Занятие по теме стрессы

Коррекционно-развивающее занятие «Стресс. Коррекция стресса»
план-конспект

Занятие-трениг по работе со стрессом

Скачать:

Вложение Размер
stress._korrektsiya_stressa.docx 20.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа № 2»

Коррекционно-развивающее занятие «Стресс. Коррекция стресса»

Шаферова Т.В., социальный педагог

Добрый день уважаемые коллеги и воспитанники! Рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии, которое посвящено понятию стресса. Итак, тема нашего занятия сегодня «Стресс. Коррекция стресса» (показываю на лист, на котором написано название занятия на стене). Сегодня мы с вами обозначим понятие «стресса», а также поговорим о методах, которые смогут помочь нам в борьбе с ним.

Для начала я предлагаю вам обозначить некоторые правила, которыми мы будем руководствоваться на протяжении всего нашего занятия. Давайте обсудим их:

  1. Здесь и сейчас . Как вы понимаете данное правило? Что можете сказать о нем?

(Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь и ни по какой другой причине).

  1. Искренность и открытость . Кто подскажет мне о чем данное правило?

(Все мы сегодня будем искренны в своих ответах и открыты друг для друга).

(Все, что вы говорите зависит только от вас, все исходит от вашего имени).

  1. Активность. В данном случае, я думаю никто не поспорит, что опираясь на 4 правило, все мы сегодня будем активны, каждый примет участие в нашем занятии тренинге, и каждый получит для себя определенный результат нашей работы).

Итак, я вижу все вы готовы начать, а начать я предлагаю вам с творческого задания. Если вы уже обратили внимание, сегодня я пришла к вам, в образе жизнерадостной ромашки. У меня хорошее настроение, я рада всех вас сегодня здесь видеть и потому я изобразила сегодня свое имя и настроение на данном бейджике в том виде, в котором видите его вы сейчас. Для вас, сегодня, я просто Татьяна, вы можете так ко мне сегодня обращаться. Сейчас я хочу предложить вам немного «потворить», включить свое воображение и нарисовать свое имя, которое вы будете носить на протяжении всего занятия. (Раздаю листочки для имени). На это задание я даю вам 3 минуты.

Я вижу, что все закончили, справились с заданием,и вижу много интересного. Давайте представимся друг другу и расскажем, как мы представили себя в нашем рисунке, что мы на нем изобразили.

Все вы большие молодцы, предлагаю ввести еще одно правило. Правило номер пять мы огласим как «правило имени». Сегодня мы обращаемся друг к другу по имени, которым представились.

А сейчас окунемся в теорию (переворачиваю лист, где идет понятие стресса). Зачитываю.

Стресс- это психическое состояние, которое возникает как результат борьбы организма человека с трудными и неподвластными ситуациями. Симптоматика умеренных стрессов менее выражена, а следовательно, и менее заметна для обычного человека. Хотя по статистике не менее половины населения находится в состоянии такого ежедневного стресса.

Сейчас я прошу вас обратить свое внимание на центр стола. Здесь мы видим своего рода солнышко, с разноцветными лучами. Все мы в детстве радовались появлению радуги на небе после дождя. А кто не помнит веселых фраз, например таких как «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», но мы и не думали, что каждый цвет влияет на нас, наш характер в той или иной степени. И вот, ставь взрослыми мы можем проследить психологическую связь, определенного предпочитаемого нами цвета с той или иной чертой нашего характера.

Предлагаю вам сейчас, из предложенного разнообразия лучей выбрать тот луч, который соответствует вашему настроению в данный момент времени. После определения цвета настроения я попрошу вас на выбранном лепестке написать, что по вашему мнению означает выбранный вами цвет. Покажите ваши лучи. Давайте озвучим ваши определения.

Посмотрите, некоторые из вас выбрали одинаковые цвета, но трактуют для себя его значение по разному. Цвет один, а столько ассоциаций!

Есть общепринятые определения цветов, сейчас я вам их зачитаю.

Синий цвет – спокойствие, удовлетворенность, доверие, преданность, умение сопереживать.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчение.

