- Многообразие функций рисунка. Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.
- Комната друзей
- Психологическая коррекция общения детей с повышенным уровнем школьной тревожности
- БЛОК III. «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»
- БЛОК IV. «ЧТО МЕНЯ ОКРУЖАЕТ»
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Многообразие функций рисунка. Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.
Многообразие функций рисунка.
Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.
Педагог — психолог: Иванова-Кружкова Е.А.
Из всех психодиагностических методик рисунок, пожалуй, легче и шире развивает индивидуальную экспрессию и способность к коммуникации.
Рисунок применяется как в процессе установления контакта и последующего изучения клиента, так и существенно помогает во время самой психотерапии. Иначе говоря, три основных функции рисунка можно охарактеризовать кратко следующим образом: установление контакта с клиентом, диагностика состояния, собственно психотерапевтический эффект.
Более того, следует отметить и другие привлекательные стороны использования рисунков в работе, а именно:
· рисунок не отнимает много времени;
· рисунок дает обширный материал для интерпретации;
· рисунок на начальных этапах терапии улучшает коммуникацию и экспрессию, снимает напряжение, способствует снижению тревоги и в целом оказывает благоприятное воздействие;
· рисунок – это форма, в которой находят свое проявление страхи, желания, фантазии и т.п. клиента;
· рисунок хорош уже тем, что инициируется и контролируется самим клиентом;
· «рисунок способен вызвать катарсис: агрессивные и враждебные чувства обращаются в более приемлемые способы самовыражения» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.10);
· рисунок – это всегда неповторимая, личностная экспрессия внутреннего опыта;
· рисунок – «долговременная и полезная запись, к которой можно возвращаться во время терапевтического процесса, чтобы проверить, достигнуты ли цели» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.20-21).
На первых этапах индивидуальной работы с детьми особую важность приобретает установление непосредственного контакта с ребенком. Практика показывает, что создание конкретной работы – рисунка — на первых консультациях (как с детьми, так и со взрослыми, но в особенности с детьми) может являться более легким способом коммуникации, нежели вербальное описание личных чувств, особенно если эти чувства вызывают страх, напряжение и другие негативные переживания.
Наиболее часто используемыми, давно ставшими традиционными психодиагностическими методиками являются:
· рисуночный тест Гуденау-Харриса («Нарисуй Человека»),
· тест «Нарисуй человека (К. Маховер),
· тест «Нарисуй человека под дождем» (А. Абрамс, А. Эмчин),
· «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук),
· «Рисунок несуществующего животного» и др.
Однако на практике часто случается так, что их применение требует предварительной работы по установлению контакта. Именно установление контакта с ребенком является едва ли не главным залогом успеха и вообще условием эффективности всех последующих встреч. Именно поэтому в настоящей работе мы сосредоточим ваше внимание на двух проективных техниках, которые направлены, в частности, на установление контакта с ребенком и могут быть смело использованы психологом на первых встречах с клиентом.
Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.
Работа с Машей (имя девочки изменено) началась с обращения мамы, которая была обеспокоена тем, что ее дочку обижают другие девочки в классе.
Родители Маши (10лет) развелись, когда ей было три года. Сейчас девочка живет с мамой (41) в Москве, папа(44) со своей молодой женой(27) и их сыном(6) живет в Праге, куда Маша приезжает на летние каникулы. Сама Маша описывает взаимоотношения своих родителей (которые уже около 6-7 лет не живут вместе) как «дружеские, хорошие». Говорит, что очень любит своего братика (единокровного по отцу), и что «жена у папы хорошая, очень добрая. Но молодая еще».
Сама девочка очень приветлива, любезна, на контакт идет легко, охотно выполняет задания. Однако при всем этом на вопросы отвечает поверхностно, уклончиво. Особенно ярко это проявлялось, когда вопросы касались эмоционально значимых для ребенка тем (в частности взаимоотношений в семье).
На первой консультации Маше были предложены два рисуночных упражнений. С целью познакомиться была использована методика «Нарисуй свое настроение».
Описание методики «Нарисуй свое настроение».
Это упражнение можно применять на первых встречах с целью установления контакта, знакомства, снятия напряжения.
Цели: осознание актуального настроения; погружение в себя; самопознание; обнаружение проблемы; отреагирование.
Возраст: методика может применяться для любого возраста (в зависимости от возраста моделируется инструкция).
