- Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию эмоциональной-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста
- Ход занятия:
- Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей «Путешествие в страну эмоций»
- Ход занятия
- Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию эмоциональной-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста
Лилия Ахмадеева
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию эмоциональной-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию эмоциональной-волевой сферы с детьми старшего дошкольного возраста.
Психокоррекционное сопровождение эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие эмоционального мира ребёнка, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе
• сплочение группы и создание психологического комфорта в группе;
• развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое;
• развитие умений контролировать собственное настроение, что положительно влияет на взаимоотношение с окружающим миром;
• способствовать снятию мышечного напряжения у детей;
• развитие творческих способностей.
• мимические и пантомимические приемы
• знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, страх, злость).
• проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения (Чистякова)
• прослушивание музыкальных произведений, вызывающих различные эмоции;
• проведение психологических игр и упражнений.
Оборудование: альбомный лист, гуашь, столы и стулья по количеству детей, магнитофон, колокольчик, салфетки.
Ход занятия:
Звучит спокойная, тихая музыка, дети заходят в зал.
— Добрый день! Я очень рада видеть вас, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом не просто словами, а необычным способом. Поиграем в игру, которая называется «Будем дружными».Послушайте внимательно правила этой игры: под веселую музыку мы с вами будем танцевать. Когда музыка остановиться, вы должны найти себе пару –услышите мои слова:
— «будем знакомы» — жмете друг другу руку;
— «веселые ребята» — весело улыбаемся друг другу;
— «дружные ребята» — обнимаем друг друга.
Беседа с детьми о настроении:
Рассаживайтесь поудобнее и послушайте, что я вам расскажу. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир, мир эмоций.
— Скажите пожалуйста, как вы понимаете слово «эмоции» и что оно обозначает (ответы детей: настроение человека).
— У меня сегодня очень хорошее настроение, а у вас? (предполагаемые ответы детей).
Игра «Мое настроение». Детям предлагается поведать остальным о своем настроении.
— Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? (предполагаемые ответы детей).
— Почему настроение может быть плохим? (предполагаемые ответы детей: обидели, болит зуб и др.)
— Что же можно сделать для того, чтобы улучшить настроение? (предполагаемые ответы детей: рассмешить, обнять друг друга и др.).
Упражнение «Угадай эмоцию и покажи ее».
— сердце сильно бьется или наоборот, замирает, руки и ноги дрожат, становятся большими глаза (страх);
— хмурые брови, красное лицо, частое дыхание, уголки рта направлены вниз (злость);
— человек поник, плечи опущены, у рта образуется складка, брови «домиком» (грусть);
— человеку легко, глаза как будто сияют, рот расплывается в улыбке (радость).
Сначала дети угадывают состояние, называют его, затем – показывают.
Ведущий говорит о том, что настроение бывает разным и может меняться за день несколько раз. Почему оно меняется? Оно меняется в зависимости от тех событий, которые происходят с человеком.
Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов,как они радуются при встрече:
— когда они встречают детей в свой день рождении;
— когда приходят в детский сад и встречают своих друзей и т. д.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех.
Молодцы! Все справились с этим упражнением. Как здорово и весело нам сегодня играть!
– Ребята, скажите, а если подарить цветы, то можно ли улучшить настроение? Ответы детей.
— Давайте сейчас сами попробуем вырастить цветок. Но он будет не простой, а волшебный цветок – настроение.
— Выберите себе любое место на ковре, сядьте поудобнее. Представьте, что у вас в руках семя, вы сажаете его в землю. Пригревает ласковое солнышко, поливают заботливые дожди и из земли показывается маленький нежный росток. Он растёт сильным и стройным (спинки прямые). И вот у него появляется один листок (одна рука в сторону, затем второй (другая рука в сторону… Они также тянутся к солнцу. Поднимаются всё выше и выше (дети поднимаются с колен и встают во весь рост). И вдруг появляется бутончик, сначала совсем маленький, потом он начинает набухать и постепенно раскрывается (кисти детей сложены, постепенно разъединяясь, по подобию лепестков цветка). Посмотрите, какие красивые цветы. У всех разные, но очень красивые. Вдохните их аромат. Волшебные цветы. Нам очень приятно и радостно на душе. Наши лица озаряют улыбки.
Упражнение «Подари улыбку другу»
— А сейчас, когда у нас хорошее настроение, давайте подарим улыбку друг другу. Дети встают в круг.
— У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку. Дети произносят слова «Мы посмотрим друг на друга – подари улыбку другу». Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают колокольчик. Таким образом, в упражнении оказывается задействован каждый ребёнок.
