ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ
Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.
В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства. Особыми переживаниями окрашено отношение детей к своим родителям: мать и отец кажутся им самыми чудесными людьми на свете. Они делают множество комплиментов своим родителям, хотят во всем на них походить. Главный повод для радости — это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Малышей радуют общие лыжные прогулки, походы в лес, за ягодами, за грибами, на рыбалку. Дети охотно рассказывают о том, как в семье прошел праздник.
Главная причина огорчений дошкольников — разлад в семье. Дети отвечают: больше всего меня огорчает, когда мама с папой ссорятся. Детей расстраивают ссоры со сверстниками, несправедливость по отношению к ним. Кроме того, в этот возрастной период дети переживают много и таких огорчений, которые очень быстро проходят: «Поссорился с Мишкой, а потом помирился» (Белкина В. Н., 1998).
В то же время у дошкольника может возникнуть и чувство ревности:ему показалось, что брат или сестра (а в детском саду — другой ребенок) пользуется большим вниманием со стороны взрослых. Дети пытаются подавлять в себе чувство ревности, но оно все равно проявляется (Венгер -Л. А., Мухина В. С, 1973). Вот, например, появление в семье еще одного малыша очень часто вызывает терзания и ревность старшего ребенка. Это чувство может выражаться и очень острыми симптомами: разрушительными действиями, демонстративной потерей уже сформированных навыков самообслуживания (ребенок перестает одеваться сам, мочится в кровать), кашлем и кожными реакциями.
В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения.Эти чувства к семи годам приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности ребенка. У одних детей чувства гордости, самоуважения развиты сильно, они не допускают унижения ни со стороны взрослого, ни, тем более, со стороны сверстника. Другие постоянно находятся в чьем-либо подчинении, неспособны и не стремятся дать отпор обидчику. Чувства гордости и самоуважения являются одним из эмоцио-
ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 201
Эстетические чувства — чувства, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности. Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п. Праксические чувства — чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; приятная усталость от работы. |
нальных компонентов самооценки ребенка, во многом мотивируют его поведение.
Бывает, однако, и так, что эти чувства заслоняют от ребенка другого человека. Тогда появляется себялюбие, эгоизм,то есть стремление сохранять за собой право быть уважаемым всеми, не имея при этом обязанностей по отношению к другим.
Важное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства:чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. В дошкольном возрасте подобные художественные впечатления значительно обогащаются.
Формирование эстетических чувств неразрывно связано с нравственным развитием ребенка. Это объясняется тем, что эстетические чувства могут возникать у малыша и в процессе его повседневного общения с окружающим миром.
Наиболее яркие из интеллектуальных чувств— чувства удивления и любознательности. Эти чувства возникают уже на пороге дошкольного детства и отражают отношение ребенка к новым фактам реальной действительности, которые каждодневно открываются перед ним. Чувство удивления, возникающее как естественная реакция на новизну, благодаря поддержке взрослого является началом любознательности ребенка (Суббот-скийЕ. В., 1991).
Благоприятные условия для возникновения разнообразных эмоций и развития чувств создает деятельность ребенка.
Особую группу эмоциональных переживаний, непосредственно связанных с деятельностью ребенка, составляют так называемые праксические чувства(чувства, вызванные деятельностью, ее успехом и неуспехом, трудностями в осуществлении и завершении).
Наблюдения А. Д. Кошелевой по
казали такую закономерность: ус
пех в деятельности вызывает у
ребенка яркие положительные пе
реживания, но они могут не прояв
ляться бурно, а неуспех у этого же а Л _ , ,
, r ‘ J J «»«* ‘ vv, «Я умею ездить на велосипеде!».
малыша вызывает, наоборот, рез- Праксические чувства
202 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)
кое проявление неудовлетворенности. Неприятные переживания, связанные с какой-либо деятельностью, могут сохраняться в памяти ребенка достаточно долго, тогда он начинает чувствовать неуверенность в своих силах, бояться нового задания. У некоторых под влиянием неудач возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию, предметам (Кошелева А.Д., 1985).
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ
Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.
В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства.
