Закон речевого поглощения эмоций примеры

Закон речевого самовоздействия

Закон гласит: словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею или эмоцию у говорящего.

Из практики давно известно, что словесное выражение некоторой мысли позволяет человеку укрепиться в этой мысли, окончательно уяснить ее для себя. Если человек своими словами объясняет что-либо собеседнику, он сам лучше уясняет для себя суть рассказываемого. Ср. старый учительский анекдот – учительница говорит ученику: «– Ваня, я тебе уже 20 раз объяснила, сама наконец поняла, а ты все не поймешь»!

Известно из специальных исследований, что в счастливых семьях выше уровень так называемой вербальной любви, то есть в таких семьях больше говорят о любви друг к другу. Говоришь о любви – и больше любишь; говоришь, что зол, что ненавидишь – и больше ненавидишь; убеждаешь кого-либо в чем-то – и больше убеждаешься в этом сам. Таким образом, вербальная констатация идеи позволяет говорящему утвердиться в этой идее.

Именно закон речевого самовоздействия объясняет, почему можно, заставив себя принудительно улыбаться в трудной ситуации, действительно изменить свое настроение, улучшить его: «Маска веселости переходит в веселость», писал Д.Карнеги. То же самое и о плохом настроении, слезах: если поддаться слезам, унынию, начать много жаловаться, то эмоциональное и физическое состояние человека ухудшается: «Слезы порождают грусть, а не наоборот» (К.Лагне)».

На данном законе базируется так называемая аутогенная тренировка, в основе которой – словесные команды, отдаваемые человеком самому себе и регулирующие его психическое и физическое состояние: «Я спокоен, сердце бьется ровно, у меня хорошее настроение» и т.д.

Закон доверия к простым словам

Сущность закона коммуникативной простоты в следующем: чем проще твои мысли и слова, тем лучше тебя понимают и больше верят. Простота содержания и формы в общении — залог коммуникативного успеха.

Люди лучше воспринимают простые истины, потому что эти истины им более понятны, привычны. Многие из простых истин вечны, и поэтому апелляция к ним гарантирует интерес собеседников и их внимание. Интерес к вечным и простым истинам у людей постоянен.

Обращение к простым истинам – основа популизма в политике. Популизм неизменно имеет успех потому, что его носители говорят людям простые истины из набора тех, которые люди хотят услышать; популисты отвечают на те вопросы, которые волнуют людей.

Набор проблем, которые волнуют большинство людей, не очень велик. Д.Карнеги считал, что таких проблем три — собственность, здоровье и секс. П.С.Таранов дает более развернутый список того, чего «хотят люди»:

«1. Лидера (независимого, привлекательного, умного, способного генерировать свежие идеи и великолепно говорить).

2. Масштабных программ.

3. Ясных, понятных, коротких лозунгов.

4. Сильной власти.

7. Первостепенного обеспечения жильем и питанием.

9. Надежных ориентиров.

10. Бережного отношения к нравственным ценностям.

11. Очевидных, конкретных, близких результатов.

12. Твердого следования провозглашенным целям.

13. Не столько свободы, сколько равенства.

14. Баланса интересов различных социальных групп.

15. Заманчивых обещаний (Увы!)» (Секреты поведения людей, с.369)

Если человек получает простые ответы на перечисленные вопросы, он внимателен к тому, кто эти ответы дает, и склонен ему верить.

Закон притяжения критики

Формулировка закона такова: чем больше вы выделяетесь из окружающих, тем больше о вас злословят и тем больше людей подвергает критике ваши действия.

Выделяющийся человек всегда становится объектом повышенного внимания и «притягивает» к себе критику. А. Шопенгауэр писал: «Чем выше вы поднимаетесь над толпой, тем большее внимание вы привлекаете, тем больше будут о вас злословить». Он же отмечал, что «низменные люди получают огромное удовольствие от того, что находят недостатки или безрассудные поступки у великих людей».

Многих из нас очень огорчает злословие и несправедливая критика в наш адрес; вместе с тем к данному явлению необходимо относиться именно как к закону, как к неизбежности. Образец отношения к личным нападкам на него как политического деятеля демонстрировал президент США А. Линкольн: «Если бы я попытался прочесть все нападки на меня, не говоря уже о том, чтобы отвечать на них, то ничем другим заниматься мне было бы невозможно. Я делаю все, что в моих силах, и намерен так действовать до конца. Если конец будет благополучным, то все выпады против меня не будут иметь абсолютно никакого значения. Если же меня ждёт поражение, то даже десять ангелов, поклявшись, что я был прав, ничего не изменят». Американский менеджер Эл Ньюхарт писал: «Не обращайте внимания на тех, кто во всем пытается вам противоречить. Когда вы добьетесь успеха, насмешки обернутся поздравлениями. Те, кто смеялся над вами, станут смеяться вместе с вами».

Читайте также:  Как лежат коты по настроению

Притяжение критики – объективный закон, действующий в человеческом обществе, и нет смысла на него обижаться.

