Замирать замирает замирая чувствовать наслаждаться

Содержание
  1. Упражнение 2. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы: Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться. Упражнение 3. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий. Построить, услышать, завить, растаять. Упражнение 4. Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида. Это полезно знать. Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям. Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок. Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе. Тест по теме «Деепричастие» 1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие. А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх. Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг. В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища. Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх. 2. Найти предложения, в которых есть деепричастие. А) Мама сидела, откинувшись в кресле. Б) Я открыл окно и залюбовался видом. В) Разложив игры, дети сели в кружок. Г) Уставшая, она не хотела идти домой. 3. В каком ряду все слова являются деепричастиями? А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая; Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя; В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв; Г) навзничь, объевшись, белая, двигая. 4. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно? А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное; Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное; В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное; Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
  2. ГДЗ Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. §22 Вопрос 140 Спишите, группируя слова.
  3. Морфология и орфография. Деепричастие. 7 класс ( урок 47-58 )
  4. Морфология и орфография. Деепричастие. 7 класс ( урок 47-58 )
  5. Вопросы
  6. Поделись с друзьями
  7. Комментарии преподавателя
  8. Помогите с русским пожалуйста
  9. Задания на деепричастия

Упражнение 2.
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
Упражнение 3.
От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.
Построить, услышать, завить, растаять.
Упражнение 4.
Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
Тест по теме «Деепричастие»
1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

Упражнение 2.
Замирать- замирая(суффикс-Я),
чувствовать — чувствуя(суффикс-Я), безмолвствовать- безмолвствуя (суффикс-Я),
наслаждаться-наслаждаясь(суффикс-Я),
расстилаться-расстилаясь(суффикс-Я).

Упражнение 3.
Построить-построил(прош.вр),построив(дееприч.,сов.вид);
услышать-услышал,услышав;
завить — завил,завив;
растаять-растаял,растаяв.

Упражнение 4.
1)деепричастия совершенного вида:Получив,прочитав.
2)деепричастия несовершенного вида:Не глотая,не пропуская,вникая,
анализируя,совершая,закрывая.

Тест по теме «Деепричастие»
1.
Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2.
В) Разложив(деепричастие) игры, дети сели в кружок.
3.
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
4.
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, возвратное.

Источник

ГДЗ Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. §22 Вопрос 140 Спишите, группируя слова.

Привет) Как у кого с русским? Сможете потащить такой вопрос…за помощь заранее спасибо.
Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе ока-
зались слова с орфограммами, написание которых регламентиру-
ется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.
Проб..раться, нагром..ждение, подск..чить от уд..вле-
ния, вым..кший под дождём, зан..маться математикой,
отобр..жать жизнь, расст..латься (в)дали, бл..стящий от-
вет, заж..гательный номер, прор..стает весной, ср..внить
числа, насл..ждаться музыкой, лёгкое отт..ржение,
акк..мп.нировать певцу, уд..литься от берега, к..снуться
руки, неукр..тимое желание, несг..раемый шкаф, зам..рать
от уд..вления, покл..нение кумиру, пор..вняться с домом, оч..рование осени, выж..гать рисунок, обм..кнуть кисть,
проск..чить в щель, ск..чу на лошади, устойчивое сло-
восоч..тание, подг..реть на к..стре, обн..жить зубы, не-
исс..каемый р..дник, пл..вучий дом отдыха, безотл..гатель-
ное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение
к прекрасному, сл..жение дробей, просв..тительская ра-
бота, совм..щать должности, отр..сль промышленно-
сти, разр..внять дорогу, пот..рять р..вновесие, правила
выч..тания, зар..жение крови, г..рит з..ря, получить нар..ка-
ние н..чальства, изн..могать от жары, играть в г..релки, от-
важный пл..вец, зап..ч..тлеть на фотографии, к..сательная
линия, дост..жения науки, об..ятельный человек,
подн..маться в гору, тв..рить чудеса, острое об..няние.

Источник

Морфология и орфография. Деепричастие. 7 класс ( урок 47-58 )

Морфология и орфография. Деепричастие. 7 класс ( урок 47-58 )

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Цели:

1) ознакомить обучающихся со способами образования

деепричастий совершенного и несовершенного видов;

2) формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;

3) продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения;

Читайте также:  Все наши чувства цвета индиго

4) совершенствовать навыки работы со словарём.

Записи на экране:

Этикет, поведение, мораль, комплимент.

Эпиграф урока: «Поступай с другими

так, как ты хотел, чтобы поступали

(Золотое правило этики.)

Ход урока.

1.- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.

