«Мои эмоции». Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Андреева Екатерина
«Мои эмоции». Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
«Мои эмоции»
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ.
Описание материала:
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов, возникновения у них психосоматических расстройств и заболеваний.
Предлагаемый семинар ориентирован на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данного семинара помогут педагогам правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, нестандартно решать повседневные проблемы.
Цель:
Ознакомление педагогов с понятием «эмоции», «стресс», «психологическое здоровье».
Задачи:
-мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;
-наполнить содержанием понятие «эмоции»;
-способствовать осознанию собственных эмоций;
-обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум.
Наглядный и раздаточный материал: презентация,, тесты для каждого «Подвержены ли Вы стрессу», Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания, белые листы бумаги.
Участники мероприятия: педагоги, специалисты, администрация.
Продолжительность мероприятия: 45 минут
План проведения мероприятия.
1. Организационный момент. Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.
2. Теоретическая часть: Эмоции. Способы выражения.
3. Практическая часть: снятие эмоционального напряжения.
4. Теоретическая часть: Стресс.
5. Практическая часть: Работа с тестом «Подвержены ли Вы стрессу?»
6. Раздаточный материал: Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания. Упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости
7. Подведение итогов.
8. Тест на психоэмоциональное состояние
Ход проведения семинара
1 СЛАЙД. Здравствуйте дорогие коллеги, прошу присаживаться на удобные для Вас места. По традиции начнем с передачи нашего клубка по кругу и называем в каком настроении Вы сейчас находитесь и какие эмоции Вас наполняют.
При передачи в обратном направлении говорим соседу то, что на Ваш взгляд поднимет ему настроение, немного приободрит.
Какие эмоции у Вас вызывали слова Ваших коллег?
Как раз сегодня, я хотела бы поговорить с Вами об ЭМОЦИЯХ.
2 СЛАЙД Профессия «Педагог» требует от нас больших резервов самообладания и саморегуляции, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности.
Кто может назвать, что с Вами происходит после пребывания в напряженных ситуациях? (педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться).
3 СЛАЙД В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критичекого момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, и что приводит к соответствующим последствиям.
4 СЛАЙД Человек живет эмоциями. Итак, что же такое «эмоция», какие бывают эмоции, какие из них разрушают личность, возможно ли контролировать свои эмоции и управлять ими?
На эти вопросы не знают ответы многие взрослые, что же говорить о детях. Наша с Вами задача не только научиться самим понимать, принимать и овладевать своими эмоциями, но научить наших детей.
5 СЛАЙД Есть несколько определений. Наиболее подходящие на мой взгляд следующие:
1. Эмоция – реакция организма в ответ на сравнение реальности со своими ожиданиями.
2. Эмоция — это выражение чувств и отношений человека к окружению или себе.
3. Эмоция — это взрыв, повышение давления и пульса и т. д.
6 СЛАЙД Эмоцию сам человек или тот, на кого она направлена, может оценивать как положительную (радость, удовлетворение) или отрицательную (гнев, печаль,злость)
7 СЛАЙД Бывают простые (базисные эмоции): страх, удивление, радость, грусть, гнев, прилив сил, интерес, игнорирование…- они понятны любому.
Сложные: обида, печаль, удовлетворенность, стыд, вина, презрение. Эти эмоции формируются уже не только как реакции нашей первой сигнальной системы. Сюда «примешивается» и наш прошлый опыт, и рассуждения по поводу ситуации.
8 СЛАЙД Какие же эмоции влияют на нас негативно, разрушая нас? Как Вы думаете? В основном это те, что отнимают у нас силы — астенические: подавленность, вина, обида, унижение, ведь что такое, к примеру, обида? Это подавленная в нас злость.
Мы должны принять то, что мы имеем право злиться, имеем право на свои эмоции. Но! Мы также должны отдавать себе отчет в том, что выражать свою злость можно без нанесения вреда себе и окружающим.
9 СЛАЙД Выбор любой эмоции делаем всегда мы сами! Либо мы управляем эмоциями, либо они берут над нами верх и последствия могут быть очень печальными.
