Занятие по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы

Наталья Тенигина
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы

Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей.

1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное состояние по мимике, передавать основные эмоции.

2. Развивать коммуникативные качества детей, эмоциональную, когнитивную сферу.

3. Способствовать снижению агрессивности дошкольников, тревожности, замкнутости.

4. Воспитывать желание прийти на помощь в трудной ситуации, получать удовлетворение при совершении добрых поступков.

Материалы: электронная презентация, экран, картинки с изображением сказочных персонажей с разным настроением, бумага, краски, кисти, рисунки пиктограммы удивления свечой.

Ход занятия.

Педагог-психолог приветствуя, подаёт ребёнку мяч, тот возвращает мяч со словами приветствия.

Упражнение «Улыбка по кругу»

Педагог-психолог улыбается ребёнку, стоящему рядом. Дети улыбаются своему соседу. Улыбка возвращается педагогу.

Педагог-психолог: — Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.) Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Педагог-психолог сообщает им, что в этом красивом замке живёт Фея Настроения.

Педагог-психолог знакомит детей с её грустной историей.

Фея Настроения плачет. Злой тролль оторвал все лепестки её любимого Цветка эмоций и заколдовал их. Фее без цветка никак нельзя. Как же она будет без эмоций?

Педагог-психолог спрашивает детей, что они почувствовали, когда Фея плакала. Что же делать? (ответы детей)

— Не волнуйся, Фея, наши дети умные, сообразительные, добрые. Они смогут победить злые чары. Ведь добро всегда побеждает зло. Ребята, какие лепестки были на цветке эмоций? (слайд)

1. Узнать эмоцию (на слайде грустные лица людей)

2. Показать печаль (дети показывают).

3. Упражнение «Когда мне грустно, я.»

— устраиваю с друзьями веселые игры;

— смотрю веселый фильм;

— слушаю веселую музыку.

Злой тролль смеётся и говорит, что зло победит, злых персонажей в сказках много.

1. Выбрать картинки, на которых изображены злые персонажи сказок.

Педагог-психолог: — А что же можно сделать, чтобы злость прошла? (ответы детей)

Упражнение «Способы борьбы со злостью»

— сделать несколько глубоких вдохов;

— сосчитать до десяти;

— выполнить несколько физических упражнений;

— топать ногами по полу со словами «Беги, злость, беги!»

— обхватить ладонями локти и сильно прижать к груди

— порвать или мять газету (дети мнут газету и бумажные комки бросают в коробку)

1. На слайде картинка из мультфильма «Крошка Енот» (страх)

2. Педагог-психолог: — Что делать, когда страшно? Педагог-психологпредлагает детям запомнить дразнилку:

3. Педагог-психолог спрашивает детей, что помогло еноту побороть свой страх.

Что посоветовала мама Енотиха своему сыну?

1. «Расколдуй рисунок»

Педагог-психолог спрашивает детей, как можно расколдовать белые листочки. При затруднении подсказывает детям о красках.

2. Дети раскрашивают красками листок (Рисунок свечой) Пиктограмма эмоции удивления появляется после нанесения краски.

2. Показать эмоцию (дети показывают).

Педагог-психолог: — Что вы почувствовали? О какой эмоции мы ещё не сказали? Радость.

Педагог-психолог: -Что вы делаете, когда у вас радостное настроение?

-Давайте потанцуем под весёлую музыку.

Дети танцуют (импровизация)

Педагог-психолог «Вот мы и расколдовали все лепестки твоего любимого цветка!»

Фея Настроения благодарит детей за помощь, хвалит их. «Хорошее, доброе, радостное настроение помогает людям совершать чудеса! Творите добро!»

Педагог-психолог: — А сейчас мы встанем в круг, и каждый расскажет, что ему понравилось, запомнилось, что было интересным.