Всё очень просто – это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли нарисовать чертика кетчупом на скатерти7 Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобны вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

Всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этике. Мы продолжаем изучать тему «Деепричастие». Задача сегодняшнего урока: мы должны научиться образовывать и различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Сначала мы разделимся. Проведём игру «Встань по пальцам».

(Учитель поднимает три пальца, что значит: 3 ученика встают и получают индивидуальные задания.)

Индивидуальные задания на карточках.

1-й ученик. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)

2-й ученик. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

3-й ученик. Восстановите пропущенные орфограммы, раскройте скобки.

(Не) привыкайте к чудесам,-

Д.витесь им, д.витесь!

(Не) привыкайте к небесам,

Глазами к ним т.нитесь.

Пр.глядывайтесь к облакам,

Пр.слушивайтесь к птицам,

Пр.клад.вайтесь к родникам,-

(Ни)что (не) повторится!

За мигом миг. за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Всё будет так – и всё не так

Через одно мгновенье!

А остальная часть класса пишет словарный диктант с комментированием.

Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра. не обидев отказом, недомогая от усталости.

— Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу. (Учитель вывешивает правильный вариант словарного диктанта.)

(Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями.)

Изучение новой темы.

Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».

Источник

Помогите с русским пожалуйста

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

Построить, услышать, завить, растаять.

Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

я тоже это делаю)

Упражнение 1.
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
1) Герасим шел не торопясь, не отпуская Муму с веревки.
2) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшло бахромой пены, сталкивая друг с другом.
3) Товарищи, заметив его беспокойство, ушли.
4) Изредка порывы ветра, принося с собой сухие листья, бросали их в костер.

Упражнение 2.
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2-3 деепричастиями составить и записать предложения.
1) Чувствуя надвигающуюся опасность, он резко отскочил в сторону.
2) Безмолвствуя, я вышел из зала.

Упражнение 3.
От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.
Построить — построив
услышать — услышав
завить — завив
растаять — растаяв

Упражнение 4.
Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не > страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
Совершенный вид: получив, прочитав.
Несовершенный вид: не глотая, не пропуская, вникая, анализируя, совершая, закрывая

Источник

Задания на деепричастия

Задания на формирование универсальных учебных действий

при изучении темы «Деепричастие»

Проставь пропущенные буквы. Подчеркни четвертое «лишнее».

Читайте также:  Нормально ли что чувствуется

Улыбаюсь, пугаясь, умываясь, болтая.

Пр…слонившись, ра…веселившийся, п…дойдя, зап…рев.

Пользуясь, мечтая, думая, подпрыгивая.

Пом…рившись, в…лнуясь, пр…готовившись, подск…чив.

Улыбаюсь , пугаясь, умываясь, болтая.

Прислонившись, развеселившийся , подойдя, заперев.

Пользуясь , мечтая, думая, подпрыгивая.

Помирившись, волнуясь , приготовившись, подскочив.

Замените, где возможно, глаголы деепричастиями.

Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Герасим шел, не торопясь, не отпуская Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. 3) Товарищи, заметив его беспокойство, ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая их в костер.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, плакать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

Замирая (я), плача (а), чувствуя (я), безмолвствуя (я), наслаждаясь (я), расстилаясь (я)

Найдите в тексте деепричастия, составьте слово из начальных букв деепричастий.

Я шутя говорил, что в десять лет они все у меня будут с высшим образованием.

Не печалься о сыне, злую долю кляня.

Охотясь за певчими птицами, я потерял счет времени.

Малыш старался нам рассказать свою историю, лепеча на своем языке непонятными нам фразами.

Актера встречали аплодируя.

Подбери соседу по парте текст с деепричастиями совершенного вида из учебника литературы.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Составь таблицу «Деепричастия совершенного и несовершенного вида». Распредели деепричастия в таблицу

Крича, действуя, примчавшись, столкнувшись, найдя, пройдя, идя, умывшись, принесши, окрикнув, вертясь, смотря, вглядываясь.

Примчавшись, столкнувшись, найдя, пройдя, умывшись, принесши, окрикнув

Крича, действуя, идя, вертясь, смотря, вглядываясь.

Составь план из пяти вопросов «Деепричастие как часть речи». Подготовь по этому плану устное сообщение.

Что такое деепричастие?

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Какое действие обозначает?

От какой части речи можно поставить вопрос к деепричастию?

Какая синтаксическая роль у деепричастия в предложении?

Из какого произведения эти предложения? Проставь необходимые знаки препинания.