7. Арт-терапия «Рисуем эмоции все вместе». Детям предлагается нарисовать свои эмоции на листе бумаги. Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния.
— Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас сейчас настроение?
— А что мы сделали для того, чтобы наше настроение было весёлым? (ответы детей) Дети делятся впечатлениями.
— Я хочу пожелать вам, чтобы ваше настроение как можно чаще было светлым, радостным и веселым, чтобы вы как можно реже грустили и печалились.
1. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб. «Валери СПД», 2001.-112с., ил.
2. Панфилова М. А.Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 160с.
3. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль. 1996.
4. Данилина Е. А., Зедгенидзе В. Я., Стелина Н. А. В мире детских эмоций
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.
Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.
Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР», учитель-дефектолог И. М. Горбовская Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального.
Источник
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей «Путешествие в страну эмоций»
Ольга Николаевна Гребенщикова
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей «Путешествие в страну эмоций»
1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение передавать разные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства. Тренировать выразительность мимики и пантомим.
2. Развивать коммуникативные навыки у детей с ограниченными возможностями.
3. Развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание).
4. Воспитывать уважение к личности товарища и принятие индивидуальности каждого ребенка.
Материал: карточки с изображением разных эмоциональных состояний, жизненных ситуаций; мяч, игрушка заяц, котик.
Ход занятия
— Ребята, добрый день! Здравствуй… (приветствие с мячом).
— Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в одну волшебную страну – страну эмоций. А попасть в эту страну нам поможет вот этот кубик. Вы должны назвать и показать эмоцию, которая вам выпадет на кубике.
(Каждый ребенок бросает кубик по очереди показывая изображенную на нем эмоцию).
2. Упражнение «Определи эмоцию».
— Вот мы с вами и попали в эту удивительную страну, посмотрите, нас ждут
фотографии жителей этой страны. Скажите, пожалуйста, фотографии разные или одинаковые (ответы детей: разные).
— А почему как вы думаете? (ответы детей: потому что они выражают разные эмоции).
— Давайте посмотрим на фотографии и определим, какие эмоции они выражают (Злой Карабас — Барабас, грустный Пьеро, радостный Буратино, удивленная Мальвина, испуганной зайчик.) (радость, грусть, удивление, злость, страх).
— Ребята, а как вы определили, что это радость (ответы детей: улыбается, брови приподняты, широко открыты глаза, и так далее по каждой эмоции.
3. Упражнение «Подбери верно».
— Сейчас вы выберите каждый по карточке с какой-то ситуацией. Надо
определить к какой эмоции подходит данная картинка, и объяснить свой выбор. (раздаются карточки с различными ситуативными картинками с разными эмоциями героев).
4. Подвижная игра «Покажи».
— Сейчас мы с вами превратимся в маленьких актеров. Вы должны будетепоказать как ходят герои сказок с разными настроениями:
• Грустная Аленушка и т. д.
— Ребята, а какие эмоции вам легче было всего выполнять. (ответы детей).
5. Упражнение «Закончи предложение».
— Ребята к нам в гости пришёл зайчик и сейчас он расскажет вам интересную историю.
Кукла зайчика: Ребята как я рад вас всех видеть! Хотите узнать, что со мной случилось (да). Утром я проснулся, потянулся и выглянул в окошко (имитация движений, а там всё белым, бело, а с неба сыпется крупа я так ….
(Ответ детей: Удивился). Точно, удивился. И решил проверить, вдруг манная?
Надел шапочку, проверил ушки, надел шарф, рукавички, оделся и побежал на улицу (имитация движений). Вдруг слышу, какой то странный звук.
Ушки мои задрожали, мне стало так … (Дети: Страшно)
Правильно, страшно. Я пригляделся и увидел маленького котёнка, который жалобно мяукал. Котёнку было холодно, одиноко и очень, очень…
Давайте пожалеем котика и улыбнемся ему? (дети гладят котика и улыбаются ему). Спасибо вам ребята, мы с котиком пойдем дальше.
6. Пальчиковая гимнастика «Грустные пальчики»
Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)
Очень встретиться хотят. (поворачивают кисти рук вправо-влево)
По дорожке побегут, (пальцы обеих рук «бегут» по столу)
В гости все они придут. (соединяют попарно пальцы рук и ритмично надавливают кончиками пальцев друг на друга).
7. Нарисуй эмоцию.
— Сейчас я вам раздам вот такие личики. Я их рисовала, но не
успела дорисовать. Посмотрите внимательно, и изобразите свое настроение.
(дети выполняют задание).