Главная причина огорчений дошкольников — разлад в семье. Дети отвечают: больше всего меня огорчает, когда мама с папой ссорятся. Детей расстраивают ссоры со сверстниками, несправедливость по отношению к ним. Кроме того, в этот возрастной период дети переживают много и таких огорчений, которые очень быстро проходят: «Поссорился с Мишкой, а потом помирился» (Белкина В. Н., 1998).
В то же время у дошкольника может возникнуть и чувство ревности: ему показалось, что брат или сестра (а в детском саду — другой ребенок) пользуется большим вниманием со стороны взрослых. Дети пытаются подавлять в себе чувство ревности, но оно все равно проявляется (Венгер -Л. А., Мухина В. С, 1973). Вот, например, появление в семье еще одного малыша очень часто вызывает терзания и ревность старшего ребенка. Это чувство может выражаться и очень острыми симптомами: разрушительными действиями, демонстративной потерей уже сформированных навыков самообслуживания (ребенок перестает одеваться сам, мочится в кровать), кашлем и кожными реакциями.
В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения. Эти чувства к семи годам приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности ребенка.
созерцательное состояние; чувство
душевной мягкости, растроганности.
Важное место в р азвитии личности Интеллектуальные чувства —
ребенка занимают эстетические чувства: переживания, связанные с процессом
чувства прекрасного и безобразного, познания: чувство удивления и
чувство гармонии, чувство ритма, чувство любознательности, радость открытия
комического. В дошкольном возрасте истины и т. п. Праксические чувства
подобные художественные впечатления ч увств а , вы з ыв аемые
значительно обогащаются. деят ельностью , ее изменениями в ход е
Формирование эстетических чувств
неуспешностью,
неразрывно связано с нравственным развитием ребенка. Это объясняется тем, что эстетические чувства могут возникать у малыша и в процессе его повседневного общения с окружающим миром.
Наиболее яркие из интеллектуальных чувств — чувства удивления и любознательности. Эти чувства возникают уже на пороге дошкольного детства и отражают отношение ребенка к новым фактам реальной действительности, которые каждодневно открываются перед ним. Чувство удивления, возникающее как естественная реакция [ на новизну, благодаря поддержке взрослого является началом
любознательности ребенка (Суббот- скийЕ. В., 1991).
Благоприятные условия для возникновения разнообразных эмоций и развития чувств создает деятельность ребенка.
Особую группу эмоциональных переживаний, непосредственно
связанных с деятельностью ребенка, составляют так называемые
праксические чувства (чувства,
вызванные деятельностью, ее успехом и неуспехом, трудностями в
осуществлении и завершении).
Наблюдения А. Д. Кошелевой по казали такую закономерность: ус
пех в деятельности вызывает у ребенка яркие
реживания, но они
ляться бурно, а неуспех у этого же ,г ‘ 3 3 «»«* ‘ уу,
малыша вызывает, наоборот, рез
кое проявление неудовлетворенности. Неприятные переживания, связанные с какой-либо деятельностью, могут сохраняться в памяти ребенка достаточно долго, тогда он начинает чувствовать неуверенность в своих силах, бояться нового задания. У некоторых под влиянием неудач возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию, предметам (Кошелева А. Д., 1985).
Источник
1 8.5. Формирование высших чувств
Формирование высших чувств — моральных, эстетических, интеллектуальных — всегда социально по своему происхождению. Высшие чувства связаны с культурными традициями, обычаями, морально-этическими нормами и опосредуются разными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, символами, словами, разного вида искусством.
Основные характеристики высших чувств — опос- редованность, осознанность, произвольность. Именно они являются главным объектом воспитания, поскольку в них отражена связь индивидуальных и всеобщих интересов, связь с личностью, с общественной жизнью человека.
«Моральные чувства характеризуют субъективную моральную позицию личности и по своему социальному содержанию представляют собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия —к людям, к самому себе, отдельным явлениям общественной жизни и обществу в целом».
