Тренинговые занятия по развитию эмоциональной сферы учащихся младших классов
Цель — снятие эмоционального напряжения.
а) снятие утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов;
б) укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения;
в) повышение готовности к деятельности.
1. Упражнение «Шалтай-Болтай» (цель — снятие напряжения)
— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем их еще раз: покажем их еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.
Свалился во сне.
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.
— Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!
2. Упражнение «Релаксация» (цель — снять утомление, расслабление)
— Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза.
Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.
Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
(Упражнение повторить 2—3 раза).
«Игра с муравьем»
— Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох).Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.
(Упражнение повторить 2—3 раза).
3. Упражнение «Гимнастика» (цель — мобилизация готовности к деятельности)
— Посмотрели (головой) направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).
— Подняли плечи — сбросили (4 раза).
Кулачок. Потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.
Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует. Хорошо.
— Похлопали в ладошки. Отлично. Молодцы!
4. Упражнение «Хорошее настроение» (цель — мобилизация после релаксации, снятие речевых зажимов)
— Построим 10-ти этажный дом!
(Дети берут воображаемые кирпичи поочередно и строят «голосом» дом.)
— 1-й этаж! — хор: низкая тональность голоса, «кладут кирпич».
— 2-й этаж! — хор: тональность голоса повышается, «кладут кирпич еще»,
— 10-й этаж! — хор: высокая тональность голоса, крик,
Здесь дети сильно оживляются и могут с криком вскочить: настроение завершенного дела!
5. Упражнение «Споем»
Мелодичное соединение АЕОУЫИЕ, АЕОУЫИ поется, как песня, но по задачам-действиям:
1) укорить, пристыдить другого,
2) удивиться другому,
3) попросить прощения.
— В заключение занятия давайте похлопаем в ладоши. Громче! Громче! Молодцы!
Цель — развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер.
а) развитие раскованности, произвольности;
б) снятие напряженности, страхов; снижение возбужденности детей.
в) развитие выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей.
1. Упражнение «Поссорились два петушка» (цель — развитие раскованности, самоконтроля.)
Процедура. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.
Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).
2. Упражнение «Иголка и нитка» (цель — развитие произвольности)
Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.
Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
3. Упражнение «Дракон кусает свой хвост» (цель — снятие напряженности, невротических состояний, страхов)
Процедура. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать, «хвост», а тот уворачивается — от нее.
Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполнили все желающие.
4. Упражнение «Лисонька, где ты?» (цель — развитие произвольности.)
Процедура. Дети становятся полукругом, ведущий — в центра. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто — лиса? Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?». Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
5. Упражнение «Слушай команду» (цель — развитие способности к сосредоточению)
Процедура. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду'(сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. д.).
Замечание: — Команда дается только на выполнение спокойных движений.
Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
6. Упражнение «Я не знал!» (цель — развитие эмоциональной сферы, развитие выразительных движений ребенка).
Процедура. Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».
Выразительные движения: поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
7. Упражнение «Возьми и передай» (цель — развитие воображения.)
Процедура. Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый.
8. Упражнение «Раздумье» (цель — укрепление способности к концентрации, успокоении.)
Процедура игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей — «грибник» (пошел в лес по грибы), а другие — лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями и плутает, он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?»
Выразительные движения: ребенок стоит, руки скрещены на груди, смотрит перед собой (роль грибника должен сыграть каждый ребенок).
Вариант игр, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей начальных классов, предложен в книге «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под ред. М.Р. Битяновой.
Игра «Строим город»
Игра предназначена для учащихся первых классов. Цель игры — улучшение настроения, развитие сплоченности, сосредоточенности. Данная игра улучшает настроение участников, способствует развитию их эмоциональной сферы.
Для проведения этой игры понадобятся следующие материалы:
· набор красок для рисования на коже;
· пластилин ярких цветов (по коробке на ребенка);
· большой стол для размещения листа ватмана;
2. Обсуждение чувств и итогов совместной работы.
3. Размещение созданного города в кабинете.
Игра начинается с того, что первоклассников приглашают в тренинговый кабинет, где в разных местах на стенах зала приклеены листы бумаги основных «люшеровских» цветов.
