- Почему надо изучать чувства методическая разработка по психологии (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 7 кл., занятие по теме: «Зачем нам чувства?» план-конспект по психологии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 5-6 класса «В мире эмоций»
- Просмотр содержимого документа «Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 5-6 класса «В мире эмоций»»
Почему надо изучать чувства
методическая разработка по психологии (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_-_pochemu_nam_nado_izuchat_chuvstva.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по программе «Тропинка к своему Я» для 7 класса
Тема: « Почему нам нужно изучать чувства »
Цель: обратить внимание подростков на важность эмоциональной сферы в жизни человека.
1. Ритуал приветствия.
2. Введение в тему.
-Каждый человек на Земле задавал себе вопрос: Кто я? Для чего живу? Что чувствую по отношению к себе и другим?
-Сегодня мы поговорим об эмоциональной сфере человека.
Постараемся ответить на вопрос: « Почему нам нужно изучать чувства ?»
Подумайте и скажите, чем может эта тема вам быть полезной.
— уметь контролировать свои чувства, сдерживаться в случае необходимости;
— общаться без конфликтов.
Человек по-разному относится к предметам, явлениям, событиям, другим людям, своей личности.
Что-то радует его, что-то печалит или возмущает. Это эмоциональное проявление личности. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, положительные и отрицательные эмоции, чувства, настроения и стресс.
На протяжении жизни человек учится по различным внешним признакам судить об эмоциональном состоянии других людей. Исходя из общепринятых в данном обществе правил и представлений о приличии, культуре поведения, мы вырабатываем адекватные средства речевой, мимической и жестикулятивной выразительности, способы самопрезентации, рассчитывая при этом что нас поймут и ответят взаимностью.
3. Тренинг «Что чувствовала Вика»
Предлагаю вам потренироваться в понимании чувств других людей.
Прослушайте сейчас диалог и запишите на листочках те чувства, которые девочка испытала во время этой беседы.
4. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
5. «Коллективный рисунок» на летнюю тему. Каждый изображает одну деталь летнего рисунка. Затем по команде передать другому. Придумать позитивное название картине, по желанию составить рассказ.
-Какие чувства испытали при выполнении работы?
Почему нам нужно изучать чувства?
Диалог психолога и Вики
П. — Здравствуй, Вика. Ты какая-то не такая, как обычно. С тобой что-то случилось?
В. По большому счету со мной ничего не случилось. Но внутреннее состояние какое-то не такое, как обычно. У меня складывается впечатление, что я не такая, как все, что никто не хочет со мной общаться из-за моих недостатков, которых у меня море.
П. То что ты не такая, как все, — это хорошо, это говорит о твоей индивидуальности. Разве это плохо?
В. – То, что я не такая, как все, может быть, и не очень плохо. Просто очень не хочется выделяться и быть белой вороной среди своих одноклассников и друзей. Я думаю, что именно из-за этой, как вы сказали, непохожести у меня мало хороших друзей, на которых я могла бы положиться, а близкой подруги у меня вообще нет и никогда не было. И посекретничать не с кем.
П. – А ты не пыталась поговорить об этих трудностях с папой и мамой?
В. С моими предками вообще беда. По-моему им до меня нет никакого дела. Они полностью поглощены своей работой. Мы практически не общаемся. Так только за ужином. Да и то они интересуются только моими оценками. Но по большому счету мне всё равно. Не донимают меня нудными нотациями, и ладно. Я как-нибудь сама справлюсь со своими проблемами.
П. Ты уверена в том, что им безразлична твоя жизнь?
В. Да. Но даже если им хотелось бы что-нибудь узнать обо мне, я вряд ли рассказала бы им о своих трудностях. Сказала бы, что у меня всё в порядке, что меня всё устраивает. Дома я люблю посидеть одна, подумать, помечтать, наконец. Хотя может быть, я веду себя слишком эгоистично по отношению к окружающим.
П. В чем это проявляется?
