Урок «Я и мои эмоции»
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Вашему вниманию представлено занятие по Программе развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_urok.pptx | 854.21 КБ |
urok_ya_i_moi_emotsii_2_klass_bolduk_sh.a.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
От улыбки станет всем светлей
Я и мои эмоции Я и мои эмоции
Эмоции переживания, отражающие приятные и неприятные ощущения, отношения человека к другим людям, явлениям, процессу и результату своей деятельности.
Эмоции это выражение нашего отношения, чувства, к происходящему вокруг нас или внутри нас.
Наши ВРАГИ ЗЛОСТЬ АГРЕССИЯ НАСМЕШКА ГРУБОСТЬ ЯРОСТЬ…
Наши ДРУЗЬЯ НЕЖНОСТЬ РАДОСТЬ УВЕРЕННОСТЬ СПОКОЙСТВИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ…
Домашнее задание: Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметит, как вы владеете своими эмоциями. Запишите свои способы владения эмоцию .
Эмоции правят мной или Я ими ?
Круг от сердца к сердцу
Замесите торт на Д оброте , смешайте Улыбку с Радостью , влейте тонкой струйкой Тепло души , в больших пропорциях добавляйте Благополучие , украсьте кусочками Голубого неба , посыпьте цветами Радуги и выпекайте в Солнечных лучах до ощущения Счастья . Предлагаю вам рецепт торта «СЧАСТЬЕ МОЁ»
Доброта Улыбка Радость Тепло души Щебет птиц Солнце Радость Р а д у г а Голубое небо Счастье
«СПАСИБО за приятное занятие!»
Предварительный просмотр:
Занятие по психологии во 2 классе по теме « Я и мои эмоции ».
Цель: познакомиться детей с основными эмоциями, научиться определять эмоциональные состояния, которые может переживать человек.
Образовательные задачи: Ввести понятие “эмоции”; изучить виды эмоций.
Развивающие задачи: Развивать умение работать в группах; развивать умение использовать свой жизненный опыт.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство коллективизма, умение слушать собеседника, уважать его точку зрения; воспроизведение разных эмоциональных состояний позволяет учащимся научиться сопереживать.
Оборудование: проектор для презентации, раздаточный материал – смайлики.
Материалы: слайды, карточки со схематическим изображением эмоций, карточки с заданиями, таблицы, смайлики, портреты.
Тема: Я и мои эмоции.
1 . Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Шенне Александровна, работаю в школе №1 г. Шагонара, педагогом-психологом. Я вижу Ваши имена. Я очень рада, что вы мои ученики.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель : формирование положительной установки учащихся на занятие, посредством двигательной активности.
Упражнение «От улыбки станет всем теплей»
Учитель : . Как вы думаете, что делают люди при встрече друг с другом? (Они здороваются.) А как люди здороваются друг с другом? Что же они желают друг другу при встрече? Ребята, давайте с вами поздороваемся немного необычно, но очень тепло и радостно. Давайте подарим улыбку себе, соседу по парте, мне и всем одноклассникам. Я предлагаю вам поздороваться за руку друг с другом.(Затем детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д.). Молодцы. Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. (Исполнение песни « Улыбка»-на тихом звуке).
Улыбка может согреть своим теплом и улучшить настроение. Итак, от улыбки станет всем теплей. Наша лучистая и теплая улыбка может улучшить всем настроение.
Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? А как, мы назовём это общим словом?
Ребята обратите внимания на доску. Что здесь написано? (« Я и мои эмоции») . Правильно. Так называется наше занятие. Сегодня мы узнаем, что такое эмоции, какие эмоции бывают, научимся их распознавать у себя, работать в группах; развивать умение использовать свой жизненный опыт, вы должны уметь слушать собеседника, уважать его точку зрения. Также в конце урока ответим на вопрос «Эмоции правят мной или я ими?»
2 этап. Знакомство с понятием «эмоции».
