Занятия для подростков снятие эмоционального напряжения

Тренинг для подростков «Как избавиться от стресса?»
классный час по психологии по теме

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Тренинг знакомит подростков с понятием «стресса», видами и типологией стрессовых ситуаций, а так же помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.

Скачать:

Вложение Размер
Тренинг для подростков 55 КБ
kak_izbavitsya_ot_stressa.pptx 2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для подростков

«Как вести себя в стрессовых ситуациях?»

  1. Объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития.
  2. Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса. Помочь овладеть навыками их применения.

1. Приветствие и игра – разминка .

Игра КОЛЕЧКО Добрый день ребята! Прежде чем мы с вами начнем нашу работу, я предлагаю поиграть в игру, которую вы все знаете и, наверняка, любите: «Колечко».
Ход игры: выбирается водящий. У него в руках спрятано колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой» и держат их перед собой на коленях. Водящий по очереди подходит к каждому и проводит своими ладошками по ладошкам играющих. В какой-то момент он незаметно передаёт колечко игроку. После того, как водящий пройдёт возле всех играющих все хором говорят: «Колечко, колечко выйди на крылечко». Тот игрок, у кого колечко должен выскочить в центр круга, а остальные должны попытаться его поймать. Если его не поймали, то он становится водящим.

Да, чувствуется напряжение, которое вы все испытывали в ходе игры, пытаясь отгадать и схватить того, у кого было колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры. Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных перемен. Всё чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому и поговорим мы сегодня о том, что такое «СТРЕСС».

2. Мини-опрос: Какие ситуации являются стрессовыми?

Все участники по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по их мнению являются стрессовыми. Ведущий записывает их на доске (ватмане, флипчарте).

Ведущий: «Посмотрите на получившийся список. Обратите внимание на то, что есть такие ситуации, которые каждый человек может назвать стрессовыми, а есть те, которые только лично для кого-то являются стрессом. Но, так или иначе, выполняя это задание, вы имели своё представление о том, что такое стресс. Давайте попробуем сформулировать это понятие (Участники высказывают свои определения стресса).

3. Рассказ ведущего о понятии стресса – его признаках и стадиях.

Мы с вами почти сформулировали понятие стресса, введённого в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения заключается в следующем:

Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.

Как видите эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причём эти раздражители необязательно могут существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.

В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.

Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения . Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.

Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый « эустресс» . Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс» .

4. Мозговой штурм, «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряжённые ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе справиться со стрессом?».

Записать на доске или ватмане все предложенные варианты (попить чаю, послушать спокойную музыку, сделать уборку, поспать, погулять на природе, пообщаться с животными, заняться любимым делом (хобби): повязать, шить, рассмотреть свою коллекцию, ремонтировать свою машину и др…).

5. Упражнение «Фотография в рамке»

Это упражнение можно выполнять сразу же после того, как произошло событие, заставившее вас изрядно поволноваться.

  1. В быстром темпе прокрутите у себя в голове эту ситуацию так, как если бы она была фильмом.
  2. Выберите из всего потока картинок только один «кадр», который, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает суть всего произошедшего. Может быть, это будет самый эмоциональный момент пережитого.
  3. Представьте себе выбранный момент в виде фотографии. Остановите мгновение. Смотрите на эту фотографию, на лица людей, которые, к примеру, перекошены злобой или негодованием.
  4. Вообразите, что вы уже старше на несколько лет и смотрите на эту фотографию, в которой лишь отблеск прошлых событий. Смотрите на нее глазами человека, для которого все это давно в прошлом.
  5. Подумайте, в какую рамку вы желали бы заключить эту фотографию. Круглую? Овальную? Квадратную? Это будет массивное красное дерево или изящное стекло или примитивная реечная рамочка? А может, это будет рамка-игрушка, к примеру, из искусственного лохматого меха в виде собачки?
  6. Повесьте мысленно фотографию в рамке на стену, сделайте для нее специальное, практически музейное освещение. Кстати, какие фотографии висят рядом с ней в личной галерее вашего разума?
  7. Вернитесь в настоящее. Подумайте снова о событии, которое принесло вам огорчение. Ваши ощущения наверняка несколько изменились. Если нет, вернитесь к выбранному вами кадру и представьте, как это изобразил бы детский художник, карикатурист, Рубенс, Ван Гог.