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, мелки.
Инструкция: «Сядь поудобнее, попробуй почувствовать в каком ты настроении. На что похоже твое настроение? Какого оно цвета? Возьми и нарисуй свое настроение. Это может быть реальный предмет или объект, это могут быть цветовые пятна, каракули. Как тебе хочется.
Придумай пожалуйста метафору, которая отражала бы ваше состояние-настроение и подходила бы к рисунку.
Пожалуйста положи на пол свой рисунок, посмотри на него со стороны. Нравится тебе он или нет? Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в нем? Если хочешь – измени. Если ты ничего не хочешь менять – определи для себя, почему ты не хочешь этого делать».
Важно понимать, что объектное содержание рисунка ровным счетом не имеет никакого значения, важно – настроение.
Из беседы с Машей по ее рисунку:
ЕА – Расскажи, пожалуйста, твое настроение, какое оно сейчас?
М – Хорошее. Веселое.
ЕА – А обычно какое твое настроение?
М – Ну, обычно хорошее тоже, радостное.
ЕА – А плохое настроение у тебя бывает?
М – Бывает, но редко. Когда мама ругается.
Собственно почти вся последующая беседа о настроении строилась по заданному типу. Маша улыбалась и говорила только о «хорошем», отрицала какие-либо негативные тональности настроение.
Рисунок Маши «Настроение» можно посмотреть ниже.
Описание методики «Маска» («Портрет снаружи и изнутри»).
Цели: снятие тревоги, напряжения; самопознание; принятие собственной теневой стороны.
Возраст: с младшего подросткового возраста.
Форма проведение: как индивидуальная, так и групповая работа.
Оборудование: карандаши, мелки; два круглых листа бумаги (можно вырезать круги на обычном альбомном листе).
Инструкция — 1: «Сейчас мы с тобой будем рисовать ваши качества. Подумай, что ты обычно показываете окружающим, что ты позволяешь увидеть в тебе чаще всего. Представил? Попробуй нарисовать это теперь.
Теперь посмотрите на рисунок со стороны, дорисуйте, если вы что-то не дорисовали».
Инструкция – 2. «Переверни лист, представь теперь свои качества, которые ты не показываешь окружающим, прячешь, скрываешь. Представил? Теперь попробуй нарисовать их».
Обсуждение. Рекомендуется разворачивать беседу с ребенком по следующим основным направлениям
1. Видишь ли ты разницу между двумя сторонами рисунка? Большая ли разница?
2. Что тебя останавливает, чтобы продемонстрировать эти качества?
3. Что будет, если кто-нибудь увидит эти качества?
После обсуждение еще раз дается инструкция: «Посмотри на рисунок еще раз. Хочется ли тебе что-нибудь изменить? Если хочется – то измени».
Из беседы с Машей по ее рисункам:
ЕА – Расскажи, пожалуйста, какой видят тебя другие люди?
М – Общительной, веселой, доброй. Любопытной (смеется).
ЕА – А как ты чувствуешь себя изнутри?
М – Ну, не слишком веселой, не слишком грустной.
ЕА – Как ты думаешь, твой внутренний образ отличается от того, что видят другие?
ЕА – Ты нарисовала один глаз закрытым, что это значит?
М – Ну, это я подмигиваю.
ЕА – То есть ты игривая на самом деле?
Рисунок Маши «Маска» можно посмотреть ниже (Рисунок –1. Портрет снаружи. Рисунок –2, Портрет изнутри)
Рисунок — 1. Портрет снаружи.
Рисунок – 2. Портрет изнутри.
Несколько слов об анализе рисунков.
Сами рисунки Маши формально демонстрируют благополучие, позитивные эмоции. Однако следует обратить внимание на использование сверх яркой цветовой гаммы. Так, например, обильное использование оранжевого цвета может свидетельствовать о сильном внутреннем напряжении. Об этом же говорит штриховка. Часто прерываемые линии свидетельствуют о нерешительности, даже робости, колеблющемся характере.
Во всех трех рисунках ребенок особо тщательно прорисовывает голову человека и особенно лицо. Как пишет К. Тейлор, особое внимание к голове свидетельствует об отсутствие проблем адаптации к социальной среде, в некоторых случаях о демонстрации социально желательного поведения.
