Картотека игр для развития эмоционального интеллекта
ирина сонина
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта.
Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать других людей и самих себя. Познакомьте детей с разными чувствами и развивайте их эмоциональный интеллект с помощью игр.
1. «Я удивлюсь, если…»
Поиграйте с детьми в игру «Я удивлюсь, если…» В эту игру можно играть где угодно. По дороге в школу или в садик, во время поездки в транспорте, во время ожидания очереди в поликлинике. Количество участников может быть любым. По очереди каждый приводит свой вариант окончания фразы «Я удивлюсь, если…».
Например: «Я удивлюсь, если наш кот заговорит человеческим голосом». «Я удивлюсь, если папа придет с работы в костюме клоуна». «Я удивлюсь, если встречу на улице инопланетян».
Эта игра не только объясняет, что же такое удивление, – она смешит, развивает фантазию и потихоньку приближает к пониманию того, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».
2. Изображаем все шесть эмоций
Дайте ребенку зеркало и попросите изобразить на лице эмоцию: страха, гнева, отвращения, печали, радости, интереса, удивления. Потом сделайте это сами. Еще раз – вместе! Понравилось?
3. Угадываем эмоцию
Поиграйте в «Угадай эмоцию». Можно играть вдвоем или в компании. Один изображает какую-нибудь эмоцию, а остальные должны угадать. Посмотрите лицо на следующей странице. Обсудите с ребенком, какие эмоции в разные моменты выражает это лицо?
4. Изображаем эмоцию с помощью движений тела
Попробуйте вместе с детьми изобразить эмоцию с помощью движений тела, не выдавая ее лицом. Если нет маски, можно завязать лицо платком.
5. Угадываем эмоцию по голосу
А еще можно угадывать эмоции, вообще не видя человека, только по голосу, по интонации, с которой произносится фраза. Вспомните, случалось ли вам, разговаривая по телефону, понимать, что ваш собеседник обижен, злится, расстроен или радуется, даже если он прямо не сообщает об этом?
Попробуйте произнести фразы с разной интонацией, пусть ребенок догадается, что вы испытываете. Итак, вы произносите фразу, как будто при этом у вас присутствует эмоция: радости, грусти, злости, удивления, отвращения:
• «Митя уехал к маме».
• «Сегодня выпал снег».
• «Завтрашняя тренировка отменяется».
• «Сегодня на ужин плов».
6. Рисуем линии эмоций
Возьмите фломастер или карандаш. Пусть ребенок на свой вкус нарисует, как выглядит радостная линия, грустная линия, линия страха, линия отвращения, линия гнева, линия спокойствия. Все линии должны быть одного цвета и отличаться только формой.
А теперь предложите нарисовать эти линии кому-нибудь из близких людей или знакомых. Как они их себе представляют? Только не показывайте линии вашего ребенка, пока они не нарисуют свои.
7. Рисуем цвет эмоций
Возьмите гуашь и попросите ребенка подобрать цвет для каждой эмоции (грусть, страх, отвращение, гнев, спокойствие). Цвета можно смешивать.
А теперь предложите нарисовать эти эмоции кому-нибудь из близких людей или знакомых. Как они их себе представляют? Только не показывайте цвета, которые выбрал для эмоций ваш ребенок, пока они не нарисуют свои.
Радость – яркие, чистые цвета, часто оранжевого или желтого цвета. Грусть, печаль – темные, часто холодные цвета, серый или близкие к серому. Отвращение – коричневый, болотный. Страх – больше всего различий бывает именно в изображении страха. Цвет может быть и серый, и черный, и коричневый, и красный, и синий, и белый. Различия объясняются прежде всего тем, что в страхе мы себя ведем по-разному. Кто-то при опасности начинает нападать, атаковать. Кто-то убегает. Кто-то прячется. Гнев – часто рисуют красным или черным. Спокойствие – светлые, пастельные тона, часто голубые или зеленые.
8. Размытое письмо.
Детям сообщается, что получено письмо. Но почтальон, который его доставлял, попал под дождь, и водой размылись слова. Остались только одни картинки. Следует придумать историю, которая могла быть рассказана в этом письме.
Пиктограмма жадность – пиктограмма грусть.
Пиктограмма злость – пиктограмма вина – пиктограмма радость.
Пиктограмма страх — пиктограмма удивление – пиктограмма радость.
9. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Детям предъявляются четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребёнок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:
• Радость, добродушие, отзывчивость, жадность.
• Грусть, обида, вина, радость.
• Трудолюбие, лень, жадность, зависть.
10. Игра «Сыщики»
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Один из участников игры выбирает, не сообщая другим участникам, любой из портретов. Его задача – описать портрет, называя признаки человека, выражающие это чувство, или причину, по которой может возникнуть данное состояние. Другие участники должны отгадать и указать на этот портрет.
