Занятия по эмоциональной сфере для взрослых

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ (комплекс упражнений для развития эмоционально-волевой сферы)

Комплекс упражнений для развития эмоционально-волевой сферы. Необходимые иллюстрации вы можете найти в материале «СЧАСТЛИВАЯ БАБОЧКА».

Скачать:

Вложение Размер
ekologiya_dushi.docx 147.03 КБ

Предварительный просмотр:

Экология души

Комплекс упражнений для развития
эмоционально-волевой сферы

Чистая экология души важна для человека так же, как чистая экология окружающего мира.
Почему?

Что такое чистота окружающего мира?
Это хрустальный воздух наших гор, это голубая вода рек, озер и морей, это деревья, не отравленные гарью заводских труб, это наивные непуганые животные, птицы и рыбы, которые не бегут от человека, считая его врагом, а доверчиво берут хлеб из его рук.
Вот что такое чистая планета, живая, не испорченная грубым вмешательством человека! Всем нам хотелось бы жить именно в таком мире.
Это мир вокруг нас, который мы видим, знаем и понимаем.
А что у нас в душе? Знаем ли мы, чем она занята в настоящее время? Знаем ли, как именно должна трудиться наша душа?
Ведь как удобно жить, когда не слышно голоса души, голоса совести. Но нужна ли нам такая жизнь, жизнь без души, без счастья, радости, а также без огорчений, без эмоциональных подъемов и спадов, ведь это тоже необходимо для того, чтобы душа жила полной жизнью и не ленилась.

Не позволяй душе

Чтоб воду в ступе

Душа обязана трудиться
И день, и ночь.

Комплекс упражнений для определения эмоционального состояния человека, представленный ниже, может помочь разобраться в многообразии чувств.
Психологу данная методика дает диагностический материал для построения дальнейшей работы с клиентом, прежде всего консультативной. Она также может использоваться в психокоррекционной работе с испытуемыми разных возрастных групп для коррекции эмоциональных состояний и девиантного поведения.
Упражнения носят также релаксационный характер, помогают расслабиться, успокоиться, подумать над принятием необходимого решения, их выполнение повышает настроение, приводит к позитивному восприятию мира и своего места в нем.
Комплекс может применяться для работы как с маленькими детьми (от четырех лет), так и со взрослыми. Для детей эти упражнения подходят еще и потому, что укрепляют руку, развивают моторику и речь. Взрослым людям с помощью этих упражнений легче выговориться, рассказать о своих проблемах или выразить их на бумаге.
Занятия можно проводить один раз в неделю, в индивидуальном или групповом порядке (группы детей по 3–5 человек, группы взрослых — до 10 человек). Отдельные упражнения можно повторять по несколько раз через определенный промежуток времени (примерно две недели).

Упражнение
«Лесенка настроений»

Цель . Упражнение проводится в начале курса, для того чтобы клиент провел параллель между своим эмоциональным состоянием и цветовым выражением этого состояния.

Материалы . Лист белой бумаги формата А4 с изображением лестницы, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги, на котором изображена лестница. Закрасьте, пожалуйста, проемы лестницы любыми цветами, но не забывайте, что верхний проем — самый веселый, а нижний — самый грустный.
Время выполнения задания не ограничено.

Примечания : цветовая гамма не должна ограничиваться основными цветами.
Для полноты диагностической информации после выполнения задания можно обговорить с клиентом выбор цветовой гаммы.
На основе цветового решения можно судить об эмоциональном состоянии

Упражнение «Две бабочки»

Рис. 2

Цель . Тренировка эмоционального состояния человека, переключения и устойчивости этого состояния.

Материалы . Лист бумаги с изображением двух одинаковых бабочек, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами две бабочки. Одна из них веселая, а другая грустная, но внешне они совершенно одинаковые. Раскрасьте, пожалуйста, этих бабочек так, чтобы по цвету было понятно, веселая бабочка или грустная. Также постарайтесь, пожалуйста, передать в цвете свое отношение к этим бабочкам.

