Коррекционно-развивающее занятие «Стресс. Коррекция стресса»
план-конспект
Занятие-трениг по работе со стрессом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stress._korrektsiya_stressa.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа № 2»
Коррекционно-развивающее занятие «Стресс. Коррекция стресса»
Шаферова Т.В., социальный педагог
Добрый день уважаемые коллеги и воспитанники! Рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии, которое посвящено понятию стресса. Итак, тема нашего занятия сегодня «Стресс. Коррекция стресса» (показываю на лист, на котором написано название занятия на стене). Сегодня мы с вами обозначим понятие «стресса», а также поговорим о методах, которые смогут помочь нам в борьбе с ним.
Для начала я предлагаю вам обозначить некоторые правила, которыми мы будем руководствоваться на протяжении всего нашего занятия. Давайте обсудим их:
- Здесь и сейчас . Как вы понимаете данное правило? Что можете сказать о нем?
(Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь и ни по какой другой причине).
- Искренность и открытость . Кто подскажет мне о чем данное правило?
(Все мы сегодня будем искренны в своих ответах и открыты друг для друга).
(Все, что вы говорите зависит только от вас, все исходит от вашего имени).
- Активность. В данном случае, я думаю никто не поспорит, что опираясь на 4 правило, все мы сегодня будем активны, каждый примет участие в нашем занятии тренинге, и каждый получит для себя определенный результат нашей работы).
Итак, я вижу все вы готовы начать, а начать я предлагаю вам с творческого задания. Если вы уже обратили внимание, сегодня я пришла к вам, в образе жизнерадостной ромашки. У меня хорошее настроение, я рада всех вас сегодня здесь видеть и потому я изобразила сегодня свое имя и настроение на данном бейджике в том виде, в котором видите его вы сейчас. Для вас, сегодня, я просто Татьяна, вы можете так ко мне сегодня обращаться. Сейчас я хочу предложить вам немного «потворить», включить свое воображение и нарисовать свое имя, которое вы будете носить на протяжении всего занятия. (Раздаю листочки для имени). На это задание я даю вам 3 минуты.
Я вижу, что все закончили, справились с заданием,и вижу много интересного. Давайте представимся друг другу и расскажем, как мы представили себя в нашем рисунке, что мы на нем изобразили.
Все вы большие молодцы, предлагаю ввести еще одно правило. Правило номер пять мы огласим как «правило имени». Сегодня мы обращаемся друг к другу по имени, которым представились.
А сейчас окунемся в теорию (переворачиваю лист, где идет понятие стресса). Зачитываю.
Стресс- это психическое состояние, которое возникает как результат борьбы организма человека с трудными и неподвластными ситуациями. Симптоматика умеренных стрессов менее выражена, а следовательно, и менее заметна для обычного человека. Хотя по статистике не менее половины населения находится в состоянии такого ежедневного стресса.
Сейчас я прошу вас обратить свое внимание на центр стола. Здесь мы видим своего рода солнышко, с разноцветными лучами. Все мы в детстве радовались появлению радуги на небе после дождя. А кто не помнит веселых фраз, например таких как «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», но мы и не думали, что каждый цвет влияет на нас, наш характер в той или иной степени. И вот, ставь взрослыми мы можем проследить психологическую связь, определенного предпочитаемого нами цвета с той или иной чертой нашего характера.
Предлагаю вам сейчас, из предложенного разнообразия лучей выбрать тот луч, который соответствует вашему настроению в данный момент времени. После определения цвета настроения я попрошу вас на выбранном лепестке написать, что по вашему мнению означает выбранный вами цвет. Покажите ваши лучи. Давайте озвучим ваши определения.
Посмотрите, некоторые из вас выбрали одинаковые цвета, но трактуют для себя его значение по разному. Цвет один, а столько ассоциаций!
Есть общепринятые определения цветов, сейчас я вам их зачитаю.
Синий цвет – спокойствие, удовлетворенность, доверие, преданность, умение сопереживать.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчение.
Зеленый – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание действовать
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Желтый – активность, веселость, стремление к общению.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Черный – защищенность, скрытость, желание уйти во внутренний мир.
Не стоит расстраиваться, если ваше определение не совпало с моим. Это только научно-принятое значение и как мы видим каждый трактует цвет для себя по-своему. Даже в моем научно принятом желтый, обозначающий активность и веселость, Люшер же трактовал для себя желтый цвет как цвет спокойствия и умиротворенности.
Сейчас я хочу предложить вам пройти тест «Подвержены ли вы стрессу». На самом деле, стрессу подвержены мы все, в разной степени. Рано просыпаться по утрам разве не стресс? Стресс еще какой! Добираться на работу по пробкам, проблемы на работе, конфликты в семье и т.д. Стресс присутствует в нашей жизни и это нормально!
