Тренинговые занятия по развитию эмоциональной сферы учащихся младших классов
Цель — снятие эмоционального напряжения.
а) снятие утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов;
б) укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения;
в) повышение готовности к деятельности.
1. Упражнение «Шалтай-Болтай» (цель — снятие напряжения)
— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем их еще раз: покажем их еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.
Свалился во сне.
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.
— Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!
2. Упражнение «Релаксация» (цель — снять утомление, расслабление)
— Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза.
Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.
Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
(Упражнение повторить 2—3 раза).
«Игра с муравьем»
— Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох).Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.
(Упражнение повторить 2—3 раза).
3. Упражнение «Гимнастика» (цель — мобилизация готовности к деятельности)
— Посмотрели (головой) направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).
— Подняли плечи — сбросили (4 раза).
Кулачок. Потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.
Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует. Хорошо.
— Похлопали в ладошки. Отлично. Молодцы!
4. Упражнение «Хорошее настроение» (цель — мобилизация после релаксации, снятие речевых зажимов)
— Построим 10-ти этажный дом!
(Дети берут воображаемые кирпичи поочередно и строят «голосом» дом.)
— 1-й этаж! — хор: низкая тональность голоса, «кладут кирпич».
— 2-й этаж! — хор: тональность голоса повышается, «кладут кирпич еще»,
— 10-й этаж! — хор: высокая тональность голоса, крик,
Здесь дети сильно оживляются и могут с криком вскочить: настроение завершенного дела!
5. Упражнение «Споем»
Мелодичное соединение АЕОУЫИЕ, АЕОУЫИ поется, как песня, но по задачам-действиям:
1) укорить, пристыдить другого,
2) удивиться другому,
3) попросить прощения.
— В заключение занятия давайте похлопаем в ладоши. Громче! Громче! Молодцы!
Цель — развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер.
а) развитие раскованности, произвольности;
б) снятие напряженности, страхов; снижение возбужденности детей.
в) развитие выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей.
1. Упражнение «Поссорились два петушка» (цель — развитие раскованности, самоконтроля.)
Процедура. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.
Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).
2. Упражнение «Иголка и нитка» (цель — развитие произвольности)
Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.
Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
3. Упражнение «Дракон кусает свой хвост» (цель — снятие напряженности, невротических состояний, страхов)
Процедура. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать, «хвост», а тот уворачивается — от нее.
Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполнили все желающие.
4. Упражнение «Лисонька, где ты?» (цель — развитие произвольности.)
Процедура. Дети становятся полукругом, ведущий — в центра. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто — лиса? Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?». Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
5. Упражнение «Слушай команду» (цель — развитие способности к сосредоточению)
Процедура. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду'(сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. д.).
Замечание: — Команда дается только на выполнение спокойных движений.
Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
6. Упражнение «Я не знал!» (цель — развитие эмоциональной сферы, развитие выразительных движений ребенка).
Процедура. Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».
Выразительные движения: поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
7. Упражнение «Возьми и передай» (цель — развитие воображения.)
Процедура. Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый.
8. Упражнение «Раздумье» (цель — укрепление способности к концентрации, успокоении.)
Процедура игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей — «грибник» (пошел в лес по грибы), а другие — лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями и плутает, он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?»
Выразительные движения: ребенок стоит, руки скрещены на груди, смотрит перед собой (роль грибника должен сыграть каждый ребенок).
Вариант игр, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей начальных классов, предложен в книге «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под ред. М.Р. Битяновой.
Игра «Строим город»
Игра предназначена для учащихся первых классов. Цель игры — улучшение настроения, развитие сплоченности, сосредоточенности. Данная игра улучшает настроение участников, способствует развитию их эмоциональной сферы.
Для проведения этой игры понадобятся следующие материалы:
· набор красок для рисования на коже;
· пластилин ярких цветов (по коробке на ребенка);
· большой стол для размещения листа ватмана;
2. Обсуждение чувств и итогов совместной работы.
3. Размещение созданного города в кабинете.
Игра начинается с того, что первоклассников приглашают в тренинговый кабинет, где в разных местах на стенах зала приклеены листы бумаги основных «люшеровских» цветов.
1. Ведущий предлагает детям провести игру-разминку «Цвет и настроение». Ребятам надо выбрать цвет, соответствующий их настроению. После выбора каждый ребенок получает метку: на щеке ему рисуют кружок выбранного цвета (используется краска или грим, подходящий для детской кожи). Так, участники делятся на группы, по выбранным цветам.
После этого каждой группе дается задание: придумать название своей группе и групповое движение, которое отражало бы настроение всей группы.
Примечание: время обсуждения 5 минут. Взрослые (учителя, психолог) должны помочь детям в принятии решения.
Затем группы по очереди показывают свои движения. По просьбе ведущего предлагаемое движение повторяют все участники игры.
После завершения упражнения детям предлагается поменять группу, если они хотят этого, но обязательно надо было пояснить причину. У тех детей, которые сменили группу, на щеке рисуют второе цветное пятно. Группы придумывают, как они включают в себя новый цвет, название, общее движение.
