Конспект занятия: «Учимся контролировать свои эмоции»
план-конспект
Треннинг «Учимся контролировать свои эмоции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_kontrolirovat_svoi_emotsii.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Учимся контролировать свои эмоции»
Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
- Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
- Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
- Обучить навыкам саморегуляции.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Оборудование: Гроздь винограда, красные и зеленые круги( по количеству участников), расслабляющая музыка.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправимся в путешествие. Для этого путешествия нам не надо куда-то ехать, не нужны билеты, понадобятся только ваше желание и немного фантазии. В нашем необычном путешествии мы откроем удивительный мир, который скрыт от неопытного глаза, но всегда с нами — наш внутренний мир.
— Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук соседа и передайте свое тепло легким сжатием руки друг другу сначала по часовой стрелке, затем — в противоположном направлении. Дети выполняют упражнение.
Сказка про эмоции:
Вы знаете, что в каждом доме живут домовые? Днем они тихо дремлют в укромных уголках, а вечером они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг нее.
И тогда домовые начинают свои тихие разговоры. Они очень любят поговорить. Особенно им интересно рассказывать разные истории, которые случаются с нами днем. Но поскольку домовые днем спят, они очень любят слушать наши истории. Просто мечтают, чтобы им кто-нибудь что-нибудь о себе рассказал.
Причем все наши домовые – абсолютно разные, как и мы с вами. Один любит веселые истории, любит прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует, а иногда может даже и всплакнуть. Третьему домовому нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает! Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми – дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат, да шерстка дыбом становится.
Так незаметно проходит вечер домовых. После необычных историй каждый домовой принимается за работу: кто– то примется за уборку ,приберет разбросанные игрушки, кто – то приласкает кошку и покажет , где прячется мышка, а кто – то наведет порядок в холодильнике. Для каждого найдется работа!
Под утро, уставшие от работы домовые, укладываются спать в свои темные уютные уголки, чтобы отдохнуть и набраться сил на следующую ночь.
Тишина! У домовых глазки закрыты, а ушки на макушке – ждут интересных историй, которые произойдут с нами днем.
-Как вы считаете, какие сказки доставляют домовым радостные эмоции?
-А какие эмоции встречаются в нашей жизни?
-Как считаете, эмоции нужно стараться получать, положительные или отрицательные? Почему?
-А при каких обстоятельствах вы получаете отрицательные эмоции?
-Сегодня на нашем занятие будем учиться бороться с отрицательными эмоциями.
Игра «Виноградная гроздь»
Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре в круг, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину кладётся гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.
Педагог просит одного ребёнка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть её и передать своему соседу. После того, как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать её по второму кругу, отрывая «ягодки», при этом дети представляются, т.е. должны назвать себя.
Внимание обращается на то, что как гроздь состоит из ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки висят на веточке все вместе, крепко держась за неё. Так и ребята всегда должны и вместе и крепко дружить.
Анкетирование «Встречались ли нам стрессовые ситуации»
— Сейчас мы проведем небольшое устное анкетирование. Перед вами лежат карточки, на одной стороне – красный цвет (ответ «да»); Зеленый цвет на другой стороне означает ответ «нет».
— Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают
— Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда
учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
— Я легко раздражаюсь, и обижаюсь.
— Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.
Эта анкета помогла нам увидеть, что среди вас есть ученики, которые испытывают страх, тревогу в некоторых ситуациях.
А сейчас мы попробуем выполнять несколько упражнений, в которых вы мне будете показывать свои эмоции:
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Выполнять его необходимо в паре с другим учителем или дома, с одним из близких вам людей.
Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один — ведущий, второй — “зеркало”. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль “зеркала” пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.
Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний “ритм” другого человека и как можно полнее отразить его. При этом думайте о том, что каждый человек (ваш ученик, коллега по работе, член вашей семьи) — индивидуальность, обладающая уникальным психологическим “ритмом”, и, чтобы правильно понять человека, надо прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.
