Методическая разработка занятия для театральной студии: «Интонация. Учусь красиво говорить.»
Работа с интонацией в нашей студии является одним из самых любимых и увлекательных работ: возможность попробовать перевоплотиться за считанные минуты из одного образа в другой только при помощи речи и интонации!
Моя методическая разработка опирается в первую очередь на возрастные особенности обучающихся: в детском возрасте от 7 до 11 лет очень интересно примерять на себя маски-характеры, маски-«типажи», особенно на втором году обучения, когда уже накоплен опыт работы в образе с осознанным использованием мимики и жестикуляции.
Особенно удачным в своей разработке я считаю упражнение «Скажи как. » или «Сыграю роль. » — в котором дети пытаются интонационно (при помощи мимики и жестов, конечно) воплотить заданный на карточке образ (Президента, волшебника, беззубой старушки, иностранца, военного и т.д.), и тем интереснее получается работа, чем неожиданнее выбор карточки (ребята тянут их «вслепую» — тоже любвый вариант игры на наших занятиях).
Место занятия в программе: предусмотрено на втором году обучения в разделе «Техника и культура речи. Ритмопластика» (28 часов) в теме «Учусь красиво говорить»: интонация, динамика, темп речи» (12 часов).
Цель занятия: познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация.
Форма проведения занятия: Беседа с элементами игры, применением упражнений.
Форма организации деятельности детей: фронтальная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка занятия | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «АРЛЕКИНЫ» НА ТЕМУ «УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ: ИНТОНАЦИЯ»
Место занятия в программе : предусмотрено на втором году обучения в разделе «Техника и культура речи. Ритмопластика» (28 часов) в теме «Учусь красиво говорить»: интонация, динамика, темп речи» (12 часов)
Тип занятия: Усвоение новых знаний
Вид занятия: учебное
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель занятия: познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация.
Форма проведения занятия: Беседа с элементами игры, применением упражнений .
Форма организации деятельности детей: фронтальная
Используемые технологии: игровые технологии, технология «Обучение в сотрудничестве», личностно-ориентированные технологии
Электронные образовательные ресурсы :
- Приветствие. Традиционное приветствие «Жест — Привет!» — каждый ребенок по очереди называет свое имя, сопровождая его любым жестом, все хором повторяют, и так до завершения полукруга .
- Разминка. Упражнения на три вида выдыхания (http://nsportal.ru):
- Спокойное, плавно звучащее : свистит ветер-с-с-с-с- Шумят деревья- ш-ш-ш- Летит пчела – ж-ж-ж-ж… Пищит комар – з-з-з-з-з-з-з-з…
- Волевое, но сдержанное : работает насос – с-с-с-с! Метет метель – ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель – з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
- Эмоциональное в быстром темпе: кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
- Беседа «Интонация – что это» (краткий перечень вопросов):
— Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица?
— Как это возможно??
— Можно при помощи голоса можно передать настроение?
(Правильно, нужно изменить интонацию) .
Что же такое интонация? Интонация – это манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон .
4. Тренинг «Скороговорки» + Упражнение по карточкам на отработку интонации.
Вспоминаем скороговорку « Купила каракатица кружевное платьице », четко произносим её, с разной скоростью и громкостью. Отрабатываем коллективно и индивидуально. Отработав, начинаем попробовать произнести её с разной интонацией ( вытягивание карточек , на которых обозначена заданная интонация ):
5. Беседа «Виды интонации»
Какие вы знаете виды интонации ? ( повествовательная, вопросительная, восклицательная)
Чем характерна повествовательная интонация? Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт.
Что называют вопросительной интонацией? Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?
Чем отличается восклицательная интонация? Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!
Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает говорящего отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций человека.
Основные элементы интонации. (Вспоминаем элементы интонации, даем им определения, записываем в тетради. Ударение — выделение слога в слове силой голоса. Пауза – это краткий перерыв в звучании, речи, тембр – это окраска звука, его яркость, теплота и индивидуальность, темп – это скорость движения)
6. Игра на отработку интонации: «СЫГРАЮ РОЛЬ»
Пробуем, насколько вы владеете своей интонацией. Нужно сказать Я ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ВАС! от таких образов (по указанию преподавателя) :
как беззубая древняя бабуся,
как президент страны,
как военный рапортует,
как колдунья колдует,
как иностранец с акцентом
7. Вывод . Подвести детей к выводу : «Изменяя интонацию голоса, одну и ту же фразу можно произносить по-разному, придавая ей тем самым характер и настроение, это умения очень важно в актерском мастерстве» . Почему?
Источник
—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
Тема занятия: Интонация, настроение, характер персонажа.
Цель занятия: Формирование интонационной выразительности речи у детей.
Задачи занятия:
Образовательные:
— научить понимать эмоции кукольного персонажа, выражать их с помощью интонации;
— обучать исполнительской культуре детей;
— вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при работе над скороговоркой.
Развивающие:
— развивать у детей познавательные процессы: внимание, воображение, память и творческий потенциал.
— развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
— воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;
— развивать коммуникативные качества у учащихся.
1.
Звучит русская народная мелодия(дети садятся в круг)
И мы вновь, ребята, с вами встретились в мире сказки.
Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, передайте взглядом , что вы желаете всем доброго общения и хорошего настроения.
Приятно, что мы начинаем занятие с хорошим радостным настроением.
2. Ребята, вы на этих занятиях принимаете роль актеров-кукловодов.
Что важно на ваш взгляд уметь актеру кукловоду? ( оживлять и озвучивать куклу)Что это значит?
Конечно же, актеру необходимо при озвучивании своей роли четко, ясно произносить текст. Поэтому с чего предлагаете начать занятие? ( с речевой разминки)
Работа с язычком.
Однажды язычок решил позвать к себе гостей, ведь у него был день рождение. Он очень готовился перемыл всю посуду вот как, подмел пол Вот так
и стал ждать гостей. Вышел на крыльцо посмотрел вверх, может кто нибудь летит (язык поднимаем вверх) ;может кто нибудь идет (язык опускаем вниз) ;смотрим вправо (язычок вправо) ;смотрим влево. А вот гости появились на лошадке.
« Лошадка» -.-.-.-.-.
Они весело провели время : играли, смеялись, радовались, ели:
Дыхательные упр.
Следующие упражнения помогут вам научиться правильно «посылать» дыхание, находить «опору» для дыхания.
3.1. «Свеча» — ровный медленный выдох.
Вдохните глубоко, остановитесь и медленно дуйте на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтоб пламя «легло» и удержать его в таком положении до конца выдоха (для контроля можно держать близко перед собою узкую полоску бумаги).
3.2. «Погаси свечу» — интенсивный, прерывистый выдох.
Вдох, секундная задержка дыхания. Короткими толчками выдохнуть воздух: фу! фу! фу! фу!
Почему для актера уметь удержать, брать дыхание , это важно?
Работа со скороговоркой.
Чтобы губы и язык были более подвижны, предлагаю поработать со скороговоркой. Вспомним как нужно произносить скороговорку?
Повторяйте за мной медленно.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Скажите скороговорку без звука, медленно, быстрей
« Радио»
« Вопрос-ответ»
Спасибо. Молодцы. Речевой аппарат к работе подготовили.
-Как мы оживляем куклу? (С помощью рук)
-Чтобы ваши руки не уставали проведем…..
( музыкальное сопровождение) Куклы с нетерпением ожидают встречи с вами.
Персонажи какой сказки находятся в этой волшебной коробочке?
Подойдите и разберите своих кукол.
Чтобы наша постановка была более яркой и интересной, научимся передавать интонацией разное настроение персонажей.
В своей речи мы используем разную интонацию .Например:…..
На примере нашей сказки Теремок потренируемся применять интонацию к персонажам. Послушайте отрывок сказки и подумаем, с каким настроением подходит каждый персонаж к теремку.
Обратили внимание, каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер, так как у каждого зверька свои характерные особенности. Но чтобы правильно подобрать правильный тон речи, нам надо хорошо понять героев.
Например:мышка – маленькая, серенькая, быстрая, шустрая, говорит торопливо, на высоких нотах. Какой тон разговора нужно выбрать для мышки.
: (Быстрый, громкий.) например….попробуйте как мышка представится Я..
Для лягушки. Дети, вы наблюдали, как в природе двигается лягушка.
. (Немного тяжеловата, говорит ниже, нараспев медленно, с остановкой. Разговор спокойный, рассудительный.)
Зайчик.
(с опаской, удивленно потому что зайчик трусливый.)
. Волк.
(немного грубоватый)
. Лисичка
(хитрый, жалобный, ласковый тон)
И последний наш персонаж, это Медведь. Какой он?
. ( Большой, неуклюжий, никого не боится, ведет себя самоуверенно, говорит низко, неторопливо.)
Каждый из персонажей подходя к теремку, говорит одну и ту же фразу. Какую?
(Это, что за теремок, теремок, он не низок не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?)
Проговорим хором своим голосом.
— В каких словах прослеживается интонация удивления……хором какое слово необходимо выделить голосом?
— Второе предложение нужно с какой интонацией говорить? Пробуем….
Попробуем эту фразу произнести по-разному. Каждый голосом своего персонажа
Параллельно повторим, как передать движение персонажа по ширме.
Удалось ли? Что посоветуете…
Разыграем последний эпизод
Мы сделали еще один шаг. Сегодня ваши куклы и говорили , и двигались. Как вы считаете. можно приступать к постановке сказки? Как настоящим кукловодам вам еще многому надо научиться.
Пора возвращать кукол в волшебную коробочку, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя поделились впечатлениями от занятия и попрощались….
(подходят друг за другом, отвечают и возвращают куклу)
Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
вспомните, почему каждое занятие мы заканчиваем аплодисментами?
До встречи на следующей неделе, снова в мире сказки.