В .- Наверное, в том, что я во всем и всегда хочу быть первой.
П. – А принесет ли тебе это радость? У тебя могут появиться завистники и соперники. Тебе этого хочется?
В. – Не знаю. Я уже сама запуталась, чего мне хочется на самом деле
(Вика замолчала и опустила голову)
П. Хорошо, давай поговорим о твоих недостатках. Лично я их не вижу.
В. Не может быть. Вы просто хотите мне поднять настроение. Вы только посмотрите на мой нос! Он огромный.
Ощущение такое, будто на лице, кроме него, ничего нет. А эти узкие, как щелочки глаза! А эти жуткие и кривые зубы! Улыбнуться страшно, не то что смеяться. И потом я самая аленькая в классе. Мне всегда кажется, что за спиной меня дразнят мелкотой.
П .По-моему, ты всё преувеличиваешь. Ты слишком пристально рассматриваешь себя в зеркале. И слишком критично и нетерпеливо относишься к происходящим в тебе перемены. Здесь нужно время. Главное, ты станешь по- другому воспринимать себя. Нужно научиться любить себя, а не ругать за то-то и то-то.
В. Может быть, вы и правы. Мне нужно подумать об этом.
Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Дайте ответ «ДА» или «НЕТ»
1. Мне кажется, трудно подражать другим людям.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я преживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах, в учебе и в отношениях с друзьями, я стараюсь быть такими, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми и друзьями.
Источник
7 кл., занятие по теме: «Зачем нам чувства?»
план-конспект по психологии на тему
Занятие-тренинг для подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zachem_nam_chuvstva.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1. Зачем нам чувства?
Цель: создать условия для обращения подростков к собственному миру чувств; дать возможность осознать важность всех чувств человека.
- развитие умения слушать, вступать в обсуждение;
- развитие умения распознавать собственные чувства.
Скажите, с каким настроением, с какими чувствами вы пришли на занятие?
Что вас сейчас волнует?
Именно чувствам и будут посвящены несколько ближайших занятий.
У всех людей есть множество разнообразных чувств. Но далеко не все задумываются, почему и заем эти чувства возникают и что делать, когда чувств много и они сильные.
Чувства могут переполнять нас – и тогда создаётся ощущение, что с ними невозможно справиться. Кажется, что человек – это маленькая лодка, а чувства – это шторм, несущий лодку, куда ему захочется.
Мы с вами всерьёз приступим к изучению своих чувств, чтобы научиться самим решать, куда направлять свою «лодку».
Работа по теме занятия
1. Заполнение анкет с ответами на вопросы:
— В каком фильме ты бы хотел поучаствовать? (триллер, комедия, фантастика и др.)
— Какую роль ты бы в нём сыграл? (положительный герой, главный злодей и др.)
2. Заполнение таблицы с выбором утверждений:
— Я много радовался на этой неделе.
— Я много удивлялся.
— Я часто был раздражён.
— Я часто испытывал гнев.
— Я много грустил.
— Я много смеялся.
— Я часто испытывал страх.
— Я часто испытывал восторг.
— Я чаще был печален.
— Я чаще оставался спокойным.
- Какие пункты показались наиболее лёгкими? Почему?
- На какие было сложнее всего отвечать? Почему?
Упражнение «Мой словарь чувств»
На доске выписываются все чувства, которые называет группа подростков. Ребята дублируют список в своих индивидуальных листах.
— Выберите те чувства, которые вы когда-либо испытывали, подчеркните их одной чертой.
— Те чувства, которые вы испытываете часто, подчеркните двумя чертами.
— А теперь, те чувства, которые вам хотелось бы испытывать как можно чаще, отметьте зелёным цветом, а те, которые не хотелось бы испытывать никогда – красным.
Педагог. Существуют предпочитаемые чувства, которые хотят испытывать все, и отвергаемые – их мало кто хочет переживать. Чувства бывают социально одобряемыми и социально неприемлемыми, не одобряемыми обществом.
