Занятия по развитию эмоционально волевой сферы во вспомогательной школе

Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы.
план-конспект на тему

Занятие для умственно отсталых дошкольников по развитию эмоционально волевой сферы.

Скачать:

Вложение Размер
emotsii.docx 15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы.

Тема: Знакомство с миром эмоций.

Цель: Развитие эмоциональной сферы; развитие коммуникативных и личностных способностей через формирование положительной мотивации.

-закрепить основные понятия темы: «эмоции», «чувства», «настроения»,

-учить определять эмоциональные состояния, которые может переживать человек.

-развивать умение использовать свой жизненный опыт,

-развивать умение сдерживать свои чувства и эмоции.

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,

-сплочение детского коллектива,

-выработка положительного настроя и эмоций.

-Дети входят в группу. Стулья стоят по кругу, дети встают сзади своих стульев.

Выполняем «Йоговскую гимнастику для малышей»

-На стул садится тот, кто назовет что бывает сладким.

-За стол садится тот, кто назовет что бывает тяжелым.

-Сегодня мы продолжим говорить о настроении и о тех эмоциональных состояниях, которые может переживать человек. Вы знаете человека, который никогда не смеется, не плачет, не злится и ничего не боится?

-Таких людей не бывает. Если бы мы не радовались, не смеялись, не плакали, на кого бы мы были похожи?

-Вот и сегодня вы пришли в детский сад и у всех было разное настроение. Но я, глядя на вас сразу поняла кто что чувствует. Как я это определила?

+ по выражению лица.

-Разложите перед собой карточки с эмоциями. Сейчас я буду читать стихи, а вы показывать карточку с соответствующим настроением.

Целый день он хмурит брови

И грозит всем кулаком

Да, сегодня он не в духе-

Навестим его потом (злость)

Ночь пришла, а в темноте

Тени движутся везде

Я забрался под кровать

Спрятался и стал дрожать (страх)

Если вам смешинка в рот

Вдруг случайно попадет

Не сердитесь, не ворчите

Хохочите, хохочите! (радость)

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот (удивление)

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко скорей!

Нам без солнышка обидно

В небе зернышка не видно!» (грусть)

Но мохнатые боятся:

«Где нам с этаким сражаться?

Он и грозен и зубаст,

Он нам солнце не отдаст!» (страх)

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе, дедушка за солнышко!» (радость)

Вдруг по небу грозное

И кулаком громадным

Сердито мне грозит (злость)

За окошком дождь грустит,

Он в окошко к нам стучит,

Ведь в дождливую погоду

Грустно всем нам понемногу (Грусть)

-Молодцы! А как вы думаете только ли люди испытывают различные настроения? Когда животные и растения грустят? Плачут? Радуются?

(Раздаю рисунки цветов, в серединке которых изображены разные настроения, контуры лепестков нарисованы пунктиром)

-Посмотрите на цветы, у них тоже разное настроение. Найдите цветочек, у которого радостное настроение, лепесточки обведите простым карандашом, а затем закрасьте их желтым. (Красным-зло, зеленым-грусть, синим-удивление).

-Найдите цветочек, у которого нет настроения, нарисуйте на нем свое настроение и закрасьте тем карандашом, который соответствует вашему настроению.

-А сейчас поиграем в игру «Настроения». Встаем в круг и будем изображать то настроение, о котором я скажу.

1-2-3 как я улыбаюсь, покажи.

1-2-3 как я злюсь, покажи

1-2-3 как я удивляюсь, покажи

1-2-3 как я боюсь покажи

1-2-3 как я грущу покажи

-А сейчас вы скажете фразу «Сегодня идет дождь» с радостью, с грустью, со злостью, с удивлением.

-И в заключении посмотрим презентацию с различными настроениями.

3. Заключительная часть.

-Наше занятие подошло к концу, что вам больше всего понравилось на занятии?

-А что не понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш.

Как работать на уроке над развитием эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте.Занятия по данной программе арттерапевтических занятий способствуют.

В помощь родителю.

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус.

Цель программы гармонизировать эмоционально-волевую сферу детей младшего школьного возраста, испытывающих внутреннюю дисгармонию.Разработана на основе работ Т. Зинкевич-Евстигневой и Ткач Р.М.

Источник

Рабочая программа «Эмоционально — волевое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью»
рабочая программа по психологии (5, 6, 7 класс) на тему

Рабочая программа «Эмоционально — волевое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью» предназначена для коррекционных занятий с детьми, имеющими умеренную или тяжёлую умственную отсталость, но посещающих занятия в общеобразовательном классе в рамках сельской школы.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalno_-_volevoe_razvitie_programma.docx 32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Масальская средняя общеобразовательная школа»

Зам.директора по учебно –

«26 » августа 2016 г.

от « 29 » августа 2016 г.

Эмоционально — волевого развития детей

с интеллектуальной недостаточностью

Разработана: Овчаренко Г.В.,

( высшая квалификационная категория)

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 года;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утверждённой приказом № 28/5 от 23.05.2016 года;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утверждённой приказом 28/5 от 23.05.2016 года;
  • Приказа №104/1 от 06.10.2014 года комитета по образованию Алтайского края Локтевского района «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Локтевского района».

Учебно – тематическое планирование разработано на основании методического пособия:

Программа коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.

Проблема коррекции и развития эмоционально — волевой сферы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является важной и актуальной. Эмоциональное развитие обучающихся с интеллектуальной недостаточностью заслуживает особого внимания, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми и, соответственно, во многом определяет успешность социальной адаптации и интеграции в общество.