Игра «Превращение в животных»
Я приглашаю желающих к доске. В этой игре вы будете превращаться в разных животных и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите, как:
- в страхе прячется от волка испуганный зайчик (сидит в кустах и дрожит);
- печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Аленушку;
- выглядит любопытный енот;
- страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
- сердится лев — царь зверей;
- радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
- испытывает удовольствие кот на солнцепеке.
Молодцы. Всем спасибо. Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, — это и есть эмоции.
Эмоции – переживания, отражающие приятные и неприятные ощущения, отношения человека к другим людям, явлениям, процессу и результату своей деятельности. Эмоции дополняют нашу речь, раскрывая богатство нашего внутреннего мира. Все люди отличаются друг от друга в эмоциональном плане по силе эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости эмоциональных переживаний, преобладанию положительных или отрицательных эмоций, их глубине и содержанию.
3 этап. Самостоятельная работа.
Задание «Угадай эмоции».
Ребята! На столе у вас листочки, где приведены рисунки эмоций. Рассмотрите рисунки мышек в разном настроении. Угадайте, что переживает, что чувствует мышка под номером один (два, три и т.д.)?
Подсказка: они боятся, радуются, удивляются, обижаются, сердятся, чувствуют вину.
Динамическая пауза: Побороть отрицательные эмоции может помочь музыка. И давайте мы сейчас прослушаем несколько музыкальных композиций, постараемся понаблюдать, какие чувства вызывает данная музыка и проследить за нашим дыханием.
Какие эмоции, чувства вы испытывали? (грусть, радость, страх, тревога, гнев). Можно ли сказать что, музыка влияет на наше настроение, на наши эмоции? Конечно (если грустно можно включить веселую музыку, если в гневе — спокойную, медленную).
4 этап. Закрепление нового материала.
Теперь давайте закрепим то, что мы сегодня узнали. Каждой малой группе (не более 6) дается карточка с заданием (радость, гнев, страх, презрение, ярость, тревога). Ребята должны решить анаграмму и разгадать зашифрованную эмоцию. Показать всему классу с помощью того способа, который указан в карточке. Класс должен отгадать о какой эмоции идет речь. Затем ребята должны попытаться эту эмоцию продать всему классу. (Приложение 1).
5 этап. Домашнее задание: Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями. Запишите свои способы владения эмоцию.
6 этап. Подведение итогов занятия.
Ребята, что вы сегодня узнали? Что такое эмоции, какие эмоции бывают, научились их распознавать у себя.
Все люди отличаются друг от друга в эмоциональном плане по силе эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости эмоциональных переживаний, преобладанию положительных или отрицательных эмоций, их глубине и содержанию.
Ребята, поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение и кто готов им поделиться с остальными, выходите.
Круг « От сердца к сердцу». Исполнение песни « Улыбка» . Дарите всем улыбку!»
Спасибо за урок . Досвиданье!
- Отгадайте зашифрованную эмоцию:
- Напишите эту эмоцию на листе бумаги, на которой написано продаем
- Изобразите эту эмоцию только жестами (только руками)
- Предложите ребятам купить эту эмоцию. Назовите способы, которые помогут ребятам чаще испытывать данное чувство (эмоцию).
- Отгадайте зашифрованную эмоцию:
- Напишите эту эмоцию на листе бумаги, на которой написано продаем
- Изобразите эту эмоцию только мимикой (только лицом)
- Предложите ребятам купить эту эмоцию. Назовите безопасные способы, которые помогут ребятам избавиться от данного чувства (эмоции), если она будет выходить из-под контроля.
- Отгадайте зашифрованную эмоцию:
- Напишите эту эмоцию на листе бумаги, на которой написано продаем
- Изобразите эту эмоцию только позой (только телом)
- Предложите ребятам купить эту эмоцию. Назовите способы, которые помогут ребятам избавиться от данного чувства (эмоции), если она будет им мешать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок здоровья учит детей справляться со своими эмоциями в игровой форме. Эта работа поможет учителям начальных классов интересно и полезно провести мероприятие с детьми. Использованы разны.
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-х классов по теме «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?». Мероприятие проходит в игровой форме и позволяет обучающимся узнать что такое эмоции, какие эмоции бы.
Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст.