Какое у вас настроение? Почему? Да, у нас прекрасное настроение, потому что мы помогли Фее, сделали доброе дело, действовали вместе, дружно. А вместе любое дело становится легче. Спасибо!

Презентация о работе педагога-психолога «Накопление положительного эмоционального опыта детьми средствами арт-терапии» В мире существует 4 стихии: вода, огонь, воздух и земля. Взаимодействие этих стихий производит всё, что окружает людей. Это относится не.

Читайте также:  Нам не хватает стрессов

Конспект НОД по формированию эмоционального интеллекта детей старшей группы «Музыкальный урок тетушки Метелицы» Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация Цель: формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект образовательной ситуации педагога-психолога с детьми первой младшей группы «Мячики» Программные задачи: — сплочение группы, развитие эмпатии; — развитие слухового и зрительного восприятия; — развитие координации движений;.

Конспект открытого занятия психолога с детьми старшей группы «Разноцветное путешествие» Конспект открытого занятия психолога с детьми старшей группы «Разноцветное путешествие» Подготовила: Петренко И. А. — педагог-психолог Цель.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Незнайка идет в школу» Конспект развивающего занятия на тему: «Незнайка идет в школу» (для детей подготовительной к школе группе 6- 7) педагог-психолог.

Конспект организованной совместной деятельности педагога-психолога с детьми младшей группы «Зимние забавы» Наталья Колодова. Конспект организованной совместной деятельности педагога-психолога с детьми младшей группы «Зимние забавы»[/b][/b] Задачи:.

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с дошкольниками старшей группы Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога Копыловой Е. С. с дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии».

Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Эмоциональная жизнь — это сфера, с которой можно и нужно обращаться так же искусно.

Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.

Совместное занятие педагога-психолога и педагога по ИЗО-деятельности для старшей группы «Перелетные птицы» Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо — деятельностидля старшей группы компенсирующей направленности Тема занятия 2 «Перелетные.

Источник

Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Лариса Калсанова
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Сборник игр предназначен для занятий с детьми 4-8 лет, содержит многофункциональные игры с вариациями, что позволяет создать условия для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с миром эмоций, способами адекватного выражения своих чувств, развитию навыков рефлексии и саморефлексии, повышению самооценки, формированию положительного образа будущего и выхода из конфликтных ситуаций. В зависимости от возраста детей правила игр могут усложняться. Может быть использован в работе родителя, воспитателя, психолога для занятий с детьми дома, в детском саду и начальной школе.

ИГРА «ЧУДИКИ»

-развивать у детей творческое воображение и фантазию;

— учить осознавать свои личностные особенности через проигрывание взятой на себя роли;

-учить детей обмениваться информацией, разыгрывая ситуацию прихода в гости.

ИГРА 1 РАССКАЖИ ПРО ЧУДИКА

Игра для детей 3-4 лет. Количество участников от 1 до 8. Взрослый раскладывает перед детьми карточки с нарисованными чудиками, ребенок выбирает себе понравившегося персонажа и придумывает о нем историю или сказку. Ведущий помогает ему с помощью наводящих вопросов.

ИГРА 2 ЧУДИК ИДЕТ В ГОСТИ

Игра для детей 5-6 лет. Количество участников от 2 до 8. Каждый игрок из имеющихся деталей на липучках составляет своего Чудика. Далее Чудики знакомятся приходят в гости, знакомятся, рассказывают о себе. Дети помогают и с помощью вопросов: С кем ты живешь? Что ты любишь кушать? Кто твой друг? Есть ли враг? Что любишь делать? О чем мечтаешь? и т. д.)

ИГРА «КАКАЯ Я ПТИЦА, КАКОЙ Я ЗВЕРЬ…»

— повысить осознание человеком своих сильных и слабых сторон;

— повысить уровень мотивации,

-сформировать позитивное отношение к себе, повысить самооценку;

-развивать у детей творческое воображение и фантазию;

ИГРА 1 НА КОГО Я ПОХОЖ

Для игры подойдут любые наборы карточек с изображениями зверей, птиц и насекомых.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть карточки с птицами (зверями, насекомыми, разложенные на столе и представить себя в образе этого животного. Выбрать карту, которая символизирует его в данный момент. Объяснить, чем именно эта птица похожа на него (назвать 5 качеств, которые ей присущи).