Примечание : во время выполнения клиентом этого задания психолог может оценить эмоциональное состояние клиента. (Веселая бабочка раскрашена теплыми розовым и желтым цветами, а грустная – зеленым, фиолетовым, синим.)
Методику можно повторить через некоторое время.
Время выполнения задания не ограничено.
Методика не имеет возрастных границ и может проводиться с детьми от 4,5 лет и со взрослыми людьми. (Рис. 2.)

Упражнение «Пальчики-мордашки»

Рис. 3

Цель . Упражнение хорошо проводить два раза в неделю: в понедельник — для позитивного настроя на рабочую или учебную неделю и в пятницу — для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. Упражнение помогает наладить контакт с клиентом.

Материалы . Лист бумаги формата А4, цветные и простой карандаши, фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Положите на него кисть руки и обведите простым карандашом. Получилась ваша неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня, и нарисуйте соответственные мордашки каждому пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели» — ваш характер и эмоциональное состояние за всю неделю. Раскрасьте теми цветами, какими захотите.

Примечания . В конце недели все проводится по той же схеме.
После окончания работы обсудите рисунки с клиентом, обговорите сложные ситуации, которые произошли за неделю. Методика дает хороший психотерапевтический эффект, помогает клиенту раскрыться перед психологом. (Рис. 3.)

Упражнение
«Добрая фея — злая фея»

Рис. 4

Цель . Тренировка смены эмоционального фона настроения.

Материалы : лист белой бумаги формата А4 с изображением феи, вертикально разделенное пополам, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами картинка с изображением феи. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть — добрая, а правая — злая. Раскрасьте, пожалуйста, эту фею, но не забывайте о половинках.

Примечания . После завершения работы нужно обсудить с испытуемым выбор цветовой гаммы, чередование цветов и связь их с эмоциональным состоянием испытуемого. Методика разработана для детей, но может быть использована для взрослых людей с эмоциональными проблемами.
(Рис. 4.)

Упражнение «Небо и облако»

Рис. 5

Цель . Проводится для того, чтобы клиент мог отрефлексировать свои переживания, скрытые эмоции и перевести их во внешний уровень.

Материалы . Лист белой бумаги формата А4, акварельные краски, кисть.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Сегодня мы с вами будем рисовать небо, но это будет необычное небо. Оно необязательно должно быть голубого цвета. Ваше небо будет такого цвета, какое у вас сейчас настроение. Подумайте, какого цвета ваше настроение, и нарисуйте небо. Цвета можете смешивать.
А теперь нарисуйте облако. Оно тоже будет необычным. Подумайте, что можно было бы изменить в вашем настроении, и нарисуйте облако немного ниже неба.
Время выполнения не ограничено.

Примечания . Оценку эмоционального состояния человека по цвету неба и облака можно проводить по типу цветового теста Люшера (небо — первичный выбор, облако — вторичный выбор). (Рис. 5.)

Упражнение «Веселый принц — грустный принц»

Рис. 6

Цель . Тренировка смены эмоционального фона настроения.

Материалы . Лист белой бумаги формата А4 с изображением принца, вертикально разделенный пополам, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит картинка с изображением принца. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть — веселая, а правая — грустная. Раскрасьте, пожалуйста, этого принца, но не забывайте о половинках.

Примечания . После окончания работы можно обсудить с испытуемым выбор цветовой гаммы, чередование цветов и связь их с эмоциональным состоянием испытуемого.
Методика может быть использована для тренинга быстрого переключения эмоциональных состояний (от радости до грусти и обратно).
Упражнение было разработано для детей, но может быть использовано для взрослых с эмоциональными проблемами. (Рис. 6.)

Упражнение «Цветик-семицветик»

Рис. 7

Цель . Оценка и тренировка эмоционального состояния, а также выяснение уровня самооценки человека.

Материалы . Лист белой бумаги с изображением цветка с семью лепестками (один лепесток оторван), цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит картинка с изображением цветика-семицветика. Раскрасьте, пожалуйста, этот цветок, но помните, что все лепестки должны быть разного цвета.
А теперь представьте, что этот цветок — весь мир вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке крестиком.
Время выполнения упражнения не ограничено.

Примечание . По тому, где клиент отметил себя, можно узнать его место в социуме, а также понять эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.
Возраст испытуемых не ограничен. (Рис. 7.)

