрой;
- незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
- нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
- осознают собственную исключительность и неповторимость;
- противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
- не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
- поможет в общении;
- повысит продуктивность в учёбе;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда. »
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
- «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
- «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
- «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
- обладает богатым эмоциональным словарём;
- не стремится к совершенству и перфекционизму;
- не позволяет другим портить себе настроение;
- способен переключаться от негатива к позитиву;
- наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
- умеет отказывать;
- может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
- Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
- Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
- Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
- Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
- Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
- М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
- серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник
Конспект занятия «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»
Любовь Ивачева
Конспект занятия «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»
«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»
1 занятие. Вводное 35 мин.
Приветствие. Психолог и дети представляются. (Имя и фамилия) (1 мин.)
Медитативная часть занятия.
1. Дыхательное упражнение (1 м.)
Дети сидят. Психолог объясняет упражнение
-Когда поезд въезжает в туннель, то становится темно, а когда поезд подходит к станции, то становится светло.
— Вдохнуть — закрыть глаза (поезд въехал в туннель). Выдох — открыть глаза (поезд подошел к станции). Продолжить дыхание, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. (10 раз)
— Открыть глаза и поморгать.
2. Упражнение «Солнечный зайчик». (2 мин.)
-Дети, наблюдали в жизни солнечного зайчика. Какой он? Как он себя ведет? Что вы к нему чувствуете? Давайте представим, что к нам в эту комнату заглянул солнечный зайчик.
— Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Ой! Какой он яркий! Хочется закрыть глаза от его света. Закройте их. И не открывайте. Погладьте ладонями солнечного зайчика на своих глазах.
— Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
— Он побежал дальше по лицу (нежно погладь зайчика ладонями по тем местам своего тела, где он пробегает)
— Солнечный зайчик побежал по лбу, по носу, по ротику,
по щёчкам, по подбородку, по голове, шее, рукам, ногам.
— Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги.
— Он забрался на живот — погладь животик.
— Отлично! Мы подружились с Солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу.
— Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения? (Ответы детей)
3. Физкультминутка (2 мин.)
Дети встали, повторяют движения и слова.
Руки в стороны поставим.
Правой левую достанем. Стоя ноги врозь, руки в сторону.
Поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке.
А потом — наоборот,
Будет вправо поворот. Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке
Раз — хлопок, два — хлопок,
Повернись ещё разок! Делая хлопки, повернуться вокруг себя.
Раз — два — три — четыре,
Плечи выше, руки — шире! Хлопки в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны.
Опускаем руки вниз
И на корточки садись!
Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки.
(Повторить несколько раз)
Цель. Учить выражать с помощью жестов доброжелательное отношение к сверстникам.
Ход игры. Психолог стоит в круге, который образовали дети,и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихо журчат
5. Игра «Я очень хороший» (30 сек.)
Цель — способствовать повышению самооценки детей.
Психолог предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов.Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».
6. Игра «Хочу быть счастливым» (2-3 мин)
Цель — способствовать развитию самоуважения детей.
Психолог рассказывает детям сказку:
«Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым,и поэтому часто спрашивал у своей мамы:
— Мам! Я стану счастливым?
— Не знаю, сыночек. Я бы очень этого хотела, но сама не знаю, — отвечала мама.
— А кто знает? — допытывался котенок.
— Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, высоко, им виднее, — отвечала мама улыбаясь.
И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром, солнцем.Залез он самую высокую березу в их дворе и закричал:
— Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!
И услышал он глухой сильный голос, чей он был, он так и не понял,но запомнил на всю жизнь:
— Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым!»
После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит последние слова котенка
— Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!
а группа громко отвечает:
«Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым».
Психолог подводит итоги медитативной части
— Дети! Я вам раздам заготовки смайликов, а вы с помощью выражения рта нарисуете свое настроение. (рефлексия. 1 мин.) Иметь заготовки смайликов без прорисованного рта и цветные карандаши или фломастеры.
Дети отражают свое настроение –рисуют смайлики и сдают.
2. Практическая часть занятия (15 мин)
Психолог: Сегодня мы поговорим об эмоциях. Посмотрите на лицо этого человека (Показывается пиктограмма «Радость»). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей). Да, правильной. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, Глаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице. (картинки эмоций).