ИГРА 2 ПОЛЁТ В БУДУЩЕЕ

Читайте также:  Его сносят твои чувства

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть карточки с птицами (зверями, насекомыми, разложенные на столе, и выбрать карту с птицей, в которую хотелось бы превратиться в будущем. Описать своё животное, объяснить, почему выбрано именно оно.

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

-познакомиться с названиями чувств;

-учиться распознавать переживания людей в различных жизненных ситуациях;

— развивать мышление, воображение, внимание, память.

В комплекте 5 пар игровых карточек, на которых представлены ситуации и эмоции, которые они вызывают (подарок-восхищение, грязный ребенок — брезгливость, отняли игрушку — обида, расставание на вокзале — грусть, выступление клоуна – радость, фокусник в цирке – удивление, злая собака – испуг, драка – злость, решение задачи – задумчивость, ласка кота – спокойствие).

Количество участников от 2 до 5. Все карточки разложены на столе рубашками вверх. Участники берут себе карточку из стопки и ищут ей пару. Необходимо рассказать о ситуации и назвать подходящее чувство. Побеждает тот, кто составил больше всего правильных пар.

ИГРА «ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ»

-познакомить с основными эмоциями человека и способами их выражения;

— развивать мышление, воображение, внимание, память.

В комплекте 2 игровых поля и 32 карточки с 4 персонажами (мальчик, девочка, кошка, собака, которые выражают одну из 8 эмоций (горе, радость, самодовольство, испуг, злость, удивление, отвращение, обида). Два игрока выкладывают на поле карточки соответственно указанной схеме. По горизонтали должны оказаться персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки должны составлять карточки с одним и тем же персонажем. Выиграет тот, кто соберет свое поле первым.

ИГРА «ЛИЦА»

— учить распознавать эмоции по выражению лиц людей;

— учить ребенка составлять лицо человека в разных эмоциональных состояниях;

— развивать мышление, воображение, внимание, память.

В набор входит шаблоны — основания для лица, детали для составления гримас человека, характеризующие эмоции — радость, печаль, злость, страх, удивление и пренебрежение, 6 карточек — образцов для сборки и 2 игральных кубика.

ИГРА 1 МОЗАИКА

Игроков может быть от 1 до 6. Перед ребенком шаблон лица, части лица и 1 карточка с образцом. Ребенок должен назвать эмоциональное состояние на картинке и изобразить эту гримасу на своем лице (можно делать это перед зеркалом). Затем ребенку предлагается собрать из деталей по образцу эту гримасу.

ИГРА 2 СОБЕРИ ЛИЦО

Игроков может быть от 1 до 6. Детали для составления гримас располагаются в доступном для каждого игрока месте. Шаблоны эмоций перемешиваются и переворачиваются картинками вниз. Каждый из игроков берет себе 1 карточку и игроки по очереди кидают 2 кубика сразу. Если на кубиках выпадают части лица соответствующие эмоции на карточке игрока, он выкладывает их на свой шаблон. Затем очередь кидать кубики переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым выложит на своем шаблоне лица соответствующую гримасу.

ИГРА 3 ЧТО ЧЬЁ

Игроков может быть от 1 до 6. Перед детьми шаблоны лиц. Игроки по очереди кидают кубики с изображениями частей лица. Выигрывает тот, кто быстрее назовет и покажет эмоцию, которой оно соответствует.

ИГРА 4 ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРИК

Игроков может быть от 2 до 4. Водящий показывает шаблоны лиц, а игроки должны угадать эмоцию. Проверяется ответ с помощью фонарика, который высвечивает правильный ответ. Выигрывает тот, кто первым правильно назовет эмоцию.