Лицо – символ сферы общения, «важнейший центр коммуникации» (Тейлор К., 2003, С.99). Сосредоточенность на чертах лица (какую мы наблюдаем в рисунках Маши) могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного человека, дабы компенсировать свою слабость самоутверждения.
Хочется особенно остановится на прорисовке глаз и рта. Так, большие глаза с прорисованными зрачками – символ страха и тревоги (Тейлор К., 2003). Выделение рта, его смещение, попытки стирания – часто являются признаками зависимости, несамостоятельности.
Вот такой небогатый, и даже поверхностный анализ рисунков дает нам такой богатый и глубокий материал. По результатам первичной диагностической работы с Машей было отмечено следующее: обращает на себя внимание тотальная демонстрация позитивных чувств, как по отношению к себе, так по отношению к членам семьи, так и по отношению к одноклассникам. Кроме того. Девочка активно демонстрирует социально желательное поведение, при этом имеет место быть сильное напряжение, внутренний конфликт.
В заключении хочется отметить, что рисунок сам по себе отчасти теряет свою ценность, если он не сопровождается беседой.
Также, следует отметить, что рисунки не всегда валидны в качестве самостоятельного диагностического материала. Их рекомендуется использовать в комплексе с другими методиками (тестами, опросниками и пр.). Вместе с тем рисунок нередко служит единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в каждом рисунке содержатся обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Что особенно важно в работе с детьми. Можно без преувеличения сказать, что детский рисунок – это отражение его личности, чувств, переживаний, показатель уровня зрелости и развития.
Библиография.
- Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 272с.
- Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М., 2001. С.184.
- Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Астрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.- 224с.
Источник
Комната друзей
Психологическая коррекция общения детей
с повышенным уровнем школьной тревожности
Окончание. Начало см. в № 10 /2009
БЛОК III. «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»
Занятие 1
Упражнение «Цветочное имя»
Цель: установление благоприятного эмоционального климата в группе.
Ведущий. Добрый день, уважаемые участники группы! Сегодня мы попробуем представиться друг другу новым способом при помощи названия цветов. Например: Татьяна — тюльпан. Все участники должны запомнить цветочные имена друг друга, а затем попробовать их воспроизвести. Итак, кто хочет начать игру?
Упражнение «Заверши предложение»
Цель: изучение характера эмоциональных переживаний детей.
Участникам группы предлагается бланк с неоконченными предложениями (см. приложение 1).
Ведущий. Мы все вместе возвращаемся за стол, и я предлагаю выполнить следующее упражнение. Каждый из вас получил листок, где написаны предложения. Однако, как вы заметили, эти предложения еще не окончательно оформлены. Ваша задача: завершить их так, как считаете нужным. Каждый участник группы должен завершить его самостоятельно и сдать ведущему.
При желании участников ответы обсуждаются.
Упражнение «Нарисуй свое настроение»
Цель: развитие навыка распознавания собственного эмоционального состояния.
Ведущий. Перед вами чистый лист бумаги и цветные карандаши. Подумайте, при помощи каких цветов вы смогли бы передать свое настроение. Давайте попробуем его изобразить, а затем другие участники попробуют угадать, какое настроение у его друзей.
Рисунки обсуждаются с участниками группы.
Упражнение «Времена года»
Цель: развитие внимания, координации слуховых и двигательных анализаторов.
Ведущий. А теперь я приглашаю вас встать в круг. Попробуйте запомнить следующие обозначения. Если я говорю «зима», вы должны скрестить руки на груди, «весна» — вытянуть руки вперед, «лето» — поднять руки вверх, «осень» — развести руки в стороны. Будьте очень внимательны! Начинаем!
Упражнение «Я скажу вам «До свидания!»
Цель: создание атмосферы доверия, возможности высказаться.
Ведущий. Постарайтесь запомнить своих соседей слева и справа. Подумайте, какое пожелание вы могли бы им высказать, чтобы у них весь день было хорошее настроение. Лучше начать с фразы: «Я говорю тебе «До свидания, Саша» и желаю тебе счастья и радости!» Обращаться друг к другу надо обязательно по имени.
Заключительное слово участников группы и ведущего.
