Развитие эмоций у детей 3-4-х лет
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Возросло число детей имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Появилась необходимость создания Цикла занятий для решения этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_sfery_u_detey_3.docx | 13.49 КБ |
Конспект занятия | 19.09 КБ |
Конспект занятия | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы у детей 3-4 лет
Елена Николаевна Черепанова
Элеонора Геннадьевна Ковалева
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Возросло число детей имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Появилась необходимость создания Цикла занятий.
Одной из задач дошкольного образования является обеспечение социально-личностного развития ребёнка. Формирование эмоций служит составной частью этого развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая им воспринимать и чувствовать мир ярче.
Следует отметить, что в последнее время появляется всё больше детей с проблемами в развитии эмоциональной сферы. Таким детям сложно строить взаимоотношения со сверстниками, воспитателями, им требуется индивидуальный подход.
С целью оказания помощи этим детям нами был разработан и апробирован Цикл занятий «Наши эмоции» в 2015-2016 учебном году в младшей группе ГБДОУ д/с № 30. Предлагаемый цикл занятий предполагает участие воспитателя в занятии (кроме ведущего педагога-психолога). Такое взаимодействие воспитателя и педагога-психолога позволяет более индивидуально подойти к каждому ребёнку, давать задания, рассчитанные на возможности каждого отдельного ребёнка. Этот цикл можно рассматривать и как канву для последующей индивидуальной работы воспитателя с детьми.
Состоит из 4-х групповых занятий, продолжительностью 20 минут. Периодичность проведения – один раз в неделю.
С основными эмоциями (радость, страх, злость, грусть) можно знакомить детей с 3-х летнего возраста. Эти эмоции им доступны для понимания и воспроизведения.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад № 30
комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект игрового взаимодействия детей группы младшего возраста, педагога-психолога и воспитателей «Грусть»
Цель: поз накомить детей с эмоцией «Грусть».
Образовательные: научить адекватно выражать в мимике и пантомимике эмоцию «Грусть»;
Развивающие: развивать умение узнавать, понимать изображение эмоции « Грусть » на невербальном уровне;
Воспитательные: привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека;создание благоприятной атмосферы на занятии.
Оборудование: радостное облако, картинка с эмоцией « Грусть », музыкальное сопровождение.
В.: — Ребята, к нам снова в гости пришла Е. Н.! Подойдите, пожалуйста, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).
П.: — Здравствуйте, ребята! Облачко приглашает вас в гости. А к кому? Вы узнаете, когда прослушаете стихотворение.
Мне приснился грустный сон,
Только помню, что во сне
Мне не хочется играть
И мультфильм смотреть.
Даже битву рисовать,
Даже песни петь.
Ничему-то я не рад,
Может, дождик виноват?»
П.: — Про кого это стихотворение? (Про мальчика). Значит в гости нас приглашает мальчик. (Звучит спокойная музыка и дети за взрослым подходят к стульчикам и садятся).
В.: — Ребята, когда приходят в гости, то что обычно делают? (Здороваются, играют, веселятся).
П.: — Но что это? Мальчик совсем не рад, что мы пришли в гости! Какое у него настроение? (Грустное). Что он делает? (Сидит, не играет, скучает). Когда мы грустим, то можем и плакать. Грустить – это значит не радоваться, не улыбаться, не веселиться, не играть. А почему мальчик грустит? (Заболел, нельзя идти гулять).
В.: — А когда вам бывает грустно? (Ответы детей).
В.: — Как можно помочь мальчику не грустить? Что нужно сделать, чтобы грусть прошла? (Можно сказать добрые слова, предложить поиграть, можно подарить подарок.)
П.: — Предлагаю поиграть вигру «Что делать после дождика?» Повторяйте все за мной:
Что делать после дождика?
Кораблики пускать! (волнообразные движение сложенными вместе ладошками)
Что делать после дождика?
На радуге кататься! (движения руками над головой)
Что делать после дождика?
