Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
Рамиля Мазитова
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
«Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».
Мазитова Рамиля Юнировна
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. А игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.
Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка,протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит,где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей,без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Игровое упражнение «Угадай».
Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен.Все говорят:
— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…
На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.
Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)
1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.
Песни Е.Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».
2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.
Комплекс дыхательных упражнений на кроватках (подготовительная группа) Цели: Укреплять здоровье детей. Способствовать профилактике ОРЗ. Создать радостноенастроение при выполнении упражнений. Воспитывать привычку.
Комплекс физических упражнений. Конспект занятия по физическому воспитанию «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Комплекс физических упражнений: «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой,.
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Спор зверей» «Спор зверей» • «Змея»; • «Черепаха»; • «Морская звезда»; • «Лягушка»; • «Носорог»; • «Гусеница». Однажды поспорили звери, кто сможет защитить.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Возвращение домой» «Возвращение домой» • «Зёрнышко»; • «Веточка»; • «Черепаха»; • «Стрекоза»; • «Бабочка»; • «Велосипед»; • «Лошадка»; • «Петушок». Одним.
Комплекс упражнений по группам звуков НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Окошко. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко.
Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с ОЗ «В гости в весенний лес» (подготовительная группа) Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с нарушением зрения «В ГОСТИ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС». Подготовительная группа. Цель: развивать.
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Мастер класс музыкального руководителя МБДОУ детского сада № 136 Васюковой О. А. Тема: «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного.
Источник
Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста на развитие чувства ритма.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Развитие чувства ритма — одна из важных задач работы музыкального руководителя. Данная непосредственно-образовательная деятельность показывает,что чувство ритма можно развивать во время приветствия, пения, танцев, пальчиковых и подвижных музыкальных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chuvstva_ritma_v_starshey_gruppe_0.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
«В музыканта превращусь, если с ритмом подружусь»
Развитие чувства ритма у детей старшей группы «Подарки осени из сундучка»
Цель занятия: Закрепить представление о ритме у детей старшего возраста.
1) развитие чувства ритма, формирование способности воспроизводить музыкальный ритм непринужденно и эмоционально посредством чтения ритмосхем, выполнения логоритмических упражнений, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах;
2) обогащение музыкального опыта детей;
3) активизация эмоциональных реакций детей на музыку;
4) развитие звуко-высотного слуха, координации между слухом и голосом;
5) развитие слухового восприятия,
6) развитие тембрового слуха, слухового внимания, умения исполнять элементарные партии для детских музыкальных инструментах;
Материалы к занятию:
- фланелеграф, листья: большие и маленькие для фланелеграфа;
- карточки с ритмическим рисунком песни «Урожай собирай»
- сундучок для подарков от Осени;
- аудиозаписи музыкальных пьес;
- музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон, бубен, бубенцы, ложки, барабан;
- плоскостной большой дом Осени;
Задания воспитателям по работе с детьми в группах :
- чтение и обсуждение детской литературы на тему «Осень»
- в проговаривание чистоговорок, повторение логоритмической гимнастики, разученных на занятии;
Работа с родителями:
1) консультация «Чувство музыкального ритма, как средство музыкальной выразительности», «Влияние чувства ритма на формирование речи детей».
2) Размещение в уголке для родителей информации о песенках — ритмах, пособиях и заданиях, рекомендуемых для совместной деятельности с детьми.
Индивидуальная работа с детьми:
- экспериментирование со звуками: разные методы звукоизвлечения ударных инструментов,;
- музыкально-дидактические игры: «Узнай песню по ритму», «Хлопки» авт. М. Ю. Картушина ;
- слушание музыки: «Марш»
- музыкальные упражнения, попевки и распевки: «Кролик» муз. Красева, «Снегири» муз. Е. Тилчеевой, сл.А. Долиова; «Как под горкой» р. н. п. ; «Чики-чики, чикалочки» р.н.приб.; «Цыплята» р.н.потешка;
« В музыканта превращусь, если с ритмом подружусь»
«Подарки Осени из сундучка»
Дети под ритмическую музыку «Марш» заходят в зал и останавливаются в полукруг у заранее разложеных ритмических палочек.
Приветствие. «Здравствуйте!» (Коммуникативная игра «Здравствуйте» слова и музыка М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! — Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! — 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! — Пружинка.
Топ-топ-топ! — Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! — Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! — Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! — Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! — 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! — Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! — 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! — Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! — Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! — Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Здрав-ствуй-те всем!» — Машут поднятой вверх рукой
Муз.рук . Ребята, какими бывают звуки? (играю в высоком регистре) высокие и (играю в низком регистре) низкие, (играю ярко) громкие и (играю тихо)тихие,(играю продолжительный аккорд)долгие и (играю коротко)короткие. Долгие и короткие звуки могут идти в различном порядке. Что тогда получается? (Дети –«ритм»)
«Ритма важное значенье» ( Движение – авторская разработка)
Ритма важное значенье — шагаем, руки на поясе
Знать должны без исключенья.
И ребенок и большой. – хлопки поочередно по коленям
Будь то птица, зверь лесной.
Ритм повсюду растворен. – руками выбрасывать пальчиками вперед сверху-вниз.
В пенье птиц, в капели он. – маленькие крылья налево-направо
Ты, дружок, его послушай. – руки «полочкой-указкой»
Он для жизни очень нужен .
