Конспект занятия по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Добрые люди»
Мария Ватлина
Конспект занятия по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Добрые люди»
Цель занятия:
Научить выделять и совершать добрые дела и поступки.
1. Способствовать развитию эмпатии, доброго отношения к людям.
2. Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
3. Содействовать развитию понимания других людей и самих себя.
4. Способствовать развитию умения анализировать свои действия и действия других людей.
Используемые образовательные технологии:
3. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.
1. Сказка «Ежиха – портниха».
2. Белые листы бумаги.
3. Цветные карандаши.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Педагог: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим о доброте и добрых людях. Вы знаете, кто такие добрые люди?
Ответы детей.
Педагог: Это те, кто совершает добрые дела, поступки и не обижает других людей. Ребята, а как вы думаете, вы добрые люди?
Ответы детей.
Педагог: Хорошо, вы молодцы. Давайте мы с вами сейчас это проверим. Становитесь в кружок.
ИГРА: «Добрый я» (содействует развитию понимания детьми самих себя).
Педагог: У меня есть волшебный клубок. Каждый из вас будет наматывать себе ниточку на пальчик, и говорить, почему он считает себя добрым. А потом передавать клубок своему соседу.
Дети выполняют упражнение по кругу.
Педагог: Здоров, ребята, видите, какой у нас получился большой клубок доброты. А теперь давайте подтвердим, что вы добрые.
ИГРА: «Обиженный кустик» (способствует формированию у детей умения любить окружающих, делать для них добрые дела).
Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
Педагог: Видите, какие вы молодцы. Вы помогли кустику (ребенку). Помочь кому-то, кто в беде – самое главное доброе дело.
Педагог: А теперь я попрошу вас сесть на стульчики, и мы с вами почитаем одну сказку.
СКАЗКА: «Ежиха-портниха» (здоровьесберегающая технология – сказкотерапия).
Вопросы для обсуждения:
1. Какой была Ежиха? Почему вы так думаете? Приведите примеры.
2. Назовите добрых обитателей мира природы и расскажите, как проявляется их доброта.
Педагог: Видите, ребята, Ежиха была доброй, делала для всех добрые дела. Поэтому, когда ей самой понадобилась помощь, Ель с удовольствием ей помогла. Как вы думаете, ребята, если бы Ежиха не делала добрых дел, стала бы Ель ей помогать?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, не стала бы. А как вы думаете, какой была сама Ель?
Ответы детей.
Педагог: Да, она тоже была доброй, она умела сочувствовать. И нам с вами, ребята, тоже нужно стараться уметь сочувствовать, когда кто-то в беде. Не смеяться, а помогать, тогда и вам в ответ будут помогать.
Педагог: А теперь давайте немного разомнемся.
УПРАЖНЕНИЕ: “Ленивая кошечка” (здоровьесберегающая технология – релаксация).
Педагог: Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело. Затем резко опустите руки вниз, произнося звук “а”.
Педагог: А теперь, я предлагаю вам нарисовать добрые дела, которые вы делаете для своих родных, друзей, воспитателей.
УПРАЖНЕНИЕ: «Ладошка доброты» (здоровьесберегающая технология – элементы арт-терапии).
Педагог предлагает детям на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый пальчик – доброе дело, которое ребенок сделал для другого человека. Дети называют, какое и для кого они сделали доброе дело, а потом выбирают цвета, соответствующие их добрым делам, и раскрашивают ладошки.
Педагог: Видите, какие красивые у вас получились ладошки. Вы все молодцы, сделали много добрых дел. А что вам нравится больше: когда для вас делают доброе дело или, когда вы сами его делаете?
Ответы детей.
Педагог: Хорошо, ребята, вы так здорово сегодня потрудились. А что нам нужно запомнить?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, если ты делаешь добрые дела, то для тебя тоже будут делать добрые дела. Когда ты делаешь добрые дела, ты становишься добрее, у тебя появляются друзья, которые тебя любят и уважают. На этом мы с вами заканчиваем. Мне было приятно с вами играть. До новых встреч.
«Вифлеемская звезда». Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Скоро праздник – «Пресветлое Рождество Христово». Вифлеемская звезда».Воспитатель МБДОУ ЦРР – д/сад №25 «Пчёлка» г. Смоленска Конашенкова.
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» Цели и задачи: воспитывать любовь к ближнему (матери, послушание, непротивление злу; осуществлять знакомство детей с образом Богородицы.
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела» Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение.
Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» КОНСПЕКТ открытого занятия на тему: «Старание.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Как люди заботятся о своем здоровье весной» Программное содержание Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении (функции) отдельных его частей и органов; объяснить,.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Притча для детей о милосердии» Пятая заповедь Блаженства. «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Познакомить детей с притчей монаха Варнавы (Евгения.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей Цель. Учить размышлять над нравственной сутью поступков, видеть вокруг себя красоту, любить и защищать её; пробуждать добрые чувства, желание.
Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей средней группы «Мои друзья» Конспект занятия по социально – нравственному воспитанию детей средней группы. Тема: Мои друзья. Дата: 6.02.15 г. Автор: Короткевич Е.
Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Введение. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции. Очевидно, что без.
Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в группе раннего возраста «Маша варежку надела…» Социально – нравственное воспитание. Ранний возраст. Тема: Маша варежку надела… Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного.
Источник
Занятия по нравственному воспитанию
Найдено материалов: 8
Предварительная работа: В течении двух недель дети знакомятся со сказками Натальи Абрамцевой. Цель: Воспитывать у детей чувство сопереживания , сострадания, дружеского участия, способствовать развитию доброжелательного отношения.
Конспект проведения занятия тема: «Правила в нашей жизни» в подготовительной группе МДОУ № 99 г. Братск — Ребята, обратите внимание, сегодня га нашем дубе мудрости не обычные листочки, а какие-то слова. Давайте подойдем и.
Конспект. Организация непосредственной образовательной деятельности. ( основная область «Познание») Тема: «Сочувствие». Подготовительная группа Воспитатель: Калмыкова О. Р. Интегрируемые образовательные области: «Познание», .
Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Вежливые слова» Составила: воспитатель ГБДОУ №26 г. Санкт-Петербурга. Тамахина Марина Львовна. Задачи: — воспитывать элементарные навыки вежливости: здороваться, .
Конспект НОД ( непосредственно образовательной деятельности) Тема НОД : «Добрым быть совсем не просто…» Форма НОД: : чтение и обсуждение Программа «Из детства в отрочество» — Программа для родителей и воспитателей по.
«Ходила хозяюшка по домочку», ННОД
Непрерывно непосредственная образовательная деятельность детей на тему «Ходила хозяюшка по домочку» рекомендуется проводить с старшими дошкольниками ( 6 — 7 лет. Деятельность направлена на совершенствование коммуникативности среди.
Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Давайте познакомимся! » Цели и задачи: Развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, зрительно-двигательной координации, развитие слухового восприятия, формирование умений.
Комплексное занятие на нравственно- этическую тему: «Все мы дружные ребята» МДОУ детский сад №118, Средняя группа, Воспитатель: Мартынова С. А. Дидактическое обоснование: Программа под редакцией Гербовой В. В, Комаровой Т. В, .
Источник
Комплекс занятий по эмоционально-нравственному воспитанию
Мария Сергеева
Комплекс занятий по эмоционально-нравственному воспитанию
«Как можно назвать человека по имени»
1. Ребята, сегодня утром я шла в детский садик и видела, как два мальчика о чем-то спорили и называли друг друга некрасиво — Сашка, Мишка. На них так было не приятно смотреть! В нашей группе я тоже слышу иногда, как вы грубо называете друг друга.
2. Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится,когда ее зовут ласково: Катенька, Катюша. Как еще?
3. Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас называет мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя награждает человека и разными отличительными чертами характера. Например, имя.. означает.. но человека можно называть не только именем, а любимым ласковым словом (солнышко, зайчик, рыбка, цыпленочек, лапушка..) Может быть, кого-то из вас тоже называют не вашим именем, а таким вот ласковым словом? Какими словами? А как можно назвать себя? Послушайте,как я буду называть Лену: Лена, Аленушка, Алена, Аленка, Леночка.. (Спросить детей их варианты.) Вы знаете, что имена дают, когда человек родится. Когда он маленький, его зовут очень ласково и нежно — Оленька, Олюшка (спросить детей, как еще, а когда человек подрастает, его зовут по-другому — Ольга.
4.А меня зовут: Оксана Ивановна. Почему меня так зовут? Как имя вашего папы? Взрослых людей чаще называют по имени и отчеству. Вот какие интересные имена у наших ребят.
5. А как вы обращаетесь друг к другу? Я знаю, что у вас есть прозвища. Мне хочется услышать, почему вы так называете друг друга?
6. Как вы называете Диму? Как считает Дима, это хорошее или плохое прозвище? Как думают об этом дети?
7. Теперь мы знаем, какое имя у наших ребят, как по-другому их называют, как их будут называть, когда они станут взрослыми, как их называют друзья сейчас. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.
«Как можно пожалеть».
Можно ввести игровой персонаж.
Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить.
Как вас жалеет мама?
Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?
Что можно сделать?
Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?
Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будите жалеть одинаково?
Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно.
Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.
Делайте людям добро, и оно вернется к вам.
БЕСЕДА «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»
Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение.
Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.
Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать?
Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем.
«Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку».
«Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги».
«Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».
А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин..
Как вы думаете?Можно сказать так:
— Если Вас не затруднит.
— Помогите мне, пожалуйста.
— Окажите мне услугу.
Проиграть варианты по ситуациям.