5. Упражнение «Загадки – топотушки»
-А сейчас вы затопаете ногами вот так (показываю, если я говорю неправильно) А если правильно- вы хлопаете.
Дети радуются, когда к ним в гости пришел друг.
Бабушки грустят, когда дождик на улице.
Папы боятся, когда сын перебегает дорогу не по правилам.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая» .
Дети радуются, когда их толкают.
Дети грустят, если не с кем поиграть.
Папы боятся маленького мышонка.
Дети радуются, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребенком в детский сад.
Дети грустят, если заболели в день рождения.
-Каждый из вас отгадал, какие события любят наши жители волшебной страны.
Упражнения на дыхание
1.Основное : очистительное дыхание йогов
Вдохнуть полное дыхание.
Удержать дыхание на несколько секунд.
Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Затем, на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т. д., пока воздух не будет весь выдохнуть. Заметьте, что очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой.
Это упражнение будет действовать необыкновенно освежающим образом на всякого усталого, утомленного человека. Небольшой опыт убедит читателей в достоинствах этого упражнения. С этим упражнением необходимо практиковаться до тех пор, пока оно не будет исполняться легко и естественно. Оно предназначено для того, чтобы им заканчивать другие упражнения, приводимые в этой книге, и поэтому оно должно быть очень хорошо усвоено.
2. Задерживание дыхания
Это очень важное упражнение, которое имеет целью усилить и развить дыхательные мускулы, а вместе с тем и легкие. Частая практика этого упражнения неизбежно приведет к расширению грудной клетки. Йоги нашли, что временное задерживание дыхания после того, как легкие наполнены воздухом, приносит большую пользу не только дыхательным органам, но также органам пищеварения, нервной системы и всей крови. Они нашли, что временное задерживание дыхания очищает воздух, который остается в легких от прежних дыханий и содействует наилучшему поглощению кислорода кровью. Они знают также, что такое задержанное дыхание собирает из легких накопившиеся там отбросы и при выдыхании воздуха уносит их с собой, благодаря большой силе выдыхания. Эта сторона, т. е. очищений легких, быть может, самое важное в задерживаемом дыхании, и йоги рекомендуют это упражнение для лечения различных расстройств желудка, печени и для лечения болезней крови, точно так же они находят, что оно уничтожает дурной запах изо рта, который очень часто зависит просто от плохо вентилируемых легких. Мы советуем читателю обратить на это упражнение внимание, так как оно обладает несомненно большими достоинствами. Следующие указания дадут ясное понятие о нем.
Вдохнуть полное дыхание.
Задержать дыхание в груди, насколько возможно дольше.
С силой выдохнуть воздух через раскрытый рот.
Проделать очистительное дыхание.
Человек, начинающий практиковать это упражнение, в начале может задерживать дыхание только на очень короткое время, но небольшая практика значительно усилит его способность в этом отношении. Если вы начнете проделывать это упражнение и захотите проверить, насколько усилится ваша способность задерживать дыхание, то произведите это упражнение с часами.
- Мои глаза закрываются.
- Я успокаиваюсь.
- Я расслабляюсь.
- Я чувствую себя спокойно и легко.
- Мое тело расслабляется.
- С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется
- Я спокоен.
- Я расслаблен.
- Мне спокойно, легко и приятно.
- С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней
- Я отдыхаю, мне хорошо.
- Мое лицо расслабляется.
- Мой лоб расслабляется.
- Лоб полностью расслаблен.
- Мой нос расслабляется.
- Нос полностью расслаблен.
- Мои щеки расслабляются.
- Щеки полностью расслаблены.
- Мое лицо полностью расслабленно.
- Моя голова полностью расслабленна.
- Расслабляется правая рука.
- Расслабляется правая кисть.
- Расслабляется правое предплечье.
- Расслабляется правое плечо.
- Правая рука полностью расслабленна.
- Расслабляется левая рука.
- Расслабляется левая кисть.
- Расслабляется левое предплечье.
- Расслабляется левое плечо.
- Левая рука полностью расслабленна.
- Обе руки полностью расслаблены.