Люди очень по-разному относятся к своим чувствам. Одно и то же чувство для одного человека – желанное, а для другого – отвергаемое.
Рейтинг чувств вашей группы.
Подсчитать, сколько положительных и отрицательных голосов набрало каждое чувство. Выделить 3 самых предпочитаемых и 3 самых отвергаемых группой чувств.
- Что было самым интересным и важным сегодня?
- Что удивило?
- Узнали что-то новое для себя?
- С какими чувствами закончили занятие?
Фамилия, имя _____________________________, _____ класс, дата _______________
В каком фильме ты бы хотел поучаствовать? (триллер, комедия, фантастика и др.) _____________________________________________________________________
Какую роль ты бы в нём сыграл? (положительный герой, главный злодей и др.) _____________________________________________________________________
Источник
Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 5-6 класса «В мире эмоций»
На данном занятии ребята учатся понимать эмоциональное состояние других людей и адекватно выражать собственные эмоции. Знакомятся с основными эмоциями,способами выражения их вербальным и невербальный путем. Расширяют представление о мире человеческих чувств и эмоций.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 5-6 класса «В мире эмоций»»
Коррекционно—развивающее занятие для учащихся 5 классов
МБОУ «Лицей№27» им. И.Д. Смолькина.
Пыжова Ольга Вячеславовна
Цель: Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей и умения адекватно выразить свое состояние.
Познакомить учащихся с основными эмоциями.
Помочь учащимся правильно реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными.
Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.
Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.
Предполагаемый психологический результат.
Обогащение мира эмоций и чувств подростков. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.
Участники: Учащиеся 5–6 классов (11–12 лет). Размер группы до 20 человек.
Бумага, формата А 4, цветные карандаши, фломастеры, степлер, магниты, клей. Карточки с пиктограммами. Карточки с названиями чувств. Карточки с различными этюдами. Вырезки из журналов частей лица; овалы лица. Лепестки цветов, середина (ромашка), Таблица “Мое настроение”. Карточки у каждого участника с цветовым изображением настроения.
Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по необычной стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время занятия мы будем делать различные задания, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Начинаем мы налегке, но в ходе нашего путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическим опытом. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!
Итак, в добрый путь!
Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.
Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится.
Слово “эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает “ потрясаю, волную”.
Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?
Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:
– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.
Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Если человек в течение десяти секунд не называет нужное слово, то он выбывает из игры
1. А как мы выражаем свои эмоции?
– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?
Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
Перед вами 9 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
Схематически нарисуйте эмоции, которые помогают вам в общении, а затем те эмоции, которые мешают вам общаться.
Инструкция: “Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба.
Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”.
Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.
Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?
Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.
Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.
Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике).
Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: “Ничего себе!”, “Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.
Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый).
Работа по командам – 4 команды.
Каждая команда из вырезок из газет и журналов на заготовленном овале лица составляет чувство “радость”.
Каждая команда демонстрирует свой шедевр.
Инструкция: “Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: лица, брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: “Все эти лица радостные”. Приступайте к работе.
А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.
На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…
В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый).
Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий.
9. Упражнение “Мое настроение сейчас”. Нарисуйте свое настроение в данный момент. Используйте цветные карандаши, фломастеры.
Обсуждение :Учащимся предлагается оценить цветом свое настроение.
“Опишите, оцените свое настроение с помощью цвета и, по возможности, объясните, почему у вас такое настроение на данный момент”.
Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:
ЦветЭмоциональное состояниеКрасныйВосторгОранжевыйРадость, весельеЖелтыйСветлое, приятное настроениеЗеленыйСпокойное, уравновешенное состояниеСинийГрустное настроениеФиолетовыйТревожное, напряженное состояниеЧерныйУпадок сил, уныниеБелыйРавнодушие (трудно сказать)
Мы познакомились с различными эмоциями. Обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.
Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.
Что особенно понравилось?
А что для вас было самым интересным?
Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам
Источник