Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
методическая разработка по теме
Игры и упражнения, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы дошкольников | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.
Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.
В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх , агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.
Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.
2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
3. Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
4 . Упражнение «Музыка и эмоции».
П рослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая — грустная, довольная, сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная, задушевная — отчужденная, добрая — усталая, теплая — холодная, ясная — мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
5. Упражнение «Способы повышения настроения».
Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
6. Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
7 . Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.
8. Игра «Назови похожее».
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.
Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
9. Упражнение «Мое настроение».
Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.
10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.
11. Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?
Психогимнастические упражнения (этюды), о сновная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
1.Новая кукла (этюд на выражение радости) .
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
3.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.
7.Про Таню (горе — радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»
8.Золушка (этюд на выражение печали).
Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
9.Один дома (этюд на выражение страха).
Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
3 . Игра «На полянке».
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
4.Упражнение «Чудесный сон котенка».
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.
Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?
Источник
Конспекты занятий на развитие эмоциональной сферы детей.
план-конспект занятия на тему
Конспекты занятий на развитие эмоциональной сферы детей. Для детей старшей, средней и младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_emotsionalnomu_razvitiyu_detey.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей
старшей группы дошкольного возраста :
Путешествие в страну «Эмоции».
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
- Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
- Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
- Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
- Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
- Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
- Воспитывать и формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
- формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
Возраст участников: 5 — 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.
Материал для занятия:
Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
Магнитная доска; Человечки-эмоции;
Бумага для рисования, карандаши;
Детские стулья по числу детей;
Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;
Использованные технологии занятия:
Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
Элементы здоровьесберегающей технологии
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений
Приветствие. «Волшебный клубочек».
— Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
— Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Рассеет все сомнения
(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)
— Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
— Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:
Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит.
(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)
1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
-Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)
«Радость — это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного человека, а большая — когда у всех».
«Радость — это когда у всех праздник».
«Радость — это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость — это когда нет войны».
«Радость — это когда все здоровы».
«Радость — это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».
— Что вы делаете, когда вам весело? ( Ответы детей.)
Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
Упражнение « Нарисуй эмоцию»
— А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги — проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).
Психогимнастика « Ручеек радости» ( звучит спокойная музыка)
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.
-Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
Дети мысленно передают друг другу радость.
2 остановка. « Остров Грусти»
-Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица. Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
— А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.
Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. ( Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.
А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.
Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.
Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.
3 остановка. « Пещера страха»
Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)
Упражнение « Страшные звуки» ( звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)
— Угадайте, какие звуки мы слышим? (ответы детей)
— Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)
Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь — превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий ( первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа ( Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.
Упражнение « У страха глаза велики»
— А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. ( Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и , следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
4 остановка. «Гора Злости»
-Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).
Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.
Упражнение «Закончи предложение».
-Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. ( фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.
Рефлексия. Беседа с детьми:
-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
-Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
-А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
-Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!
-Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.
-Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю нарисовать кисточкой свое настроение на песке!
Педагог: (если вдруг у кого-нибудь будет грустное настроение) От чего тебе грустно? Тебе что-то не понравилось? А у меня настроение очень хорошее и я хочу с тобой им поделиться (дарю улыбающийся смайлик, а если у всех хорошее настроение улыбающиеся смайлики дарю всем.)
И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.
- Занятие на развитие у детей эмоциональной сферы для детей средней группы.
- “Путешествие в страну Настроений”
- учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие;
- развивать умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебную страну настроений, но прежде чем туда отправимся, давайте вспомним и поздороваемся с помощью различных эмоций.
– Мы отправляемся в путешествие и берём с собой хорошее настроение. Но на чём же мы отправимся в путешествие? (Дети выбирают). Отправляемся на волшебных облаках, под звучание музыки “Облака”. Во время полёта им попадаются разные облака, и они их рассматривают.
Прилетели в страну настроений, и нас встречают жители волшебной страны (дети рассматривают их, и определяют настроения жителей).
– Посмотрите внимательно на жителей страны. Какое у них настроение?
Как вы думаете, что случилось с жителями волшебной страны? (Дети высказываются) . А давайте сочиним небольшую сказку по жителей волшебной страны.
(Начинает сказку педагог, затем дети по очереди продолжают сказку, добавляя своё предложение).
Провести беседу с детьми по сказке. В конце дети дарят настроения жителям волшебной страны и отправляются дальше.