Тест у нас будет анонимный. Перед вами находится тестовик. Прошу вас заполнить его максимально честно, подсчитать баллы и сделать выводы. Результат вашего теста, вы можете посмотреть на обратной стороне тестовика. Объявлять результаты мы не будем. Поэтому прошу вас отнестись к тесту серьезно, результат будет известен только вам и никому более. На прохождение теста я даю вам 5 минут. Узнав свой результат, вы можете самостоятельно определить насколько вы подвержены стрессу и подобрать наиболее подходящий вам способ по борьбе со ним, ведь вся наша методнеделя посвящена именно этому.
Я смотрю все вы закончили со своими тестами. Поэтому предлагаю перейти к следующему упражнению.
«Ладошка моего стресса». Сейчас я раздам вал листы бумаги. На нем я попрошу вас обвести свою ладонь и подписать внутри ладони свое имя. Прекрасно. А сейчас на каждом пальчике вашей ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас тревогу, злость, крайнюю усталость. Например, как мы говорили ранее стрессовая ситуация рано вставать по утрам, для меня, например это публичные выступления как сегодня. На выполнение ладошки стресса я даю вам 3 минуты. Все закончили? Давайте назовем наши стрессы. Если у кого- то они будут повторяться, я буду фиксировать это на нашей доске. Если я пропущу повторения, прошу вас мне помогать и подсказывать.
Из выше услышанного мы можем сделать вывод, что все мы разные, но некоторые наши стрессы схожи.
Или как видите, у всех нас абсолютно разные стрессы, это еще раз доказывает, насколько мы индивидуальны.
Далее я попрошу вас вырвать вашу ладошку из листа по контуру без помощи ножниц и положить перед собой. Нам важна не красота, а польза данного упражнения. Сделайте это для себя.
Сейчас попробуем дать отпор нашим стрессам. Перед нами лежит наша «ладошка стресса». Сейчас загибая пальчик, на котором написана наша стрессовая ситуация на обратной его стороне напишите ваш ответ стрессу, то есть что вы делаете или сделали бы, в ответ на ситуацию, написанную на пальце руки. Например «рано вставать-рано ложиться спать» и т.д.
На выполнение я дам вам 5 минут. Кто хочет поделиться с присутствующими способами борьбы со стрессом? Если у вас не получилось или вы не закончили, можно забрать ладошки с собой и довести начатое до конца. Итак, мы услышали предложенные вами способы борьбы, все они не спорю хороши. А сейчас я предложу вам свои способы снятия стресса. Раздаю раздатку, где описаны 10 способов. Кратко проговариваем их.
Сегодня мы с вами применили на практике сразу 2 техники снятия стресса, первая техника это прописать стресс (ладошка нашего стресса), а 2 техника вырывание нашей «ладошки стресса», ведь согласно утверждениям психологов, когда человек рвет, комкает бумагу он уже начинает терапию, работу со своей тревожностью, минимизирует ее и успокаивается.
Вывод: Сегодня мы попытались поближе познакомиться с понятием стресса, определили каждый свой уровень подверженности ему и обсудили способы, которые могут помочь нам в трудную минуту.
А теперь я снова хочу попросить вас обратиться к нашему солнышку с лучами настроения. Изменилось ли ваше настроение по окончании нашего занятия? В какую сторону? А может оно осталось в таком же состоянии, в котором вы пришли к нам? Выберите цвет настроения, который вы приобрели, посетив наше тренинговое занятие! Возьмите свое настроение с собой!
Еще для вас я приготовила небольшой сюрприз (Ухожу за пузырями)
На этой ноте я хочу поблагодарить вас за вашу активную работу, за ваш позитив, сказать спасибо за внимание и предложить вам еще 1 способ борьбы со стрессом, известный нам с детства, но давно забытый…
Минута релаксации с пускание мыльных пузырей.
Источник
Тренинг для подростков «Как избавиться от стресса?»
классный час по психологии по теме
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Тренинг знакомит подростков с понятием «стресса», видами и типологией стрессовых ситуаций, а так же помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг для подростков | 55 КБ |
kak_izbavitsya_ot_stressa.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для подростков
«Как вести себя в стрессовых ситуациях?»
- Объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития.
- Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса. Помочь овладеть навыками их применения.
1. Приветствие и игра – разминка .
Игра КОЛЕЧКО Добрый день ребята! Прежде чем мы с вами начнем нашу работу, я предлагаю поиграть в игру, которую вы все знаете и, наверняка, любите: «Колечко».
Ход игры: выбирается водящий. У него в руках спрятано колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой» и держат их перед собой на коленях. Водящий по очереди подходит к каждому и проводит своими ладошками по ладошкам играющих. В какой-то момент он незаметно передаёт колечко игроку. После того, как водящий пройдёт возле всех играющих все хором говорят: «Колечко, колечко выйди на крылечко». Тот игрок, у кого колечко должен выскочить в центр круга, а остальные должны попытаться его поймать. Если его не поймали, то он становится водящим.
