Особенности НМС «Детский сад-дом радости», автор Н. М. Крылова
Ольга Пустакина
Особенности НМС «Детский сад-дом радости», автор Н. М. Крылова
В детском саду, в котором я работаю, уже 19 лет реализуется НМС «Детский сад — дом радости«(автор:Н. М. Крылова)и это дает прекрасные результаты: выпускники детского сада показывают высокий уровень подготовки к школе, абсолютное большинство детей в начальных классах учатся на «4» и «5».
Почему «Детский сад – дом радости» научно – методическая система? Потому,что она включает в себя:
— Программу, с её задачами, принципами, методами, ориентирами в развитии детей,
-Технологию – научно разработанным проектом внедрения Программы в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями эффективности. На каждый день разработаны маршрутные листы (перспективные планы, отражающие все виды деятельности детей, разработаны сценарии каждого дня от приема до позднего вечера детей 3-7 лет.
— Инноватику – научное обоснование закономерностей внедрения технологии в практику работы.
Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов. На нее оказали влияние исследования выдающихся ученых и разработки целого ряда научных школ, опыт новаторов-специалистов дошкольного воспитания различных регионов страны, прогрессивные идеи зарубежной педагогики, особенно гуманистические подходы в теориях формирования личности.
Обеспеченность Программы «Дома радости» Технологией и Инноватикой – вариант преодоления сложившейся в практике межпредметной, междеятельностной раздробленности, разобщенности парциальных программ и методик развития ребенка, что соответствует требованиям ФГОС. Ведь не для кого не секрет, что реализуемые комплексные программы «От рождения до школы», «Детство» и др. включают в себя ряд разобщенных программ, методик и только от уровня мастерства педагога зависит конечный результат. В Технологии «Дома радости» все направления развития связаны воедино,прописано все: начиная от организации развивающей среды и заканчивая детальной работой с каждым ребенком. Это позволяет добиваться устойчивых положительных результатов, не зависимо от стартовых возможностей детей.
Итак, воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду — Доме радости» — это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности.
Она ориентирована на достижение и превышение стандарта дошкольного уровня образования, обеспечивающего основу целостного и разностороннего развития детей конкретного возраста, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Жизнь ребенка в детском саду проходит целенаправленно, так как воспитателю дается научно разработанный сценарий каждого дня.Все виды деятельности: игра, труд, учеба связаны воедино и вытекают один из другого.
ПЕРВОЕ — приобщение ребенка к физической культуре, к здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, забота о здоровье и обогащение физического и психического развития воспитанника.
ВТОРОЕ — содействие разностороннему развитию и саморазвитию ребенка как индивидуальности в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества.
ТРЕТЬЕ — приобщение воспитанника к основам духовной культуры и интеллигентности.
Развивающая среда групп «Детского сада — дома радости» немного отлична от среды других программ. В группе есть экологическое окно отражающее экосистему.Оно содержит: воздух, воду, землю с растущими на ней травами, кустарниками, деревьями. На него, в соответствии с технологией, выставляются силуэты представителей фауны и ведется работа по обогащению знаний детей о том или ином животном.Имеются в группе тематические полочки:»Будущей постройки»,»регионального компонента»,»России»,»миров», «ассоциативного мышления»,»технической игрушки» и др.
Два раза в месяц меняется их содержание. Оформление данных полочек, работа по их материалам позволяет расширить зону «неясных знаний», расширить их кругозор, что оказывает огромное значение на развитие умственных способностей детей.
Особенность НМС есть и в приеме детей. Она состоит в том, что прием детей прописан по времени. Соотнеся пожелания, возможности родителей, воспитатели так строят график приема детей, чтобы с каждым ребенком была возможность проведения индивидуальной работы. Ведь кому — то достаточно сказать один раз и он это усвоит, а кому-то несколько раз. Дело в том, что в соответствии с Технологией занятие проводится только тогда, когда 70% детей усвоили материал, который будет обобщен на занятии. В итоге проведенной индивидуальной работы к занятию, дети знают весь материал и чувствуют себя уверенными, а успешность детей в познании создает мощный психологический стимул. Дети в садик бегут с радостью. Именно поэтому данную НМС и назвали «Дом радости».