Картотека «15 игр для развития ребёнка» 1 МНОГО-МНОГО Взрослый спрашивает, как называется «много-много коров», ребёнок отвечает. Если ребёнок не знает, ответ даёт взрослый. Примеры:.
Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Детский возраст является.
Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики Карточка №1 «Переложи игрушки» Цель : развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений.
Картотека игр для развития мелкой моторики I. Игры с грецким орехом 1. Здороваемся с орешком – крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. 2. Побежал наш орешек.
Картотека игр для развития речевого слуха МБДОУ детский сад «Морячок» 1 младшая группа «Золотые рыбки» Картотека игр для развития речевого слуха Создала воспитатель:Климова.
Картотека игр для развития высоты голоса МБДОУ детский сад «Морячок» 1 младшая группа «Золотые рыбки» Картотека игр для развития высоты голоса Создала воспитатель:Климова.
Картотека игр и упражнений для развития речи дошкольника Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.
Картотека игр на снятие эмоционального напряжения Современные дошкольники часто испытывают чувство стресса и эмоциональное напряжение. Это связано, прежде всего, с болезненным расставанием.
Картотека игр с детьми для развития познавательных процессов КАРТОТЕКА ИГР С ДЕТЬМИ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Подготовительная группа № 20 Воспитатель: Батомункуева Е. А. «Будь внимательным».
Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 села Коноково муниципального образования Успенский район.
Источник
Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ
Федюнина Ирина Владимировна
Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Что же такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект — это ментальная способность, которая объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок — дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя, а также научиться управлять своими эмоциями в трудных ситуациях.
Как известно, наиболее эффективным методом развития и управления эмоциями у детей является игровая деятельность, так как в соответствии с ФГОС ДО, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально-волевой сфере ребёнка.
Работа по развитию эмоционального интеллекта у детей в ДОУ проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности. На начальном этапе работы нами был разработан пошаговый алгоритм диагностики, который включил в себя изучение эмоционального состояния по методике «Цветовыбор» А. Е. Лутошкин. Этот метод нам показался не совсем полным, чтобы понять эмоциональное состояние детей. Поэтому следующим этапом нашей работы было проведение диагностических исследований по методики Л. П. Стрельниковой, Т. А. Данилиной. Предложенная классификация это карта наблюдения предполагает наблюдение за ребёнком и группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры. В ходе наблюдений был сделан вывод, что в целом эмоциональный фон в группах ДОУ благополучный. Дошкольники в большинстве испытывают позитивные эмоции: радость, интерес, восторг, удовольствие. Однако сформировалась группа дошкольников, у которых выявлены негативные эмоции: злость, грусть, тревога. В связи с этим работав группах ДОУ была направлена на то, чтобы помочь детям справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Важным этапом в работе по развитию эмоционального интеллекта является настрой детей на образовательную деятельность. Для этого были подобраны игры и игровые упражнения, которые направлены на концентрацию внимания, наблюдательности, воображения.Например: «Встаньте все те, кто…», «Что изменилось?», «Что делать, если…», «Опиши друга», «Заряд бодрости», «Слушаем тишину», «Найди и промолчи» и т. д.
Во время проведения образовательной деятельности педагоги ДОУ по возможности применяли сюрпризный момент. Например, каждый день в группу приходит какой-нибудь герой из сказки Буратино, Чиполлино и т. д. : Буратино приглашает детей поиграть и рассказать о своём настроении. Дети передают по очереди золотой ключик и рассказывают, что они чувствуют, с каким настроением пришли в детский сад. Или Чиполлино, просит угадать эмоцию, нарисованную на картинке и т. д. Сказочные герои приходят в детский сад с сувенирами, подарками. Детям это очень нравится и они с интересом вовлекаются в игру. Таким образом, если у детей были негативные эмоции, то они заменяются позитивными.
В образовательную деятельность воспитатели старались включать игры на снятие эмоционального напряжения:например: «Семейка гномс», «Домик настроений», «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Путешествие в мир эмоций» и т. д. Эти игры способствуют управлять своими эмоциями, различать и понимать эмоции других.
Во время проведения непосредственно образовательной деятельности проведение обычных физкультминуток было заменено играми малой подвижности – на снятие эмоционального напряжения.Например: «Я радуюсь, когда…», «Угадай эмоцию», «Волна», цель игры — управление своим поведением, концентрация внимания. Детям предлагается изобразить море, которое в зависимости от погоды может быть самым разным, «Сбрось усталость». Так, например, в игре «Затейники» у детей развивается выразительность движений, чтобы они чувствовали себя раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным состоянием.Для этого используются словесные подсказки-образы:
1. Улыбнись,как: кот на солнце; Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо;
2. Отдохните,как: турист, снявший тяжёлый рюкзак; ребёнок, который много трудился, но помог маме;
3.Испугайся как: заяц, увидевший волка; котёнок, на которого лает собака;
4. Вы устали,как: папа после работы; человек, поднявший тяжёлый груз; муравей, притащивший большую муху.