Зеленый – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание действовать

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Желтый – активность, веселость, стремление к общению.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Черный – защищенность, скрытость, желание уйти во внутренний мир.

Не стоит расстраиваться, если ваше определение не совпало с моим. Это только научно-принятое значение и как мы видим каждый трактует цвет для себя по-своему. Даже в моем научно принятом желтый, обозначающий активность и веселость, Люшер же трактовал для себя желтый цвет как цвет спокойствия и умиротворенности.

Сейчас я хочу предложить вам пройти тест «Подвержены ли вы стрессу». На самом деле, стрессу подвержены мы все, в разной степени. Рано просыпаться по утрам разве не стресс? Стресс еще какой! Добираться на работу по пробкам, проблемы на работе, конфликты в семье и т.д. Стресс присутствует в нашей жизни и это нормально!

Тест у нас будет анонимный. Перед вами находится тестовик. Прошу вас заполнить его максимально честно, подсчитать баллы и сделать выводы. Результат вашего теста, вы можете посмотреть на обратной стороне тестовика. Объявлять результаты мы не будем. Поэтому прошу вас отнестись к тесту серьезно, результат будет известен только вам и никому более. На прохождение теста я даю вам 5 минут. Узнав свой результат, вы можете самостоятельно определить насколько вы подвержены стрессу и подобрать наиболее подходящий вам способ по борьбе со ним, ведь вся наша методнеделя посвящена именно этому.

Я смотрю все вы закончили со своими тестами. Поэтому предлагаю перейти к следующему упражнению.

«Ладошка моего стресса». Сейчас я раздам вал листы бумаги. На нем я попрошу вас обвести свою ладонь и подписать внутри ладони свое имя. Прекрасно. А сейчас на каждом пальчике вашей ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас тревогу, злость, крайнюю усталость. Например, как мы говорили ранее стрессовая ситуация рано вставать по утрам, для меня, например это публичные выступления как сегодня. На выполнение ладошки стресса я даю вам 3 минуты. Все закончили? Давайте назовем наши стрессы. Если у кого- то они будут повторяться, я буду фиксировать это на нашей доске. Если я пропущу повторения, прошу вас мне помогать и подсказывать.

Из выше услышанного мы можем сделать вывод, что все мы разные, но некоторые наши стрессы схожи.

Или как видите, у всех нас абсолютно разные стрессы, это еще раз доказывает, насколько мы индивидуальны.

Далее я попрошу вас вырвать вашу ладошку из листа по контуру без помощи ножниц и положить перед собой. Нам важна не красота, а польза данного упражнения. Сделайте это для себя.

Сейчас попробуем дать отпор нашим стрессам. Перед нами лежит наша «ладошка стресса». Сейчас загибая пальчик, на котором написана наша стрессовая ситуация на обратной его стороне напишите ваш ответ стрессу, то есть что вы делаете или сделали бы, в ответ на ситуацию, написанную на пальце руки. Например «рано вставать-рано ложиться спать» и т.д.

На выполнение я дам вам 5 минут. Кто хочет поделиться с присутствующими способами борьбы со стрессом? Если у вас не получилось или вы не закончили, можно забрать ладошки с собой и довести начатое до конца. Итак, мы услышали предложенные вами способы борьбы, все они не спорю хороши. А сейчас я предложу вам свои способы снятия стресса. Раздаю раздатку, где описаны 10 способов. Кратко проговариваем их.

Сегодня мы с вами применили на практике сразу 2 техники снятия стресса, первая техника это прописать стресс (ладошка нашего стресса), а 2 техника вырывание нашей «ладошки стресса», ведь согласно утверждениям психологов, когда человек рвет, комкает бумагу он уже начинает терапию, работу со своей тревожностью, минимизирует ее и успокаивается.

Вывод: Сегодня мы попытались поближе познакомиться с понятием стресса, определили каждый свой уровень подверженности ему и обсудили способы, которые могут помочь нам в трудную минуту.

А теперь я снова хочу попросить вас обратиться к нашему солнышку с лучами настроения. Изменилось ли ваше настроение по окончании нашего занятия? В какую сторону? А может оно осталось в таком же состоянии, в котором вы пришли к нам? Выберите цвет настроения, который вы приобрели, посетив наше тренинговое занятие! Возьмите свое настроение с собой!