В нашей профессии это немало важно, т. к. мы работаем с детьми. В последнее время в мире участились случаи насилия над детьми, а все почему? Потому что взрослые люди, в частности те, которые работают с детьми, просто не умеют владеть своими эмоциями. Их никто не научил. Эмоции берут верх над разумом человека и зачастую принуждают к необдуманным поступкам, за которые человек в дальнейшем платит высокую цену.
10,11 СЛАЙД Нужно не забывать, что существует педагогическая этика, которая не позволяет нам давать выход эмоциям в том виде, в котором очень бы хотелось. Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психического здоровья.
Давайте разберемся как же быть?
Чтобы хорошо контролировать физиологию – нужна тренировка.
Одна из действенных форм выражения эмоций – обычное проговаривание. Если есть возможность выговориться, нам становится существенно легче. Как говорится, произнес — и душу облегчил. Но не всегда получается поговорить с человеком на которого затаил обиду, по различным причинам.
12 СЛАЙД Тогда есть два главных варианта отреагирования эмоций:
1. Через творческое самовыражение, так именуемая арттерапия, позволяющая выразить на листе бумаги все чувства.
На прошлом методическом объединении Светлана Львовна нам рассказывала о влиянии цвета на жизнь человека и его психоэмоциональное состояние – так называемая цветотерапия. Не забывайте окружать себя, наполнять свою жизнь благоприятными красками.
13 СЛАЙД Экспериментальные исследования Е. Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:
Цвет Действие
Белый Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады
Серый Создает скуку, апатию, ощущение холода
Синий Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает
Голубой Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает
Фиолетовый Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции
Пурпурный Возбуждает, вызывает возвышенные чувства, ощущение тепла
Красный Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости
Оранжевый Создает ощущение теплоты, бодрит
Желтый Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости
Коричневый Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение
Зеленый Вызывает ощущение холода, успокаивает
Черный Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение, угнетает
15 СЛАЙД
2. Через двигательную энергичность;
Почему двигательная? Вспомните, что происходит с вами, когда волнуетесь? Кто-то перебирает в руках маленькие предметы (этой людской потребностью разъясняется успокаивающее действие четок, кто-то прогуливается взад — вперед. А если произошла неприятная ситуация то, кому то необходимо пройтись по улице и просто подышать. Кому то помогает плавание, кому то бег… Чтобы выразить злость физически можно побить или покричать в подушку, попинать мяч ли еще что-нибудь. Каждому подходит свой способ.
Увеличение числа эмоциональных стрессов – расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение.
16 СЛАЙД Что происходит с теми, кто эмоции сдерживает?
Ответ на этот вопрос издавна известен: такие люди заболевают. Недаром говорится, что невыплаканными слезами рыдают внутренние органы. Подавленный ужас, волнение — основная причина язвенной болезни. Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.
Нужно знать, какие упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости (приложение 1). Сейчас мы с Вами попробуем выполнить пару упражнений.
1. Упражнение «Продолжи фразу»
— Я горжусь своей работой, когда я:
— Не хочу хвастаться, но в своей работе:
Провести челенж, сперва распределившись на команды.
2. Упражнение «О ребенке»
Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ребенка. Предпосылкой позитивной педагогики является умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.
Выбрать и назвать одного из детей группы, которого Вы считаете трудным, затем найти и назвать 5 его хороших качеств.
6. Упражнение “Ведро мусора”
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
В каждом из нас есть так называемые эмоциональные вирусы – когда ты не можешь перестать о чем-то думать.
1. Сам себя осуждаешь….
2. Должен своему внутреннему «Я»…
3. В каждом есть внутренний ворчун «Так не должно быть»
4. Внутренний жлоб
5. Внутренний усложнитель и т. д.
6. Возникает один вопрос: «Зачем?»
20 СЛАЙД У педагога стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, коллегами, родителями, представителями различных организаций. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о педагоге, испытывающем хроническое стрессовое состояние.
Так что же такое стресс? В переводе с английского «стресс» означает «напряжение». Гансом Селье: «стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям». Стресс – это эмоция в действии
21 СЛАЙД Общая необходимость перестройки организма, адаптация к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса.
При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.