Да просто улыбаться! (дети улыбаются)
П.: — А сейчас садитесь за столы. Я раздам вам половинки картинок, а вы найдите вторую половинку картинки из тех, что лежат на тарелочке перед вами. (Дети выполняют задание). Назовите настроение колобка на вашей картинке (весёлое).
П.: — Молодцы! Предлагаю порисовать. Перед вами лицо мальчика, но мы не знаем, какое у него настроение. Подумайте, какое у него может быть настроение, если мы сказали ему добрые слова, подарили подарок? (Дети дорисовывают глазки, ротик и объясняют, какое настроение у мальчика — радостное).
В.: — Как вы думаете, наш мальчик не будет больше грустить? (Ответы детей).
П: — А теперь покажите, пожалуйста, какое настроение у вас. Подойдите к корзинке, выберите себе мячик и положите его в корзинку с весёлой или грустной картинкой.
Источник
Коррекционно-развивающая программа по формированию эмоциональной сферы ребенка 4 лет
Высоцкая Инна
Коррекционно-развивающая программа по формированию эмоциональной сферы ребенка 4 лет
Коррекционно-развивающая программа
по формированию эмоциональной сферы ребенка 4 лет.
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Задачи:
1. Формирование представлений ребенка об эмоциях, настроениях, чувствах, их словесном обозначении, мимических проявлениях.
2. Формирование навыка распознавания эмоций.
3. Развитие навыка произвольного проявления эмоций соответствующих ситуации.
4. Развитие мимики и пантомимики ребенка, эмоционально-выразительных движений.
4. Снижение мышечного и психоэмоционального напряжения, посредством использования глинотерапии.
5. Развитие произвольности поведения.
Продолжительность занятия: 15-20 минут
Периодичность занятий – 1-2 раза в неделю.
Тема, блок — 1. Знакомство с эмоциями (занятия 1-3)
Цель: Формирование представлений о существующих основных эмоциях человека
1. Знакомство с понятиями эмоциональной сферы, настроение, чувства.
2. Знакомство с базовыми эмоциями человека.
1. Беседа «Все мы разные»
2. Знакомство с эмоциями радости и грусти.
3. Рисование настроения.
1. Знакомство с эмоциями гнев и страх.
2. Эмоциональные карточки, сюжетные картинки.
1. Знакомство с эмоциями удивление и стыд.
2. Повторение изученных ранее эмоций.
3. Разыгрывание тематической сказки с использованием 6 эмоций — радость, грусть, удивление, стыд, страх, злость (готовая сказка или собственного сочинения).
Блок 2 — Обогащение эмоциональной сферы ребенка (занятия 4-7)
Цель: пополнение эмоциональной сферы ребенка в процессе практической деятельности.
1. Формирование навыка распознавания лиц по графическим/ фото изображениям.
2. Формирование навыка проявления собственных эмоций.
3. Развитие мимики и пантомимики ребенка.
4. Активизация словарного запаса по теме, развитие внимательности и воображения.
1. Распознавание эмоций радости и грусти по фотографиям.
2. Проигрывание сказки с
3. Пополнение фотоколлекции эмоциональных выражений ребенка.
1. Распознавание эмоций гнев и страх по фотографиям.
2. Пополнение фотоколлекции эмоциональных выражений ребенка
1. Распознавание эмоций удивление и стыд по фотографиям
2. Пополнение фотоколлекции эмоциональных выражений ребенка
Игры составь эмоцию, выбери настроение и др. (лэпбук).
Блок 3 — Развитие воображения и творческого выражения эмоций — использование глинотерапии (занятие 7-9)
Цикл занятий с использованием глинотерапии (количество занятий может быть увеличено в зависимости от эффективности и
эмоционального отклика ребенка)
Цель: Обучение навыкам самоконтроля посредством использования терапевтических методик.
1. Снятие эмоционального напряжения.
2. Способствование раз-витию эмоциональной сферы ребенка и чувства эмпатии.