1. Ведущий предлагает детям провести игру-разминку «Цвет и настроение». Ребятам надо выбрать цвет, соответствующий их настроению. После выбора каждый ребенок получает метку: на щеке ему рисуют кружок выбранного цвета (используется краска или грим, подходящий для детской кожи). Так, участники делятся на группы, по выбранным цветам.
После этого каждой группе дается задание: придумать название своей группе и групповое движение, которое отражало бы настроение всей группы.
Примечание: время обсуждения 5 минут. Взрослые (учителя, психолог) должны помочь детям в принятии решения.
Затем группы по очереди показывают свои движения. По просьбе ведущего предлагаемое движение повторяют все участники игры.
После завершения упражнения детям предлагается поменять группу, если они хотят этого, но обязательно надо было пояснить причину. У тех детей, которые сменили группу, на щеке рисуют второе цветное пятно. Группы придумывают, как они включают в себя новый цвет, название, общее движение.
2. Ведущий приглашает участников встать вокруг стола, на котором лежит ватман. Детям и педагогам предлагается создать пластилиновый город. На листе ватмана должны быть обведены контуры будущего города.
Каждый ребенок получает по коробке пластилина. На первом этапе создается «почва»: разогретый в руках материал размазывается по бумаге в несколько слоев, местами могут возникать «холмы и впадины».
Далее, ведущий просит каждого ребенка выбрать на территории города понравившееся ему место и положить на него ладошку. После этого ребята и педагоги на своих кусочках начинают «строительство»: каждый обустраивает свой кусочек города так, как нравится. В этот момент звучит стимулирующая музыка. После завершения этапа «индивидуального строительства» ведущий просит участников рассказать о том, что они построили.
3. Затем ведущий просит участников соединить отдельные кусочки в общий город. Детям нужно подумать, как это можно сделать. Можно «прокладывать дороги», «строить мосты», и т. д. После окончания «строительства» городу дается название. Построенный город можно отнести в класс для последующих игр с ним.
Игра «Рисуем настроение»
Игра предназначена для учащихся 2-4 классов.
· отрывки музыкальных произведений;
· листы бумаги A3 для каждого ребенка;
· восковые мелки или наборы цветных карандашей;
· стенды для размещения коллажа рисунков;
· фотоаппарат и фотопленка;
· свеча (для проведения обсуждения).
1. Разминка «Цвет, музыка, движение».
2. «Рисуем настроение».
3. Создание общего портрета.
4. Обсуждение игры.
Эта игра проводится в актовом зале. Дети и педагоги становятся в общий круг.
Разминка «Цвет, музыка, движение»
— Сейчас кто-то из участников (пусть в первый раз это будет взрослый) встанет в круг. Как только зазвучит музыка, участник в центре круга начнет совершать соответствующее музыке движение, а весь круг должен повторять за ним. После того как музыкальный фрагмент закончится, все должны подумать и сказать, какого цвета звучала музыка.
Звучит музыка, и учитель выполняет движения, дети повторяют за ним. После этого дети высказывают мнение о том, какого цвета звучала музыка. Затем выбирают следующего ведущего, и звучит второй музыкальный фрагмент. Все повторяется снова. Это упражнение (желательно закончить бодрой, живой музыкой) создает хороший настрой на дальнейшую работу.
Упражнение «Рисуем настроение»
Ведущие раздают детям наборы восковых мелков или цветных карандашей, большие листы бумаги (A3). Ребятам предлагается нарисовать свое настроение. Для выполнения этого задания ведущий предлагает каждому ребенку найти в зале удобное место и занять удобное положение: лежа, сидя. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, ведущий предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.
Далее ведущий просит сесть в круг, он зажигает свечу, и дети должны рассказать, что они хотели сказать своими рисунками и почему выбрали именно тот или иной цвет. (Особое внимание уделяется тем детям, которые оказываются в своей цветовой группе одинокими).
Источник
СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
материал по теме
Данный сборник направлен на развитие и коррекцию эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в рамках воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью зависит не только от приобретения знаний по общеобразовательным предметам, от умений и навыков в профессионально – трудовой деятельности, но и от уровня сформированности эмоциональной сферы, умения налаживать отношения с окружающими людьми эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии личности и при кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс.