2. Ведущий приглашает участников встать вокруг стола, на котором лежит ватман. Детям и педагогам предлагается создать пластилиновый город. На листе ватмана должны быть обведены контуры будущего города.
Каждый ребенок получает по коробке пластилина. На первом этапе создается «почва»: разогретый в руках материал размазывается по бумаге в несколько слоев, местами могут возникать «холмы и впадины».
Далее, ведущий просит каждого ребенка выбрать на территории города понравившееся ему место и положить на него ладошку. После этого ребята и педагоги на своих кусочках начинают «строительство»: каждый обустраивает свой кусочек города так, как нравится. В этот момент звучит стимулирующая музыка. После завершения этапа «индивидуального строительства» ведущий просит участников рассказать о том, что они построили.
3. Затем ведущий просит участников соединить отдельные кусочки в общий город. Детям нужно подумать, как это можно сделать. Можно «прокладывать дороги», «строить мосты», и т. д. После окончания «строительства» городу дается название. Построенный город можно отнести в класс для последующих игр с ним.
Игра «Рисуем настроение»
Игра предназначена для учащихся 2-4 классов.
· отрывки музыкальных произведений;
· листы бумаги A3 для каждого ребенка;
· восковые мелки или наборы цветных карандашей;
· стенды для размещения коллажа рисунков;
· фотоаппарат и фотопленка;
· свеча (для проведения обсуждения).
1. Разминка «Цвет, музыка, движение».
2. «Рисуем настроение».
3. Создание общего портрета.
4. Обсуждение игры.
Эта игра проводится в актовом зале. Дети и педагоги становятся в общий круг.
Разминка «Цвет, музыка, движение»
— Сейчас кто-то из участников (пусть в первый раз это будет взрослый) встанет в круг. Как только зазвучит музыка, участник в центре круга начнет совершать соответствующее музыке движение, а весь круг должен повторять за ним. После того как музыкальный фрагмент закончится, все должны подумать и сказать, какого цвета звучала музыка.
Звучит музыка, и учитель выполняет движения, дети повторяют за ним. После этого дети высказывают мнение о том, какого цвета звучала музыка. Затем выбирают следующего ведущего, и звучит второй музыкальный фрагмент. Все повторяется снова. Это упражнение (желательно закончить бодрой, живой музыкой) создает хороший настрой на дальнейшую работу.
Упражнение «Рисуем настроение»
Ведущие раздают детям наборы восковых мелков или цветных карандашей, большие листы бумаги (A3). Ребятам предлагается нарисовать свое настроение. Для выполнения этого задания ведущий предлагает каждому ребенку найти в зале удобное место и занять удобное положение: лежа, сидя. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, ведущий предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.
Далее ведущий просит сесть в круг, он зажигает свечу, и дети должны рассказать, что они хотели сказать своими рисунками и почему выбрали именно тот или иной цвет. (Особое внимание уделяется тем детям, которые оказываются в своей цветовой группе одинокими).
Источник
Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями»
Тамара Антонова
Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями»
Развивающее занятие для детей 3 класса
«Учись управлять своими эмоциями»
Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся (в том числе с ОВЗ) через треннинговые упражнения.
• Учить передавать заданные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства;
• Развивать способности понимать эмоциональные состояния и умение адекватно выразить свое;
• Учить выражать эмоции и снимать эмоциональное напряжение;
• Развивать воображение, выразительность движений, передающих эмоциональные переживания радости, грусти, гнева.
• Развитие экспрессивной речи, обогащение словарного запаса (умение употреблять слова-синонимы,антонимы)
• Картинки с изображением улыбающихся и грустных лиц, облаков
Ход занятия
1. Организационный момент. Установление контакта с детьми, настрой на работу.
— Здравствуйте, ребята. Мы очень рады вас видеть. Прежде чем начать наше занятие, давайте настроимся на хороший заряд энергии, на успех. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Для чего мы это сделали? Правильно. Для того, чтобы у нас было хорошее настроение, головы хорош работали. Как люди приветствуют друг друга? (салют, привет, здравствуй).Все вместе покажем: салют – руки надо головой, привет – помахали ладонями, здравствуй – пожали соседу руку.
Установление правил работы в группе: быть активными, говорить по одному, отвечать по поднятой руке, не дразнить и не обижать друг друга.
2. Целеполагание. Беседа. Обращение к опыту детей, актуализация знаний.
Сегодня мы поговорим с вами об эмоциях.Наша тема: «Учись управлять своими эмоциями». Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? … Сегодня мы будем говорить о чувствах и эмоциях, научимся правильно понимать эмоциональное состояние другого человека и будем учиться ими управлять или контролировать, узнаем о способах избавления от негативных -плохих) эмоций.
