Что такое темперамент? Кто я?
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме
Психологическое занятие для 9 классов. На данном занятии рассматриваются типы темперамента и связанные с ними особенности общения и поведения человека. Материал может быть использован педагогами-психологами и классными руководителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_temperament._ktoya.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие «Что такое темперамент. Кто я?»
— познакомить учащихся с основными типами темперамента человека;
— изучение межличностных отношений через особенности темперамента
— провести самостоятельное исследование для определения типа собственного темперамента;
— сделать вывод о полученной информации.
Послушайте музыку и скажите, какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Психолог: С каким цветом у вас ассоциируется настроение? У меня в руках разноцветные полоски, выберите тот цвет, который совпадает с вашим настроением.
Дети наклеивают полоски на доску так, чтобы получилось солнышко.
Посмотрите, какие разноцветные получились лучи солнца? Почему же каждый из вас выбрал свой какой-то определенный цвет?
(одни — веселые, другие — серьезные, задумчивые, удивленные. )
– От чего это зависит? (от их настроения)
– А что такое настроение? Что означают слова «у меня хорошее настроение” или «мне грустно?” Почему одни люди всегда улыбаются, а другие – грустят? ( люди все разные, у них свой характер)
– А что определяет характер человека? (его темперамент)
— А что определяет характер человека?
Что лежит в основе характера?
- Определение темы и цели урока.
— Как вы думаете, как будет называться тема нашего занятия? (« Что такое темперамент? Кто я?»)
— Что вы хотели бы узнать сегодня на занятии? ( ответы детей )
(Сегодня на занятии мы постараемся выработать умение определять типы темперамента окружающих, объяснять те или иные поступки людей исходя из знаний об особенностях типов темперамента, постараемся узнать какой темперамент у каждого из нас).
Для этого мы выясним, что такое темперамент?
- Темперамент – врожденное свойство нервной системы.
Психолог: Рассмотрим понятие темперамента более подробно. Давайте сначала вспомним, что же такое характер?
Учащиеся: Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в определенном отношении к себе, к другим, к делу.
Психолог: А можно ли воспитать характер?
То есть характер – это приобретенные устойчивые наиболее существенные особенности личности.
А если мы говорим о том, что темперамент лежит в основе характера, то что устойчивее темперамент или характер? Значит, что от чего зависит? (Характер от темперамента)
Темперамент – это врожденные особенности нервной деятельности, врожденные свойства человека. (слайд).
Итак, чем отличается характер от темперамента? ( Характер воспитывается человеком в течение всей жизни, а темперамент – врожденное свойство нервной системы. С определенным темпераментом человек рождается и он остается на всю жизнь)
Темперамент — это первый уровень, основание вашей личности. Другие качества как бы нанизываются на темперамент и зависят от него (слайд).
Давайте вспомним, какие существуют типы темперамента
(Ответы учащихся: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.)
Почему же все-таки и в науке и в быту укоренилось представление о существовании именно этих,
а не каких-нибудь других темпераментов?
Ещё в V веке до нашей эры великий врач Греции Гиппократ (слайд) создал учение о том, что здоровье человека определяется правильным сочетанием четырёх основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Это учение стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей всех людей.
Слово “темперамент” и означает в переводе с латинского “правильное смешение” (слайд)
- крови (по латыни – “сангвис”), САНГВИНИК
- слизь (по-гречески – “флегмы”), ФЛЕГМАТИК
- желтой желчи (по-гречески – “холе”) ХОЛЕРИК
- чёрной желчи ( по-гречески – “мелайна холе” ), МЕЛАНХОЛИК (слайд)
Как вы думаете, какими свойствами должен обладать человек, имея преобладание той или иной жидкости в организме? (слайд ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК САНГВИНИК МЕЛАНХОЛИК)
- крови (по латыни – “сангвис”), САНГВИНИК
( ассоциации: кровь «живой») — веселый, жизнерадостный
- лимфы (по-гречески – “флегмы”), ФЛЕГМАТИК
( ассоциации с лимфой: вязкость, тугоподвижность ) – инертный, спокойный…
- жёлтой желчи (по-гречески – “холе”) ХОЛЕРИК (желтая желчь,
ассоциации –желчный, язвительный, раздражительный ): быстрый, импульсивный, энергичный, раздражительный
- чёрной желчи ( по-гречески – “мелайна холе” ), МЕЛАНХОЛИК ( черная желчь, ассоциации – пессимизм) — пассивность, глубокие переживания
— Ознакомьтесь с особенностями четырех типов темперамента .( Дети читают характеристики типов темперамента)
— Выделите самые главные свойства каждого типа темперамента, обобщите запишите на листочках.