Главный персонаж технологии во второй младшей, средней группе — мишка, в старшей и подготовительной к школе группе — незнайка. Персонажи отражают саму суть детей данного возраста. Мишка — недотепа, дети всегда ему все объясняют, Незнайка — ничего не знает, дети его учат. Герои присутствуют в группе каждый день, дети их очень любят, потому что с ними всегда происходят забавные ситуации.
У многих дошкольных учреждений при введении ФГОС встает проблема интеграции образовательных областей, интеграции видов деятельности в воспитатель – образовательный процесс. В данной НМС таких проблем нет. Все настолько интегрировано, гармонично, что дети, не замечая того обучаются, развиваются, воспитываются.
Хочется затронуть одну из самых главных особенностей НМС, благодаря которой практически с трех лет у ребенка развивается потребность учиться, планировать свою деятельность от цели до результата, оценивать результат своей деятельности для саморазвития. Это методика «5 пальцев». Благодаря ей, каждый воспитанник учится концентрировать усилия для достижения цели — как результата каждого вида деятельности. Деятельность рассматривается как модель —система из пяти компонентов: задумки, материала, инструментов, порядка действия и результата.
Данная взаимосвязь ярко моделируется пальцами руки:
1. Что я задумал сделать? О ком позаботиться?
2. Из чего буду делать?
3. Чем буду делать?
4. Буду делать по порядку…
5. У меня получилось то, что я задумал!
Происходит это всегда,независимо от вида выполняемой деятельности: задумал — доведи до результата! Именно поэтому выпускники «Дома радости» успешны в школе.
Данная методика » 5 пальцев» положена в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, будь то игра, труд или учеба и назван Н. М. Крыловой «Лесенкой успеха». Каждому виду деятельности, по мнению автора программы, необходимо учить и учеба должна быть в удовольствие!
Что же представляет собой «Лесенка успеха»?
Первая ступенька «Лесенки успеха» (этап целенаправленной работы педагога) называется «театр взрослого». Цель педагога — вызвать у ребенка желание научиться выполнению демонстрируемой им деятельности. Здесь воспитатель — «артист», а ребенок — «очарованный зритель». «Научи меня, я тоже так хочу!» — вот тот итог, который должен быть услышан педагогом на данной ступеньке «Лесенки успеха».
Вторая ступенька — «желанные», «вкусные» собеседники. Цель педагога — содействовать ребенку (с учетом его возраста, темперамента, характера, пола) в овладении им деятельностью до уровня самостоятельности, а затем и до уровня творчества.Однако существует необходимое условие: успех воспитателя зависит от желания ребенка; поэтому программа воспитателя будет выполнена только тогда, когда она станет программой самого ребенка (Л. С. Выготский).
Третья ступенька — фронтальная форма обучения (занятие, труд, игра и т. д.).Цель педагога двойная: с одной стороны, предоставить ребенку возможность в коллективе сверстников самоутвердится в самодеятельности, а с другой — в форме общегрупповой организации диагностировать достижения каждого воспитанника в той деятельности, которую он осваивал в индивидуальном обучении. Здесь воспитатель выступает в роли «дирижера» или «режиссера», а дети — «оркестр заботливых исполнителей» с нравственной направленностью поведения.
Четвертая ступенька «Лесенки успеха» — внутренний «театр» ребенка. По мере достижения уровня самодеятельности он стремится к проявлению своей одаренности — к творчеству. Дошкольник способен к сотрудничеству со сверстниками, к развитию коллективных взаимоотношений, создающих новые возможности для саморазвития каждого как индивидуальности. Цель педагога — любоваться ребенком, радоваться самовыражению им своей индивидуальности. Воспитатель здесь словно «очарованный зритель», а ребенок — «артист».
Нельзя не сказать, что в программе много таких режимных моментов, каких не встретишь в других программах.Это: «минутка тишины» и «минутка шалости», опробование, «мамины и папины» занятия и др. О «маминых и папиных» занятиях следует остановиться поподробнее. В соответствии с ФГОС предусмотрено взаимодействие с родителями, а не работа с родителями, как было раньше. Именно эти занятия позволяют осуществлять данную задачу. Родители приходят в группу и принимают непосредственное участие в воспитательно – образовательном процессе. Они шьют платья для кукол, делают скворечники, кормушки для птиц, ящики под рассаду, изготавливают вертушки и пр.