Мораль общества или определенного класса, нравственная идея, этические понятия усваиваются, превращаются в индивидуальные черты личности, формируют нравственный идеал. При совершении определенных действий в сознании человека возникают сравнения этих действий и их последствий с морально-этическим идеалом, выступающим в виде долга. При соблюдении моральных норм человек испытывает ярко окрашенные чувства — гордость, признательность, патриотизм, при отступлении — «угрызения совести», вины, раскаяния, сожаления. Моральные чувства — регуляторы поведе- ния. Совесть —это внутренний самоконтроль, регулирующий поведение.
Интеллектуальные чувства — это острый эмоциональный отклик на процесс познания и творчества. Все высшие познавательные акты — виденье с новой стороны объектов и явлений реальности, рождение идеи и замысла, открытие закономерностей, ясность мысли, чувство свободы и вдохновения в процессе ее воплощения одновременно — являются переживаниями, которые со времен Вундта называют интеллектуальными чувствами.
Познавательные чувства являются своеобразными стимуляторами начала творческого процесса, аккуму-лятором творческой энергии в ходе его протекания, регулятором исполнительной деятельности.
Эстетическое чувство — это переживание удовольствия, радости, восторга при восприятии красоты природы, человека и его творений. Оно базируется на коренной потребности человека в совершенствовании окружающего мира, выборе наиболее благоприятных условий для существования, переживании возможностей человека к соревнованию с природой по возможностям создания нового и более совершенного. Отсю-да все неблагоприятное для существования человека в природе, в физических и психических конструкциях человека, в социальном плане, не может вызвать эсте-тического чувства. Природная среда, физическое и психическое уродство, мешающие нормальному протеканию жизни, воспринимаеются как антиэстетическое явление, вызывают негативные переживания.
Эстетическое чувство всегда базируется на сочетаемости признаков, качеств предметов. Можно сравнить эстетический вкус со вкусом к пище, которая вызывает чувство удовольствия — неудовольствия в зависимости от сочетаемости продуктов и их пропорций. Суп из одних и тех же продуктов, но посоленный в меру или пересоленый — будет вызывать разные чувства при потреблении.
То же относится и к сочетанию признаков, вызывающих эстетическое чувство, которое держится на принципе «чуть-чуть». Известен вопрос, который ставили перед собой историки и философы. «Как бы развивалась история, если бы нос Клеопатры был чуть- чуть короче или длиннее?»
Гармония линий, цветовых сочетаний, композиционное расположение объектов также базируются на сочетаемости.
Четвертый фактор — направленное воспитание и самовоспитание чувств.
Воспитанию чувств уделяется в истории человечества большое внимание. Как свидетельствуют данные исследования начального становления человека (30 — 40 тысяч лет назад), воспитание нравственных чувств, готовности отдать свою жизнь в интересах рода при-сутствовало уже тогда. Основным принципом воспитания всегда являлось поощрение и наказание в реальной или загробной жизни (ад—рай), т.е. эмоции воспитываются через эмоции.
В работе Е.Л. Яковлевой, направленной на раскрытие, стимуляцию и поощрение индивидуальной неповторимости чувств как основы творчества, даны приемы их воспитания. Объектом такого воспитания являются следующие блоки:
«Я-Я» (Я в общении с самим собой);
«Я — другой»(Я в общении с другими);
«Я — общество» (как Я общаюсь с общественными
«Я — мир» (как Я исследую этот мир).
В разработанных ею тренингах, проводимых сре-ди школьников I-XI классов по специально разработанной программе и в специально отведенное время, основной акцент делается на способы пробуждения индивидуальных реакций. Каждый, кто прочтет ее книгу, может почерпнуть для себя много полезной информации и как педагог, и как художник.
В задачу каждого художника входит формирование профессионально-значимых чувств, без которых невозможно художественное творчество.
Для воспитания чувств необходимо знать, ЧТО можно и нужно воспитывать каждому художник, в чем заключается «культура чувств», необходимая для успешного осуществления профессиональной деятельности.
Каждая фаза творческого процесса требует развития определенных чувств и отношений к миру, к людям, к самому себе.
В первой фазе, подготовительной, как уже говорилось выше, ведущим является контакт со средой. От-сюда в формировании чувств ведущим становится от-ношение к миру, в центре которого для художника стоит человек, который имеет прошлое, существует в настоящем и должен перешагнуть в будущее. Именно по отношению к человеку должны формироваться чувства художника.