22 СЛАЙД Знание основных признаков стресса позволит Вам вовремя распознать его появление и принять меры:
Невозможность сосредоточиться на чем-то
Слишком частые ошибки в работе
Слишком часто возникает чувство усталости
Мысли часто улетучиваются
Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
Работа не представляет прежней радости
Потеря чувства юмора
Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет
Пристрастие к алкогольным напиткам
Постоянное ощущение недоедания
Пропадает аппетит, потерян вкус к еде
Невозможность вовремя закончить работу
23 СЛАЙД Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу.
Установить причины стресса несложно.
Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни.
24 СЛАЙД Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.
Г Селье «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации.
25 СЛАЙД
Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи: использовать слово «зато».
Доказать себе, что «могло быть и хуже».
Сравнить собственные невзгоды с чужим, еще большим горем («а другому гораздо хуже»).
Прием «зелен виноград» (подобно лисице из басни сказать себе, что то, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо»).
Вспомните ситуацию, вызвавшую у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние.
Попробуйте изменить значимость этих ситуаций для себя.
Выводы:
«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» Сенека
1. Нужно позволять себе выражать эмоции.
2. Нужно уметь это делать. Найти тот способ, который наиболее подходит Вам.
3. Не допускать перегрузок.
4. Находить время для отдыха.
5. Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации.
Источник
Тренинг для педагогов «Все эмоции важны»
Тренинг предназначен для снятия психоэмоционального напряжения педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_-_vse_emotsii_vazhny.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Все эмоции важны»
Автор: Кононенко В.В.
Цель: снижение психоэмоционального напряжения педагогов.
1 этап — организационный
Упражнение 1. «Приветствие на сегодняшний день»
Цель: запуск процессов самораскрытия, сплочение группы.
Инструкция : «Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете апельсин тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили апельсин, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы апельсин побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.»
Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями и эмоциями.
Упражнение 2. «Спутанные цепочки»
Цель: разогрев участников тренинга.
Описание упражнения : Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
2 этап – мотивационный
Упражнение 3. «Главное — второстепенное»
Цель: снижение «стресса торопливости», выработка у участников группы внутренних средств оптимального планирования своей жизни и работы.
Описание упражнения : Участникам предлагается на листе бумаги написать 10 — 12 дел, которые для них в настоящее время наиболее важны. Рекомендуется составлять список дел по мере их субъективной значимости.
После этого тренер просит группу сесть в круг, расслабиться и закрыть глаза. Он говорит: «Постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 70 — 75. Вы уже давно на пенсии, не работаете, занимаетесь внуками, домашним хозяйством, гуляете с такими же, как вы, пожилыми пенсионерами. Вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные и самые радостные ее события. Вообразите, что из этого времени вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете подумать о том, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным».
Затем группе предлагается составить список своих занятий по степени значимости их в жизни, с точки зрения 75 — летнего возраста. Сравнить два полученных списка.
Вопросы для обсуждения :
— Какие дела остались для вас столь же важными и значимыми?
— Какие дела утратили свою значимость и почему?
В результате обсуждения необходимо показать различие между активностью и результативностью жизни человека. Высокий уровень активности (много дел, постоянная занятость, высокая интенсивность общения) часто означает не выполнение значимых дел, а суетливую трату времени по пустякам и искусственное поддержание внутреннего напряжения из-за страха что-то не успеть. Необходимо выделить в совей жизни главное и стараться так строить свое время и жизнь, чтобы основные усилия были потрачены на достижение главной цели, а второстепенные дела либо вообще были исключены из «списка», либо отложены на какой — то период.
3 этап — практический
Упражнение 4. «Разговор через стекло»
Цель: развитие невербальных навыков, умения распознавать эмоции.
Описание упражнения : Участники разбиваются на пары. Психолог: «Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено — ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.
— Удалось ли понять смысл передаваемой информации?
— Чего не хватило?
— Как ещё можно было выразить смысл данной информации?
Упражнение 5. «Нахал»
Цель: развитие навыков конструктивной критики, повышение уровня саморегуляции, самоконтроля.
Инструкция: «Ну, бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто — то «влезает»! Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию.