Хочется заметить, что в программе полностью разработана система мониторинга по всем направлениям развития детей.
Основные характеристики воспитанников «Дома радости»:
1. Дети учатся делать так, чтобы то, что они задумали, получилось.
2. Достигая в каждом исполняемом виде деятельности результата, воспитанник учится быть успешным и наслаждаться радостью от успеха. Он открывает смысл необходимости учиться в школе.
3. У ребенка на основе развития самосознания проявляется потребность самоутверждения, которая побуждает его многократно пробовать, экспериментировать, исследовать причины того, что не получилось прежде.
4. Выполнение каждого вида деятельности обязательно взрослым мотивируется нравственной направленностью (посредством включения игрового персонажа — Мишки, Незнайки). Нравственная направленность проявляется в любви, заботе и уважении к себе, а также к сверстникам и взрослым.
Педагоги, работающие по программе «Детский сад — дом радости» понимают, что каждый день недели — это тот день жизни, который неповторимо строит судьбу девочки и мальчика, да и тех взрослых, которые их окружают.
Результаты диагностики детей подготовительной группы (2013 учебный год) Дети в подготовительную группу перешли полным составом. Все дети посещают детский сад стабильно, пропускают садик только.
Взаимодействие ДОУ и школы Взаимодействие МБДОУ «Детский сад «Улыбка» п. Степанцево» с МБОУ «Степанцевская средняя общеобразовательная школа» Наш детский сад тесно.
Источник
Конспект занятия по развитию речи по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — Дом радости»
марина трегуб
Конспект занятия по развитию речи по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — Дом радости»
Цель: Учить внимательно, слушать стихотворение, понимать смысл, запоминать содержание, рассказывать и пересказывать на память;
Способствовать развитию связной речи
Способствовать отзывчивости и умению слушать друг друга, не перебивая.
Учить отвечать на вопросы развернутым полным предложением;
Способствовать умению работать в коллективе, любовь к природе;
Способствовать развитию слухового внимания и памяти.
Материал: Фланелеграф, репродукции картин Шишкина «Зимний лес»,
«Корабельная роща»;картинки зайцев: белого, серого.
Мотивация: Рассматривание картин Шишкина
В: Кто написал? Да, Шишкин Иван Иванович. Рассказал нам красками о временах года. На одной картине — про зиму, а на другой — про лето. (На фланелеграфе поставить картинки зайцев – белого и серого).
В: Убегают зайцы от волка. А в каком лесу какому зайчику спрятаться, не знают.
В: Пока зайцы бегут, мы пойдем на зарядку, а потом им посоветуем.
Ход занятия:
В: «Заинька», в какой лес, ты побежишь?
Ребенок: Я побегу в летний лес.
В: А ты как думаешь, сумеет зайчик спрятаться в этом лесу?
Р: Да, серый сумеет, потому что травка зеленая, стволы серые, он спрячется его будет не видно.
В: «Заинька» в какой же ты лес побежишь прятаться?
Р: В зимний (доказывает)
В: Давайте теперь скажем все слова, обозначающие,что может делать зайчик: бегать, прыгать, сидеть, лежать, скакать, грызть, умываться, радоваться, петлять. А теперь давайте скажем слова про то,какой зайчик: серый, белый, длинноухий, косой, трусливый, пушистый, боязливый, веселый, грустный, прыгающий, бегающий.
В: Об одном таком зайчике я прочитаю вам стихотворенье. Г. Ладонщикова «Встреча»
Шел лесничий из сторожки.
По глухой лесной дорожке.
А навстречу заинька, серенький, маленький.
—Ты куда бежишь, косой?
—Я бегу к себе домой.
—Покажи мне, где твой дом.
—Под развесистым кустом, видишь, вроде этого.
Зайка прыг — и нет его!
В: Как вы думаете, ребята, это стихотворенье радостное, веселое, грустное или печальное? Почему вы так думаете? Как вы думаете, в какое время года зайчик встретился с лесничим?