3. Формирование умения выражать эмоции в творческой деятельности.
Знакомство с глиной (с различными материалами, на выбор ребенка. В дальнейшем этот материал будет использован в дальнейших занятиях).
1. «Мое настроение» — лепка
2. «Вырази эмоцию» — лепка, действия с глиной (замешивание, раскатывание и т. д. с проявлением различных эмоций — злости, радости и т. д.)
1. Лепим злодея, лепим героя.
2. Разыгрывание истории/ сказки.
Занятие № 10 — Завершающее занятие
Цель: подведение итогов коррекционно-развивающей работы.
1. Совместное составление эмоционального фотоколлажа и словаря с использованием материалов созданных ребенком.
Примеры занятий
Занятие № 1
Блок «Знакомство с эмоциями»
Цель: Формирование представлений о существующих основных эмоциях человека.
1. Знакомство с понятиями эмоциональной сферы, настроение, чувства.
2. Знакомство с базовыми эмоциями человека – радость, грусть.
Продолжительность занятия: 20 минут
Инструментарий: фотографии эмоциональных выражений лиц детей, карточки с изображением базовых эмоций – радости, грусти, набор колобков с эмоциями, развивающие сюжетные/ предметные карточки «Эмоции».
1. Организационный момент.
Упражнение «Доброе утро»
Цель: создание положительного рабочего настроя.
П-П предлагает ребенку повторять текст и движения упражнения:
С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживают веки.)
Вы проснулись? (Соединяют указательный и большой пальцы обеих рук, делают из пальцев «бинокль» и смотрят в него.)
С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживают уши.)
Вы проснулись? (Расставляют пальцы рук, прикладывают растопыренные ладони к ушам.)
С добрым утром, ручки! (Гладят то одну, то другую руку.)
Вы проснулись? (Хлопают в ладоши.)
С добрым утром, ножки! (Гладят коленки.)
Вы проснулись? (Топают ногами.)
С добрым утром, солнце! (Поднимают руки вверх.)
Я проснулся! (Смотрят вверх.)
2. Основная часть
2.1. Беседа «Мы такие разные»
(Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию», стр. 26).
2.2. Рассматривание фотографий с изображением эмоциональных лиц детей.
П-П предлагает ребенку посмотреть фотографии, на которых изображены дети с проявлением различных эмоций. Ребенок рассматривает фотографии, п-п. обращает внимание ребенка на мимику – выражение глаз, поднятые брови, рот и т. д. П-п подчеркивает, что все лица очень разные, и стимулирует ребенка на ответ «почему», от чего это зависит? П-п помогает ребенку объяснить, или объясняет сам, если ребенок не может ответить.
П-п предлагает ребенку найти фотографию, на которой ребенок испытывает чувство радости. Эту фотографию необходимо рассмотреть внимательно. П-п отмечает особенности мимики, рассказывает, когда люди испытывают радость, предлагает ребенку попробовать «порадоваться».
После того, как ребенок «примерит» на себя эмоцию, п-п предлагает ре-бенку найти фотографию, на которой ребенок испытывает чувство грусти. Эту фотографию необходимо рассмотреть аналогично первой. П-п отмечает особенности мимики, сравнивает с фотографией «радости» рассказывает, когда люди испытывают грусть, предлагает ребенку попробовать «порадоваться».
2.3. Упражнение «Рисунок настроения».
П-п предлагает ребенку выбрать одно настроение и изобразить его на бу-маге. В процессе рисования п-п задает уточняющие вопросы: «что это за на-строение», «оно хорошее или плохое», «тебе здесь радостно или грустно» и т. д. Выбор материалов (карандаши, фломастеры, краски) определяет ребенок, сюжет не важен, допустимы абстракции и каракули, если графический навык не сформирован в достаточной степени.
3. Заключительная часть.
П-п подводит итоги занятия, ребенок рассказывает, что он запомнил, что ему понравилось.
Занятие № 2
Блок «Знакомство с эмоциями»
Цель: Формирование представлений о существующих основных эмоциях человека.
