Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы «Путешествие в страну Настроения»
Недогарок Светлана
Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы «Путешествие в страну Настроения»
Цель занятия: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также развивать умение управлять своими чувствами и эмоциями.
Задачи:
– Закреплять знания детей об эмоциях;
— Учить детей различать эмоции по изображениям, сравнивать их, находить одинаковые;
— Помочь детям понимать собственное эмоциональное состояние;
— Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию;
— Повышать эмоциональную устойчивость ребёнка, обсуждая и «проживая» ситуации, вызывающие разнообразные чувства;
— Развивать навыки эмоционального общения друг с другом;
— Развивать коммуникативные умения, воображение, речь;
— Воспитывать нравственные качества, желание выручить друг друга, помочь в трудной ситуации.
Оборудование и материалы: картинки с изображением разных эмоций, парные картинки, письмо, музыкальная колонка, коробочка металлическая, круглые магниты-смайлы, ковер-самолёт, ширма, синяя ткань, черные кляксы, влажные салфетки, костюм Царевны-Несмеяны, пластиковая коробка, восковые мелки, краски, кисти, подставки для кисточек, стаканчики с водой, изображения рыбок, картинки-смайлы с разными эмоциями, ластики-мороженки с изображениями эмоций.
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
1. Оргмомент.
Дефектолог: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, у нас сегодня гости.
Поздоровайтесь с гостями,
И с улыбкой на губах
Подарите им улыбку
И оставьте след в сердцах.
2. «Приветствие»
Дефектолог: Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение! Хотите узнать почему? (Да) Я получила посылку и обнаружила там «клубочек хорошего настроения» и загадочную коробочку с письмом. Для чего они нам? Хотите узнать? Клубочек нужен, чтобы нам друг друга поприветствовать и подарить приятные слова: «Здравствуй, Денис, я рада тебя видеть…Ты сегодня хорошо выглядишь» и т. п.)
— Ребята, какое у вас стало настроение? Вам нравится говорить и слушать приятные слова?
— Каким бывает настроение? (ответы детей)
— Как можно определить настроение человека? (по выражению лица, по эмоциям)
— Давайте, рассмотрим картинки людей с разными настроениями и определим, какую эмоцию они выражают.
— А теперь я предлагаю попробовать изобразить разные эмоции и посмотреть на себя в зеркало.
Дети пробуют показать различные эмоции, глядя на себя в зеркало.
— Какая эмоция нравится вам больше? (ответы детей)
— А теперь давайте прочитаем письмо. «Дорогие ребята! Я растеряла все свои улыбки и не могу их найти. Помогите мне, пожалуйста! Мне очень плохо! Я плачу, не могу остановиться. Царевна-Несмеяна».
— Ребята, как вы думаете, какое настроение у Царевны-Несмеяны? (Грустное). Поможем ей? (Да.)
3. Дидактическая игра: «Повтори эмоцию»
— Давайте выполним первое задание: нужно сделать эмоцию по образцу.
(Дети повторяют эмоцию по образцу и получают первую улыбку-смайл).
4. Дидактическая игра: «Найди одинаковые эмоции».
— Теперь давайте найдем одинаковые эмоции.
(Дети находят одинаковые эмоции и получают вторую улыбку-смайл).
Дефектолог: Ребята, предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие в Страну Настроения к Царевне-Несмеяне. Хотите отправиться в путешествие? На чем можно путешествовать? (ответы детей)
— А полетим мы в Страну Настроения на ковре-самолете.
Дети садятся на ковер-самолет, закрывают глаза, звучит музыка,
и попадают в Страну Настроения.
Дефектолог: Ребята, посмотрите, здесь течет река. А какая вода в ней? (грязная) А как вы думаете, водятся ли в ней рыбы? (Нет.) Правильно, здесь нет рыб. Это Река — Печали.
Где же она берет начало? (у дворца) Почему же она оттуда течет?
В окне появляется плачущая Царевна-Несмеяна.