— Какие еще эмоции вам известны? (Дети называют)
(Психолог демонстрирует иные эмоции радость, удивление, и другие). Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать других людей и самих себя.
Останавливается на эмоции «Удивление»
— Что может следовать за «Удивлением»?
-Творческий порыв, (т. е. «Вдохновение»на деятельность:
на рисунок, песню, танец и т. д.
-Злость, обиду, печаль.
Удивление – самая быстрая эмоция.
Игра. 1. «Я удивлюсь, если…» (1-2 мин)
По очереди каждый приводит свой вариант окончания фразы «Я удивлюсь, если…».
Например: «Я удивлюсь, если наш кот заговорит человеческим голосом». «Я удивлюсь, если папа придет с работы в костюме клоуна». «Я удивлюсь, если встречу на улице инопланетян».
(Эта игра не только объясняет, что же такое удивление, – она смешит, развивает фантазию и приближает к пониманию ребенком того, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».)
Сейчас мы сможем узнать как «Удивление» превращается в другое что-то через «Историю про маленькую собачку Тусю», а вы, слушая её, определите, какие эмоции пережила Туся и другие герои «Истории». Кроме Радости вы найдёте и другие. После прочтения мы обсудим, на следующих занятиях и проиграем и проиграем эти эмоции.
История маленькой собачки Туси (Пролог) (10 мин.)
В одно зелёно-голубое солнечное утро, собачка Туся, спрыгнув с крыльца, окунулась с головой в жёлтый ковёр одуванчиков, который раскинулся между деревьями возле её дома. Через мгновение Туся выныривала из их объятий, чихая от сладко-горького аромата цветов. Такая игра Тусю забавляла. (Радость – карточка)
— Эх! Кого бы пригласить в игру?- Туся поднялась на задние лапки в поисках друга.
Соседский котенка Мяу нежился на солнце, уютно устроившись на подоконнике своего дома.
Туся завиляла хвостом и направилась к нему. Мяу, узнав в Тусе того злодея, который в клочья разодрал его любимую игрушку — бабушкин клубок ниток — так выгнул спину и вздыбил шерсть, да еще и враждебно зашипел, что Туся, как от кипятка отскочила от него. А Мяу тут же оказался на дереве. (Удивление – карточка)
Туся проследила взглядом за карабкающимся к верхушке дерева котёнком, гавкнула на Мяу,что означало: (Злость – карточка)
— Да и не очень-то нужна мне твоя дружба! – и продолжила своё купание в цветах, но тот азарт от игры куда-то пропал.
Туся повела носом, и её увлёк манящий к себе аромат сирени, росшей в сквере. Она потрусила по тропинке, вдруг резко прыгнула, пытаясь поймать бабочку, дерзко летящую над самой Тусиной головой.
Но только Туся хотела щёлкнуть зубами и захватить бабочку в плен своей собачьей пасти, как в неё — бабах – врезалось что-то мягкое. Туся от удара промахнулась, сделав холостой щёлк зубами и перед собой увидела Щенка, который дрожал всем щенячьим тельцем от страха перед Тусей. Собаки замерли друг перед другом, как «замороженные» Дедом Морозом. (Удивление)
Туся же быстро сообразила, что нашла себе друга для игры. Она так энергично завиляла хвостом, что часть ее тельца прямо заходила из стороны в сторону,предлагая:
— Щенок!Давай дружить! (Радость)
Но Щенок при виде Туси поджал свои ушки, хвостик – завитушку и помчался со всех лап к своему хозяину мальчику Саше (Страх). Саша взял Щенка к себе на руки, нежно погладил его,успокоив словами:
— Я не позволю тебя обижать этой злой собаке Тусе! – напомнив, каким злым лаем Туся вчера прогнала Щенка со двора.
Туся несколько раз гавкнула в сторону Щенка,что на собачьем языке означало: (Злость)
— Да и не очень-то я хотела с тобой дружить! — и гордо продолжила свой путь по скверу.
Гулять в одиночестве Тусе всё-таки было грустно. (Грусть)
Туся погонялась за своим хвостом, погавкала на сороку, протрещавшую что-то про Тусю, и растянулась в тени берёзы, совсем-совсем заскучав.