Занятие 2
Упражнение «Характеры»
Цель: знакомство детей с качествами людей, изучение самооценочных представлений.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем наш день со следующего упражнения. Вы, наверное, знаете, что каждый человек имеет свой характер, свои вкусы и привычки, внешность, манеру поведения, особенности характера отличающие его от других людей. Каждый из нас имеет качества, которые могут не встречаться у другого человека. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и ручка. Предлагаю вам следующее задание: я буду называть какую-либо черту человека, ваша задача — назвать противоположную черту, но записать в свой листок надо ту черту, которая, как вы считаете, вам подходит.
Полученные результаты можно обсудить.
Цель: ориентировка детей в ситуациях, где требуется принятие решений.
Ведущий. Нам необходимо разделиться на 4 команды. А теперь слушаем внимательно задание. В течение жизни мы все сталкиваемся с какими-либо ситуациями. Одни из них нам приятны и радостны, другие заставляют задуматься, третьи же кажутся просто неразрешимыми. Но тем не менее любая требует принятия решения и ответа на вопрос: «Как лучше поступить?» Сейчас я предложу вам различные ситуации, с которыми вы можете встретиться в жизни. Ваша задача — найти выход из ситуации и объяснить, почему именно этот вариант вам кажется наиболее удачным.
На каждую группу дается одна ситуация, которую дети обсуждают в течение 5–10 минут. Затем каждая группа представляет свою ситуацию и способ ее решения для других участников занятия, которые могут задавать вопросы. Ведущий стимулирует работу групп, руководит процессом обсуждения.
1. ЧТО ПРОИЗОШЛО: ты нечаянно разбил мамину красивую чашку.
• убрать осколки и ждать пока мама сама обнаружит пропажу, а затем все объяснять;
• срочно бежать в магазин и искать такую же чашку;
• рассказать маме о том, что произошло, как только она придет домой;
• звонить маме на работу и, громко плача в трубку, рассказать о случившемся;
• сказать, что чашку разбил мамин любимый кот.
2. ЧТО ПРОИЗОШЛО: проспал в школу и жутко опаздываешь на контрольную работу к строгому учителю.
• прогулять урок и прийти на следующий;
• ворваться в класс, поздороваться, сказать, что застрял в лифте;
• постучаться в класс, извиниться и попросить разрешения войти;
• не пойти в школу вообще, повеселиться дома, пока никто не знает;
• срочно искать у себя признаки заболевания, звонить маме на работу, хрипеть и кашлять в трубку.
3. ЧТО ПРОИЗОШЛО: родители попросили тебя посидеть дома с младшей сестрой (братом), а ты собирался пойти погулять.
• запереть младшего в комнате и побежать на прогулку;
• попробовать занять малыша; почитать ему книжку, поиграть с ним и пр.;
• лечь спать от обиды, а он пусть сам себя веселит;
• устроить родителям истерику — ведь у тебя были свои планы;
• попробовать придумать какие-нибудь отговорки: «мне уроки надо делать!», «мне на секцию!» и др.
4. ЧТО ПРОИЗОШЛО: классный руководитель предлагает организовать концерт для детей-инвалидов.
• сославшись на занятость, не принимать участия в подготовке;
• включиться в работу, постараться придумать что-то новое и необычное;
• спросить, чем можно помочь, но, взяв какое-либо поручение, ничего не делать;
• подойти с предложением помочь в подготовке концерта, но на выступление не ехать;
• просто сидеть и молчать: обратят внимание — помогу, не заметят — высовываться не стану.
После каждого выбора задается вопрос «почему?». Итоги работы обсуждаются.
Упражнение «Лесенка настроения»
Цель: изучение эмоционального состояния ребенка (см. приложение 2).
Ведущий. Возвращаемся в общий круг и рассаживаемся вокруг стола. Вы успешно справились с предыдущим заданием, и мы движемся дальше. Перед вами лежат листы бумаги, на них — лестница, она необычная. Это лесенка вашего настроения. Вспомните, какой у вас вчера был день, а самое главное — какое у вас было настроение в те моменты, которые написаны на ступеньках. Ваша задача: раскрасить эти ступеньки соответственно вашему настроению. Внизу можно подписать, какое это было настроение.
Результаты можно обсудить.
Цель: развитие внимания.
Ведущий. Следующее упражнение потребует от вас внимания. Вначале я прочитаю текст, который вы должны внимательно выслушать. Если даже что-то вам покажется странным, не надо об этом говорить, а просто запомните. До окончания чтения говорить нельзя. Слушайте внимательно!