Царевна-Несмеяна: Как же мне грустно, и скучно… Тоска зеленая! (выходит из дворца)
Дефектолог: Ребята, как вы думаете, кто это? (ответы детей). Это Царевна-Несмеяна. Почему ты плачешь, грустишь?
Царевна-Несмеянна: Я тут сосем одна. Мне не с кем поиграть, поговорить, у меня нет друзей. А ещё… я растеряла все свои улыбки… Как же от этого не заплакать? А как вы смогли попасть в мою Страну? (ответ детей)
Дефектолог: Мы очень хотели тебе помочь и уже смогли вернуть 2 улыбки… Хочешь мы будем твоими друзьями? Только ты больше не плачь.
Царевна-Несмеяна вытирает слезы, дети ей помогают.
Царевна-Несмеяна: Как же я рада, что у меня теперь есть друзья. Я больше не хочу плакать, хочу веселиться и танцевать!
5. Физкультминутка.
Музыкальная пауза. Танец под песню «Если весело живется, делай так.»
Царевна-Несмеяна: Ребята, вы немного подняли мне настроение. Но вот все вокруг: и дворец, и река, — выглядит как-то печально… Как же тут быть, как преобразить все вокруг?
Дефектолог: Мы с ребятами поможем навести тебе порядок.
Дети вместе с Царевной очищают реку от мусора,
наводят порядок в замке вместе с детьми и в коробочке появляется еще одна улыбка.
Царевна-Несмеяна: Другое дело. Вот только река какая-то неживая. Почему?
Дети: В ней не плавают рыбы.
Царевна-Несмеяна: Может, нарисуем и запустим в реку сказочных рыб?
Дефектолог: Ребята, преобразим и оживим реку?
Подходим к столу, где приготовлены на отдельных листах силуэты рыб и предложены на выбор различные изобразительные средства.
6. Пальчиковая гимнастика. «Рыбки»
Царевна-Несмеяна: Прежде чем начать рисовать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Три маленьких рыбки играли в реке,
Лежало большое бревно на реке,
И рыбка сказала: «Играть здесь легко»,
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
А третья сказала: «Здесь крокодил,
Плывите скорее, чтоб не проглотил!»
Царевна-Несмеяна: Молодцы! Ребята, посмотрите, тут уже есть силуэты рыб. Осталось их только раскрасить. Вы можете выбрать, с чем вы будете работать: краски, карандаши или восковые мелки?
7. Рисование «Радужные рыбки».
Дети выбирают материл и рассаживаются за столы.
Царевна-Несмеяна: Какие цвета мы будем использовать, чтобы рыбки получились веселыми? (ответы детей) Да, ребята, эти цвета (желтый, красный, оранжевый) создают веселое настроение.
Дефектолог и Царевна-Несмеяна тоже раскрашиват рыб.
Звучит спокойная музыка.
Царевна-Несмеяна: Вот и речные обитатели готовы!
Дефектолог: Ребята, давайте запустим их в реку. Посмотрите, она стала Рекой Радости!
В коробочке появляется очередная улыбка.
Дефектолог: Ребята, предлагаю дворец Царевны украсить тоже. Украсим его смайликами радости!
Царевна-Несмеяна: Как же весело, красиво стало в моей Стране! Ребята, спасибо, что вернули мне все мои улыбки и подняли мне настроение! Я больше не буду плакать! Хочу вам на память обо мне подарить ластики «Весёлые мороженки». Пусть у вас всегда будет хорошее настроение!
Царевна-Несмеяна раздаёт ластики.
Дефектолог: А теперь, ребята, нам пора возвращаться назад на ковре-самолете в детский сад. Но мы пообещаем навещать Царевну.
Дети прощаются с Царевной, садятся на ковер-самолет и улетают. Звучит музыка.
8. Итог занятия.
Дефектолог: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что вам понравилась? Что больше всего запомнилось?
Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.
Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.
Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.
Дидактическое пособие «Путешествие в мир эмоций» направленное на развитие эмоциональной сферы детей Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.
Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения — дать представление о том, что.
Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы детей старше-подготовительной группы «Путешествие в мир театра» «Путешествие в мир театра.» Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей с использованием театрализованной деятельности. Задачи: — развитие.
Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы «Путешествие в страну математики» Задачи: • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. • Закреплять умение считать.
Источник
Конспект занятия с элементами тренинга эмоционального развития в подготовительной группе
Ирина Гащук
Конспект занятия с элементами тренинга эмоционального развития в подготовительной группе
Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
— Тренировать умение общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике.
— Фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
— Подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций;
— Анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций;
— Повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях, контролируя ощущение.
Материалы и оборудование:
• Иллюстрации – изображения людей с разными выражениями лица (грусти, страха, удивления, радости);
• Пиктограммы – схематические изображения лица с выражением грусти, радости, страха, удивления;
• Раздаточный материал – заготовки под пиктограммы эмоций детей и восковые мелки, клей — карандаш и основа эмоционального портрета группы.
Методы и приёмы:
Беседа; игра, направленная на создание благоприятного микроклимата и двигательное раскрепощение; слушание музыки; рисование пиктограмм; упражнение релаксационной направленности.
Ход занятия:
Ребята, что мы сейчас с вами сделали? (Поздоровались)
Чем мы пользовались для того, чтобы поздороваться? (Языком, речью)
А теперь представьте, что у нас пропал голос. Сможем ли мы поздороваться тогда? (Ответы детей) Как? Что мы будем использовать вместо слов? (Мимику, жесты). Повернитесь к соседу справа, поздоровайтесь с ним одним из выбранных способов. Хорошо. А теперь давайте поиграем в игру «Приветствие».
Цель: создание благоприятного микроклимата и двигательное раскрепощение.
Инструкция: Сейчас зазвучит музыка и мы с вами станем двигаться по всему пространству ковра и при этом здороваться с каждым, кого встретим за руку. Разговаривать при этом не нужно. Не забывайте смотреть человеку, с которым здороваемся в глаза и улыбаться. Как только музыка остановится, остановиться должны и вы.
(Звучит музыка П. И. Чайковский «Танец пастушков»).
Понравилась игра? Хорошо, когда тебе все улыбаются и все с тобой здороваются.
Вот, оказывается, здороваться без слов мы умеем. Но без слов можно не только здороваться, но и разговаривать!
Как вы думаете, когда ещё бывает нужно «разговаривать без слов»? (Если горло болит, если в комнате кто-то спит или болеет, если между собеседниками стекло).
Давайте поиграем ещё в одну игру.
«Поговорим без слов»
Цель: развивать невербальные средства общения (мимику, пантомимику, внимание, произвольность поведения.
Педагог предлагает детям сказать без слов следующее:
• да (качнуть головой вперёд);
• нет (повертеть головой из стороны в сторону);
• не знаю (пожать плечами);
• до свидания (помахать рукой);
• иди сюда (поманить рукой или пальчиком).
А теперь давайте поделимся на две команды, которые по очереди будут показывать действия и отгадывать, что показала другая команда.
1. У меня болит горло.
2. Я катаюсь на лыжах.
Молодцы! Вы хорошо показывали и отгадывали и я всем дам по конфете для хорошего настроения. Её нужно развернуть, съесть и настроение сразу станет замечательным! (Угощаю) А как бы вы без слов поблагодарили за угощение?
Правда приятно, когда тебя понимают без слов?
А вы знаете, что без слов можно показывать не только действия, но и наше настроение, эмоции, чувства? Ведь наши мысли и чувства сразу отражаются на лице, как на экране телевизора и окружающие люди могут понять, что чувствует человек и какое у него настроение. Но для этого нужно быть внимательным и уметь понимать о чём говорят выражения лиц окружающих нас людей – друзей, родителей, знакомых.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Рассеет все сомнения
Путешествие по настроениям.
Я приглашаю вас в путешествие по настроениям!
Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя, открываем глаза. Куда мы попали, в какую страну? Слушайте музыку! (Звучит Ж. Бизе «Карнавал животных. Длинноухие персонажи»).
Какой характер у музыки? Кажется, сейчас что-то произойдёт, кто-то появится, и мы с вами удивимся, правда? Это страна Удивление! Как вы думаете, какие люди здесь живут? Какое выражение лица у них? Посмотрите на мольберт и выберете иллюстрацию, на которой изображён человек с таким настроением. А теперь попробуйте это настроение изобразить. Какое выражение глаз, рта, бровей при этом? (Показываю пиктограмму: когда мы удивляемся, то брови у нас приподняты, рот открыт и вытянут, глаза широко раскрыты).
Дети, а чему можно удивиться? Чему вы удивлялись в последнее время?
А мы отправляемся в следующую страну! Приготовьтесь, закройте глаза, повернитесь… Слушайте музыку! (Звучит музыка танца «Румба»). Это страна «Радость»!
Какая музыка звучит здесь? Назовите её характер. (Весёлая, жизнерадостная, светлая, праздничная).
С каким настроением здесь живут люди? Выберете портрет с выражением радости на лице. Попробуйте изобразить как люди радуются. (Пиктограмма: уголки рта приподняты, глаза немножко прищурены).
Как вы думаете, какие цветы растут в этой стране? Какие животные обитают? Какое здесь время года? Дети, а чему вы радуетесь?Как вы думаете: «Радость – это когда…» (Дети продолжают).
Ребята, если бы вы рисовали эту страну, то какие краски бы использовали?
Мы прощаемся со страной «Радость» и попадаем в другую страну. Повернитесь! Послушайте, какая музыка здесь звучит. (Звучит музыка Х. Глюк «Мелодия»). Какой характер у неё? (Печальный, грустный). Эта страна называется «Печаль». С каким настроением здесь живут люди? Выберете нужную иллюстрацию. А если бы вы стали рисовать такое настроение, то какого цвета краски вы взяли бы? Попробуйте изобразить печальное лицо. (Пиктограмма: уголки рта, брови опущены. Глаза выражают тоску).
Ребята, а у вас бывает такое настроение? Пытаетесь ли вы поделиться своим горем с родителями, друзьями?
На какое время года похоже это настроение, на какую погоду, на какой цвет?
А если вы заметите такое выражение лица у своего друга или у родного человека и поймёте, что он грустит, что вы можете сделать, чтобы исправить настроение? (Развеселить). Как можно развеселить человека? (Ответы детей).
Повернитесь вокруг себя. Вот и последняя страна, которую мы сегодня посетим. Слышите, ребята? (Звучит музыка С. Прокофьев тема волка из симфонической сказки «Петя и волк»). Вам страшно? Да, эта страна называется «Страх». Попытайтесь изобразить это чувство – страх. (Пиктограмма: глаза широко раскрыты, рот приоткрыт и растянут в стороны, брови поднимаются кверху). Выберете нужную иллюстрацию. Как вы думаете, чего боятся люди этой страны? Одежду какого цвета они любят носить?
Как вы думаете, какие животные здесь живут? А любят ли гулять люди в этой стране?
Ребята, а вам бывало когда-нибудь страшно? Чего вы боялись? Что делали, когда вам было страшно? К кому обращались за помощью? Как можно помочь человеку, если ему страшно?
Мы посетили с вами четыре страны. Как они назывались? (Ответы детей).
Мы рассмотрели портреты людей и пиктограммы с изображением четырёх эмоций. А теперь давайте поиграем.
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.
Ход игры
Участники игры разбиваются на пары (по желанию, становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.
Мы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём. Садитесь удобно на ковёр. Мы с вами говорили о разных цветах, когда путешествовали по странам и я хочу показать вам чудесный фильм о радуге.
Цель: Снятие эмоционального напряжения, стимулирование воображения.
(Звучит музыка Ж. Масне «Размышление»).