Еще для вас я приготовила небольшой сюрприз (Ухожу за пузырями)

На этой ноте я хочу поблагодарить вас за вашу активную работу, за ваш позитив, сказать спасибо за внимание и предложить вам еще 1 способ борьбы со стрессом, известный нам с детства, но давно забытый…

Минута релаксации с пускание мыльных пузырей.

Источник

Конспект урока на тему «Стресс»
план-конспект урока

Скачать:

Вложение Размер
1.3.6._stress.docx 29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

Раздел 1. Социальная адаптация

Тема 1.3. Взаимодействие с окружающими людьми

Цели урока: обучающая

Ознакомить учащихся с общим понятием стресса, стрессовыми факторами (стрессорами);

Сформулировать общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья;

Вырабатывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью .

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма проведения: лекция с элементами беседы.

Вид контроля: индивидуальный, фронтальный опрос.

Форма контроля: самоконтроль, контроль педагога.

Литература : Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕРСЭ, 2006., Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004, с. 53—75., Джемс В. Психология. — СПб., 1905. — 337с.

Конспект урока, презентация.

Оформление доски; проверка наличия у обучающихся тетрадей, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.

  1. Понятие стресса.
  2. Стадии стресса.
  3. Влияние стресса на организм человека. Способы борьбы со стрессом.

Актуализация опорных знаний

Проводится в форме фронтальный устный опрос .

  1. Какую тему мы с вами рассматривали на прошлом занятии?
  2. Назовите правила поведения специалиста в трудовом коллективе?
  3. Назовите критерии адаптированности молодого специалиста в новом трудовом коллективе?
  4. По вашему мнению, какие чувства испытывает человек не сумевший адаптироваться в коллективе?

Актуализация новых знаний:

Канадский патолог (врач занимающийся паталогией) Ганс Селье (1907-1982г.г.) сформулировал концепцию стресса, как состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных внешних воздействий.

?Вопрос: Как вы думаете, в вашей жизни вы испытывали стресс? Приведите примеры. (Описать психологическое состояние).

?Вопрос: Как вы себя чувствовали?

?Вопрос: Может ли конфликт стать причиной стресса?

Стрессовые ситуации случаются с каждым из нас практически ежедневно: от небольшой неприятности, которую мы едва замечаем, до серьезных травматических событий, влияние которых ощущается еще долгое время.

Стрессовый фактор– это воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ.

Даже короткие эпизоды могут стать причиной тяжелого стресса, а привычные бытовые ситуации вызывать хроническую эмоциональную усталость. Стрессовые ситуации можно разделить на три категории:

Эти события не длятся долго, но могут иметь длительные последствия, если ситуация была психологически травмирующей.

Также кратковременные стрессы, с которыми мы сталкиваемся регулярно, например, когда куда то опаздываем.

Это текущие стрессы, которые стали постоянными, например, болезнь или разваливающиеся отношения.

Пример : Как будет себя вести человек после того, как попал в автомобильную аварию? (разные люди по разному, одни будут кричать, реветь, метаться; другие замрут, остолбенеют, из них не выдавишь ни слова).

?Вопрос: Попробуйте назвать несколько стрессовых ситуаций из жизни.. (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, усталость, физическая травма, резкие изменения температуры наружного воздуха, шум, заболевания и др.)

А когда действия стрессоров суммируется и накапливается, становится больше в данный период жизни, тем выше будет уровень стресса.

Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает в себя сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление и остановка пищеварения, увеличение уровня сахара в крови).

В этих изменениях Селье выделил три стадии:

Стадия мобилизации, сопротивления, истощения.

В ответ на воздействия стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизирует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в Ч.С.), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят незамедлительно в действия, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.

Пример: Человек всегда готов постоять за себя, даже в очень сложных обстоятельствах. Всегда в форме. Но не надо всегда ждать неприятностей. Они сами тебя найдут.

Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Пример: Человеку ставили очень страшный и серьезный диагноз болезни, но под вопросом. И вот врач объявил, что опасения напрасны, диагноз не подтвердился. Этот человек будет так рад и счастлив, что другие стрессоры для него в данный момент ничего не значат, он на них даже реагировать не будет.

Вот как стресс может сделать человека счастливым.

Если уровень стресса слишком долго остается высоким, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма оказывать сопротивление стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, чувство беспомощности, головные боли, бессонница, потеря аппетита и другие. На этой стадии иммунная система человека ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. В состоянии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Пример: Жизнь в шумном городе, неблагоприятная обстановка на работе, проблемы в семье и другие.

?Вопрос: Вы встречаетесь в жизни с разными ситуациями, которые вас заставляют думать о вашем поведении, анализировать свои действия.

?Вопрос: Как вы считаете, стресс всегда приносит вред? А может он нужен нашему организму? (Да, есть стадии мобилизации и сопротивления)

  1. Влияние стресса на организм человека. Способы борьбы со стрессом.

Но, необходимо отметить, что стресс не всегда приносит вред.

При умеренном стрессе обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма. Приятные моменты после забот.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед полетом, роды женщины).

Отмечено, что не столько события (стрессоры) сами по себе определяют подверженность человека стрессу, сколько реакция человека на эти события: «Мир не такой, какой он есть, а такой каким мы его видим». А.Шопенгауэр.

Например : Причиной стресса не может быть сама контрольная работа, а вот твоя неподготовленность может.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Общие принципы борьбы со стрессом:

  • вырабатывайте у себя убеждения, что только вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое благополучие;
  • нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…)
  • знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие;
  • смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее);
  • регулярно занимайтесь физической культурой и спортом;
  • ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться);
  • нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня;
  • соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3-х разовое);
  • соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя);
  • необходимо спать в хороших условиях и не менее 8-9 часов;
  • отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).

Прочитайте текст, который лежит перед вами, и найдите информацию о том, как влияет стресс на человека. После мы с вами запишем в тетрадь.

Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.

Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. Некоторые преуспевают в такие ситуациях, когда другие быстро приходят в стадию истощения. Несмотря на это, есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.

Записать в тетрадь:

Влияние стресса на организм человека:

— вызывает болезнь сердца;

— приводит к увеличению кровяного давления;

— нарушает работу иммунной системы организма, что увеличению риска инфекционных заболеваний;

— ведёт к язве желудка и двенадцатиперстной кишки;

— истощает психическую энергию организма;

— приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Всем людям необходимо учиться овладевать эффективными методами борьбы с повседневными стрессорами, и чем раньше, тем лучше. Необходимо уметь вырабатывать у себя привычки ЗОЖ.

Анализ работ учащихся. Выставление оценок.

Когда вы пойдете с урока, то на столе оставьте тот кружочек, который посчитаете нужным.

Красный: я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтый: урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Зеленый: пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов.

Способы борьбы со стрессом:

  • Спортивные занятия;
  • Контрастный душ; (холодная вода, теплая, горячая и наоборот)
  • Стирка белья;
  • Мытьё посуды;
  • Пальчиковое рисование;
  • Скомкать газету и выбросить;
  • Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть как можно подальше;
  • Порвать газету на мелкие кусочки, выбросить;
  • Громко спеть любимую песню; (а-а-а)
  • Смотреть на горящую свечу;
  • Вдохнуть глубоко 10 раз;
  • Погулять по лесу, покричать;
  • Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Эту памятку приклейте в тетрадь и при необходимости, пользуйтесь ею.

Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.

Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. Некоторые преуспевают в такие ситуациях, когда другие быстро приходят в стадию истощения. Несмотря на это, есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.

Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.

Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. Некоторые преуспевают в такие ситуациях, когда другие быстро приходят в стадию истощения. Несмотря на это, есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК «ПНШ». Тема :»Сравнительный анализ Венгерской сказки»Два жадных медвежонка»и корейской сказки»Как барсук и куница судились»В конспекте побробно распи.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол.

Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно.

Обобщающий урок по теме «Склонение имен существительных» проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы.

Источник

Читайте также:  Почему эмоции это грех
Оцените статью