Если прислушаться, то ритм присутствует во всем. В каплях дождя, в поступи осени. Хотите, в гости к осени мы сейчас пойдем? А чтобы было слышно, что мы идем, возьмем ритмические палочки.
(Дети берут ритмические палочки, кот. заранее разложены на ковре)
Упражнение с Ритмическими палочками. ( муз.И. Штраус, движение-авторская разработка)
- Дети бегут на носочках по кругу.
- Останавливаются и четвертными ударяют несколько тактов палочкой о палочку перед собой.
- Идут (с притопом) в середину круга и отходят назад.
- Так же останавливаются и ударяют палочками над головой.
- Скачут на подскоках врассыпную по залу.
- Останавливаются, присаживаются на корточки и палочками стучат по полу.
- Поднимаются «растут» и палочки на акценте поднимают вверх.
Муз.рук.: Вот мы с вами и подошли к домику, где живет Осень. Как же нам с вами ее позвать? Посмотрите, записка лежит. В ней что-то написано (читаю):
«Последние дела мне нужно завершить, чтобы на следующий год мне к вам вновь спешить.
Вам сундучок волшебный оставляю, а чтоб открыть его – загадку загадаю».
Муз. рук . Посмотрите, и правда, сундучок стоит. Давайте возьмем его с собой и попробуем открыть.
(дети садятся на стульчики)
Какой красивый сундучок Осень нам оставила. А открыть никак не получается.
( Муз. рук. рассматривает сундучок)
Посмотрите, как много на сундучке ключиков. Наверно, здесь зашифрован ритмический код. Прохлопаем ритмический рисунок все вместе и, возможно, сундучок откроется.
(Дети прохлопывают ритмический рисунок и муз. рук. открывает сундучок)
Ребята, мы правильно все сделали и сундучок открылся.
Сундучок мы открываем, что же там лежит – узнаем.
(Муз. Рук включает музыку ветра)
Муз. Рук. Ой, из сундучка вылетел ветер и принес осенние листья
(Достаем заранее приготовленные на фланелеграфе осенние листья: большие и маленькие, которые выложены в определенном ритме).
Давайте и мы превратимся в ветерки. Как листья шелестят, когда на них дует Ветер? И мы подуем на звук «Ш» на листья. Молодцы, а теперь на звук «Ф».
Налетел ветерок и все листочки поменял.
( переворачиваю фланелеграф другой стороной, а там листья, выложенные в другом ритмическом рисунке)
Теперь подуем на звук «Ш» на эти листочки. А теперь на звук «Ф».
«Упражнение на звуковедение»
Ветер вверх полетел, свою песню запел. И мы с ним» («У-У-У») : «Ветер вниз полетел, свою песню запел. И мы с ним»
Муз. рук : Посмотрим, что еще лежит в сундучке?
Для умных ребяток осень приготовила еще одну загадку.
(достаем из сундучка карточку, на которой — ритмический рисунок из овощей)
Маленькая часть какой осенней песни про овощи спряталась в ритме, которую осень выложила для нас? Давайте прохлопаем вместе: ти-ти-ТА, ти-ти-ТА,ти-ти-ти-ти-ти-ти-ТА.
Молодцы, справились с таким трудным заданием! Предлагаю эту песню спеть.
Песня « Урожай собирай» муз. Филиппенко, сл. Волгиной
Муз.рук , Сундучок мы открываем, что же в нем лежит – узнаем
(вынимаю тучку с дождиком)
Ой, это же дождик! (прикрепляю дождик к фланелеграфу).
Поиграем в игру «Музыкальный квадрат» (автор А. Козлов)
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Музыкальные инструменты заждались нас .
Мы сейчас сыграем музыку дождя.
Под дождем печалиться нам совсем нельзя.
(в-ль раздает муз. инструменты)
Игра на музыкальных инструментах (музыка-Р. Н. М.)
1 — дети с бубнами ударяют четвертными.
2 — дети с бубнами, бубенцами ударяют восьмушками.
3 — дети с колокольчики звенят в колокольчики.
4 –ребенок играет «тремоло» на металлофоне.
Играют все одновременно.
(воспитатель собирает в корзинку музыкальные инструменты)
Муз. Рук. А теперь, детвора, поиграть хотите? (Дети — «да»)
Игра на развитие чувства ритма «Таня во кругу стоит» (разработка движений-авторская)
(Дети идут по кругу, а в цетре стоит Таня с бубном)
Таня во кругу стоит,
Круг на Таню весь глядит.
Что нам делать-раз, два, три.
(Таня стучит в бубен -дети повторяют. Звучит проигрыш, Таня бежит по кругу и с окончанием музыки передает бубен тому, у кого остановилась. Игра возобновляется с новым именем).
Муз. рук : А в волшебном сундучке Осени подарки еще не закончились!
(достаю 2 хохломские ложки)
Предлагаю на танец встать, в ложки дружно заиграть.
Танец с ложками . (музыка Бекман)
Муз рук : Ребята, заглянем в сундучок еще?
Больше ничего не осталось!
Как вы думаете, помогли подарки Осени понять, что ритм есть во всем? Олег, как ты думаешь, если бы все песни были без ритмического рисунка, их интересно было бы петь?
А что на нашем занятии вам запомнилось больше всего?
Наше занятие подошло к концу. Давайте скажем друг другу до-сви-данья!
Источник