На данный период времени в учебной литературе большое внимание уделяется развитию познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, но упускается и не учитывается такой важный компонент, как особенности развития эмоциональной сферы и условия её коррекции. Практика работы специальных образовательных учреждений показывает, что данному вопросу тоже не уделяется внимание в рамках работы воспитателя, хотя нарушение эмоциональной сферы — дефект больше социальный, который можно предупреждать и корригировать.
В сборник вошли игры, упражнения и этюды, рекомендованные для дошкольников и младших школьников с нормой интеллекта и прошедшие апробацию в школе VIII вида.
Данные игры рекомендовано проводить во второй половине дня, включать их в коррекционные занятия; в организации детей, для создания мотивации. Игры предусматривают оборудование: маски, иллюстрации, музыкальное сопровождение. Длительность игр – до 20 минут.
ЦЕЛЬ: развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в рамках воспитательной работы.
Сборник состоит из разделов: Раздел I «Строители», в который входят игры и этюды, рекомендованные для проведения со всеми детьми. Раздел II «Артисты» рекомендован для воспитанников аффективно – неустойчивого типа. Раздел III «Я все смогу» для воспитанников тормозимо – инертного типа. Раздел IV «Клоуны» для воспитанников с уравновешенным типом.
РАЗДЕЛ I. СТРОИТЕЛИ (для проведения со всеми детьми) 4
РАЗДЕЛ II. АРТИСТЫ (для воспитанников аффективно – неустойчивого типа) 14
РАЗДЕЛ III. Я ВСЕ СМОГУ (для воспитанников тормозимо –
инертного типа) 17
РАЗДЕЛ IV. КЛОУНЫ (для воспитанников с уравновешенным типом) 21
РАЗДЕЛ I. СТРОИТЕЛИ
ЦЕЛЬ: снятие эмоционального напряжения, расслабление мышц. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
ИНСТРУКЦИЯ: этюды рекомендуется проводить после занятий, в конце дня. Некоторые этюды предполагают музыкальное сопровождение.
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.
В зал входит ведущий и видит.
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот, как вкопанный, сидит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.
Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
Свалился во сне.
(Перевод С. Маршака)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно рука свободно следуют за корпусом в том же направлении.
Этюд сопровождается музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» (отрывок).
Играют двое. Один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подаче воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Играющие меняются ролями.
Ребенок стоя качается на качелях.
Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.
Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.
Выразительные движения. Ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз.
В капюшоне смешон.
Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребенок наклоняется вперед — вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется.
Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.
Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского «Тихая ночь».
Выразительные движения. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.
Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная)
Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсейкеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик — волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой. Фея смотрит на них: все спят, она улыбается и тихонько уходит.
Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.
ПЫЛЕСОС И ПЫЛИНКИ
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед — вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
ЦЕЛЬ: снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоциональности и выразительности движений.
ИНСТРУКЦИЯ: рекомендуется проводить в начале занятия.
а) Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам ребенок.
б) Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.
Игра направлена на развитие умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции. Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.
Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький ребенок, а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а теперь, как лягушка на болоте. Задумчиво пройдемся, как человек, который не знает, как ему поступить, пробежимся по солнечной лужайке».
Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:
Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
— Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет Баба-яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После прочтения стихотворения обсудите его с детьми и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как вы относитесь к другим, зависит то, как будут относиться к вам. Вопросы:
— Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-яга?
— Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?
Предложите ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб — расслабиться. Поднять брови — расслабиться. Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться. Закрыть глаза — открыть и расширить глаза — поднять брови — раскрыть рот — расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться. Улыбнуться.
Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения.
Ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например:
добрый — злой; веселый — грустный; ясный — мрачный; тихий — громкий; красивый — страшный; теплый — холодный; сильный — слабый; молчаливый — общительный.
Ребенок садятся на стул. Бросающий произносит какое-нибудь незаконченное предложение, а тот, кто ловит мяч, должен его закончить.
Это упражнение помогает детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.
Попросите ребенка сесть поудобнее и закрыть глаза. Сидим тихо-тихо и слушаем, что происходит вокруг нас, внутри нас. Прислушиваемся к своим ощущениям. Далее пусть ребенок поделится, что он чувствовал, чего хотел, что услышал.
Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка.
а). Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:
— со скоростью улитки;
— кот на солнышке;
— как само солнышко.
— пчела на цветке;
— наездник на лошади.
