Занятие с элементами тренинга мир моих эмоций

Психологический тренинг «В мире эмоций»
методическая разработка по теме

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskiy_trening_v_mire_emotsiy.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1

«Путешествие в мир эмоций»

«Путешествие в мир эмоций»

— отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.

— познакомить с различными эмоциональными состояниями;

— развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;

— снять эмоциональное напряжение.

Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – э то выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»

Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.

В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.

Г – гнев, горе, грусть.

Д- досада, депрессия.

З – злость, замешательство.

И – игнорирование, изворотливость, инертность.

К – критиканство, колкость.

Л – ликование, любовь.

М – месть, монотонность.

Н – надменность, настороженность.

О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.

П – предвкушение, паника, покой,

Р – радость, решимость,

С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.

Т – тревога, тяжесть.

У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.

Х – хандра, холодность.

Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.

Я – ярость, язвительность.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные :

Управление сильными эмоциями.

Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.

Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.

  1. Прослушивание приятной музыки
  2. Прогулки по живописным местам
  3. Общение с друзьями.
  4. Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.
  5. Покупка любимых цветов.
  6. Приём ванны
  7. Сон.
  8. Размышление о смысле жизни.

Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.

(раздача бланков теста)

Самооценка психических состояний (по Айзенку)

Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» » если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»

  1. Не чувствую в себе уверенности,
  2. Часто из-за пустяков краснею. .
  3. Мой сон беспокоен.
  4. Легко впадаю в уныние.
  5. Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
  6. Меня пугают трудности.
  7. Люблю копаться в своих недостатках.
  8. Меня легко убедить.
  9. Я мнительный человек. .
  10. Я с трудом переношу ожидания.
  11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
  12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
  16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  18. Чувствую растерянность перед трудностями.
  19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
  20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  21. Оставляю за собой последнее слово.
  22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  23. Меня легко рассердить.
  24. Люблю делать замечания другим.
  25. Хочу быть авторитетом для окружающих.
  26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  30. Я мстителен.
  31. Мне трудно менять привычки.
  32. Нелегко переключаю внимание.
  33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  34. Меня трудно переубедить.
  35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
  36. Нелегко сближаюсь с людьми.
  37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.
  38. Нередко я проявляю упрямство.
  39. Неохотно иду на риск.
  40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.

Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,

па вариант Б — I балл, за вариант В — 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:

I группа — I — 10 вопросы — тревожность;

II группа — II — 20 вопросы — фрустрация;

III группа — 21-30 вопросы — агрессивность;

IV группа — 31-40 вопросы — ригидность.

0 . 7 баллов — не тревожные;

8 . 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

15 . 20 баллов — очень тревожные.

П. Фрустрация: — степень устойчивости к неудачам.

0 . 7 баллов — высокая самооценка, устойчивость к неудачам;

8 . 14 баллов — средний» уровень, фрустрация имеет место быть;

15 . 20 баллов — низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

0 . 7 баллов — уравновешенность, выдержанность;

8 — 14 баллов — средний уровень агрессивности;

15 . 20 баллов — агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.

IV.Ригидность – степень переключения.

0 . 7 баллов — ригидность отсутствует, легкость переключения;

8 14 баллов — средний уровень ригидности;

15 . 20 баллов — сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.

Игра «Чувства и животные»

На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.

Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.

Игра «Зеркало» (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).

Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.

Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.

А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?

Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.

Игра «Сочини сказку»

Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.

Этюд «Охотник » (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил. Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.

Этюд «Таинственная дверца» (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там. (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).

Упражнение «Эмоциональная гимнастика»

«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.

ожидание нетерпение скука волнение суета

возбуждение переживание страх растерянность веселье

напряжение счастье испуг радость

Игра «Эстафета чувств»

Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.

Упражнение «Выражение настроения»

Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.

Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?

Списаибо всем, пока до новых встреч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст.

Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей — это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые.

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн.

Тест по окружающему миру «Эмоции. Чувства», 4 класс.

Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и.

Тест к уроку окружающего мира «Эмоции.Чувства», 4 класс.

Цель: расширить представление детей об эмоциях и их значении в жизни человека.Задачи:- развивать способность определять свои эмоции и эмоции других;- развивать способность адекватно оценивать свою дея.

Источник

Профилактическое занятие для младших подростков с элементами тренинга, игротерапии, музыкотерапии «Мир моих чувств и эмоций»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА, ИГРОТЕРАПИИ, МУЗЫКОТЕРАПИИ

Цель: показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека,

  • развить у учащихся умения слушать других людей;
  • владеть и управлять своими эмоциями.
  • развивать умения работать в группе и команде,
  • тренировать умение владеть и управлять своими эмоциями;
  • снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся;
  • развивать коммуникативно-социальные качества.

— Здравствуйте, ребята. Чем интересен и полезен был сегодня школьный день? Что вам запомнилось? Какие чувства вы при этом испытали?

— А произошли ли события, которые вас огорчили, обидели, не понравились? Какое ваше мнение по данному поводу? Каковы чувства?

2. Игра – активатор.

Здороваемся друг с другом, приветствуем по — дружески, с улыбкой:

  • рукопожатием,
  • похлопыванием по плечу,
  • пяточками,
  • объятием,
  • носочками,
  • щечками (носиками).

Сегодня мы поговорим с вами о том, что так хорошо известно каждому — о чувствах и эмоциях.

3. Игра «Море волнуется…»

Но прежде предлагаю поиграть в игру «Море волнуется…»

Казалось бы, кто не знает, как в нее играть? Но условие несколько изменю. Я буду говорить: « Море волнуется раз…два…три… на месте СКУЛЬПТУРА (пауза – называется какая – нибудь эмоция или чувство) замри».