Найдите тот образ, который изменит ваши чувства надлежащим образом.

6. Упражнение «Дыхательные техники»

Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.

Дышите таким образом несколько минут.

К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.

Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.

Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.

Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».

Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.

Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.

Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.

В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.

7. Расслабляющая медитация

Кроме всех вышеперечисленных способов борьбы со стрессом есть ещё релаксационные методики. Сегодня мы с вами попробуем одно упражнение, которое называется «Летнее настроение».

Цель: настроиться на позитивный лад, расслабиться, научиться вырабатывать положительные эмоции. Оборудование, необходимое для выполнения упражнения: В идеале это должна быть релаксационная комната с тёмными шторами, телевизор и DVD проигрыватель, или компьютер и проектор, удобные кресла по количеству детей/взрослых.

Длительность упражнения: 30 – 60 минут.

Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие в лето. Для этого устраивайтесь поудобнее и смотрите на экран. Кто хочет, может закрыть глаза и просто слушать музыку, смотреть на те образы, которые возникают у него в голове. Итак, начинаем.

Просмотр видеофайла (14 минут).

Шеринг: по окончании просмотра все участники делятся своими впечатлениями, чувствами, настроением, которое возникло при просмотре данного фильма. Ведущий может задавать наводящие вопросы, чтобы каждый участник имел возможность высказаться: «Какие чувства у вас возникли при просмотре данного фильма? Какие впечатления у вас возникли в ходе просмотра? Как вы себя чувствуете сейчас? И др.»

Обратная связь. Ведущий спрашивает у ребят, что нового, интересного они узнали во время этого тренинга. Что им понравилось, что не понравилось.

Заключительное слово ведущего: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний тренинг. Надеюсь, что вы узнали про стресс то, что поможет вам в будущем с ним бороться и успешно. Закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Дейла Карнеги, который является известным специалистом в области человеческих взаимоотношений:

«Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки»

Источник

Занятие на тему Снятие эмоционального напряжения подростков.
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме

Занятие с элементами психогимнастики

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_na_temu.doc 36 КБ
sovety.doc 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему

Снятие эмоционального напряжения подростков.

Занятие с элементами психогимнастики.

Цель: Снятие эмоционального напряжения перед экзаменами.

1.Познакомить подростков с приемами психологической саморегуляции.

2.Создать благоприятные условия для продуктивной подготовки к экзаменам.

3.Совершенствовать развитие внутренних личностных качеств, стабилизировать внутреннюю душевную гармонию

4.Разработка рекомендаций для подготовки к экзаменам.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время упражнений.

Игра на знакомство «Полина, пицца, Прага» .

Предложите каждому участнику по очереди назвать свое имя.блюдо на ту же букву и город на ту же букву.

2. Знакомство с правилами тренинга.

3.Актулизация проблемы. Опрос с хлопками.

— Хлопните в ладоши те, кто пришел в школу с хорошим настроением.

— Хлопните в ладоши те, кто испытывает волнение или страх при ответе у доски , на контрольной или самостоятельной.

— Хлопните в ладоши те, кто хочет научиться справляться со своим волнением и быть уверенным в сложных ситуациях?

4. Основное занятие

В нашей жизни могут быть различные ситуации, которые могут выбить нас из колеи. Они влияют на нашу жизнь, и на наши мысли.Представьте, что вас ожидает сложная контрольная за год. Какие мысли возникают у вас в голове? Положительные, отрицательные или нейтральные? Давайте попробуем с вами изменить свои мысли и свое внутреннее состояние .Представим что положительное может дать нам это событие?