Прежде всего необходимо развивать оптимизм, который базируется на вере в силу и возможности человеческого разума. Для этого достаточно обратиться к истории, к тому, что достигнуто к настоящему времени разумом человека, когда сказочные образы, например «ковра-самолета», на глазах превращаются в быль, превосходящую сказочные мечты, и ракеты доставляют людей на Луну. Разум человека настолько всесилен, что он вмешивается в творчество самой природы, создает новые формы материи, покоряет пространство и время, обустраивает и эстетизирует среду. Без этой веры невозможно вести человека в будущее, менять его отношение к жизни, помогать ему видеть красоту и радость бытия и то, что мешает этому. Без веры в то, что люди поймут, что «так нельзя», не писали бы художники свои полотна, обличающие правду жизни. Тем более, что в настоящее время «на повестку дня» встала необходимость совершенствования самого человека, а не только окружающих условий и технических «слуг», облегчающих жизнь человека. Эта задача является прямой функцией искусства.
Второй объект — развитие эмпатического чувства, которое базируется на особом «понимающем» восприятии человека, умении входить в его состояние. Для этого необходимо научиться фиксировать свое внимание не только на отрицательных, но и на положительных тенденциях в развитии человека вообще, а также на структуре качеств каждого.
Талант художника заключается в том, что ему удается отыскать связь между «временным» и «вневременным» фундаментом человеческой психики, увидеть диалектически, а не односторонне, фиксировать вре- менные и отрицательные характеристики. Тенденция к одностороннему виденью человека появляется в наиболее сложные периоды перестройки, когда отрица-тельные качества превалируют над положительными; поскольку каждый человек стремится адаптироваться сам к среде, чтобы выжить, забывая об интересах остальных.
Такая тенденция проявилась, например, и у студентов ХГФ, будущих художников-педагогов, когда им было дано задание изобразить так называемого нового русского.
Такое умение видеть положительные стороны в людях, включенных в сложный процесс социальных преобразований, наряду с отрицательными их проявлениями, является залогом диалектического мышления и оптимизма, заставляет зрителя по-новому взглянуть на происходящее, вспомнить историю.
В Японии развитие диалектического мышления и творческого видения начинают со школьного возраста. Им дается задание наблюдать в повседневной жиз-ни и фиксировать в дневниках все положительные и новые тенденции в обществе, которые надо поддерживать и развивать, наряду с отрицательными явлениями, которые следует уничтожать или изменять.
Такое виденье способствует формированию «чувства эпохи», ее духа и всех противоречий, а также чувство долга, заключающегося в поддержании всего прогрессивного, слабо просматривающегося в груде негативных явлений и проявлений. Первым чувством, которое складывается у художника невольно, это чувство эпохи. Об этом очень хорошо пишет В.И.Рождественская: «он (художник) не может быть наемным работником, откликающимся только на «Социальный заказ», на нужды сегодняшнего дня. Чуткий к правде, живет тем, чем и окружающие его люди, только видит немного дальше и чувствует немного острее. Если художник переживает исторический и духовный опыт своего народа как свой собственный, он принадлежит и всему человечеству». Та же мысль прослеживается в многочисленных высказываниях и самих художников, и исследователей творчества (А.Блока, И.Тена и др.)
Для творчества необходима направленность на будущее. Однако это будущее не требует изменения или преобразования существующего человека как продукта эволюционного развития подобно созданию новых, более совершенных технических средств. В человеке заложены самой природой огромные потенциальные возможности уже в настоящем. Гете считал, что к людям надо подходить как к идеальным, и тогда их можно поднять на ту высоту, на которой вы хотите их видеть.
Задача искусства — пробудить эти потенциальные возможности человека, «сеять разумное, доброе, вечное» в настоящем, «сегодня и сейчас». Чтобы вслед за А.С.Пушкиным можно было сказать: «и долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшимпризывал».
Такая направленность творчества художника формируется через «чувство зрителя», базирующееся на желании внести свой вклад в совершенствование человека, помочь человеку разобраться в сложностях и противоречиях мира, дать ему «духовное лекарство». Тренируется это качество при постановке цели пробудить у зрителя то или иное чувство. Эта же цель побуждает и творчество.