В: Серый зайчик, почему же ты печален?
Зайчик: Стихотворение радостное, веселое, картинки к нему не нарисованы. Я хочу, чтобы дети нарисовали моему стихотворению картинки, на которые посмотришь и сразу догадаешься, что это о моей встрече с лесничим картинка.
В: Мы тебе нарисуем картинку не карандашами не красками, а словами. Надо найти такие слова, которые всё расскажут о зайчике, какой он, что он делал, о леснике, которого встретил зайчик, какой он и как шел. Ещё надо найти слова, которые расскажут где они встретились.
В: Слушайте еще раз.
Шел лесничий из сторожки.
По глухой лесной дорожке.
А навстречу заинька, серенький, маленький.
—Ты куда бежишь, косой? (и т. д.)
В: Можно добавить, слышны ли были его шаги?
В: А когда встретился лесничий, изменилось поведение зайчика?
В: Это всё мы рассказали про зайчика, а про лесничего. Какой он был?
В:Мы говорили, как он выглядел, а теперь скажем, какой он был человек?
В: Добрый, внимательный, заботился о зверюшках, заботливый, поэтому никого не обижал из зверей.
В: Где же они встретились?
В:Но в лесу же много деревьев?
Д: Кустарников, ягод, грибов
В: Да, хорошо в лесу, и были в лесу тропинки. Вот теперь мы все рассказали
Какой был зайчик, какой лесничий, и где они встретились. А теперь, надо выбрать те слова, которыми вы хотите нарисовать картинку.
Это был маленький, серый зайчик. Прыгал в лесу по дорожке. Он остановился, потому что услышал шорох. А это были шаги лесничего. Зайчик ведь был трусоват. Он испугался. А лесничий был добрый и не тронул его. Зайчик прыгнул и скрылся в лесу.
В: Хорошая картинка, все понятно, все как в стихотворении. А теперь еще раз послушайте стихотворение. Кто хочет попробовать прочесть стихотворение?
В: Как Дима прочел стихотворение? Грустно, весело сумел передать разговор лесника и зайчика?
А теперь давай прочитаем в лицах, за автора, лесничего, зайчика
(Поучить детей делать паузу и радостно кончать — зайка прыг (пауза) и нет его! (Радостно)
Конспект занятия «Друзья познаются в беде и в радости» Цель: Продолжать развивать у детей чувства дружбы, сопереживания, сострадания к ближнему, стремление помочь людям. Воспитывать искренность.
Организация работы с родителями по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — дом радости» «Организация работы с родителями по программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» Главной заботой родителей и педагогов является.
Анализ статьи Крыловой О. Л. «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр» Анализ на статью «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр» автор Крылова О. Л. (Справочник старшего воспитателя дошкольного.
Конспект интегрированного занятия по Физической культуре с элементами развития речи в подготовительной к школе группе Конспект интегрированного занятия по Физической культуре с элементами развития речи в подготовительной к школе группе «Прогулка в зимний.
Конспект открытого занятия «Моделирование сказки «Волк и козлята» с помощью палочек Кюизенера как способ развития речи детей» Направления развития: познавательно-речевое, социально-личностное Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение.
Конспект экспериментальной деятельности «Растворимость веществ в воде» по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — дом радости» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе. Задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, снега, мыла,.
Педагогический проект «Детский сад-дом радости» Педагогический проект «Детский сад-дом радости» Тип проекта: творческий, социальный, групповой, средней продолжительности. Средней продолжительности.
Сообщение для педсовета «Воспитание эстетических чувств у дошкольников по программе «Детский сад-Дом радости» Воспитание эстетических чувств у дошкольников чрезвычайно актуально, человек (ребенок или взрослый, способный чувствовать красоту вокруг.
Выступление на дне открытых дверей «Наш детский сад — дом красоты, радости и творчества» Выступление на дне открытых дверей «Красота. Радость. Творчество» «Наш детский сад-дом красоты, радости и творчества» Подготовила методист.
Занятия с детьми 4–5 лет для развития связной речи Важная cocтавляющая прoцеccа взрocления челoвека – умение правильнo и пoнятнo дoнеcти дo других cвoи мыcли, передать знания. Для этoгo.
Источник