– Дальше на пути их встречают гномы. Гномы перепутались, поссорились.
Дети предлагают им помочь.
(Выкладывая лица гномов, дети рассуждают, как они догадались о настроениях гномов, по их цветам.)
В благодарность гномы проводят с детьми игру: “Мы делаем вот так”.
- Когда нам грустно – мы делаем так.
- Когда мы удивлены – делаем вот так.
- Когда мы испуганы – мы такие.
- Когда мы злимся – мы уже другие.
- Когда мы радуемся – мы делаем так.
Дети прощаются с гномами и отправляются дальше по волшебной стране.
– На пути они встречают матрёшку.
– Дети, матрёшки всегда открываются? Да.
– Попробуем! Открывают первую матрёшку, раздается плач – фонограмма.
– В этой матрешке живёт какое-то настроение. Какое оно? (Ответы детей.)
Открываем вторую матрёшку, раздаются сердитые возгласы – фонограмма.
– А в этой матрёшке какое настроение живёт? (Ответы детей.)
– Какое же настроение живёт в самой маленькой матрешке? Посмотрим (Открывают матрёшку раздаётся звонкий, веселый смех – фонограмма.)
– Какое это настроение? (Ответы детей.)
– Молодцы, вы всё правильно угадали. А какое настроение мы возьмём с собой в детский сад? (Ответы детей.) Дети садятся на облака и отправляются назад.
– Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну Настроений, и мы в хорошем настроении возвращаемся в группу.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы во второй младшей группе «Ты улыбкой сумей поделиться»
«Ты улыбкой сумей поделиться» Цель: развивать умение классифицировать по цвету; развитие активного словаря; развивать умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; развивать умение отображать свои эмоции в зеркале.
Ход совместной образовательной деятельности:
Воспитатель читает стихотворение:
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы вам хмурые лица
Или чья –то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
-Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это спрятался под вашими стульчиками (зайчата)
Что с ними случилось? (Потерялись, заблудились.) Им, наверное, страшно. Давайте их бережно возьмем в руки. Какие они (беленькие, пушистые, маленькие, хорошенькие.) Они такие беспомощные. Хотите им помочь (Д а). Но сначала их надо успокоить.
Упражнение «Помоги зайчику» — Цель: снятие психо- эмоциональной напряженности у детей. -Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них зайчонка, подыши на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай зайчонку доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, улыбнись ему, и ты увидишь, что зайчик уже не боится. Но пора ему помочь найти маму. Посмотрите, у каждого зайчонка есть своя мама, у неё такого же цвета фартук, как и у вашего зайчонка галстучек. Будьте внимательны и отнесите каждый своего зайчонка к своей маме- зайчихе.
Воспитатель: Ребята, слышите за дверью кто-то плачет. Кто это? Давайте посмотрим. (Воспитатель берет куклу би-ба-бо заяц). Да это же зайчик из сказки «Заюшкина избушка». Спросите его: «Что ты, зайчик, плачешь? ».
Заяц: Опять меня хитрая лиса обманула и выгнала из своего домика! Что делать, не знаю?
Воспитатель: Дети, ох эта хитрая лиса! Вы сердитесь на нее и даже, наверное, злитесь? (дети перед зеркалом изображают отрицательные и положительные эмоции на лице, наблюдая затем как изменяется положение бровей, губ, глаз)
Ой, какие вы злые сейчас! Много в вас злости? Но мы не хотим быть злыми? Правда? Сейчас мы злость прогоним!
Упражнение: «Злость, уходи! » — Цель: снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. — Играющие ложатся на ковер. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить руками и ногами по по полу с громкими криками. «Злость, злость, уходи (Упражнение продолжается 2 мин., по команде взрослого ложатся на пол в позу «звезды», спокойно лежат, слушая спокойную музыку 2 мин.)
Воспитатель: «Ну вот мы и прогнали злость». А тебе, зайчик для начала нужно успокоиться. Дети, как можно успокоить зайчика? (пожалеть, погладить, обнять, поцеловать, спеть песенку, рассказать сказку, поиграть, покормить, — все сопровождается действием детей по отношению к зайчику) .
Заяц: Спасибо, ребята, что вы меня успокоили. Но что же мне теперь делать? Как без домика жить?
Воспитатель: Дети, чем мы можем помочь зайчику? (ответы детей). Да мы можем построить дом для зайчика. Оставайся, зайчик, с нами.