А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?
«Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?»
«Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»
Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.
«Как можно узнать настроение человека?»
1. У меня сегодня плохое настроение. А у вас?
Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?
2. Почему бывает так грустно?
— Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?
— А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?
— Каким бывает лицо у такого человека?
— Как вы можете поднять настроение?
— Как можно спросить о причине плохого настроения?
— Если человеку просто хочется побыть одному?
— Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?
— Как погода действует на настроение человека?
— Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?
— Давайте возьмем, друг друга за руки и заглянем, друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.
Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и попросить определить настроение персонажей, определить причину. Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно предложить схематическое изображение лиц, изображающих разное настроение. Определить, объяснить почему.
Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому.
ЗАНЯТИЕ 1
Цель. Помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Снятие эмоционального дискомфорта.
1. Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек».
2. Упражнение «Как меня зовут».
Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»)
3. Пластический этюд «Солнышко».
— От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.
4. Игра «Дотронься до..»
— Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите, друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает «Дотронься до.. синего!»
Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то сине и дотронуться до этого предмета.
Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
5. Ритуал окончания занятия «Круг друзей»
ЗАНЯТИЕ 2
Цель. Способствовать расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств.
1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»
2. Этюд «Скажи хорошее о друге»
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.
Ритуал окончания занятия «Речевка»
ЗАНЯТИЕ 3
Цель. Развивать добрые и теплые отношения между детьми.
Ход занятия.
1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»
2. Беседа «Как можно пожалеть»
3.Этюды на выражение страдания печали:
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки.
У них разболелись животы.Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, ой мы яблок не хотим!
Мы хвораем. Том и Тим.
Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.
Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.
Этюд «Я так устал».
Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился,положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал..».
Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.
Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой — помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.
4. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»
1. Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.
2. Развивать представления о том, что такое дружба. Формировать доброжелательные отношения между детьми.
3. Расширять словарный запас для выражения дружеских чувств.
Предварительная работа: беседы, чтение художественных произведений, обыгрывание различных ситуаций из жизни, инсценирование, слушание грамзаписей, настольная игра «Я, хороший».
Словарная работа: друзья, дружок, ссориться, драться, жалость, вежливость, доброта, мириться, пожалуйста, спасибо.
Ход занятия
Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о вежливости, о поступках других людей, о взаимоотношениях.
Перед вами стоит необычное дерево, так как у него необыкновенные цветочки. На цветочках этого дерева написаны вопросы. Если правильно ответить на вопросы, то можно заработать фишку. Кто соберет больше фишек, тот считается победителем.
1. Олегу нужно срочно обратиться к воспитательнице, а она в это время разговаривает. Что нужно сделать?
2. Игорь столкнулся с Верой в дверях. Что он должен сделать?
3. Маша принесла в группу новую куклу, а Оле хочется поиграть с Машиной куклой. Что должна сделать Оля?
4. Саша бежал, упал, поранил колено. Что сделают дети?
5. Девочки играют в интересную игру, к ним подошла Света. Что скажут ей девочки?
6. Мальчики из кубиков построили дом, Максим играл рядом и задел его, дом сломался. Что должен сделать Максим?
7. Ты пришел в детский сад и принес конфеты. Что ты с ними сделаешь?
8. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает маленьких?
9. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному мальчику — 8, а другому 11 лет? (тот, кто вежливее)
Молодцы! Хорошо отвечали на вопросы.
Предлагаю не зевать и немножко поиграть.
Надувала Кошка шар,
А Котенок ей мешал.
Подошел и лапкой — топ! (дружно топнули)
А у Кошки шарик — лоп! (дружно хлопнули в ладоши)
Лови жмурка! (дети разбежались)
Как только жмурка поймал кого – нибудь из ребят, дети обнимаются и меняются местами (пойманный становится жмуркой)
2. Игра –эстафета: «Добрые слова»
Дети делятся на две команды по очереди подбегают к воспитателю и говорят вежливое или доброе слово. Чья команда назовет больше добрых слов, та и выиграла.
3. Игра «Найди друга»
Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
Поиграли от души
Ваши знанья – хороши.
Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
Вы нашли своих друзей. Но, т. к. в нашей группе все дети дружат друг с другом, то давайте сядем в один круг и, взявшись за руки, будем передавать, эстафету дружбу.
Начинает воспитатель:
«Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».
Ритуалы начала занятия.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.
Ритуал можно менять, но не слишком часто.
Мы предлагаем вам несколько вариантов начала коррекционного занятия, вы можете использовать и другие.
1. Волшебный клубочек
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.
2. Доброе Животное
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитательтихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.
3. Дружба начинается с улыбки
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
4. Комплименты
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплименткивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Ритуалы окончания занятия
Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.
Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
Примерные варианты таких ритуалов:
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
2. Эстафета дружбы
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
3. Солнечные лучики
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Источник