А девочка тоже ползла по болоту не поднимая вверх высоко головы. Лось обирая осинку с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку. И он смело пошел вперед пересекая чистую поляну. Он еще мог бы сделав усилие вырваться из елани обратно. Затаив дыхание сидели дети на холодном камне дожидаясь когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.

А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку. И он смело пошел вперед, пересекая чистую поляну. Он еще мог бы, сделав усилие, вырваться из елани обратно. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.

«Кладовая солнца» М.М. Пришвин

Составь алгоритм «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов в предложении».

(деепричастный оборот)

Обособляется Не обособляется

Независимо от положения

2. Близко к наречию образа действия

3. Значение приближено к предлогу

5. Тесно связан со сказуемым

6. Ряд необособленных обстоятельств

Распространи данные предложения, используя деепричастные обороты.

Спортсмен догоняет соперника.

Фирма «Олимп» выполняет заказы.

Снег ложится на землю.

Птицы летят на юг.

Я иду домой, весело посвистывая в предвкушении теплой встречи родными.

Спортсмен догоняет соперника, опередив основных конкурентов.

Фирма «Олимп» выполняет заказы, специализируясь на поставке оборудования в спортивные магазины.

Снег ложится на землю, кружась белоснежными вихрями и покрывая все вокруг белоснежным покрывалом.

Птицы летят на юг, изредка издавая прощальные звуки.

Выполните морфемный разбор деепричастий.

Взвешивая, прислушиваясь, задержавшись, прочитав.

Часть речи. Общее значение.

Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.

Взвешивая – дееприч., н.ф. взвешивая, несовер. вид, переход., невозвр., неизм.

В предложении является обстоятельством.

Определите часть речи выделенного слова в предложениях.

Благодаря участию ферментов происходит сложный процесс разложения.

Он шел вприпрыжку, мысленно благодаря природу за солнечный день.

Благодаря (предлог) участию ферментов происходит сложный процесс разложения.

Он шел вприпрыжку, мысленно благодаря (деепричастие) природу за солнечный день.

Составь таблицу «Деепричастие». Подбери примеры из художественных текстов.

Совершенный или несовершенный вид

Переходное или непереходное

Возвратное или невозвратное

Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. («Записки охотника» И.С. Тургенев)

До самого полудня пролежал он, желая заснуть… («Петербургские повести» Н.В.Гоголь)

Женщина посвистала, пощёлкала пальцами, и пёс, немного поколебавшись, последовал за ней. («Собачье сердце» М.Н. Булгаков)

Составь таблицу «Причастие и деепричастие». Отобрази в таблице сходства и различия отглагольных форм.

Образуй от данных глаголов деепричастия. Составь с полученными деепричастиями словосочетания с существительными в винительном падеже и распределите их в две колонки по признаку переходности и непереходности

Строить, набирать, видеть, увидеть, убирать, бросать. шагать, чертить, блестя, шагнуть.

Блестя на солнце

Шагнув в бездну

Найдите в учебнике истории 5 предложений с деепричастиями и выпишите их, указывая страницу.

Попытки пробиться к нему (Балтийское море), отвоевав значительную территорию его северного берега, не привела к улучшению. Стр. 118

Государь умел подавлять буйство чувств и, остынув, спешил навстречу обиженному со словами примирения. Стр. 44

Желая пресечь всевозможные слухи о якобы спасшемся царевиче Дмитрии, Шуйский велел торжественно перенести останки из Углича в Архангельский собор Московского Кремля. Стр 17

Казаки несли пограничную службу, прежде всего охраняя рубеж Речи Посполитой. Стр 57

Закончив его (Шляхетский кадетский корпус), дворяне получали офицерский чин. Стр. 154

Найдите и запишите 10 глаголов несовершенного вида, которые не могут иметь формы деепричастия. Например, шить.

Читайте также:  Приветик как ваше настроение

Бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать,

Выполните проект «История деепричастий». Распределите обязанности в группе согласно плану работы.

Роль деепричастий в русской поэзии

Роль деепричастий в русской прозе

Образование деепричастий (морфемы)

Роль деепричастия в предложении

Исторические причины отделения деепричастий в отдельную часть речи

Подбери деепричастие и омонимичное ему существительное. Можно использовать падежные формы.

Пища (издавая звуки) – пища (еда)

Определи значение фразеологизма «работать засучив рукава», используя дополнительные источники информации. Какие типы словарей тебе потребуются?

Не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом.

Все дружно, засучив рукава принялись за дело.

(?) Из свободного словосочетания засучив рукава, т. е. завернув рукава кверху, чтобы было удобно работать. В Древней Руси верхняя одежда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Работать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их засучивали.

Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.