— Что вы можете сказать о холерике одним- двумя словами ( Безудержный, вспыльчивый), флегматик (инертный, спокойный, устойчивый), сангвиник (жизнерадостный), меланхолик (слабый, пессимистичный).
- Научное описание основных типов темперамента дал известный русский физиолог Иван Петрович Павлов. (слайд)
Позднее академик Павлов И.П. Павлов в начале 20 века подтвердил существование
четырех типов темперамента. (слайд)
Он изучил зависимость темперамента от нервной деятельности. Павлов показал, что два основных нервных процесса возбуждение и торможение отражают деятельность головного мозга. Исходя из этого, нервная система характеризуется по силе, взаимной уравновешенности и по подвижности нервных процессов. (слайд)
Психолог: Перед вами таблица, постарайтесь на основании характеристик типов темперамента самостоятельно определить, какими свойствами нервной системы обладают те или иные типы темперамента. Работаем в парах. Можете пользоваться теми характеристиками, которые лежат у вас на столе. Например, нервная система холерика характеризуется силой нервных процессов, т.к. холерики отличаются энергичностью, действия у них порывисты — ставим плюс в столбце «холерик» напротив «силы» и т. д.
Проверка выполненного задания.
Холерик – характеризуется подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов; он быстро переключается с одного вида деятельности на другую. Легко включается в новую по содержанию работу.
Флегматик — характеризуется силой и инертностью ( малоподвижностью) нервных процессов; он способен на длительную и напряженную работу, но с трудом перестраивается с одного вида деятельности на другой.
Сангвиник — характеризуется силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов; он, как правило, способен на длительную и напряженную работу, легко перестраивается с одной деятельности на другой, точно рассчитывает свои силы и обладает хорошей координацией движений
Меланхолик – характеризуется слабость нервных процессов, быстрой истощаемостью, невысокой работоспособностью, при высокой интенсивности труда, большей впечатлительностью и ранимостью и т. п.
При этом в чистом виде какой-то один из темпераментов встречается очень редко, обычно наблюдается проявление такого поведения, которое можно отнести к двум или даже трём типам темперамента (но ни в коем случае ко всем четырем).
- Темперамент и поведение человека.
На одну и ту же ситуацию люди с разным типом темперамента реагируют по-разному.
Известный художник-карикатурист Х. Бидструп как-то изобразил реакцию четырех людей на одно и то же происшествие: некто нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамейке человека. Кто этот отдыхающий человек по темпераменту?
Как вы думаете, что сказал при этом отдыхающий холерик. В результате: холерик пришел в ярость, сангвиник рассмеялся, меланхолик страшно огорчился, а флегматик невозмутимо надел шляпу на голову.
- Инсценировка ситуации «В трамвае…»
Вы едете в трамвае. Вдруг заходит контролёр и требует предъявить билет, а ваш проездной, как назло потерялся. Вы начинаете оправдываться, пытаетесь объяснить контролёру, что проездной у вас есть, только вы не можете его найти. Контролер просит вас оплатить штраф, грозит вас высадить из трамвая на ближайшей остановке.
Как ведут себя при этом холерики, флегматики, меланхолики, сангвиники.
- Речь и мимика представителей разных типов темперамента.
Мимика и речь у представителей разных типов темперамента, конечно же, нам о многом говорит:
У меланхолика речь тихая затрудненным дыханием, часто с запинками, ее скорость неравномерна,
мимика небогатая, меланхолики очень впечатлительны, могут расплакаться, когда говорят о чем-то грустном,
У сангвиника, напротив – богатая живая мимика, громкая, эмоциональная речь, довольное выражение лица.