Данное занятие соответствует календарно-тематическому плану педагога-психолога. Соответствует программному материалу психокоррекционного воздействия в условиях коррекционного образовательного уч.
Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями; учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть.
Одной из основных задач школы сегодня является сохранение здоровья учащихся. Как научить детей беречь свое здоровье? Наше здоровье в наших руках. Об этом нужно постоянно напом.
Открытое занятие «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?» Цель: Развитие эмоциональной сферы младших школьников.Задачи:Способствовать осознанию детьми собственных эмоций;Способствоват.
Источник
Открытое занятие «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»
план-конспект занятия (1 класс)
Открытое занятие «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»
Цель: Развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Задачи:
- Способствовать осознанию детьми собственных эмоций;
- Способствовать осознанию детьми эмоций других людей;
- Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.
Материалы: изображения эмоций детей в презентации, музыкальные композиции, заготовки лиц с эмоциями.
- Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии и по традиции я вас приглашаю в круг, чтобы поприветствовать друг друга!
Упражнение «Переходящее пожелание».
Ведущий: Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем передавать по кругу игрушку и говорить друг другу комплименты или желать что-либо при этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка.
Спасибо, прошу занять свои места, но не садится!
- Работа по теме.
Игра
Ведущий: Давайте посмотрим, что чувствуют, переживают персонажи.
На экране появляется задание: изобрази сказочных героев.
Психолог предлагает выполнять задание.
Поочередно появляются персонажи из сказок, дети по одному изображают героев, уделяя внимание мимике лица.
Обсуждение и определение чувств, эмоций сказочных персонажей.
Покажите: (если дети постарше, использовать дополнительные задания)
- Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
- Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
- Как выглядит любопытный енот;
- Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
- Как сердится лев – царь зверей;
- Как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
- Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.
Все это и есть эмоции.
- Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»
Ведущий: Тема нашего занятия – «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?».
Что такое эмоции мы с вами уже поняли благодаря предыдущему упражнению. Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди.
Поочередно всплывают картинки с изображением мальчика в разных позах и с разными выражениями лица, дети озвучивают свои предположения.
А чтобы понять какие бывают эмоции, давайте для начала вспомним, когда в последний раз вы сильно удивились? (например, я недавно ехала в электричке и увидела лису)
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы удивляемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы было изображено удивление!
Ведущий: А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы обижаемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена обида человека!
Ведущий: Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы радуемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена радость!
Ведущий: Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы сердимся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена злость, досада!
Ведущий: Скажите, пожалуйста, а благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?
- выражение лица — мимика
- движения рук, поза тела – жесты
Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.
Ведущий: Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.
Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.
4. Практический этап
— Я предлагаю вам отправиться в путешествие
1 остановка «Радость» (слайд 4)
Появляется картинка с описанием мимики
Обсуждение ситуации и мимики лица
Психолог предлагает нарисовать рисунок,дети рисуют ассоциацию с данным чувством и презентуют его присутствующим
2 остановка «Грусть»(слайд 5)
Перед детьми макет с пустой улицей
-На этой остановке пусто, она заколдована, я вам предлагаю оживить ее и украсить .
Детям предлагается разместить маленькие фигурки людей, животных, разных предметов на улице
3 остановка «Злость»(слайд 6)
-На этой остановке все ругаются и дерутся, все игрушки сломаны и вещи разорваны. Из-за чего это могло произойти?
Дети озвучивают свои мысли.Беседа о злости и гневе.
Упражнение «Мешок гнева»
-Давайте избавимся от негативных эмоций, со всей силы скомкаем листики, разорвем на мелкие кусочки и выбросим мешок.
Каждый ребенок берет лист, комкает ,рвет и бросает в мешок
4 остановка «Удивление»(слайд 7)
Психолог предлагает детям задачу:
Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти?
Дети по очереди высказывают свои предположения
6.Динамическая пауза
Гимнастика для глаз
5 остановка «Страх»(слайд 8)
Детям читается сказка.
— Я вам хочу рассказать одну историю про страх, а вы внимательно её послушайте и подумайте, как можно нарисовать свой страх.