засучив рукава — усердно, прилежно, старательно, исправно, до посинения, не жалея сил, с превеликим усердием, истово, рьяно, не щадя сил Словарь русских синонимов. засучив рукава нареч, кол во синонимов: 15 • в поте лица (10) … Словарь синонимов

ЗАСУЧИВ РУКАВА — работать, взяться [за дело] Энергично, со всем усердием и старанием. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) работает или проявляет готовность к работе, прилагая при этом все усилия. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х работает засучив… … Фразеологический словарь русского языка

Засучив рукава — Разг. Экспрес. Усердно, старательно, энергично (делать что либо). Февраль на дворе, вот вот пригреет солнышко, и хлеборобу, засучив рукава, надо браться за дело И хотя в почву ещё не брошено зерно, не пробудилась нива, уже думает он о том, что… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Засучив рукава — Разг. Одобр. Усердно, старательно, энергично (работать). ФСРЯ, 396; БМС 1998, 507; ЗС 1996, 150, 482; Ф 1, 204; ФМ 2002, 403 … Большой словарь русских поговорок

засучив рукава делать что-л — в зн. нареч.; Усердно, старательно, энергично … Словарь многих выражений

работавший засучив рукава — прил., кол во синонимов: 35 • горбатившийся (60) • изнурявший себя тяжелой работой (34) • … Словарь синонимов

В учебнике литературы найди «Легенду о Данко» Максима Горького. Посчитай количество деепричастий, которые тебе встретятся.

Использовалось 15 деепричастий

Запиши данное предложение, используя современные нормы русского языка. Найди в дополнительных источниках информацию о том, какие правила словообразования существуют для деепричастий в разных говорах.

Во народ дает, да чаво токо не дадумафши!

До чего только не додумается народ!

Северные говоры: Деепричастия наст. времени с суффиксами –а-, -я-, -учи- образованы от основы наст. времени глаголов несов. вида, -учи (играючи)

Деепричастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени: на согласный с помощью суффикса – вши-, -мши-, -тши-, -лши-: уехавши, уехамши, уехатши, уехалши .

Используя учебник, составьте план рассказа «Деепричастие в нашей жизни»

Найди и выпиши из любого фразеологического словаря несколько фразеологизмов с деепричастиями. Подготовь к ним иллюстрации.

1) Какова тема и главная мысль текста?

3) Какие типы речи характерны для текста?

5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу?

Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.

Составьте небольшой текст из 10 предложений об осени, используя деепричастия.

Напиши небольшую сказку о том, как в русском языке появилась часть речи «Деепричастие».

Составь кроссворд «Деепричастие»

Образуйте деепричастия от глаголов в словосочетаниях выпучу глаза, затаю дыхание, высуну язык, задеру нос.

С получившимися фразеологизмами составьте связный текст.

Составь рассказ по картинке. Употреби не менее трех деепричастных оборотов в своем рассказе.

Найди в семейном фотоальбоме фотографию, где изображена вся твоя семья. Составь по фотографии небольшой рассказ. Не забудь употребить в тексте деепричастные обороты!

Найди в предложении деепричастие. Докажи, что оно в составе деепричастного оборота, приводя не менее трех аргументов.

Мальчики бросились врассыпную, едва завидев охранника с дубинкой.

Составь акростих на тему «Зима», применяя в каждой строчке деепричастие.

Работа в группе. Составьте небольшой связный текст о том, как вы изучали тему «Деепричастие». Прочитайте получившийся текст, используя разную интонацию.

Сопоставь две картинки и составь одно предложение, где глагол-сказуемое будет обозначать действие на первой картинке, а деепричастный оборот – действие на второй картинке.

Подбери из старых журналов вырезки фотографий и картинок на любую тему. Задание в парах: составь по картинкам соседа связный текст, употребляя в своем рассказе деепричастные обороты.

Составьте кластер на тему «Деепричастие как часть речи»

Списать пословицы, раскрыть скобки. Написать мини-сочинение о том, как вы понимаете одну из пословиц. Ответить на вопрос: как отрицательная частица помогает подчеркнуть глубокий смысл пословицы?

1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.

2. (Не) работая, сыт не будешь.

3. (Не) учась, и лаптя не сплетёшь.

4. Держи голову высоко, (не) поднимая носа.

Добавь в предложения деепричастие и деепричастный оборот. Какими красками теперь заиграла зима?

После короткой оттепели __________ свои ледяные плечи наступила зима. Закружила она колючими снегами _______________. Лес выглядит нарядно. Эту сказку сделала искусная рука скульптора, имя которому – природа.

Источник

Оцените статью