- II. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
- Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения
- § 7. Общие закономерности эмоций и чувств
- § 4. Закономерности эмоций и чувств
- Читайте также
- Словарь чувств и эмоций
- 11. Проявления эмоций и чувств
- 36. Закономерности ощущений
- 59. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧУВСТВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ
- 85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ
- Психофизиологические закономерности
- Психофизиологические закономерности
- Глава третья «НЕЖНЕЕ, ЕЩЕ НЕЖНЕЕ!» или язык чувств и высшая школа эмоций
- 8.4. Закономерности старения
- Регулирование чувств и эмоций
- Возрастные закономерности
- Способы и приемы или закономерности
- Техника № 6 . Пробуждение чувств Сосредоточьте внимание на органах чувств и обретите покой
- Системы эмоций, чувств и интеллекта
II. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения
§ 7. Общие закономерности эмоций и чувств
Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования условного рефлекса.
Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.
Другая закономерность –- притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и всюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.
Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.
Различные чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст чувств.
Одна из закономерностей чувств – их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.
Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.
Одна из закономерностей эмоций – их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление «возмещения зла на слабом»).
В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы – амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца-алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь.) Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо «оправдательным» предлогом, искажением отдельных представлений.
Эмоции и чувства имеют внешнее выражение – экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств – мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.
Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта. Иное выражение эмоций радости; мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном состоянии.
Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные выражения (рис. 86). При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария – на его левой части. Левая и правая части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть «истинное» чувство. На правой же половине лица эмоции выражаются более проконтролированным левым («рациональным») полушарием[1].
Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение – использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге. Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Они – механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию. Мимика человека воспитывается социальной средой и служит средством адаптации к ней. Человек путем непроизвольного подражания усваивает от окружающих людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды, гнева, ненависти и любви, принятые в данном социуме.
Эмоционально выразительные движения лица и тела – мощное средство взаимодействия людей. Они служат первым средством общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они раскрывают наши мысли и намерения иногда более явно, чем слова.
Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению. «Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость; тот, кто не сдерживает проявление страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие»[2].
Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции остаются мощным фактором регуляции поведения даже в структуре волевого действия. Высшие эмоции органически включаются в волевую регуляцию человеческого поведения. Так, чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально значимых целей.
Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой, – противостоит текущим эмоциям. Волевые действия совершаются вопреки конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.
Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения недостаточна, но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции.
В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее значима и вероятна.
Эмоции социализированного индивида несут регуляционную «вахту» в содружестве с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и субъективного в психической деятельности человека.
Рис. 86. Мускулатура лица.
1 – Верхний орбитальный мускул. 2 – Ушной мускул. 3 – Малый скуловой мускул. 4 – Большой скуловой мускул. 5 – Щечный мускул. 6 – Мускул смеха. 7 – Подкожный мускул. 8 – Лобный мускул. 9 – Сдвигатель бровей. 10 – Пирамидальный мускул носа. 11 – Нижний орбитальный мускул. 12 – Квадратный мускул верхней губы. 13 – Круговой мускул рта. 14 – Квадратный мускул подбородка. 15 — Треугольный мускул подбородка.
Лобная мышца (8) сокращается при умственном напряжении, при внезапно возникшем внимании к объекту (сокращение лобной мышцы проявляется в горизонтальных складках лба и поднятии бровей). Сокращение мышцы верхнего века (1) усиливает выражение внимания и удивления. Умеренное сокращение верхней орбитальной мышцы обеспечивает проявление умеренного интеллектуального чувства; сильное ее сокращение выражает глубокую озадаченность. Редкое ее сокращение придает лицу выражение посредственности, интеллектуальной ограниченности. Сильное сокращение лобной мышцы при пассивности орбитальной придает лицу выражение растерянности. Плотно сомкнутые губы, сокращение круговой мускулатуры рта (13) свидетельствует о волевом напряжении.
Печаль выражается сдвигателем бровей (9), поднятием их внутреннего угла и опусканием наружного угла. На средней трети лба возникают поперечные складки, а на переносье – вертикальные складки. Злоба выражается сокращением пирамидальной мышцы носа (10). При этом брови принимают косое выражение за счет понижения их внутреннего угла, а на переносье появляются горизонтальные складки. Квадратная мышца верхней губы (12) при этом подтягивает носогубную складку, которая приобретает вогнутое положение. При этом приподнимается щека и на ней появляются выразительные складки, идущие от внутреннего угла глаза вниз. Радость выражается совместным сокращением скуловых мышц (3) и нижней орбитальной мышцы (11). Отвращение и презрение выражаются мышцами, относящимися к зрительному («презрение») и вкусовому («отвращение») восприятию. Упадок духа – опусканием углов рта. Расстройство, слезы – сокращением квадратной мышцы верхней губы и ритмическими сокращениями треугольной мышцы подбородка (15).
В заключение рассмотрим сводную таблицу различных характеристик эмоций (табл. 11).
Виды, свойства и закономерности эмоций и чувств
[1] В телевизионном диспуте между кандидатами на пост Президента США Кеннеди и Никсоном (1960) Никсон был виден зрителям со стороны менее контролируемой левой половины лица, что, по мнению американских психологов, поставило его в менее выгодное положение.
[2] Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. т. 5. М., 1953. С.919-920.
Источник
§ 4. Закономерности эмоций и чувств
§ 4. Закономерности эмоций и чувств
Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования и функционирования условного рефлекса.
Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.
Другая закономерность — притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.
Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.
Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст чувств.
Одна из закономерностей чувств — их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события.
Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой.
Одна из закономерностей эмоций — их переключаемость.
Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление вымещения зла на слабом).
В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы — амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца-алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь.) Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений.
Эмоции и чувства имеют внешнее выражение — экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств — мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.
Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария — на левой. Левая и правая части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть «истинное» чувство. На правой же половине лица эмоции выражаются более проконтролированным левым («рациональным») полушарием.
Виды, свойства и закономерности эмоций и чувств
Виды Свойства Закономерности эмоций чувств 1. Эмоциональный тон ощущений 1. Праксические 1. По качеству: положительные и отрицательные 1. Обобщенность 2. Эмоциональный отклик 2. Моральные 2. По влиянию на активность поведения: стенические и астенические 2. Контрастность 3. Настроение 3. Эстетические 3. По влиянию на сознательную контролируемость поведения: усиливающие или ограничивающие роль сознания 3. Суммация 4. Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация 4. Интеллектуальные 4. По глубине: глубокие и поверхностные 4. Компенсаторная переключаемость 5. По интенсивности: сильные и слабые 5. Взаимодействие амбивалентных чувств 6. Психосоматическая корреляция, связь с вегетативными сдвигами
Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение — использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге.
Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Это механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям понять друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию.
Эмоционально выразительные движения лица служат первым средством общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они раскрывают наши мысли и намерения иногда более явно, чем слова. Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению.
Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции остаются мощным фактором регуляции поведения даже в структуре волевого действия. Высшие эмоции органически включаются в волевую регуляцию человеческого поведения. Так, чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально значимых целей.
Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения недостаточна, но это не значит, что, чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции.
В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее значима и вероятна.
Эмоции социализированного индивида несут регуляционную «вахту» в содружестве с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и субъективного в психической деятельности человека.
В заключение рассмотрим сводную таблицу различных характеристик эмоций (табл. 6).
Читайте также
Словарь чувств и эмоций
Словарь чувств и эмоций Созидательная ответственность Вы рассматриваете результаты, которых добились, как если бы это было то, чего вы хотели. (Даже если вам кажется, что хотели вы совсем другого.) Используйте чувство ответственности не для того, чтобы порицать себя, а для
11. Проявления эмоций и чувств
11. Проявления эмоций и чувств Задачи занятия : научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей, а также развить собственную эмоциональную экспрессивность.Упражнение-разминка «Хлопки по коленям»Описание упражнения. Участники, сидя в
36. Закономерности ощущений
36. Закономерности ощущений К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может
59. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧУВСТВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ
59. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧУВСТВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ В этом вопросе мы рассмотрим понятие «чувство», его структуру и классификацию чувств.Под чувством понимается особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является
85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ
85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для
Психофизиологические закономерности
Психофизиологические закономерности Характеристика ощущений не исчерпывается психофизическими закономерностями. Для чувствительности органа имеет значение и физиологическое его состояние (или происходящие в нем физиологические процессы). Значение физиологических
Психофизиологические закономерности
Психофизиологические закономерности В зрительных ощущениях отчетливо проявляются все основные психофизиологические закономерности рецепторной деятельности — адаптация, контрастность, последействие, так же как и взаимодействие.Адаптацияглаза заключается в
Глава третья «НЕЖНЕЕ, ЕЩЕ НЕЖНЕЕ!» или язык чувств и высшая школа эмоций
Глава третья «НЕЖНЕЕ, ЕЩЕ НЕЖНЕЕ!» или язык чувств и высшая школа эмоций Теперь поставим вопрос ребром: как же нам общаться с ребенком, чему его учить, если он не понимает слов? Ну или, по крайней мере, не понимает их так, как нам бы того хотелось… На самом деле, все достаточно
8.4. Закономерности старения
8.4. Закономерности старения У разных пожилых людей имеются разные темпы старения: преждевременное, нормальное или «отставленное». Независимо от этого старение подчиняется общим законам онтогенеза, а именно гетерохронности, гетеротопности, разнонаправленности,
Регулирование чувств и эмоций
Регулирование чувств и эмоций Отношения привязанности становятся для ребенка самой первой школой, в обязательную программу которой входит ответ на вопрос «Что мне делать со своими потребностями и чувствами?». Развитие способности переживать, испытывать эмоции,
Возрастные закономерности
Возрастные закономерности ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в
Способы и приемы или закономерности
Способы и приемы или закономерности Есть два аспекта выработки: первый способ и приемы, то есть последовательность шагов, необходимых для выработки типа поведения, и второй — закономерности или правила, предписывающие, как, когда и почему эти типы поведения должны
Техника № 6 . Пробуждение чувств Сосредоточьте внимание на органах чувств и обретите покой
Техника № 6. Пробуждение чувств Сосредоточьте внимание на органах чувств и обретите покой Чем полнее вы погружаетесь в настоящий момент, тем меньше пребываете в своем разуме. Более того, активное осознание происходящего помогает полнее ощутить собственное сознание –
Системы эмоций, чувств и интеллекта
Системы эмоций, чувств и интеллекта В свете теории семейных систем функционирование и поведение человека во многом зависит от взаимодействия систем чувств и интеллекта с эмоциональной системой. С терминами «эмоция» и «чувство» часто возникает путаница, поскольку в
Источник