Текст
В один из солнечных летних морозных дней я сидел на берегу замерзшего озера. Небо над головой было высоким и безоблачным, только изредка с него срывались огромные снежинки. Вокруг меня кружились пушинки от отцветших одуванчиков. Над полем летали стрижи, ласточки, дикие утки и куры. «Может, к дождю?» — подумал я и порадовался, что взял с собой солнечные очки. Далеко, на том берегу реки, где я сидел, раскинулся высокий и мохнатый еловый лес. Ах, каких только берез там не было! «Какая красота!» — подумал я и повернул к дому.
Дети называют те неточности, которые им удалось подметить в тексте. Результаты обсуждаются.
Упражнение «Как говорить «да» и «нет»
Цель: обучение коммуникативным навыкам, изучение особенностей межличностного взаимодействия.
Ведущий. Часто нам приходится выбирать, что ответить человеку в той или иной ситуации. И если ответить «да» легко, то с отказом всегда возникают сложности. Давайте попробуем рассмотреть несколько ситуаций, которые могут встретиться или уже встречались в жизни, и выбрать ту форму ответа, которая вам больше понравится. Отвечать будем все по очереди. Кто хочет начать?
1. Меня приглашают на день рождения к другу (подруге), я говорю ____, потому что ___________
2. Когда мне предлагают попробовать сигарету на вкус, я говорю ____, потому что __________
3. Когда мама просит меня отвести бабушке сладкий пирог к чаю, я говорю ____, потому что _________
4. Когда знакомые предлагают мне подурачиться по телефону, например позвонить в пожарную часть, я говорю ____, потому что _______
Выбранные варианты обсуждаются.
Ведущий. Наше сегодняшнее занятие подошло к концу, я благодарю всех за работу. До встречи!
БЛОК IV. «ЧТО МЕНЯ ОКРУЖАЕТ»
Занятие 1
Упражнение «Цвета»
Цель: повышение положительного эмоционального настроя в группе.
Ведущий. Мы продолжаем работу в нашей творческой группе. Тема нашего занятия сегодня звучит так — «Что меня окружает». Как вы считаете, что окружает нас в жизни? Можете назвать это?
Спасибо, хорошо. Теперь мы приступаем к следующему заданию. Сейчас я раздам карточки, где написано название цвета (см. приложение 3). На каждый цвет могут быть две карточки. Друг другу их показывать нельзя. Затем я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те, у кого в карточках соответствующие цвета. Иногда я буду называть несъедобные вещи, тогда все участники группы должны сидеть. По ходу игры будьте внимательны — постарайтесь понять, у кого из участников какой цвет. Начинаем игру!
Упражнение «Игра с воображением»
Цель: развитие творческого воображение, снижение эмоционального напряжения.
Ведущий. Вы молодцы. Мы двигаемся дальше, и я предлагаю перейти к следующему заданию. Перед вами лист с заготовками (см. приложение 4).
Это еще не картина, но может ей стать. Ваша задача — добавить все, что нужно, на ваш взгляд, всякие детали, чтобы изображение приобрело законченный вид.
Полученные варианты представляются на доске. Можно предложить детям внимательно рассмотреть полученные картины, выбрать наиболее интересные варианты. Важно отметить успех каждого ребенка, выполнявшего задание.
Упражнение «Две бабочки»
Цель: тренировка эмоционального состояния ребенка, переключения и устойчивости этого состояния.
Ведущий. Перед вами на листе изображены две бабочки — одна веселая, а другая грустная. Раскрасьте их так, чтобы было понятно, у какой из них веселое, а у какой грустное настроение. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали именно эти цвета.
Цель: развитие наблюдательности и внимания, снижение мышечного напряжения.
Ведущий предлагает участникам группы разбиться по парам. Один будет путником, а другой — его тенью. Путник должен выполнять те действия, которые называет ведущий, а тень их точно копирует.
Ведущий. Путник идет по пустыне, скачет на одной ноге по полю, видит цветок, останавливается, наклоняется, нюхает его, срывает и дарит его своей тени.
Упражнение «Что я узнал»
Цель: подведение итогов работы.
Ведущий. Подводя итог нашей сегодняшней встречи, я хочу, чтобы каждый участник нашей группы высказал свое мнение, что лично он узнал из наших встреч. Я буду передавать мяч участнику группы, а он — высказывать свое мнение.