1. Знакомство с базовыми эмоциями человека – гнев и страх.
Продолжительность занятия: 20 минут
Инструментарий: фотографии эмоциональных выражений лиц детей, карточки с изображением базовых эмоций – радости, грусти, гнев и страх.
1. Организационный момент
Упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: создание положительного рабочего настроя, снятие напряжения мыщц лица.
П-п : Давай поиграем с «Солнечным зайчиком»? (спокойная музыка)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу!
2.2. Рассматривание фотографий с изображением эмоциональных лиц детей.
П-п предлагает ребенку найти фотографию, на которой ребенок испытывает чувство гнева. Эту фотографию необходимо рассмотреть внимательно. П-п отмечает особенности мимики, рассказывает, когда люди испытывают гнев предлагает ребенку попробовать «позлиться».
После того, как ребенок «примерит» на себя эмоцию, п-п предлагает ре-бенку найти фотографию, на которой ребенок испытывает чувство страх. Эту фотографию необходимо рассмотреть аналогично первой. П-п отмечает особенности мимики, сравнивает с фотографией «страха» рассказывает, когда люди испытывают грусть, предлагает ребенку попробовать «побояться».
2.3. Игра выбери эмоцию.
П-п предлагает ребенку поиграть с обучающим ковриком/ набором карточек.
Занятие № 3
Блок «Знакомство с эмоциями»
Цель: Формирование представлений о существующих основных эмоциях человека.
1. Знакомство с базовыми эмоциями человека – удивление и стыд.
Продолжительность занятия: 20 минут
Инструментарий: фотографии эмоциональных выражений лиц детей, карточки с изображением базовых эмоций – радости, грусти, гнев и страх, удивления и стыда, развивающий коврик Воскобовича, декорации – плоскостные изображения из фетра (человечек без головы, лица с 6 эмоциями, озеро, деревья разных размеров, форм и цветов, птичка, трава, солнце, тучки, рыбка).
1. Организационный момент
Психогимнастический этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 4 лет)
Цель: создание положительного рабочего настроя, снятие напряжения мыщц лица.
Парная работа. Один – надувная кукла, из которой выпущен воздух, сидит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой – «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса – ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет — она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.
2.2. Рассматривание фотографий с изображением эмоциональных лиц детей.
П-п предлагает ребенку найти фотографию, на которой ребенок испытывает чувство удивления. Эту фотографию необходимо рассмотреть внимательно. П-п отмечает особенности мимики, рассказывает, когда люди испытывают удивление, предлагает ребенку попробовать удивиться.
После того, как ребенок «примерит» на себя эмоцию, п-п предлагает ре-бенку найти фотографию, на которой ребенок испытывает чувство стыда. Эту фотографию необходимо рассмотреть аналогично первой. П-п отмечает особенности мимики, сравнивает с фотографией «удивление» рассказывает, когда люди испытывают грусть, предлагает ребенку попробовать «побоять-ся».
2.3. Игра выбери эмоцию.
П-п предлагает ребенку поиграть с обучающим ковриком. П-п рассказывает ребенку сказку (произвольного содержания по смыслу, сопровождая рассказ разыгрыванием представления. Декорации меняются, вызывая у главного героя смену чувств и эмоций. Ребенок может самостоятельно менять эмоции у человечка.