3. Что такое эмоции? (кто-нибудь может ответить)
Эмоции – это душевное волнение. Это и яркие и бурные переживания. Может ли человек оставаться равнодушным все время? В течение жизни? Бывает, что вы плачете, смеетесь, боитесь, удивляетесь? Все это эмоции. Они быстро могут закончиться.
Какими бывают эмоции? Мы говорим, что положительные и отрицательные. Хорошие эмоции – это положительные, а плохие,от которых становится плохо – отрицательные.
Где выражаются эмоции? Как вы о них догадываетесь, когда смотрите на другого человека (на лице). А при помощи чего они выражаются на лице? Бровей, глаз, рта, щек. Т. е. при помощи мимики.
А еще при помощи его (жесты, интонация, движения).
4. А теперь давайте поиграем в игру «Угадай эмоции».
1) Я буду произносить фразу, а вы — отгадывать, какой эмоции она может принадлежать.
• Ты не любишь мороженое? (удивление)
• Я злой и страшный серый волк! (злость)
• Зачем ты меня толкнул? (обида)
• Как темно в лесу (страх)
• Какое теплое море (радость)
• Никто со мной не играет (обида, грусть)
2) А теперь попробуем отгадать эмоции, отраженные на картинках (на интерактивной доске показаны картинки, смайлики, фотографии людей).
5. Собери эмоцию. 1 группа получает карточки с изображением эмоции (разрезанные пополам, под музыку перемещаются каждый со своей половинкой, как только музыка останавливается, сразу нужно подойти к своей паре.
(Кому трудно выполнять это задание)
2 группа: каждый по очереди достает из конверта эмоцию и изображает невербально (позой, мимикой, жестами). Остальные должны угадать эту эмоцию.
3 группа: произнести слова с радостью, с обидой, злостью, удивлением – да, ничего себе, ерунда.
6. А теперь давайте поиграем в игру «Облака». Я буду читать вам стихотворение, а вы – смотреть в зеркало и изображать облака.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
-мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями, дождинками
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался, я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко приоткрывает рот:
— той, кто там в глади озера
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Какие облака вы увидели? Какое облако показалось вам красивее всех? А безобразнее?
Какое облако труднее всего было изобразить?
7. Закончи предложение.
Каждый должен закончить прочитанное предложение: Я радуюсь, когда в школе….
Мне грустно, когда в классе…
8. А теперь я предлагаю испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех в классе (понарошку, конечно).
(для снятия эмоционального напряжения, развития групповой сплоченности).
Взяли мы немножко смеха
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке,
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Ребята, вам понравилось угощать друг друга пирогом? Кому было трудно подойти друг к другу, к незнакомому человеку? Что испытали вы, когда «угостили «гостя? Как вы думаете, приятно дарить радость?
9. Волшебный мешочек. Ребята, у меня есть мешочек. Но это мешочек не простой, а волшебный. Все обиды, злость, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем. Давайте попробуем.
10. Заключительный этап. Рефлексия.
Ребята, что нового узнали вы сегодня? Чему научились? (узнали, что такое эмоция, учились узнавать эмоции, избавляться от них).
А теперь изобразите ту эмоцию, какая у вас в данное время.
А сейчас пожелаем друг другу хорошего настроения и только положительных эмоций.
Игровое развивающее занятие в детском саду для детей 2–3 лет «Новогодняя елка» Демонстрационный материал: — аудиозапись веселой музыки и песни «В лесу родилась елочка»; — белоснежная скатерть. Раздаточный материал:.
Как помочь ребенку справиться со своими эмоциями. Рекомендации родителям Истерика у детей — это то, что чаще всего вызывает истерику у взрослых. тавтология но, по сути,это так и есть: состояние детской исиерики.
Консультация для родителей «Как научить ребенка владеть своими эмоциями» Елена Фролова Консультация для родителей «Как научить ребенка владеть своими эмоциями» Елена Фролова Консультация «Как научить ребенка.
Коррекционно-развивающее занятие для детей 2–3 лет «Путешествие в город Игрушек» Коррекционно-развивающее занятие для детей 2-3 лет «Путешествие в город Игрушек» Цель – обогащение чувственного опыта детей, ознакомление.
Коррекционно-развивающее занятие для детей 4–5 лет «Путешествие в мир эмоций» КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 — 5 ЛЕТ. Тема: «Путешествие в мир эмоций» Цель: развитие эмоциональной сферы и компетентности.
Коррекционно развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Мы вместе» «Мы вместе» Задачи: • Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. • Снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение,.
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся.
Коррекционно-развивающее занятие социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности» для детей с ОВЗ Александра Викторовна Ястребова Педагог-психолог Пояснительная записка У молодых людей, оказывающихся после поступления в новой социальной.
Умей управлять своими эмоциями Умей управлять своими эмоциями Случалось ли тебе из-за своей гиперэмоциональности наговорить лишнего или совершить необдуманный поступок,.
Управление своими эмоциями Притча. Один мудрец, выступая перед слушателями, рассказал им анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха. Через несколько минут он снова.
Источник