Обучающимся с особенностями психофизического развития свойственна эмоциональная незрелость, связанная преимущественно с недостаточной

сформированностью произвольных психических процессов, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, склонность к полярным, лишенных тонких оттенков эмоций, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, подчас резким изменениям. Психолого – педагогическое наблюдение за поведением таких детей выявляет эмоционально обусловленные недостатки их характера: раздражительность;

  • повышенную возбудимость аффектов;
  • сильную остроту симпатий и антипатий к людям;
  • импульсивность поступков;
  • пугливость и болезненные страхи (фобии);
  • пессимизм и чрезмерную весёлость;
  • равнодушие и безучастность.

Нарушение эмоциональной сферы воспитанников с интеллектуальной недостаточностью является актуальной проблемой, которая требует коррекционно-развивающей работы. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений смягчает эмоциональный дискомфорт, повышает активность и самостоятельность воспитанников, снижает личностные реакции, обусловленные эмоциональными нарушениями, такими как повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность. А также позволяет скорректировать самооценку, повысить уровень самопознания, сформировать эмоциональную устойчивость и саморегуляцию. Проведение коррекционно — развивающей работы крайне важно для успешной социализации воспитанников в обществе.

В связи с этим возникла необходимость разработки программы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ. Для проведения коррекционно — развивающей работы составлена программа эмоционально-волевого развития , основанная на пособии Никишиной В.Б.

«Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития».

  • содействие процессу эмоционально — личностного развития, улучшению субъективного самочувствия, укреплению психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.
  • Развить навыки рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки.
  • Познакомить с элементарными понятиями психологии об эмоционально — личностной сфере.
  • Сформировать представление о формах и навыках личностного общения со сверстниками, способов достижения взаимопонимания.
  • Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
  • Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.
  • Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
  • Смягчить эмоциональный дискомфорт, ослабить вторичные личностные реакции, обусловленные эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность;

Программа адаптирована для работы с подростками 10 – 14 лет (4, 5, 6 классы), имеющими рекомендации Территориальной психолого — медико — педагогической комиссии . района.

Психопрофилактическая работа с подростками в рамках данной программы осуществляется на основе следующих принципов:

Для успешности процесса необходимо, чтобы подросток чувствовал себя комфортно. Комфортная среда подразумевает, с одной стороны, уровень партнерских взаимоотношений педагога – психолога с участниками тренинга; с другой стороны, ряд «средовых» факторов: мягкое освещение, удачное местоположение ребёнка относительно педагога — психолога и пр. Во время занятий используются задания, соответствующие возможностям ребенка; инструкция к играм формулируется в сказочной форме; исключается негативная оценка действий ребёнка, поощряется фантазия и творческий подход.
2. Принцип «безусловного принятия»

Принятие ребёнка таким, какой он есть. Принятие внешнего вида и физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний — все это является залогом успешности коррекционно-развивающей работы

3. Принцип «доступности информации»
Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, которые дает педагог -психолог, должны быть сформулированы доступно для понимания подростков.

4 . Принцип активности и свободы самовыражения

Постановка подростка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

5. Принцип реального «проживания», проигрывания всевозможных ситуаций вместе с героями читаемых произведений. Подросток ставит себя на место героя, анализирует (с помощью педагога) ситуации, предлагает свой выход из них, реально их проживает.
6. Принцип осмысления опыта

Разыгрывая ситуацию, подросток имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, дает возможность соотнести игру с реальной жизнью, найти способы решения проблемы.

7. Принцип обмена

В любой игре подросток и педагог-психолог легко обмениваются мыслями, чувствами, что позволяет построить партнерские взаимоотношения.

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы обучающихся занимает важное место в решении задач психологического сопровождения образовательного процесса.

Программа эмоционально – волевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает 4 основных блока:

Ввиду незрелости личности детей с нарушением интеллекта и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей коррекционная работа начинается с занятий, направленных на повышение самопознания, осознания и выражения своих чувств понимания и принятия чувств, окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.

Формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

Развитие способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, повышение мотивации к достижению жизненных целей.

Для оценки результативности работы в программе предусмотрен диагностический блок, который включает два этапа: перед началом работы и по ее завершении.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. В основном используются следующие методы:

  • Имитационные и ролевые игры;
  • Психогимнастика;
  • Рисуночные методы;
  • Элементы групповой дискуссии;
  • Техники и приёмы саморегуляции;
  • Метод направленного воображения.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения. Отработка навыков проходит в три этапа:

  • получение информации о содержании того или иного навыка;
  • применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
  • перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.

Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально – волевому развитию обучающихся:

Календарный учебный график обучающихся 4, 5, 6 классов содержит по 35 учебных недель, поэтому рабочая программа рассчитана также на 35 учебных часов, по 1 часу в неделю.

Планируемые результаты реализации программы

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по устранению трудностей эмоционально — волевой сферы у обучающихся должны быть:

  • более сформированы и развиты психологические предпосылки и основы учебной деятельности;
  • лучше развиты интеллектуальные способности;
  • развиты мотивационная и эмоциональная сфера подростков, межличностных отношений подростков;
  • лучше сформированы навыки конструктивного общения, расширен репертуар видов общения;
  • лучше развита личность подростка, снижение внутриличностных противоречий.

Источник

Читайте также:  Как снять депрессию с похмелья
Оцените статью