Упражнение «Мишкина семья»

Рис. 8

Цель . Понять характер взаимоотношений в семье, а также взгляды членов семьи на свои проблемы. Данное упражнение хорошо использовать в семейном консультировании, когда присутствуют проблемы с родителями и с детьми, но в индивидуальном порядке.

Материалы . Лист белой бумаги формата А4 с изображением Мишкиной семьи, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами картинка с историей из жизни семьи медвежонка. Мишка и его папа куда-то идут. Как вы думаете, куда? Какое настроение у Мишки? А у его папы? О чем они думают? Раскрасьте их теми цветами, какими захотите. Но не забывайте о характере Мишки и его папы!

Примечания . Так как у Мишки и его папы не прорисованы мордочки, обратите внимание на то, нарисует ли клиент выражение мордочки медведей.
После выполнения работы необходимо обговорить с клиентом все мелочи, выбор цвета, прорисовку выражения мордочек.
Методика помогает клиенту раскрыться перед психологом, рассказать о своих проблемах. (Рис. 8.)

Упражнение «Дерево»

Рис. 9

Цель . Определение эмоционального состояния человека.

Материалы . Четыре изображения дерева: летом, осенью, зимой и весной; лист белой бумаги формата А4 с изображением дерева без листьев; цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому . Перед вами лежит картинка, на которой изображено четыре дерева: летом, осенью, зимой и весной, — и бланк для выполнения задания, на котором изображено дерево без листьев. Внимательно посмотрите на картинку с разными деревьями и представьте себе, что вы — одно из них. Вспомните события последнего времени, свои мысли, чувства, эмоции. Подумайте, на какое дерево вы похожи. А теперь нарисуйте это дерево на бланке.

Примечания . После того как испытуемый нарисовал дерево, необходимо обсудить его выбор. В это время происходит обсуждение мыслей, чувств, эмоций человека, событий, которые слишком сильно его затронули. Это помогает клиенту выговориться, вступить в тесный контакт с психологом. (Рис. 9.)

Наталья ГОРЯЧЕВА,
педагог-психолог,
г. Москва

Источник

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Упражнения для развития навыков осознания своих эмоций

_________________________________________________________________________________________________________

Мероприятия для развития эмоционального интеллекта:

_________________________________________________________________________________________________________

Задание «Напоминалки»

Организуйте систему напоминаний в вашем телефоне (не менее 2-х напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент возникновения сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом (скорей всего, в момент сигнала вы будете испытывать легкое раздражение J) вспомните и запишите.

Задание «Дневник эмоций»

Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент?
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице

Факт (ситуация, человек)

Мысли
Физические ощущения
Эмоции

Упражнение «Установки про эмоции»
Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции?
После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них?

Упражнение «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»
Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной. Которую вы не любите и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция.
• Как вам кажется, с чем связано, что она появлялась именно в эти моменты?
• О чем она хотела вам просигнализировать? На что важное обратить внимание? Что
изменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации?
• Чем вам помогла эта эмоция? Что было хорошего в том, что эта эмоция возникала?
• Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию?
Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем и хорошо видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей.

Упражнения для развития навыков осознания эмоций других

«Немой телевизор»
Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс.
Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите кусок знакомого фильма и кусок незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

«Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?

Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями

«Дыхание»
Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.

«Телесные методы»
Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

«Проблемы»
Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет – проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

«Ресурсное состояние»
1. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.
2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…
– Где точно в вашем теле «это» находится?
– Какой формы это ощущение?
– Каких размеров это ощущение?
– Какого цвета?
– Какие образы и/или слова приходят из прошлого?
– Имеет ли «это» температуру?
– Какое «это» на ощупь?
– Какая у этого ощущения граница?
– Двигается ли «это»?
– На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?
– Можно ли это сдвинуть с места?
3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.

«Хвастаться»
Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?
Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль – тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.

Упражнения для развития навыков управления эмоциями других

Упражнение «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше – один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую – как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой – ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев – для важных для вас людей.

Упражнение «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Источник: Шабанов С., Алешина А. «Эмоциональный интеллект. Российская практика»

Видео

Источник

Читайте также:  Как подавлять свой чувства
Оцените статью