- Приятное тепло наполняет мои руки.
- Мои руки налиты приятной тяжестью.
- Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.
- Расслабляется правая стопа.
- Расслабляется правая голень, колено.
- Расслабляется правое бедро.
- Правая нога полностью расслаблена
- Расслабляется левая стопа.
- Расслабляется левая голень, колено.
- Расслабляется левое бедро.
- Левая нога полностью расслабленна.
- Приятное тепло наполняет мои ноги.
- Мои ноги налиты приятной тяжестью.
- Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза.
- Расслабляются мышцы спины.
- Расслабляются мышцы живота.
- Мое тело полностью расслабленно.
- Мое тело налито приятным теплом и тяжестью.
- Я спокойный человек.
- Я сильный человек.
- Я отдохнул.
- Чувствую как наливаюсь легкостью.
- Я чувствую прилив сил.
- Я наливаюсь свежестью и бодростью.
- Я полон энергии!
- Мне хочется встать и действовать!
- Глаза – открываются.
- Я – встаю!
— Наша встреча подошла к концу.Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем, волшебные слова – заклинания:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыться. Мне нравится мечтать, творить и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!
Источник
Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями»
Тамара Антонова
Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями»
Развивающее занятие для детей 3 класса
«Учись управлять своими эмоциями»
Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся (в том числе с ОВЗ) через треннинговые упражнения.
• Учить передавать заданные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства;
• Развивать способности понимать эмоциональные состояния и умение адекватно выразить свое;
• Учить выражать эмоции и снимать эмоциональное напряжение;
• Развивать воображение, выразительность движений, передающих эмоциональные переживания радости, грусти, гнева.
• Развитие экспрессивной речи, обогащение словарного запаса (умение употреблять слова-синонимы,антонимы)
• Картинки с изображением улыбающихся и грустных лиц, облаков
Ход занятия
1. Организационный момент. Установление контакта с детьми, настрой на работу.
— Здравствуйте, ребята. Мы очень рады вас видеть. Прежде чем начать наше занятие, давайте настроимся на хороший заряд энергии, на успех. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Для чего мы это сделали? Правильно. Для того, чтобы у нас было хорошее настроение, головы хорош работали. Как люди приветствуют друг друга? (салют, привет, здравствуй).Все вместе покажем: салют – руки надо головой, привет – помахали ладонями, здравствуй – пожали соседу руку.
Установление правил работы в группе: быть активными, говорить по одному, отвечать по поднятой руке, не дразнить и не обижать друг друга.
2. Целеполагание. Беседа. Обращение к опыту детей, актуализация знаний.
Сегодня мы поговорим с вами об эмоциях.Наша тема: «Учись управлять своими эмоциями». Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? … Сегодня мы будем говорить о чувствах и эмоциях, научимся правильно понимать эмоциональное состояние другого человека и будем учиться ими управлять или контролировать, узнаем о способах избавления от негативных -плохих) эмоций.
3. Что такое эмоции? (кто-нибудь может ответить)
Эмоции – это душевное волнение. Это и яркие и бурные переживания. Может ли человек оставаться равнодушным все время? В течение жизни? Бывает, что вы плачете, смеетесь, боитесь, удивляетесь? Все это эмоции. Они быстро могут закончиться.
Какими бывают эмоции? Мы говорим, что положительные и отрицательные. Хорошие эмоции – это положительные, а плохие,от которых становится плохо – отрицательные.
Где выражаются эмоции? Как вы о них догадываетесь, когда смотрите на другого человека (на лице). А при помощи чего они выражаются на лице? Бровей, глаз, рта, щек. Т. е. при помощи мимики.
А еще при помощи его (жесты, интонация, движения).
4. А теперь давайте поиграем в игру «Угадай эмоции».
1) Я буду произносить фразу, а вы — отгадывать, какой эмоции она может принадлежать.