Источник
«Интонация. Учусь красиво говорить». Конспект занятия по театральному искусству в начальной школе
Елена Алексеевна Рябцева
«Интонация. Учусь красиво говорить». Конспект занятия по театральному искусству в начальной школе
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «АРЛЕКИНЫ» НА ТЕМУ «УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ: ИНТОНАЦИЯ»
Тип занятия: Усвоение новых знаний
Вид занятия: учебное
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель занятия: познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация.
Форма проведения занятия: Беседа с элементами игры, применением упражнений.
Форма организации деятельности детей: фронтальная
Используемые технологии: игровые технологии, технология «Обучение в сотрудничестве», личностно-ориентированные технологии
Электронные образовательные ресурсы:
1. Приветствие. Традиционное приветствие «Жест — Привет!» — каждый ребенок по очереди называет свое имя, сопровождая его любым жестом, все хором повторяют, и так до завершения полукруга.
2. Разминка. Упражнения на три вида выдыхания ( http://nsportal.ru) :
1) Спокойное,плавно звучащее: свистит ветер-с-с-с-с- Шумят деревья- ш-ш-ш- Летит пчела – ж-ж-ж-ж… Пищит комар – з-з-з-з-з-з-з-з…
2) Волевое,но сдержанное: работает насос – с-с-с-с! Метет метель – ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель – з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
3)Эмоциональное в быстром темпе: кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
3. Беседа «Интонация – что это» (краткий перечень вопросов):
— Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица?
— Как это возможно?
— Можно при помощи голоса можно передать настроение?
(Правильно, нужно изменить интонацию).
Что же такое интонация? Интонация – это манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон.
4. Тренинг «Скороговорки» + Упражнение по карточкам на отработку интонации.
Вспоминаем скороговорку «Купила каракатица кружевное платьице», четко произносим её, с разной скоростью и громкостью. Отрабатываем коллективно и индивидуально. Отработав, начинаем попробовать произнести её с разной интонацией (вытягивание карточек, на которых обозначена заданная интонация):
5. Беседа «Виды интонации»
Какие вы знаете виды интонации? (повествовательная, вопросительная, восклицательная)
Чем характерна повествовательная интонация? Для повествовательной интонации характерно спокойное,ровное произношение всего высказывания: Травка зеленет. Солнышко блестт.
Что называют вопросительной интонацией? Вопросительная интонация выражается повышением тона в началеи понижением его к концу высказывания: Когд ты вернешься? Ребенок сдлал уроки?
Чем отличается восклицательная интонация? Восклицательная интонация, наоборот,выражается повышением тона к концу предложения: Какя нчь! Кк она поёт!
Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает говорящего отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций человека.
Основные элементы интонации. (Вспоминаем элементы интонации, даем им определения, записываем в тетради. Ударение — выделение слога в слове силой голоса. Пауза – это краткий перерыв в звучании, речи, тембр – это окраска звука, его яркость, теплота и индивидуальность, темп – это скорость движения)
6. Игра на отработку интонации: «СЫГРАЮ РОЛЬ»
Пробуем, насколько вы владеете своей интонацией. Нужно сказать Я ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ВАС! от таких образов (по указанию преподавателя):
как беззубая древняя бабуся,
как президент страны,
как военный рапортует,
как колдунья колдует,
как иностранец с акцентом
7. Вывод.Подвести детей к выводу: «Изменяя интонацию голоса, одну и ту же фразу можно произносить по-разному, придавая ей тем самым характер и настроение, это умения очень важно в актерском мастерстве». Почему?
Классный час в начальной школе «Кем быть?» Общая характеристика мероприятия. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются.
Конспект открытого занятия по театральному кружку по сказке «Красная Шапочка» Ш. Перро Конспект открытого занятия по театральному кружку «Светлячок» по сказке «Красная Шапочка» Ш. Перро. Цель: Развивать связную речь и эмоционально.
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Город мастеров» Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе. «Город мастеров» Цель: продолжать знакомить детей.
Праздник осени в начальной школе Данное мероприятие проводится осенью с учащимися 2,4 классов. Это мероприятие формирует любовь к природе, бережное отношение к ней, способствует.
Праздник правильной речи «Мы научились красиво и правильно говорить» Праздник правильной речи. «Мы научились красиво и правильно говорить» Цель: Подведение итогов логопедической работы в праздничной обстановке;.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в начальной школе «Представление о реках и озёрах родного края» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в начальной школе Воспитатель: Брайлян Н. В. Тема: Реки и озера ЯНАО. «Путешествие.
Валеологические аспекты в начальной и средней школе. Тема занятия «Витамины». Уважаемые коллеги! Достаточно длительное время, работая учителем биологии, я стала сторонником, а затем и активным пропагандистом здорового.
Выступление на районном семинаре для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво» Уважаемые коллеги, сегодня мы говорим с вами о речи, т. е. способности говорить. Как вы понимаете фразу «Красиво говорить»? (выслушиваются.
Экологическое образование в начальной школе а) организация природоохранной работы по экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом.
Электронные физминутки в начальной школе Аннотация Цель электронных физминуток — сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке. В современных условиях модернизации.
Источник