Пожалуйста, разбейтесь на пары. В каждой паре партнер слева – добросовестно стоит в очереди. «Нахал» заходит справа. Отреагируйте экспромтом, да так, чтобы было не повадно. Начали! Теперь, давайте поменяемся ролями. Теперь нахал будет заходить слева, правые игроки каждой пары должны отреагировать. Начали.»
1. Кому удалось отбить охоту у «нахала» пройти без очереди?
2. Какие чувства возникали во время выполнения данного упражнения?
3. Чья реакция была наиболее приемлемой в сложившейся ситуации?
Упражнение 6. «Маяк»
Цель: развитие позитивного самовосприятия.
Инструкция: «Закройте глаза. Расслабьтесь. Отрегулируйте дыхание. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова — высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе — света, который никогда не гаснет.»
— Произошли ли какие — то изменения после данной медитации?
Упражнение 7. «Десять комнат»
Цель: осознание участниками своего внутреннего мира, собственной модели поведения при появлении различных эмоций.
Материалы: бумага, карандаши.
Инструкция : «Представьте, что вы живёте в доме, в котором 10 комнат: радости, страха, печали, плача, злости, агрессии, одиночества, надежды, и еще две. Какие? Решать и называть вам. Нарисуйте в каждой комнате её символы. Ответьте на вопросы: как часто вы там бываете, что делаете? В какой из комнат черпаете силы, а в какой, наоборот теряете?» Участники делят лист по своему усмотрению, подписывают названными и рисуют соответствующие символы.
Обсуждение: По завершении рисования, участники рассказывают, в каких комнатах им нравится находиться, а в каких – нет, какие чувства они считают позитивными, а какие – негативными, как долго они бывают в разных комнатах.
В процессе обсуждения может выясниться, что одни и те же состояния вызывают у участников разные чувства. Так, кому – то может быть грустно в комнате «одиночества», а для другого это комната является творческой лабораторией и т. д. Названия двух комнат, которые участники придумали сами, говорят об их ценностях на данный момент и актуальных потребностях.
Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность вклада каждого участника в совместную деятельность, также оно помогает создать позитивную атмосферу в конфликтной или негативно настроенной группе.
Необходимые материалы. Маленькие листочки бумаги для записей, карандаши.
1. Участники получают листочки бумаги по количеству членов группы.
2. Каждый пишет на листочке имя другого участника и то, чем он особенно восхищается в этом человеке. На следующем листочке — имя следующего и так далее для каждого.
3. Затем листочки складывают, сверху надписывают имя получателя (подписываться не нужно), сдают ведущему, который раздает их адресатам.
— Расскажите о своих впечатлениях. То, что наиболее вам понравилось, что вас удивило, можете озвучить.
— Что нового вы о себе узнали?
— Что дало вам данное упражнение?
— Важно ли, по вашему мнению, подчёркивать всё то лучшее, что есть в человеке?
— Какова роль такой поддержки и позитивной обратной связи в группе?
9. Метафора «Шум и музыка»
Учитель и ученик проходили через деревню в день большого праздника. Когда они подошли к главной площади, звуки барабанов и крики людей стали настолько громкими, что ученик зажал уши ладонями. Но к его удивлению, учитель, пританцовывая, проходил всё глубже к центру площади, к месту главного действия. После того, как праздник закончился и люди, уставшие, разошлись по домам, ученик спросил учителя:
— Учитель, как ты мог радоваться и праздновать при таком шуме? Я не слышал даже своих мыслей!
— Ты был настроен на шум, мой друг, но для жителей этой деревни это была музыка. Я всего лишь воспринял эти звуки так же как и они. Большинство людей идут по жизни, воспринимая только шум. Пойдём же дальше, и давай на этот раз слушать музыку.
4 этап — рефлексивный
10. Рефлексия занятия:
— Каковы ваши впечатления от сегодняшнего тренинга?
— Какие упражнения вам особенно понравились?
— С чем вы уходите с тренинга?
Список использованной литературы:
- Захарова Г.И. Теоретические и методологические основы психологического тренинга: учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд — во ЮУрГУ, 2003. – 36 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. – СПб.: «Речь», 2005. – 224 с.
- Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. — 3 — е изд. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с. — (Советы психолога учителю).
- Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель. – М.: Генезис, 2007. – 267 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2 — е, доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Источник