— Ну вот и закончилось наше время, проведенное в стране эмоций. Вы очень помогли местным жителям и поэтому они хотят подарить вам каждому вот такие смайлики (раздаю смайлики).
— А теперь нам пора возвращаться в свою группу. А чтобы вернуться обратно нам вновь нужно бросить наш кубик.
9. Прощание (с мячом.) До свидания … (имя ребенка).
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ Благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья, зависит от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные.
Конспект группового занятия по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы «Путешествие по зимнему лесу» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» села Амурзет» Групповое занятие по.
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей. Цели: 1. Образовательная. а) познакомить с основными эмоциями:.
Интегрированное занятие в старшей группе по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Путешествие в волшебный мир» Тема: Путешествие в волшебный мир! Цели: Совершенствование способности управлять своими чувствами и эмоциями. Обогащение мотивационной и.
Методические материалы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами.
Методики для оценки состояния эмоционально-волевой сферы Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо» Данная методика используется для исследования тревожности.
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 4–7 лет «Давайте жить дружно» В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей со сложными дефектами в развитии средствами нетрадиционных техник рисования Развитию эмоционально-волевой сферы способствует рисование с помощью пальцев, ладошкой. Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику.
Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «На лужайке» Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет Тема: «На лужайке» Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Источник
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
екатерина кузнецова
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприятие в дальнейшем.
Стрессовые ситуации могут привести к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, и как следствие у ребенка проявляется тревожность.
Развивая эмоционально-волевую сферу дошкольника, мы создаем условия для формирования стрессоустойчивости ребенка и личностного роста.
Я как педагог-психолог ДОУ использую следующие упражнения для снятие напряжения и тревожности у детей дошкольного возраста.
Игра №1: «Цветочек и солнышко».
Эта игра, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Воспитатель начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.
Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его (Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками).
Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку (Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки).
Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок (Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны).
Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем (Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу).
Игра № 2. «Пиктограммы».
Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.
а) определить по пиктограмме,какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др. ;
б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
в)игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Игра № 3. «Тренируем эмоции».
Попросите ребенка нахмуриться — как:
— как хитрая лиса,
— как радостный ребенок,
-как будто бы увидел чудо.
— ребенок, у которого отняли мороженое,
— два барана на мосту,
Игра № 4. «Упрямые барашки».
Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый)говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки. Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.
Игра № 5. «Нехочуха».
Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра.Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.
Я сегодня рано встал,
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает,
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
— Не бери, поставь, нельзя!
Я ногами топочу, я руками колочу.
Не хочу я, не хочу!
Тут из спальни папа вышел:
— Почему такой скандал?
Отчего, ребенок милый,
Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу.
Не хочу я, не хочу!
Папа слушал и молчал,
А потом он так сказал:
— Будем вместе топотать,
И стучать, и кричать.
С папой мы поколотили, и еще поколотили.
Так устали! Прекратили.
Опустили голову, надулись
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Ходим медленно, широкими шагами
Удивленно разводим руками
Обращаемся к другим детям
Опять разводим руками
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Шумно выдохнули, остановились
Игра № 6. «Угадай эмоцию».
На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.
Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
Игра № 7. «Как ты себя сегодня чувствуешь?».
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.
Игра № 8. «Классификация чувств».
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Разложить карточкипо следующим признакам:
— какие не нравятся.
Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.
Игра № 9. «Встреча эмоций».
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются.Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.
Игра № 10. «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?»;
2. «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;
3. «Трудно ли было тебе понять другого участника?»;
4. «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?».
Игра № 11. «Рисуем настроение».
Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения.Вот некоторые варианты заданий:
1.Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас».
2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Игра № 12. «Ассоциации»
Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой — любую эмоцию (например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.
Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой — названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.
Методический источник: https://infourok.ru/metodicheskiy_sbornik_zanyatiy_igr_i_uprazhneniy_napravlennyh_na_razvitie_emocionalno-volevoy-146433.htm
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС — это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток» Доклад «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой.
Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы Календарно – тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально – волевой сферы (1-4 класс) № п/п Задачи коррекционной.
Открытое занятие на тему: «Коррекция эмоционально-волевой сферы» с детьми подготовительной группы Цель: формирование положительного эмоционального состояния Задачи: -способствовать развитию самоуважения детей; -развитие чувства единства,.
Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.
Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.
Реализация программ и технологий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников Работая второй год психологом в детском саду, я столкнулась с такой проблемой. Порой не хватает времени на работу по развитию творческих.
Сказка как средство развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольников 5–7 лет Детство – время развития всех сил человека, время приобретения новых знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков.
Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников» Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного.
Источник