е). Нахмурься, как:
Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Ребята, начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте меня и повторяйте мои слова, про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший, добрый «волшебный сон».
Мы спокойно отдыхаем,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают-Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Все чудесно расслабляется-
Дышится легко. ровно. глубоко.
И расслаблено все тело.
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой, мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Губы теплые и вялые,
И нисколько не усталые.
Мы спокойно отдыхали.
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Открыть глаза и встать».
Стихотворение следует читать спокойным, размеренным тоном, выдерживая паузы.
В процессе этой игры ребенок, подражая движениям зверей, совершенствует и развивает выразительность своих движений, учится управлять своим телом. Игра способствует раскрепощению.
Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.
Встать на четвереньки, вытянуть правую «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем, то же левой рукой и ногой. Прогнуться.
Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив руками колени, голову вниз.
Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.
Скачет на двух ножках одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками- «крыльями», движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться.
Бьет копытом — поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу вперед-назад. Затем скачет приставным галопом — приставляет на скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Голова поднята, корпус прямой.
ЦЕЛЬ: развитие эмоциональной сферы и способности понимать свои эмоции и эмоциональное состояние других людей.
ИНСТРУКЦИЯ: этюды рекомендуется включать в занятия, прогулки, свободную деятельность.
НОВАЯ КУКЛА (этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
БАБА-ЯГА (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
ФОКУС (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
ЗОЛУШКА (этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.
ОДИН ДОМА (этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ (этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
КОТ ВАСЬКА (этюд на выражение стыда)
Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.
СОЛЕНЫЙ ЧАЙ (этюд на выражение отвращения )
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
«Новая девочка» (этюд на выражение презрения)
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.
ПРО ТАНЮ (горе — радость)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе) .
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!» (радость).
В ЛЕСУ (внимание — страх — радость)
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то, потрескивание веток — а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)!
ГАДКИЙ УТЕНОК (презрение и печаль)
На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утенок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).
ДУРЕМАР И ТОРТИЛЛА (презрение и гнев)
Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь — ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом!» (гнев).
ДЮЙМОВОЧКА И МАЙСКИЙ ЖУК (отвращение и гнев)
Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жених: он был такой толстый, блестящий и очень неприятный (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев).
КТО СЪЕЛ ВАРЕНЬЕ? (удивление и стыд)
Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).
РАЗДЕЛ II. АРТИСТЫ
( для воспитанников аффективно – неустойчивого типа )
ЦЕЛЬ: учить имитировать простейшие движения. Развитие умения показывать и распознавать эмоции при помощи мимики, жестов, интонации.
ИНСТРУКЦИЯ: игры рекомендуется включать в занятия, индивидуальную и подгрупповую работу. Предполагают использование оборудования, музыкальное сопровождение.
Подвижная игра ВОЛНЫ
Ведущий обращается к детям: “Если вы были на море, то конечно, знаете, как приятно, когда волны ласково омывают вас. Давайте поиграем: каждый из вас по очереди будет “купающимся”, а остальные – “волнами”. “Купающийся” становится в центр круга, “волны” тихонько поглаживают его, приговаривая “Мы любим тебя, мы любим тебя”.
После игры, ведущий спрашивает: “Понравилось ли вам купаться в море?”, “Что вы чувствовали?” Затем раздает детям голубые ленточки и предлагает с их помощью показать “волны радости”, “волны спокойствия”, “волны гнева” и т.д.
Ведущий достает красивую ракушку, дает детям потрогать ее, понюхать, послушать. Говорит: “У этой ракушки есть какая-то тайна. Может быть, она откроет мне ее (приставляет к уху). Послушайте, о чем мне рассказала ракушка. Далеко-далеко отсюда есть волшебный мир подводного царства. В нем живут удивительные рыбы, осьминоги, рачки. Морское дно украшают зеленые и бурые водоросли, красные и белые кораллы, разноцветные камешки и ракушки. Закройте глаза и представьте себе подводное царство, обитателей морских глубин… (звучит аудиозапись “Шум моря”). Через некоторое время ведущий спрашивает: “Что интересного вы там увидели?” Давайте нарисуем подводное царство.
Потянуть плечи по направлению к ушам, а голову втянуть в плечи. Делать это с напряжением, а затем расслабить мышцы… Повторить.