Закройте глаза. Представьте, что у вас перед глазами находится экран. На экране вы видите радугу – цвета, которые вам нравятся. Каждый цвет вызывает своё настроение и чувство. Вы видите то, что я описываю.
• Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает нас, как купание в озере.
• Теперь – красный цвет. Красный цвет даёт нам энергию и тепло, на него хорошо смотреть, когда вам холодно.
• Следующий цвет – жёлтый. Жёлтый приносит нам радость. Он согревает как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
• Зелёный – цвет природы. Если мы больны и нам не по себе, зелёный помогает нам чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. О чём вы думали, когда смотрели на голубой, красный, жёлтый, зелёный цвета? Заметили ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? (Ответы детей).
И в заключение нашего занятия я хочу предложить вам оставить на память о сегодняшнем дне эмоциональный портрет нашей группы. Вот его основа (вывешивается тонированный лист ватмана, а свои портреты в виде пиктограмм вы сейчас нарисуете.
Проходите к столам. На них я приготовила основы для пиктограмм и восковые мелки. Выберете цвет, который вам сейчас нравится, и изобразите своё настроение. (Звучит музыка П. И. Чайковский «Подснежник»). Приносите свои портреты мне, и мы оформим портрет группы. (Практическое выполнение. Приклеивание на основу).
Давайте посмотрим вместе на портрет, который у нас получился. Нравится он вам? Что можно сказать о настроении, которое живёт в вашей группе? (Ответы детей).
Давайте опять встанем в круг. Пришло время прощаться. Но я желаю вам, чтобы такое замечательное настроение жило в вашей группе всегда. А если кому-нибудь вдруг станет страшно или грустно, то вы знаете что нужно делать, правда?
А теперь давайте подарим друг другу по кругу самую добрую, какая у нас есть улыбку. Я начну первая. (Дети «передают» улыбку по кругу).
Какая добрая улыбка ко мне вернулась! Каждый из вас добавил в неё свою частичку доброты. Спасибо вам!
Круглый стол с элементами тренинга «Душевное общение с ребенком» Цель: просвещение родителей по вопросам гармонизации детско-родительских отношений. Задачи: A) Психологическое просвещение — дать родителям.
Конспект комплексного занятия по подготовке детей к школе с элементами тренинга. Тема – «Веселая игра!» Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе. Задачи: Воспитательные: * Воспитывать у дошкольников положительное.
Конспект родительского собрания с элементами тренинга по речевому развитию «Художественное слово в семье» Утверждаю:___ Заведующий МБДОУ №50 Панкратова Н. В___ МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» № 50 «Колокольчик».
Семинар-практикум с элементами тренинга «Общение педагогов и родителей» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида.
Собрание в группе раннего возраста с элементами тренинга «В детский сад без слез!» Форма проведения: практикум. Продолжительность: 1-1, 5 часа. Цели: познакомить родителей с понятиями “адаптация”, “адаптационный период”;.
Круглый стол с элементами тренинга «Я в ответе за свои поступки» Круглый стол с элементами тренинга на тему «Я в ответе за свои поступки» Цель: формирование ответственности за себя, свои действия. Задачи:.
Занятие для воспитателей с элементами тренинга «Путь к волшебству» Цели: поддержка личностного потенциала, гармонизация внутреннего состояние, познания своего «Я». Материалы: пластилин, клеенка, спокойная.
Занятие с элементами тренинга для педагогов Задачи: — сплочение коллектива; — раскрепощение; — формирование благоприятного психологического климата в коллективе; — повышение самооценки.
Занятие с элементами тренинга для подготовительной к школе группы. Снижение агрессивности Тема: Агрессивность. Цель: 1. Снижение агрессивности; 2. Повышение активности; 3. Повторение понятия «эмоция»; 4. Снижение эмоционального.
Конспект занятия с элементами тренинга для средней группы «Здравствуй, это я!» Конспект занятия с элементами тренинга для средней группы №2 «Желтые тюльпаны» «Здравствуй, это я!». Цели: 1. Знакомство нового специалиста.
Источник