На развитие эмоционального интеллекта особое внимание оказывают дидактические игры. Так, например,серия игр Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «Наши чувства», «Эмоциональное лото», «Эмоциональная угадай-ка». Их можно использовать не только в режимных моментах, но и в образовательной деятельности.
В игре «Наши чувства» дети встречаются с различными эмоциональными ситуациями, знакомятся с названиями чувств, учатся о них рассказывать и внимательно слушать друг друга. Детям раздаются карточки или они их сами вытягивают. На каждой карточке — фотография или рисунок ситуации, где человек переживает какую-то эмоцию. Над картинкой – текст, который поясняет её смысл. В нём выделено название эмоции. Внизу под картинкой задание для ребёнка, это вопрос на который надо ответить. Стопку карточек помещают на середину стола картинками вниз. Дети по очереди берут карточку, показывают её всем, кто умеет бегло читать, читают вслух и выполняют задание. Если дети ещё не читают, то текст читает воспитатель. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, он может обратиться к помощи – взять одну из карточек «Я помогу», на которой написана подсказка. Игра должна проходить в доброжелательной атмосфере, чтобы каждый ребёнок мог свободно поделиться любыми переживаниями, и положительными и отрицательными.
В игре «Эмоциональное лото» дети закрепляют приобретённый словарь названий эмоций, распознают переживания других людей в различных жизненных ситуациях. Воспитатель или ребёнок достаёт из «мешочка» карточку «Вытяни меня» и громко читает то, что на ней написано. Дети ищут на своих таблицах картинки, которые соответствуют прочитанному тексту, и закрывают их карточкой «Ура! Нашёл!». Кто первым закрыл таблицу – выиграл. Зелёными карточками закрывают таблицу, если используется конкретная ситуация или эмоция. Красными карточками закрывают, в том случае, если дети могут найти несколько разных ситуаций с близкими по смыслу переживаниями.
В игру «Эмоциональная угадай-ка» можно играть индивидуально. Смысл игры -угадывать эмоцию, которую переживает герой на картинке.
В предлагаемых играх дети вместе с педагогами погружаются в мир эмоций – делятся своими переживаниями, учатся называть, осознавать и различать оттенки чувств, понимать переживания других. Всё это способствует развитию эмоционального интеллекта детей.
Таким образом, коррекции негативных эмоциональных состояний у детей способствовало снижению таких негативных проявлений, как страх, злость, печаль и способствовало более активному проявлению эмоций радости и интереса. Дети стали лучше управлять своим поведением, стали более общительные, они стали легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей, стали менее агрессивными.
На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». И поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.
Формирование эмоционального интеллекта дошкольников станет более успешным, при развитии его компонентов, при создании психолого-педагогических условий для реализации программы развития эмоционального интеллекта.
1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Вильшанская А. Д. Мир человека, я и мои чувства, настроение, эмоции: методические рекомендации к тематическому словарю в картинках. — М. : Школьная Пресса, 2011.
3. Габдереева Г. Ш. Основные аспекты тревожности в психологии. //Тонус. — 2000. — № 5.
4. Данилина Т. А., Зедгидзе В. Я., Сренина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ. — М. : Айрис-пресс, 2007.
5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. — М. : АРКТИ, 1999.
Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников (информация для родителей) Мы мало отдаём времени детям. Мы мало играем с ними, не стараемся привлекать их к помощи взрослому в повседневной жизни, мало любим их,.
Индивидуальные занятия-один из путей развития ручных умений детей с нарушением интеллекта Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных коррекционных занятиях. Одной из основных.
Организация целенаправленного психологического сопровождения эмоционального развития детей с нарушением зрения в ДОУ В словаре русского языка глагол «сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе.
Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта Проблема развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта из года в год становится актуальнее и значимее. Это связано с.
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.
Педагогическая статья «Дидактическая игра-как средство развития интеллекта дошкольников» Тема: «Дидактическая игра- как средство развития интеллекта дошкольников» Выполнила: воспитатель Реутова С. А Дошкольный возраст – это.
Погремушка — средство развития ребенка с нарушением интеллекта 3–4 лет Погремушка – развивающая игрушка в жизни ребенка 3-4 лет с нарушением интеллекта. История русской народной игрушки — погремушки уходит.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.
Видео «Методы и приемы развития музыкальности на музыкальных занятиях в ДОУ» » Методы и приемы развития музыкальности на музыкальных занятиях в детском саду» Маслова Светлана Анатольевна ЦРР детский сад №1 » Мечта».
Занятие по развитию эмоционального интеллекта для детей подготовительной группы на тему: «Как злость превратилась в любовь». Занятие по развитию эмоционального интеллекта для детей подготовительной группы на тему: «Как злость превратилась в любовь». Автор: педагог-психолог.
Источник