Вы постараетесь это изобразить с помощью поз и мимики: радость, печаль, восторг, безразличие, удивление, испуг, восхищение, грусть, бодрость, ярость, счастье, обида, спокойствие, гнев, любовь.

4. Понятия «Чувства и эмоции».

Очень приятно, что вы после игры такие веселые, радостные, довольные.

Вот такие состояния: веселый, довольный, радостный или наоборот грустный, печальный, испуганный, робкий и т.д. – называются эмоциями, чувствами человека.

Знакомы ли вам эти слова?

Когда вы наблюдаете за восходом солнца, слушаете музыку, читаете книгу, танцуете, мечтаете о будущем, вы, так или иначе, представляете свое отношение к окружающему миру. Книга или ваша работа могут радовать или огорчать, вызывать чувство удовольствия или разочарования. В чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками или высказываниями. Таким образом, чувсва и эмоции представляют собой своеобразное отношение человека к окружающей

действительности и самому себе. Они затрагивают самые разные области нашей с вами жизни. Это может быть:

  • общение со сверстниками,
  • взаимоотношения с взрослыми,
  • учеба,
  • спорт,
  • размышления о само себе и своих качествах,
  • знакомство с природой и произведениями искусства,
  • походы, путешествия и познания окружающего мира.

5. Спектр эмоций (видео — ролик)

Спектр чувств и эмоций, переживаемых человеком, многообразен и велик. Давайте-ка вместе подумаем и назовем те чувства, которые вы знаете, которые вы когда-то испытали.

Цель: назвать и запомнить как можно больше разных чувств. В этом помогут картинки

(волнение, страх, тревога, восхищение, любопытство, угнетение, унижение, счастье, покой…)

Спасибо, вы правильно выполнили задание.

Таким образом, мы видим, что

любой человек может переживать самые различные чувства и эмоции. Некоторые из них нам нравятся, какие-то нет. Но это не значит, что они плохие или ненужные.

— Как вы думаете, зачем нам нужны эмоции, которые нам не нравятся? Какую роль в нашей жизни они играют? (дети высказываются).

Эмоции, которые нам не нравятся, являются своеобразными сигналами о состоянии, которые испытывает человек. Полученная от них информация – побудитель к действию, за которым следует изменение ситуации, а значит, и состояния человека. Не будь, таких эмоций мы не смогли бы разобраться, что в окружающем нас мире плохо, опасно, а что хорошо, что нам нравится, а что – нет. И у нас не было бы стимула пытаться, что-либо в нем изменить, измениться самому.

7. Игра «Эмоциональный термометр»

Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером

– Когда вы проснулись, ваше настроение было…

– Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …

– В школе ваше настроение….

Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия днем и вечером.

Время работы 5-7 мин. Обсуждение.

Проанализируйте свои эмоциональные графики:

– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

– Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми.

– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %, то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?

– «Крайние» настроения – очень плохое и очень хорошее, также больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к «крайним» настроениям?

– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

– заняться эмоциональной приятной деятельностью;

– пойти в гости, в лес.

8. Микросценки «Чувства и ситуации» (время на подготовку)

Давайте попробуем построить маленький театр. И вы в нем — актеры! При этом ярко выражайте свои чувства.

После просмотра ответим на вопрос: какое чувство испытывают участник, и по каким признакам вам удалось это понять?

Сценка 1. Девочка дарит маме подарок ко дню рождения.

Сценка 2. Учительница ругает ученика за невыполненное домашнее задание.

Сценка 3. Один мальчик предлагает другу на дискотеке выпить пива, но тот отказывается.

— Как вы думаете, какое чувство испытают герои сценки?

— Что помогло вам понять переживания героев? (выражение лица, походка, поведение, произносимые слова, интонация, тембр, сила голоса).

9. Пиктограммы. Анализ эмоциональных состояний по рисункам – что происходит с глазами, ртом, бровями и т.п.?

А если есть возможность видеть не только лицо, но и фигуру человека, наблюдать его поведение, слышать голос и слова, то информация о переживаемом им состоянии становится еще полнее.

10. Подвижная игра – музыкальное сопровождение. (Аня — ведущая)

11. Музыкотерапия «Откройте музыке сердца…» «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» — это необыкновенно красивая музыка, которую написал величайший русский композитор Чайковский ровно 123 года назад (в эти же декабрьские дни 1892 года). Вот фотографии композитора. (Демонстрирую фото) С тех пор её с наслаждением слушают люди во всех странах мира. Художники и композиторы, поэты и писатели всегда вкладывают свои чувства в произведения. Чувства людей это важная часть жизни. Без чувств вся жизнь людей лишилась бы смысла.

— Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку?

— Что больше понравилось: музыка или фотографии цветов?

— Хотели бы вы оказаться там, среди цветов?

— Какая картинка запомнилась и понравилась больше всего?

— Где в вашем теле вы чувствовали свою нежность, лёгкость, радость при просмотре этого видеоролика?

— Хотели бы еще посмотреть другие ролики, которые дарят радость?

Каждый раз, когда ваше настроение будет грустным, пасмурным, вы можете вспоминать о красоте природы, которую видели сейчас. Старайтесь быть внимательными к красоте реального мира, который вокруг вас каждый день.

12. Музыкотерапия «Цветы нам дарят настроенье…» под симфонию Моцарта

Видео – ролик «Распускающиеся цветы»

Какое настроение вы приобрели?

13. Итоговый круг «Интересное — полезное»

Источник

Читайте также:  Неутолимое чувство голода причины
Оцените статью