Занятия эмоциональная сфера для детей с зпр

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения

Татьяна Денисенко
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск»

«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения»

«Надо развивать творческое начало у всех, чтоб мир не оставался таким как он есть, а преобразился. Ведь возможна такая система воспитания, которая прививает и развивает творческое начало».

Учитель-дефектолог: Денименко Т. П.

Развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности, является важнейшим аспектом формирования личности. Проблема развития эмоциональности у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности.

Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. У одних это общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других — повышенная возбудимость, раздражительность, гиперактивность, недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность.

Актуальной составляющей коррекционно-развивающей работы с детьми является коррекция эмоционально-волевой сферы. Куда включаются снятие агрессивности и тревожности, нормализация мышечного тонуса, преодоление лабильности настроения, развитие коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение работать в коллективе, тренировка выдержки, упорства, усидчивости, формирование адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успех и неудачу, а также на поражения и победы сверстников.

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться. А ведь у детей с угнетенной эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что с увеличением числа игрушек, широким внедрением компьютеров и компьютерных игр, резко сократилось стремление детей к совместной деятельности. А, ведь именно в ней происходит адекватное и полноценное личностное развитие ребенка и его социализация.

Таким образом, мы видим, что для того, чтобы поступление в школу не привело к дезадаптации, следует в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделять развитию умения у детей эмоционально раскрепощаться, снимать «зажатость» и неуверенность в себе, обучать их внимательности и наблюдательности а, так же связной речи. И все это способны дать театрализованная деятельность, специальные игры, упражнения, позволяющие детям играть, чувствовать, фантазировать и сочинять.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые педагоги и воспитатели могут использовать во время занятий в детском саду, родители — играя со своими детьми дома или во время прогулки. (Приложение)

Театральное искусство стало не только способом познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно сочетает в себе музыку, живопись, танец, литературу и актёрскую игру, в связи с чем эффективно воздействует на эмоциональный мир ребёнка, не только осуществляя его ввод в мир прекрасного, но и развивая чувственную сферу, пробуждая способность к соучастию и состраданию, формируя способность ставить себя на место других людей, радуясь и тревожась вместе с ними.

Читайте также:  Тест мой темперамент холерик меланхолик

Для этого необходимо отбирать различные театрализованные этюды и упражнения, подбирать дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы. Для развития двигательной активности и координированной моторики использовать пальчиковую гимнастику. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовать рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим лицом.

Необходимо уделять большое внимание созданию условий в группе:

• Отвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности (уголок ряженья,

• Подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры,

• Приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.

Изготовить несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму.

• Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбирать этюды и упражнения.

• В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки.

• Знакомить детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учить достоверному изображению персонажей.

• После этого необходимо поэтапное обыгрывание сценок из спектакля. Для самоконтроля над мимикой и жестами можно использовать зеркало.

Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

Речь их становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

• введение в тему, создание эмоционального настроения;

театрализованная деятельность (в разных формах, где педагог и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

• для этого используются разнообразные приёмы:

• выбор детьми роли по желанию;

• назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

• распределение ролей по карточкам (дети берут из рук любую карточку, на которой схематично изображён персонаж);

проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

1. что делать, если ролей не хватает на всех детей;

2. кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности, парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей я придумываю дополнительные роли.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Читайте также:  Таро что чувствует ко мне жена

Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной.

Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.

Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.

Презентация «Развитие речевых способностей детей через театрализованную деятельность» Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания ребенка в детском саду. В детском саду закладываются основы выразительной речи,.

Развитие связной речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность в семье Развитие связной речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность в семье. Главная цель моей работы совместно с.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Театр- это самый популярный и понятный вид искусств для детей, который прививает устойчивый интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует.

Развитие творческого воображения и речевых способностей у детей через театрализованную деятельность (Конспект выступления на РМО Рыбинского района) В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования,.

Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки.

Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятие в подготовительной группе «Слепая лошадь» Цель: на примере притчи объяснить детям, как важно быть ответственным за свои слова и поступки, подвести к пониманию, что от этого может.

Источник

Эмоциональная сфера детей с ЗПР. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Юлия
Эмоциональная сфера детей с ЗПР. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Выступление на ППк с педагогами

Тема: «Эмоциональная сфера детей с ЗПР. Коррекционно — развивающая работа педагога-психолога»

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции выражается оценка события, явления. Эмоции могут служить способом познания мира, общения с другими, кроме того, они насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний.

В практике своей работы я заметила, что у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность. В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т. е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. У детей возникают трудности при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Данные реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. По мнению Н. Л. Белопольской эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки.

Я заметила, что многим детям свойственны частые колебания настроения, легкая эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность. Своеобразное приподнятое настроение часто бывает при двигательной расторможенности и сопровождается проказливостью, шаловливостью, которая свойственна более младшим детям.

Читайте также:  Как убрать негатив эмоции

Перед началом коррекционной работы с детьми с ЗПР я провожу диагностику.

Применяю методику «Цветопредпочтение», с целью определения эмоционального фона детей.

Коррекционная работа включает в себя несколько компонентов:

-развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР. Это игры и упражнения в уголке «Эмоции».

Дидактический материал в уголке «Эмоций»

«Эмоции сказочных персонажей»

Эмоции «Гномы», «Тучки» (на стене)

Иллюстрационный материал с описанием различных эмоциональных состояний.

Игры «Угадай эмоцию», «Собери эмоцию», «Нарисуй эмоцию», «Уголки эмоций», «Игра на эмоции», пазлы «Эмоции»

-развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР с использованием техники «Сухой дождь» — это пособие состоящие из разноцветных атласных лент, закрепленных на обруче. Ленты расположены плотно к друг другу, по цветам радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

-развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР с использованием антистрессовых игрушек.

-При появлении приступов агрессии, неконтролируемого поведения;

-при развитии моторики рук;

-для формирования положительного эмоционального самочувствия детей;

при выполнении массажа рук.

-развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР с использованием песочной терапии

-развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР с применением мыльных пузырей. — развитие эмоций и снятие психоэмоционального напряжения

В заключение можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, и педагог во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способам социализации.

Данный материал рекомендую применять педагогам в ДОУ, обязательно — учителям — дефектологам, логопедам.

Прикреплённые файлы:

yemocionalnyi-mir_4eucj.ppt | 15162 Кб

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Работа педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.

Источник

Оцените статью