Да, чувствуется напряжение, которое вы все испытывали в ходе игры, пытаясь отгадать и схватить того, у кого было колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры. Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных перемен. Всё чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому и поговорим мы сегодня о том, что такое «СТРЕСС».
2. Мини-опрос: Какие ситуации являются стрессовыми?
Все участники по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по их мнению являются стрессовыми. Ведущий записывает их на доске (ватмане, флипчарте).
Ведущий: «Посмотрите на получившийся список. Обратите внимание на то, что есть такие ситуации, которые каждый человек может назвать стрессовыми, а есть те, которые только лично для кого-то являются стрессом. Но, так или иначе, выполняя это задание, вы имели своё представление о том, что такое стресс. Давайте попробуем сформулировать это понятие (Участники высказывают свои определения стресса).
3. Рассказ ведущего о понятии стресса – его признаках и стадиях.
Мы с вами почти сформулировали понятие стресса, введённого в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения заключается в следующем:
Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.
Как видите эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причём эти раздражители необязательно могут существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.
В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.
В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.
Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.
Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения . Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.
Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый « эустресс» . Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс» .
4. Мозговой штурм, «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряжённые ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе справиться со стрессом?».
Записать на доске или ватмане все предложенные варианты (попить чаю, послушать спокойную музыку, сделать уборку, поспать, погулять на природе, пообщаться с животными, заняться любимым делом (хобби): повязать, шить, рассмотреть свою коллекцию, ремонтировать свою машину и др…).
5. Упражнение «Фотография в рамке»
Это упражнение можно выполнять сразу же после того, как произошло событие, заставившее вас изрядно поволноваться.
- В быстром темпе прокрутите у себя в голове эту ситуацию так, как если бы она была фильмом.
- Выберите из всего потока картинок только один «кадр», который, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает суть всего произошедшего. Может быть, это будет самый эмоциональный момент пережитого.
- Представьте себе выбранный момент в виде фотографии. Остановите мгновение. Смотрите на эту фотографию, на лица людей, которые, к примеру, перекошены злобой или негодованием.
- Вообразите, что вы уже старше на несколько лет и смотрите на эту фотографию, в которой лишь отблеск прошлых событий. Смотрите на нее глазами человека, для которого все это давно в прошлом.
- Подумайте, в какую рамку вы желали бы заключить эту фотографию. Круглую? Овальную? Квадратную? Это будет массивное красное дерево или изящное стекло или примитивная реечная рамочка? А может, это будет рамка-игрушка, к примеру, из искусственного лохматого меха в виде собачки?
- Повесьте мысленно фотографию в рамке на стену, сделайте для нее специальное, практически музейное освещение. Кстати, какие фотографии висят рядом с ней в личной галерее вашего разума?
- Вернитесь в настоящее. Подумайте снова о событии, которое принесло вам огорчение. Ваши ощущения наверняка несколько изменились. Если нет, вернитесь к выбранному вами кадру и представьте, как это изобразил бы детский художник, карикатурист, Рубенс, Ван Гог.
Найдите тот образ, который изменит ваши чувства надлежащим образом.
6. Упражнение «Дыхательные техники»
Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.
Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.
Дышите таким образом несколько минут.
К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.
Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.
Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.
Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.
Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.
Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».
Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.
Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.
Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.
Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.
В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.
7. Расслабляющая медитация
Кроме всех вышеперечисленных способов борьбы со стрессом есть ещё релаксационные методики. Сегодня мы с вами попробуем одно упражнение, которое называется «Летнее настроение».
Цель: настроиться на позитивный лад, расслабиться, научиться вырабатывать положительные эмоции. Оборудование, необходимое для выполнения упражнения: В идеале это должна быть релаксационная комната с тёмными шторами, телевизор и DVD проигрыватель, или компьютер и проектор, удобные кресла по количеству детей/взрослых.
Длительность упражнения: 30 – 60 минут.
Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие в лето. Для этого устраивайтесь поудобнее и смотрите на экран. Кто хочет, может закрыть глаза и просто слушать музыку, смотреть на те образы, которые возникают у него в голове. Итак, начинаем.
Просмотр видеофайла (14 минут).
Шеринг: по окончании просмотра все участники делятся своими впечатлениями, чувствами, настроением, которое возникло при просмотре данного фильма. Ведущий может задавать наводящие вопросы, чтобы каждый участник имел возможность высказаться: «Какие чувства у вас возникли при просмотре данного фильма? Какие впечатления у вас возникли в ходе просмотра? Как вы себя чувствуете сейчас? И др.»
Обратная связь. Ведущий спрашивает у ребят, что нового, интересного они узнали во время этого тренинга. Что им понравилось, что не понравилось.
Заключительное слово ведущего: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний тренинг. Надеюсь, что вы узнали про стресс то, что поможет вам в будущем с ним бороться и успешно. Закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Дейла Карнеги, который является известным специалистом в области человеческих взаимоотношений:
«Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки»
Источник