Это умение перевести энергию с негативного эмоционального возбуждения и напряжения в позитивный настрой и решение интеллектуальных задач. Эта задача из раздела управления эмоциями решается с помощью управления мышлением, вниманием и выполнения простых физических упражнений психогимнастики.

ПОЗА СИЛЫ. Голова поднята; взгляд прямой, параллельно полу; подбородок слегка поджат, чтобы сохранять позвоночник ровным с естественными физиологическими изгибами; плечи раскрыты; макушка слегка тянется вверх, приятно вытягивая позвоночник. Плечи и таз должны находиться в одной или параллельных плоскостях. Стопы стоят ровно на полу, полностью соприкасаясь с полом. Такая поза нормализует давление и дыхание, придает уверенности в себе и энергии.

МЕДИТАЦИЯ УСПОКОЕНИЯ УМА. Сядьте в удобную позу и сосредоточьте внимание между бровями. Позвольте мыслям течь, не мешайте им и не увлекайтесь ими, просто наблюдайте за их потоком и ничего не делайте. Когда вы концентрируете свой взгляд на точке за межбровьем останавливается поток мыслей и увеличивается спокойствие, уверенность и благополучие. Суть медитации: сохранять равновесие — не цепляться, расслабление — не удерживать, естественность — не совершать напряженных усилий.

ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ. Сделайте спокойный плавный вдох носом. Пусть воздух заполняет тело в три этапа: живот, область солнечного сплетения и ребер, грудную клетку. После небольшой, естественной задержки дыхания сделайте плавный выдох в том же порядке – от живота к ключицам. Вдох по длине равен выдоху. Дышите носом, заполняя легкие на 80-85 %, не до предела, а до чувства полного дыхательного удовлетворения.

МАССАЖ ЛИЦА И ГОЛОВЫ. Поскольку зоны, ответственные за память, располагаются в задней части нашего мозга, не стесняйтесь по чаще потирать затылок, в том числе и во время экзамена. Потрите ладони рук друг о дружку, чтобы кожа ладоней нагрелась. Закройте глаза и положите ладони рук на глаза, ощутите тепло, исходящее от кожи ладоней и расслабляющее ваши глаза. Далее помассируйте скулы маленькими круговыми движениями от центра лица к ушам. Также полезно массировать виски начиная от верхнего века и до виска, по прямой линии в направлении роста волос и маленькими круговыми движениями.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Избавится от лишнего адреналина помогут приседания, наклоны, ходьба, упор в стену и парту с небольшим, но эффективным напряжением. Сохраняя сидячее положение, «побегайте» ногами вперед-назад и по сторонам. Поднимая и опуская пятки, постучите ими об пол в течение пары минут. Покатайте ногами по полу цилиндрический предмет — ручка или карандаш тоже подойдут. Не вставая со стула, имитируйте ходьбу на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп по очереди. Поглаживайте одну ногу другой — такой массаж отлично разгонит кровь.

5.Создание «Памятки» для успешной сдачи экзаменов.

Перед вами различные советы и рекомендации для успешной сдачи экзамена. Ваша задача выбрать из них те, которые, по вашему мнению, имеют рекомендации которые действительно вам помогут.

Ребята по порядку называют числа, если число делится на три или имеет в своем составе число три, то участнику нужно сказать «Пип».

Искусство снятия эмоционального напряжения — основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. Очень важно сначала просто наблюдать за собой, не анализируя, не критикуя, не стараясь изменить себя. Вы как бы составляете альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанных нейтральной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ситуациях и эмоциональных состояниях.

Я надеюсь, вам помогут упражнения, которые сегодня мы с вами проиграли. При регулярном выполнении этих упражнений вы научитесь самостоятельно справляться со стрессом.

И главное – помните, какими бы сложными не были задачи на вашем пути, они неизбежно разрешатся и приведут вас к заветной цели. Удачи и спокойствия вам!

Источник

Читайте также:  Как избавиться от чувства тошноты после аттракциона
Оцените статью