Вытянуть руки вперед, поднять их над головой, стараясь достать потолка. Расслабить мышцы и вернуть руки в прежнее положение. Постарайтесь почувствовать напряжение, расслабление, чувство теплоты. Повторить.
С напряжением сморщите нос. Представьте, что вы хотите согнать с носа муху. Держите это напряжение столько, сколько сможете. А теперь расслабьте. Когда вы делаете это, то ваши щеки, рот, лоб помогают вам. Когда вы расслабляете нос, то расслабляете все лицо. Наморщите лоб с напряжением, затем расслабьте. Сделайте ваше лицо гладким. Нигде нет морщин. Почувствуйте лицо расслабленным, прекрасным.
Надавите пальцами стоп на пол с напряжением. А затем расслабьте. Повторите несколько раз.
Дети встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Взрослый показывает порядок движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, вместе – попеременно, вперед – назад, вверх – вниз. Далее — движения рук в локтях, потом в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленями, далее ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова+плечи+локти+кисти+бедра+колени+ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен. Возможные вопросы для обсуждения: По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
Трудно ли было тебе понять другого участника?
Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах воспитатель может помочь ребенку. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т.д., следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует количеству детей или количеству микрогрупп.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают э ту эмоцию Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
Упражнение – релаксация ИГРА С ПЕСКОМ
Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок.(Вдох) Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Немножко спокойно посидим.
ЛИСОНЬКА, ГДЕ ТЫ?
Ведущий становится в центр круга. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребёнка, это означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные- зайцы. По сигналу дети поворачиваются. Ведущий 3 раза произносит: «Лисонька, где ты?» и только на третий раз лиса ловит зайцев. Заяц, кот. присел на корточки, ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т.п.).
Примечания:
1. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
2. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
Звучит спокойная музыка (например, «Гавот» А. Ферро или «Инвенция» И. С. Баха). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети стоят в стороне и смотрят.)
Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
РАЗДЕЛ III. Я ВСЕ СМОГУ
(для воспитанников тормозимо – инертного типа)
ЦЕЛЬ: снятие психоэмоционального напряжения; повышение настроения.
ИНСТРУКЦИЯ: этюды рекомендуется проводить после занятий, в конце дня. Предполагают музыкальное сопровождение.
ТАНЕЦ ПЯТИ ДВИЖЕНИЙ
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа — одна минута.
1. «Течение воды». Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
2. «Переход через чащу». Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
3. «Сломанная кукла». Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).
4. «Полет бабочек». Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
5. «Покой». Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
После окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.
ПОХОДКА И НАСТРОЕНИЕ
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
ТАНЕЦ ОГНЯ
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
ТАНЕЦ МОРСКИХ ВОЛН
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий — «ветер» — включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки — вторые. Море может быть спокойным — рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими — когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.
ЛЕС
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес.
Как ваше растение реагирует:
на тихий, нежный ветерок;
на сильный холодный ветер;
на мелкий грибной дождик;
на сильную жару;
на ласковое солнце;
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
передача хрустального стакана; парный танец.
ОГОНЬ-ЛЕД
По команде ведущего: «Огонь!»- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
По команде: «Лед!» — дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Сегодня прекрасный день и у меня все прекрасно. Я чувствую себя хорошо. У меня замечательное настроение. Я готов работать. Я буду настойчиво и упорно трудиться и обязательно всему научусь. Я уверен в себе. Я верю, что у меня все получится. Буду настойчивым и упорным в достижении цели. Я чувствую, что с каждым днем я становлюсь все умнее, красивее, трудолюбивее, увереннее в себе и в своих силах. Я готов к работе. Я все смогу!”
ЦЕЛЬ: релаксация, снятие мышечных зажимов. Развитие коммуникативной сферы.
ИНСТРУКЦИЯ: рекомендуется проводить после занятий, в конце дня.
Сжать левую кисть в кулак. “Выжимаем сок лимона”. Делать это с максимальным напряжением. Повторить. То же самое с правой рукой.
Потянуть плечи по направлению к ушам, а голову втянуть в плечи. Делать это с напряжением, а затем расслабить мышцы… Повторить.
Вытянуть руки вперед, поднять их над головой, стараясь достать потолка. Расслабить мышцы и вернуть руки в прежнее положение. Постарайтесь почувствовать напряжение, расслабление, чувство теплоты. Повторить.