Спасибо, наше занятие подошло к концу. Всего доброго!
Занятие 2
Упражнение «Приветствие жестами»
Цель: повышение работоспособности группы, создание благоприятного эмоционального фона.
Ведущий. Сегодня наша заключительная встреча в комнате друзей. Первое упражнение называется «Приветствие жестами». Например, я, чтобы поприветствовать вас, могу помахать рукой. Вот так! А все участники группы должны повторить мой жест. Каждый по очереди будет выходить в центр. Он становится ведущим и начинает здороваться с нами с помощью какого-нибудь жеста, а мы все вместе будем повторять предложенное приветствие. Условие — нельзя повторять приветствие предыдущего участника.
После завершения упражнения можно обратиться с вопросом к группе, какое приветствие вам особенно понравилось и почему.
Упражнение «Что можно, а что нельзя»
Цель: развитие навыков общения, обсуждение правил взаимодействия с окружающими.
Ведущий. Нам предстоит подвести итог нашей работы. Давайте в течение одной минуты подумаем, что помогает нам общаться друг с другом, а что мешает, чему мы научились здесь, а о чем еще хотелось бы узнать. Тот, у кого находится мяч, имеет право задать вопрос любому участнику группы о том, что именно помогает ему общаться с другими людьми.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ведущий. А теперь предлагаю вам расположиться на своих местах как можно удобнее. Слушайте меня внимательно. Закройте глаза и представьте, что вы стоите на берегу и перед вами высоко раскинулась радуга. Для каждого цвета есть свое настроение и чувство. Попробуйте увидеть то, что я говорю.
Первый цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного цвета нас раздражает, а порой он напоминает нам о доброте.
Следующий цвет — оранжевый. Он, как веселый апельсин, играет своими яркими боками и поднимает нам настроение.
Желтый цвет приносит радость, он согревает нас, как солнце, мы улыбаемся. Если нам почему-то грустно, то теплые солнечные лучи трогают нас за щеки, и нам становится чуточку теплее и веселее.
Зеленый цвет — цвет природы. Если нам не по себе или нездоровится, то зеленый цвет помогает почувствовать себя лучше.
Голубой цвет может быть приятным и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаза в жару.
Синий цвет — как глубокое море, раскинувшееся до самого горизонта. Мы слышим его шум, чувствуем соленый запах морских волн. Синий цвет сильный, он помогает нам справиться со всякими неприятностями.
И наконец, фиолетовый цвет — переливающийся, как хвост павлина. Он яркий и непостоянный, часто искрится и считается строгим цветом.
А теперь открываем глаза. Какие цвета улучшили вам настроение?
Каждый участник группы высказывает свое мнение. Ведущий стимулирует дискуссию.
Цель: изучение эмоционального состояния, умение распознавать характер эмоциональных переживаний.
Ведущий. Вновь возвращаемся за столы и внимательно слушаем задание. Положите руку на лист и обведите ее простым карандашом. А теперь напишите над каждым пальцем, какой это день недели, начиная с большого пальца (понедельник). Затем раскрасьте каждый пальчик таким цветом, какое у вас в этот день было настроение. Нарисуйте там лицо. Передайте рисунок своему соседу справа. Пусть каждый попытается угадать настроение своего соседа.
Упражнение «Как ходит…»
Цель: снижение эмоционального напряжения, завершающее упражнение.
Ведущий. Переходим к заключительному упражнению. Давайте встанем в круг. Вы ведь знаете, что каждый человек имеет собственную походку, характерную для него. Я буду вызывать кого-то из вас, и этот участник станет ведущим. Он будет изображать различные походки, а задача других участников группы — повторять в точности движения ведущего.
Походка, которую будут изображать участники:
— человека, который опаздывает;
— манекенщицы на подиуме.
Ведущий. Ребята! Я благодарю вас за участие в работе нашей группы. Мне хотелось бы пожелать вам всего самого наилучшего и услышать от вас мнение о том, что больше всего запомнилось и понравилось вам на наших встречах.
Заключительное слово участников группы и ведущего.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Обычно мне нравится…
2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…
3. Больше всего на свете мне хочется…
4. Я очень переживаю, если мне…
5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…
6. Я очень злюсь, когда…
7. Я волнуюсь, если мои…
8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…
Красный
Зеленый
Фиолетовый
Желтый
Оранжевый
Белый
Источник