• Ты не любишь мороженое? (удивление)
• Я злой и страшный серый волк! (злость)
• Зачем ты меня толкнул? (обида)
• Как темно в лесу (страх)
• Какое теплое море (радость)
• Никто со мной не играет (обида, грусть)
2) А теперь попробуем отгадать эмоции, отраженные на картинках (на интерактивной доске показаны картинки, смайлики, фотографии людей).
5. Собери эмоцию. 1 группа получает карточки с изображением эмоции (разрезанные пополам, под музыку перемещаются каждый со своей половинкой, как только музыка останавливается, сразу нужно подойти к своей паре.
(Кому трудно выполнять это задание)
2 группа: каждый по очереди достает из конверта эмоцию и изображает невербально (позой, мимикой, жестами). Остальные должны угадать эту эмоцию.
3 группа: произнести слова с радостью, с обидой, злостью, удивлением – да, ничего себе, ерунда.
6. А теперь давайте поиграем в игру «Облака». Я буду читать вам стихотворение, а вы – смотреть в зеркало и изображать облака.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
-мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями, дождинками
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался, я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко приоткрывает рот:
— той, кто там в глади озера
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Какие облака вы увидели? Какое облако показалось вам красивее всех? А безобразнее?
Какое облако труднее всего было изобразить?
7. Закончи предложение.
Каждый должен закончить прочитанное предложение: Я радуюсь, когда в школе….
Мне грустно, когда в классе…
8. А теперь я предлагаю испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех в классе (понарошку, конечно).
(для снятия эмоционального напряжения, развития групповой сплоченности).
Взяли мы немножко смеха
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке,
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Ребята, вам понравилось угощать друг друга пирогом? Кому было трудно подойти друг к другу, к незнакомому человеку? Что испытали вы, когда «угостили «гостя? Как вы думаете, приятно дарить радость?
9. Волшебный мешочек. Ребята, у меня есть мешочек. Но это мешочек не простой, а волшебный. Все обиды, злость, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем. Давайте попробуем.
10. Заключительный этап. Рефлексия.
Ребята, что нового узнали вы сегодня? Чему научились? (узнали, что такое эмоция, учились узнавать эмоции, избавляться от них).
А теперь изобразите ту эмоцию, какая у вас в данное время.
А сейчас пожелаем друг другу хорошего настроения и только положительных эмоций.
Игровое развивающее занятие в детском саду для детей 2–3 лет «Новогодняя елка» Демонстрационный материал: — аудиозапись веселой музыки и песни «В лесу родилась елочка»; — белоснежная скатерть. Раздаточный материал:.
Как помочь ребенку справиться со своими эмоциями. Рекомендации родителям Истерика у детей — это то, что чаще всего вызывает истерику у взрослых. тавтология но, по сути,это так и есть: состояние детской исиерики.
Консультация для родителей «Как научить ребенка владеть своими эмоциями» Елена Фролова Консультация для родителей «Как научить ребенка владеть своими эмоциями» Елена Фролова Консультация «Как научить ребенка.
Коррекционно-развивающее занятие для детей 2–3 лет «Путешествие в город Игрушек» Коррекционно-развивающее занятие для детей 2-3 лет «Путешествие в город Игрушек» Цель – обогащение чувственного опыта детей, ознакомление.
Коррекционно-развивающее занятие для детей 4–5 лет «Путешествие в мир эмоций» КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 — 5 ЛЕТ. Тема: «Путешествие в мир эмоций» Цель: развитие эмоциональной сферы и компетентности.
Коррекционно развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Мы вместе» «Мы вместе» Задачи: • Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. • Снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение,.
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся.
Коррекционно-развивающее занятие социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности» для детей с ОВЗ Александра Викторовна Ястребова Педагог-психолог Пояснительная записка У молодых людей, оказывающихся после поступления в новой социальной.
Умей управлять своими эмоциями Умей управлять своими эмоциями Случалось ли тебе из-за своей гиперэмоциональности наговорить лишнего или совершить необдуманный поступок,.
Управление своими эмоциями Притча. Один мудрец, выступая перед слушателями, рассказал им анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха. Через несколько минут он снова.
Источник