Сильно сожмите зубы, пусть мышцы шеи помогают вам в этом. Затем расслабьте. Пусть нижняя челюсть отвисает. Повторите снова.
С напряжением сморщите нос. Представьте, что вы хотите согнать с носа муху. Держите это напряжение столько, сколько сможете. А теперь расслабьте. Когда вы делаете это, то ваши щеки, рот, лоб помогают вам. Когда вы расслабляете нос, то расслабляете все лицо. Наморщите лоб с напряжением, затем расслабьте. Сделайте ваше лицо гладким. Нигде нет морщин. Почувствуйте лицо расслабленным, прекрасным.
Можно лечь на пол и представить, что вам на живот наступил большой слон. Он добрый! Напрягите мышцы живота, расслабьте. Повторить несколько раз. Заметьте разницу между расслаблением и напряжением.
1 вариант: «Пусть бегут неуклюже…»
(прогавкать, промяукать, промычать, прокрякать)
2 вариант: «В лесу родилась ёлочка…»
(хор д/сада, армейский хор, кавказский хор)
Упражнение СТРОИМ ДОМ
— Давайте построим 10 –ти этажный дом. (Дети берут воображаемый кирпич и поочерёдно голосом строим дом)
— Первый этаж!- низким голосом
— Второй этаж! – тональность голоса повышается и т. д.
— Десятый этаж!- высокая тональность голоса, крик.
(Настроение завершённого дела)
Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку он играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.
Примечание. Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОС
Дети встают в цепочку и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» «пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.
Примечания:
1. Следите, чтобы дети не отпускали друг друга.
2. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполняли все желающие.
СКУЧНО, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ
Вдоль одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей.
Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Примечания:
1. Не разрешайте детям начинать бег раньше, чем кончится стишок.
2. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если тот занял его раньше.
Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой. Звучит музыка («Балалар» О. Гейльфуса).
РАЗДЕЛ IV. КЛОУНЫ
(для воспитанников с уравновешенным типом)
ЦЕЛЬ: познакомить детей с выражением эмоций (радость, удивление, досада, огорчение, разочарование), внимания, интереса и сосредоточения.
ИНСТРУКЦИЯ: этюды следует включать в занятия, прогулки. Предполагают использование оборудования, музыкального сопровождения.
ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ?
Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочке. «Что там происходит?» — подумала она, но ближе подойти не решилась.
Выразительные движения. Голову поворачивать в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.
Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.
По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки «прилип» к прохожему: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.
Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.
Выразительные движения. Левой рукой упереться локтем о стол и поддерживать голову, наклоненную влево; указательным пальцем левой руки двигать по воображаемой карте.
Мимика. Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?
Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Раздумье».
Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты
Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».
Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаз были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым.
Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь.
Во время этюда звучит музыка Д. Христова «Золотые капельки».
Выразительные движения. Голову запрокинуть, рот полуоткрыть, глаза закрыть, мышцы лица расслабить, плечи опустить.
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся толовой о его руки. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок».
У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки».
Мимика: Жевательные движения, улыбка.
Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома.
Выразительные движения. Положение сидя, ноги раздвинуть, тело отклонить назад, подбородок слег приподняты, улыбка.
В царском саду росла яблоня с золотыми яблочками. Стала на эту яблоню прилетать Жар-птица и клевать золотые яблочки. Царь приказал своим сыновьям сторожить яблоню. На третью ночь караулить выпало Ивану-царевичу. Вот притаился он под яблоней и стал ждать. В полночь прилетела Жар-птица и села на яблоню. Дивится Иван-царевич на Жар-птицу. Вся-то она из золота, глаза у нее хрустальные, и сияют ее перышки так, что в саду стало светло как днем. Выпрямился Иван-царевич и схватил Жар-птицу за хвост, но вырвалась жар-птица из его рук и улетела, а в руках у Ивана-царевича осталось всего одно перо из ее хвоста. Поднял он руку с пером Жар-птицы — засияло, засветилось все вокруг, и пошел Иван-царевич во дворец. Все, кто встречался ему по дороге, останавливались и изумлялись дивному свету от золотого пера Жар-птицы.