У флегматика – спокойный тон, речь монотонная, чаще всего без эмоций.
Холерик отличается выразительной мимикой, говорит быстро, часто сбивчиво (торопливо)
- Упражнение: Прочитай стихотворение, используя такие особенности речи и мимики, чтобы остальные поняли, кто перед ним холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
- Выполните задания
- Релаксация «Маяк»
- Круг Айзенка. Прежде, чем перейти к определению вашего типа темперамента, мы должны разобрать, что такое круг Айзенка, потому что он нам пригодится в определении темперамента.
Перед вами круг Айзенка (по фамилии автора, который дал объяснение типам темперамента с точки зрения экстраверсии и нейротизма) горизонтальная ось – ось общительности, вертикальная – стабильности. У вас тоже есть эти оси, посмотрите на листочки. Давайте определим.
- Тест: Какой у меня темперамент?
Прежде, чем перейдем к исследованию своего темперамента, попробуйте сами определить тип темперамента у себя. Напишите на листочке, как вы считаете, какой у вас темперамент, а затем проверим, у кого совпадет предположение с результатами теста ( исследование ).
- Темпераменты известных людей (слайды)
Многие исследователи часто задавали вопрос, какой из темпераментов лучше?
Ответы давались разные. Гениальный учёный древности Аристотель считал, например, что все выдающиеся люди были меланхоликами, а философ Кант более других ценил флегматический характер.
А как вы считаете? (Рассуждения учащихся)
Но оба они ошибались: люди выдающихся способностей могут обладать самыми разными темпераментами.
Суворов и Герцен были сангвиниками, Пётр I и Павлов – холериками, Гоголь и Чайковский – меланхоликами, а Крылов и Кутузов – флегматиками. (слайд)
Значит, уровень способностей не зависит от темперамента человека.
Выводы: Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех 4-х темпераментов.
Меланхолик – первым чувствует, в каком направлении надо работать.
Холерик – выполняет функцию бесстрашного разведчика.
Сангвиник – источник положительных эмоций, выдающий неожиданные идеи.
Флегматик – анализирует информацию и предлагает взвешенные решения.
У каждого типа есть свои плюсы и минусы:
- Творческая работа (в парах).
Написать письмо – восхищение одного типа темперамента другому. Какой стиль вы выберете, зависит от вашего творчества. Это может быть восхваление качеств какого-либо темперамента, либо шутливое обращение, описание определенной ситуации. Можно при этом употреблять такие выражения:
-Мне не хватает твоего (ей)…
-Если бы у меня было столько…
- Сангвинику от холерика
- Холерику от флегматика
- Флегматику от меланхолика
- Меланхолику от меланхолика
- Сангвинику от флегматика
Во всех типах нужно стараться видеть положительное.
- Размышление над высказыванием Вильгельм Вундта
«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником; в важных событиях жизни — меланхоликом; относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, — холериком; и, наконец, в исполнении раз принятых решений — флегматиком» (Вильгельм Вундт).
Психолог: Почему в разных жизненных ситуациях автор отдает предпочтение тому или иному типу темперамента?
Для чего нужны людям знания о темпераменте?
Что вам может пригодиться из услышанного на уроке?
Что вас удивило результатах теста?
18. Ритуал прощания
Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – всё это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.
Психолог: все мы разные со своим настроением, со своим внутренним миром, желаниями, потребностями и нам всем приходиться взаимодействовать, сотрудничать, общаться.
А что же все-таки является главным в жизни? (учащиеся рассуждают)
У меня в руках солнышко с разноцветными лучами. Давайте развернем лучи и подарим самые добрые пожелания своим одноклассникам
Спасибо за занятие.
Хотелось бы нашу сегодняшнюю встречу закончить словами Островой:
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
рукой обожжённое солнце достать
И подарить его людям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задача данного мероприятия — через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека.
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц.
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда «Мальчик — звезда».
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего.
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый .
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ.
Источник