Заяц: Спасибо! Мне очень приятно остаться здесь у таких добрых, заботливых детей. Я рад тому, что буду жить в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк, ссор и обид. Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. И хочу поделиться с вами своей самой доброй улыбкой.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки» — Цель: воспитывать положительно- эмоциональное отношение к сверстникам. — Дети сидят по кругу, берут за руки соседа, смотрят ему в глаза и дарят соседу самую добрую улыбку.
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли? (маленьким зайчатам, зайчику из сказки) Как помогли? (утешили, согрели, пожалели, пригласили к себе и т. д.) У нас всё получилось, потому что вы добрые, отзывчивые, умеете дарить улыбку и т. д.
Дети в свободной деятельности строят домик для зайчика, приглашают на совместную прогулку.
Конспект занятия детей раннего возраста
«В гостях у сказки»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГОСТИ К ВЕСЕЛОМУ КОЛОБКУ.
Цель: Формировать гармоничное отношение ребенка к окружающему миру через театрализованную деятельность.
Задачи: Развивать речь детей, обогащать словарь. Учить координировать движения с речью, различать эмоции, изображать их с помощью мимики, жестов, движений. Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на характер музыки. Воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности. Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Материал: Фонограммы пения птиц, песни про колобка, игрушка колобок, настольный театр, кукла Ванечка, угощения для детей.
Дети с воспитателем заходят в группу, педагог показывает колыбельку, в которой спит кукла-младенец Ванечка. Ванечка просыпается, воспитатель предлагает детям показать Ванечке сказку.
— Дети, Ванечка маленький и не знает ни одной сказки. Давайте ему расскажем и покажем сказку Колобок.
Показ воспитателя и детей настольного театра «Колобок»
После показа театра педагог обращается к Ванечке и спрашивает: «Понравилась ли тебе сказка? »
Ванечка благодарит детей за показ интересной сказки.
(Звучит пение птиц)
В группу влетает птичка с письмом.
— Дети, кто это к нам прилетел?
— А что это она нам принесла?
Здравствуйте, дорогие ребятишки!
Приглашаю Вас в гости. Очень хочу с вами поиграть и потанцевать.
Жду с нетерпением встречи, Колобок.
— Ну, что дети пойдем к колобку в гости?
— Давайте и Ванечку с собой возьмём.
Отправляемся по волшебной дорожке к колобку.
Из домика выглядывает колобок.
Колобок: Здравствуйте дети!
— Дети и Ванечка здороваются с колобком.
Колобок: Я колобок, колобок
Колобок — румяный бок,
На сметане мешен,
Да в масле пряжен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Да к ребяткам я пришел.
Воспитатель предлагает детям потанцевать с колобком.
«Пляска с колобком»
1. По дорожке, по тропинке (Дети бегут по кругу)
Между сосен прыг, да скок.
Очень весело, игриво
Он от бабушки ушёл, (Грозят пальчиком)
И от дедушки ушёл,
Покатился, заблудился непослушный колобок!
Прыг, скок, колобок. (Пружинка вправо влево)
Вкусненький, румяненький, (Руками пекут колобок)
Он поход на пирожок
С изюминкою маленькой.
2. Повстречался он с медведем (Изображают медведя)
На тропинке, на лесной.
Мишка очень рассердился,
Топнул лапою большой.
-Ты от бабушки ушёл, (Грозят пальчиком)
И от дедушки ушёл,
Непослушный ты такой!
Колобок хвалит всех детей и Ванечку.
Колобок: За хороший перепляс угощу сейчас я вас.
Угощает детей конфетами.
Дети благодарят колобка и прощаются с ним.
Вместе с воспитателем и Ванечкой дети возвращают в группу по волшебной дорожке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·.
Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·.
Задачи:· Развитие сенсорно-перцептивной сферы;· Развитие произвольности поведения;·.
Цели:· Осознание ребенком эмоциональных состояний других;· Умение понимать и принимать других людей;·.
Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями на тему: «Путешествие в школу эмоций».
Представляю конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада. Данный материал может быть полезен прежде всего педагогам-психологам, а также воспитателям дошкольных у.
Занятие направлено на формирование умения у детей передавать эмоциональное состояние посредством изготовления маски. В занятие входят коррекционные игры и упражнения. В конце занятия дети изготавливаю.
Источник