И тут ей повезло – из-за дома вышли девочки. (Радость)
Туся помчалась им навстречу. Всем своим видом она показывала как она рада девочкам! Выражение ее мордочки было умильным-умильным, а хвостик так мотался из стороны в сторону, что даже в глазах рябило!
Девочки гладили её мягкую шёрстку, трепали за ушки и бегали с Тусей наперегонки. Наигравшись, сели на скамейку в сквере под дубом.
У Маши в кармане нашелся мелок. Она начертила на асфальте «классики». Рассчитавшись, девочки увлеклись игрой. Туся покрутилась между девочками, надеясь вновь оказаться в центре внимания, но Аня строго приказала ей не мешать.
Туся притихла и вначале послушно наблюдала за девочками, потом муравьями, сновавшими в траве, положив свою мордочку на вытянутые лапки.
Но когда девочки начали играть в магазин, Туся проворно запрыгнула на скамейку, схватила в зубы сосновую шишку и убежала, призывая всем своим озорным видом поиграть в её любимую игру – догонялки.
— Туся! Верни наш товар! Туся! Ты мешаешь нам играть! – кричали девочки. (Злость)
Туся же весело лаяла, раскидывала все предметы, аккуратно разложенные на скамейке для игры в магазин.
— Туся! Так не играют! Так только портят игру! – кричала Тусе Маша.
— Девочки! Пойдемте в наш двор! – предложила Кира, поняв, что с Тусей играть совсем не интересно.
И девочки ушли. Туся вновь осталась одна. Опустив голову и уши, Туся вяло бродила по скверу. (печаль)
Цвета утра, аромат цветов и трав, пение птиц, сладость на языке потускнели.
1. Когда Туся испытывала удивление? В какие чувства оно превращалось?
2. Что чувствовал Мяу по отношению к Тусе?
3. Что чувствовал Щенок, Саша, девочки?
4. Что вы чувствуете к Тусе? Почему?
5. С кем Туся хотела поиграть, т. е. дружить? Почему не получилась дружба у Туси м Мяу, со Щенком, с девочками?
6. Сможет Туся найти друзей?
5. Что ей надо изменить в себе, чтобы стать другом?
6. Давайте отправим Тусю в «Мастерскую Дружбы»
На следующем занятии вместе с Тусей мы отправимся в «Мастерскую Дружбы»
Дети, пришло время прощаться. Сегодня мы выучим ритуал прощания.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. (дети встают в круг)
Давайте выучим стихи Самуила Маршака
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути-
Важнейшее условье! (Соединенные руки поднимают вверх.)
Досуговое занятие на формирование эмоционального интеллекта у детей раннего возраста «Эмоции» Досуговое занятие «ЭМОЦИИ» Цели занятия: • Сформировать понятие об эмоциях: радости, грусти и злости, показать их схематическое изображение.
Фотоотчет о создании социального и эмоционального развития интеллекта в младшей группе в 2018 году В адаптационный период в младшей группе большое внимание уделяется взаимоотношениям, умению выражать себя. В сентябре устроили праздник.
История маленькой собачки Туси. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников История маленькой собачки Туси пролог В одно зелёно-голубое солнечное утро, собачка Туся, спрыгнув с крыльца, окунулась с головой в жёлтый.
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта Картотека игр для развития эмоционального интеллекта. Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать.
Конспект занятия по развитию речи у дошкольников с нарушением интеллекта «Мебель» Конспект занятия по развитию речи у дошкольников с нарушением интеллекта 3 год, III квартал Тема: «Мебель» Цели : 1. Актуализировать имеющиеся.
Консультация «О вопросе эмоционального интеллекта дошкольников» Период дошкольного детства по праву считается общезензитивным в плане высокого личностного развития. В этот период интенсивно развиваются.
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста Новый термин, который привнес ФГОС ДО —эмоциональный интеллект. Что это такое? В 1990 году Питер Сэловей и Джон Мэйер опубликовали статью.
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц Л. М. ДЖУМАГАЗИЕВА, Н. А. ЗЮЗИНА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Эмоциональное.
Семинар «Развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное.
Источник