Выразительные движения. Вытянутая вперед шея, откинутая назад голова, поднятые брови, широко раскрытые глаза, улыбка.
Поза. Вес тела перенести на ногу, стоящую впереди, руки тянутся к предмету восхищения.
Ведущий предлагает детям отгадать загадку:
Мой дом — у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен
Над вашим чердаком!
Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой — какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
Выразительные движения. 1. Надуть щеки. 2. Улыбаться.
ВСТРЕЧА С ДРУГОМ
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Выразительные движения. Объятие, улыбка.
Один ребенок изображает Ивана-царевича, который сражается с трехглавым Змеем-Горынычем и побеждает его. Рад и горд своей победой Иван-царевич.
Выразительные движения. У исполнителя роли Змея-Горыныча голова и кисти рук — это головы Змея — Горыныча. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые). Иван-царевич с видимым усилием размахивает воображаемым мечом.
Поза и мимика победителя. Плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.
Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.
Выразительные движения. Голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть улыбкой, брови приподнять, глаза слегка прищурить.
Дети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу под музыку Н. Римского-Корсакова (вступление к 1-му акту оперы «Сказка о царе Салтане», отрывок) торжественным маршем и, проходя мимо стоящей у стены группы, приветствует ее поднятием вверх правой руки.
(Дети должны представить себя идущими на праздник в нарядных одеждах. Настроение у всех радостное, праздничное.)
Выразительные движения. Идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова приподнята, На лице улыбка.
Ребенок вырос и стал геологом. Он ушел в экспедицию для того, чтобы найти красивый мрамор для отделки станции метро. Сейчас геологу надо пройти по бревну, переброшенному с одного берега на другой, над бурной горной речкой. Он смотрит с высокого берега на воду, и ему страшно. Но геолог решил перебороть страх. Он будет смотреть только вперед. Он смело ступает на бревно и благополучно переходит на другой берег. Теперь можно посмотреть вниз. Геолог доволен. Он чувствует себя очень сильным и смелым. Он рад, что принял правильное решение. Его лицо расцветает гордой улыбкой.
(Ребенок может пройти по воображаемому бревну — начерченной мелом черте на полу или по скамейке.)
1. Ахметова, С. Л. Особенности изучения и коррекции эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: методические рекомендации для студентов [Текст]/С. Л. Ахметова.– Анжеро-Судженск: ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж», 2007. — 45 с.
2. Бахурина Е.С. Коррекция эмоциональных комплексов у детей 5-10 лет через рисование. \\Психолог в детском саду. — 2004 г.
3. Игумнов, С.А. Психотерапия и психологическая коррекция детей и подростков/ С.А. Игумнов.- Ин-т психотерапии.- М., 2000 г.
4. Ковалец, К.В. Азбука эмоций [Текст] : методическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / К.В. Ковалец ; под. ред. Н.С.Сурьянинова. — М.: Владос, 2004. – 136 с.
5. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры/ В.М. Минаева.– М.: АРКТИ, 1999 г.
6. Пилепко, Н.В. Приглашение в мир общения [Пособие] развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч.1. / Н.В.Пилепенко. ; под. ред. Т.А.Полянская. — М.; УЦ Перспектива, 1999. – 112 с.
7. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 -9 лет
[Псих. игры, упраж., сказки] : психологическая работа с детьми / О.В. Хухлаева. ; под ред. О.В. Красова. – М.: Генезис, 2003. – 176 с.
8. Чистякова , М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова ,.– М.: Просвещение Владос, 1995 г.
1.Этюды для развития эмоций: [Электронный ресурс]//window.edu.ru.
2.Игровые упражнения для развития коммуникативной сферы: [Электронный ресурс] //festival.1september.ru .
4.Набор психологических этюдов: [Электронный ресурс] //summercamp.ru.
СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Трофимова Наталья Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для коррекции и развития внимания 1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова 2. Упражнение на развитие .
Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы.
Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех .
Эффективные способы коррекции эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ранним детским аутизмом.
Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в сла.
Одной из особенностей данных детей может являться низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы. В данном случае, под эмоционально-волевой сферой понимается то, как ребенок умеет реагировать на р.
Цель сборника: подбор и систематизация игр и упражнений, направленных на развитие индивидуальности младших школьников. Сборник разработан дл.
Источник