ИГРА «ИМЕНИННИКИ»

— способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми;

-учить детей говорить комплименты.

В игру можно играть с группой детей (не более 5-6 воспитанников) на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка (его происхождение, что оно означает). Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится именинником. В его честь пекут торт, а задача остальных детей – украсить его. Каждый украшающий должен сказать комплимент имениннику. Комплимент может быть прямой (хвалится непосредственно сам человек — его прическа, улыбка, внешний вид, поступки) и косвенный (когда восхищаются делами человека, местом, где он играет или занимается и т. д.). В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные) Можно также по очереди рассказать что-то хорошее.

Читайте также:  Цветы приносят радость цитаты

ИГРА «ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ»

-закреплять приобретенный словарь названий эмоций;

-учиться распознавать переживания людей в различных жизненных ситуациях.

Формы работы: индивидуальная, групповая с 5 лет.

Задание: Послушай отрывок из сказки. Какое чувство испытывают герои? Изобрази его с помощью мимики и жестов.

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козленочка …» (грусть, печаль)

Отрывок из сказки «Гуси-лебеди»: «Спрятала печка брата с сестрой, а гуси уже налетели, кружат над ними» (страх).

Отрывок из сказки «Репка»: «Выросла репка большая — пребольшая!» (удовольствие, радость).

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг).

Отрывок сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут» (печаль, грусть).

Отрывок сказки «Царевна — лягушка»: «Заговорила тут с Иваном-царевичем лягушка…» (удивление)

ИГРА «ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ»

— развить умение выражать чувства словами, расширять эмоциональный словарь;

развить эмпатию, рефлексию;

ИГРА 1 Проводится с детьми с 4 лет и старше индивидуально или подгруппой из 2-8 человек. Ребенок берет из колоды карточку с эмоцией. Он должен назвать чувство, которое испытывает персонаж. Вариант: показать чувство с помощью мимики и жестов. Далее дети отвечают на вопросы: Почему у этого человека такое настроение? (подсказка на карточке вверху). Бывает ли у тебя такое настроение, когда и почему?

ИГРА 2 Проводится с детьми с 5 лет и старше подгруппой из 2-8 человек. Ведущий берет из колоды карточку с эмоцией. Дети должны назвать эмоцию и подобрать к нему синонимы. Выигрывает тот, кто подберёт больше всего названий.

ИГРА «ЛОТО ЧУВСТВ»

-познакомить с основными эмоциями человека и способами их выражения;

— развивать воображение, внимание, память.

Проводится с детьми с 4 лет и подгруппой из 2-6 человек. В комплекте 6 игровых полей с эмоциями людей и 36 карточек к ним. Игроки должны заполнить ячейки своего игрового поля соответственно указанной эмоции. Выиграет тот, кто соберет свое поле первым. Во втором варианте игровое поле необходимо заполнить карточками с эмоциями животных

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта «Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта» Актуальность исследования. Оказание своевременной психолого-педагогической.

Развитие социального интеллекта в музыкальной деятельности Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребенка основ коллективных качеств и воспитания гуманного обращения к другим людям.

Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи,.

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Такое понятие, как «Эмоциональный.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и формирование представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» подготовил воспитатель Коновалова О. В. Способность.

Развитие детского интеллекта в процессе развивающей дидактической игры Тема по самообразованию воспитателя Матвеевой Т. В. на 2017-2018 гг. Развитие детского интеллекта в процессе развивающей дидактической игры.

Развитие эмоционального интеллекта у детей Большую часть своей жизни мы тратим на карьеру, живем своей работай. Однако у каждого из нас есть главная сторона жизни- семья. Недавно.

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие социального интеллекта у дошкольников» Семинар для педагогов Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста через решение жизненных ситуаций ФГОС ДО одной из.

Источник

Оцените статью