“Жил-был Страх. Он был таким, каким все его представляли, он всегда был разным, тем, кто боялся темноты, он представлялся страшным чудовищем с огромными красными глазами, тем, кто боялся насекомых он представлялся в виде огромного мохнатого паука, каждый видел в нём то, чего сам боится. Страх очень хотел иметь друзей, он переживал из-за этой своей способности всех пугать, где бы он не появлялся, все убегали от него, но однажды он сам решил от всех убежать, чтобы не доставлять людям столько хлопот. Бежал он бежал и увидел большую тёмную пещеру и решил, что люди сюда никогда не придут, и он здесь никого не сможет испугать, а будет жить вдали, чтобы не причинять больше людям страдания.
— Ребята, а как выглядит ваш страх? Вы уже придумали, как можно его нарисовать? Я предлагаю нарисовать его в пещере, именно в той пещере, в которую и спрятался герой нашей истории – страх!
Дети рисуют свои страхи.
— Ребята, а вам интересно, чем закончилась эта история?
Однажды страху надоело прятаться в пещере, там было сыро и неуютно, страх решил, что если он украсит своё жилище, то ему станет веселее.
-Ребята, как вы думаете, чем закончилась история со страхом?
Как нам можно украсить страх?
Можно ли нам его сделать смешным?
Психолог ведёт детей к пониманию того, что если они разукрасят страх, сделают его красивым, смешным, то страх перестанет быть страшным и с ним все подружатся.
Дети украшают свой рисунок.
— Ребята, посмотрите, что произошло с вашими страхами? Какие они стали? Разве можно их теперь бояться?
Психолог подводит детей к пониманию того, что теперь, когда страхи смешные и весёлые их нечего бояться.
На этой остановке мы завершаем наше путешествие и возвращаемся назад.
- Задание «Угадай эмоцию». (для младших)
Детям раздаются карточки с лицами.
Рассмотрите моськи с разным настроением, покажите такую же эмоцию, и мы все вместе попробуем догадаться какая это эмоция.
По ходу упражнения каждому ребенку задается вопрос: «какая это эмоция: отрицательная или положительная?»
Ребята, скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия больше всего?
5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…»
Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».
Рефлексивный этап(слайд 11,12)
На какие группы можно разделить эмоции?
-Кому понравилось занятие? Что особенно запомнилось?
Давайте поаплодируем друг другу за замечательное занятие и работу!
5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…» (для младших)
Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».
Дополнительные упражнения по теме.
- Детям для прослушивания даются фрагменты различных музыкальных композиций (различного темпа и настроения). Ребята должны угадать какое настроение пытался передать композитор и объяснить, почему они так думают.
- Упражнение «Передай эмоцию».
- Дети встают друг за другом, «смотрят в затылок». Ведущий стучит первого учащегося по плечу и показывает ему какую-либо эмоцию, тот в свою очередь стучит по плечу своего соседа и пробует передать ему точно такую же эмоцию.
- Задание «Этюды».
- Детям раздаются тексты небольших сценок, где герои испытывают разные эмоции. Ребята по очереди показывают сценки, остальные «зрители» угадывают эти эмоции.
ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ
Два друга-ежика шли по лесу и услышали – в траве что-то тикает. Сначала они испугались тиканья, а потом осторожно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство)
Этюд «Медведь и еж»
Косолапый медведь случайно задел ежа и укол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина)
Этюд «Волк и заяц»
Волк гонится за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы радость и страдание)
Этюд «Гадкий утенок на птичьем дворе»
Гусь с презрением, свысока относится к гадкому утенку, а он очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость)
Этюд «Лев и птичка»
Грозный Лев – царь зверей рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев/злость, испуг).
Этюд «Котенок и его мама»
Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина)
Список использованных источников:
- К. Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
- К. Фопель «Энергия паузы» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2001.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.. «Психологическая азбука. Начальная школа. Первый год обучения». – М.: Ось 89., 2008г.
- Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Эмоции и чувства людей». -. Игра «Забавы в картинках».
Источник