Примерный текст сказки: «Жил-был мальчик по имени Биба. Однажды он решил отправиться в лес. Биба был очень рад, ведь так приятно гулять по зеленой траве! Вдруг погода резко изменилась, набежали хмурые тучки, Бибе стало грустно – прогулка испорчена, он уже хотел повернуть обратно — домой, но тут перед ним выросло странное дерево. С виду это было обычное дерево, только вот росли на нем не яблоки и не груши, а самая настоящая рыба. Биба очень удивился, он раньше не видел, что бы на деревьях росли рыбы. Биба стоял и разглядывал переливающихся рыбок. «Пожалуй этот лес не совсем обычный, прогуляюсь-ка я еще немного, может быть увижу еще что-нибудь интересное» — подумал Биба и зашагал дальше. Биба шел и разглядывал деревья, надеясь на необычные находки, но все деревья были самыми обычными. И тут в небе прямо над ним он увидел красивую птичку, он так засмотрелся на нее, что забыл посмотреть под ноги, и с грохотом шлепнулся прямо в маленькое озеро, преграждавшее ему путь. Вся одежда Бибы, да и он сам моментально намокли. Биба разозлился на себя и на красивую птичку, которая его отвлекла. Вода и грязь стекали по одежде, было мокро и неприятно. Бибе показалось, что даже лягушки смеются над ним. Он решил поскорее возвращаться домой. Когда Биба немного успокоился, ему даже стало стыдно, что он такой неуклюжий – свалился в озеро из-за невнима-тельности. Он уже шел обратно, когда вдруг солнышко совсем село и наступила ночь. «Как же так быстро пролетело время, я даже не заметил» — думал Биба, ежась от холода. В мокрой одежде гулять по ночному лесу не самое приятное занятие. Становилось все темнее, кусты и деревья выглядели угрожающе, и вдруг Биба подумал – «А есть ли в этом лесу привидения?» Стоило ему об этом подумать, как привидения начали мерещиться Бибе на каждом шагу. Он даже начал оборачиваться, что бы проверить, нет ли кого сзади. Ему было страшно, он представлял, что сейчас на него выскачет злобное привидение. Биба гнал от себя эти мысли, он очень хотел поскорее добраться домой. Наконец-то показался домик Бибы, от радости он припустился бежать скорее к своему домику. «В следующий раз, я буду намного внимательнее в лесу». Вот так закончилась прогулка Бибы. Далее следует обсуждение сказки.
3. Заключительная часть.
П-п подводит итоги
Занятие № 4
Блок «Обогащение эмоциональной сферы»
Цель: пополнение эмоциональной сферы ребенка в процессе практической деятельности.
1. Формирование навыка распознавания лиц по графическим/ фото изображениям
2. Формирование навыка проявления собственных эмоций
3. Развитие мимики и пантомимики ребенка
4. Активизация словарного запаса по теме, развитие внимательности и воображение.
Продолжительность занятия: 20 минут
Инструментарий: фотографии эмоциональных выражений лиц детей, карточки с изображением базовых эмоций – радости, грусти, гнев и страх, удивления и стыда, развивающий коврик Воскобовича, декорации – плоскостные изображения из фетра (части лица, для составления эмоций, герои сказки «Колобок».
1. Организационный момент
Психогимнастический этюд «Я тоже»
Цель: выработка положительного настроя и эмоций.
Педагог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания ребенок произносят одну и ту же фразу: «Я тоже!».
«Я делюсь с тобой своим хорошим настроением!
«Я дарю тебе улыбку»
«Я прыгаю от счастья!»
2. Основная часть
2.2. Рассматривание эмоциональных лиц.
П-п предлагает ребенку найти все фотографии на которых человек радуется и злится. Выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка, как бы он его назвал или описал. П-П беседует с ребенком, помогает ребенку выразить словами свое настроение и настроения на фото.
2.3. Собери эмоцию.
П-п предлагает ребенку собрать из различных плоскостных частей лица эмоцию радости и злости. Для этого ребенку предлагается шаблон человеческого лица и два набора — глаза, брови, нос, рот. В процессе собирания лица п-п обращает внимание ребенка на детали изображений.
2.3. Разыгрывание сказки с выделением эмоций персонажа «Колобок»
П-п предлагает ребенку разыграть сказку «Колобок». Используются плоскостные изображения или мягкие игрушки. Главный персонаж проявляет эмоцию радости, волк и медведь – злость. Сценарий разыгрывается взрослым или совместно с ребенком (в качестве наблюдателя).
Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.
Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.
Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.
Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.
Источник