Вспомним задание студентам изобразить «печальное дерево». Это задание спровоцировало на стандартное решение всех студентов — они изобразили почти одинаково дерево с опущенными ветвями по типу «плакучей ивы». Задание же нарисовать дерево, которое вызвало бы жалость к нему со стороны зрителя, вызвало «взрыв» творчества (см. рис. 15).
Такая ориентировка на чувства и мысли зрителя необходима при выполнении любого типа задания.
Для художника все начинается с умения видеть состояние объекта изображения — будь это неживой или живой предмет. Например, «цветок в поле», «цветок в вазе» и «цветок в пыли» — вхождение в их состояние можно сделать философским образом, отражающим человеческие судьбы, подобно «Башмаку» Ван Гога.
Эмпатическое виденье, установка на него, является условием для формирования интеллектуальных чувств, способности испытывать радость от открытий новых закономерностей. Именно эти открытия являются мотивом для творчества.
Следующее условие формирования оптимистического чувства — вера в свои силы и возможности — блок «Я-Я». Точно также как вера в силу человеческого разума может сформироваться на основании конкретных дел, формируется вера в свои силы на основании сделанного. Каждому человеку даны разум и способность к творчеству. Легче и труднее всего убедиться в этом на самом себе.
Для этого надо никогда не говорить себе, что что- то вы не умеете делать, обязательно попытаться сделать, найти способ преодоления неумения от простого к сложному. Таким образом человек учится ставить перед собой новые задачи, помогающие сформировать «творческий стиль деятельности», который базируется на преодолении неумений.
В формировании творческого стиля деятельности очень важно опираться на свои неповторимые индивидуальные качества. Такой стиль деятельности не может строить на чужом опыте, подражании, а напротив, ориентирует на то, что отличает вас от других, на собственные сильные стороны и достоинства. Как постоянно говорил Б.М.Теплов, одного и того же результата можно достигнуть, опираясь на свои индивидуальные природные задатки, на особенности динамики работоспособности. То же касается особенностей эмоциональной сферы. Как полагает Е.Л.Яковлева, именно эмоциональная сфера лежит в основе индивидуальности, а индивидуальность является основой творчества.
Рис. 15.6. Печальное дерево и дерево, которое жалко Изображение печального дерева в виде плачущего дерева
Рис. 15.В. Печальное дерево и дерево, которое жалко
Рис. 15.г. Печальное дерево и дерево, которое жалко
Однако эмоции могут служить препятствием для творчества и ими надо учиться управлять. Поэтому необходимо формирование действенного выхода из критических ситуаций не только внешних, но и внутренних циклов эмоциональных состояний. Как показывают эксперименты на животных и человеческая практика, выживают в критических ситуациях только те, которые не поддаются паническим эмоциям, направленно ищут выход из такой ситуации.
Для художников таким «действенным» выходом из критической ситуации и отрицательных эмоциональных состояний является творчество. Именно эти состояния — горя, гнева, страха, равнодушия и нежелания работать, — необходимо немедленно воплощать в изобразительном варианте. Обычно думать о другом содержании работы крайне трудно, особенно на начальных этапах. Изображая в любом варианте свое состояние, художник получает необходимую двигательную разрядку эмоций, которые сами, по своей природе, направлены на действие.
Кроме эмоциональной разрядки, художник получает возможность прочувствовать те образы, линии, краски, которые сопутствуют и являются выражением данных состояний. Помимо этого происходит своеобразная тренировка «эмоциональности рук», умения передавать через направленные движения ту или иную эмоцию. Особенно такому вниманию к ощущению эмоций в работах с пластическими материалами уделяет Вальдор- фская педагогика.
Таким образом, основным объектом в направленном развитии профессиональных чувств является оптимизм, вера в свои силы, действенный выход из кри-зисных ситуаций и состояний.
Для закрепления материала
Какие факторы сформировали ваши чувства-отношения к человечеству и человеку настоящего и будущего ?
Что является основой самоуважения и уверенности в своих силах?
Какие главные объекты тренировки чувств у вас?
Источник