Источник

Закон речевого поглощения эмоций

Формулировка закона: при связном рассказе о переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает.

Выраженное в связном рассказе эмоциональное переживание (например, горе), будучи рассказанным и выслушанным, «исчезает» вместе со словами, которые были использованы для рассказа. Слова как бы впитывают, поглощают как губки выражаемую ими эмоцию, забирая ее у человека.

Использование данного закона известно в формулировке «поплакаться в жилетку» – если твою жалобу выслушали, посочувствовали, твое огорчение, расстройство, переживание значительно ослабляется, а часто и совсем уходит. Если же рассказать о горе некому, человек, особенно русский, очень тяжело это переживает. Вновь вспомним классическое описание М.Лермонтовым данного состояния души: «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. ».

У многих людей есть знакомые, к которым все ходят жаловаться: эти люди умеют выслушивать, и к ним ходят за психическим и эмоциональным сочувствием. При этом решающее значение приобретает именно сам рассказ, который должен быть сочувственно выслушан. Если человек рассказывает, как ему больно, то у него действительно меньше болит. Пожилые люди потому так любят рассказывать о своих болезнях, что это действительно доставляет им некоторое психическое и физическое облегчение. Один мудрый человек сказал: если больной после приема у врача не чувствует себя лучше, врач плохой. Ведь больной врачу жалуется, больного врач должен выслушать, посочувствовать, воодушевить.

Еще одной формой проявления данного закона является ни на кого не направленная эмоциональная речь, в том числе брань, ругательства, никому не адресованные: – Вот, черт! – Проклятье! – Черт возьми! и др., вплоть до самых крепких выражений.

Подчеркнем, что в таком употреблении ругательства выполняют функцию «выпуска пара» – безадресно выругался, и полегчало. Установлено, что если человек ударился ногой обо что-либо и при этом выругался себе под нос, нога меньше болит. Важно лишь иметь в виду, что в подобных случаях ругательства должны употребляться безадресно и никто их не должен слышать; употребление же их адресно (в лицо обидчику) приводит к усилению выражаемой говорящим эмоции.

Функция поглощения эмоции – одна из важнейших функций инвективной (бранной) лексики; следует только еще раз напомнить, что такие слова должны употребляться без свидетелей, чтобы не оскорблять общественную нравственность. Кстати, в функции поглощения эмоции может выступать любое слово, которое мы решим для этого использовать.

Закон эмоционального подавления логики

Данный закон гласит: в эмоциональном состоянии человек теряет логичность и аргументированность речи.

Если человек возбужден, то в его мыслительной деятельности начинает доминировать правое эмоциональное полушарие, а левое, логическое, отвечающее за рациональное мышление, за понимание и порождение связной речи, оказывается подавленным, как бы отключенным. Чем сильнее эмоция, тем слабее возможность человека воспользоваться своим левым полушарием, то есть логическим мышлением, разумом. Именно поэтому возбужденного человека логикой не возьмешь – он логику не воспринимает, не может мыслить логически.

Доминирующее у возбужденного (как и у пьяного) человека правое полушарие понимает преимущественно короткие, часто употребляемые фразы, отдельные конкретные слова, но плохо понимает рассуждения, очень плохо понимает связную речь и практически не воспринимает каких-либо аргументов.

Когда возбужденный человек говорит, он тоже пользуется в основном правым полушарием, которое не может обеспечить человеку связной речи, а поставляет ему лишь отдельные готовые фразы. Поэтому возбужденный человек и сам неубедителен, когда говорит, и не воспринимает логичную речь.

Следствием из закона эмоционального подавления логики можно считать следующее суждение: возбужденному человеку не надо ничего доказывать и убеждать его в чем-либо, с ним нужно общаться эмоционально, демонстративно не спорить, соглашаться с ним и постепенно снижать уровень его эмоционального возбуждения, успокаивать его, чтобы в конце концов «включить логику».

Читайте также:  Добрый день хорошего настроения удачного дня гифы

Рассмотренные нами законы общения не исчерпывают списка коммуникативных законов, которые могут быть выделены. Это, по-видимому, лишь наиболее яркие, лежащие «на поверхности» общения. Знание их, умение их распознать, сознательно использовать, а иногда и противостоять им – важная составляющая коммуникативной грамотности носителя языка.

Принципы (универсальные правила) бесконфликтного общения

Принципы объединяют универсальные правила общения. Применительно к принципам бесконфликтного общения можно говорить по крайней мере от трех принципах:

Принцип первый: принцип терпимости к собеседнику

Принцип гласит — «Принимайте собеседника таким, каков он есть».

Принцип второй: принцип благоприятной самоподачи

Принцип гласит: «Добивайтесь расположения собеседника, стремитесь понравиться ему».

Принцип третий: принцип позитива(минимизации негативной информации)

Принцип гласит: «Сведите к минимуму сообщаемую собеседнику негативную информацию, давайте максимум позитивной информации».

Соблюдение перечисленных принципов обеспечивает собеседникам бесконфликтное общение.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (622)
  • ТОНКИЕ ТЕЛА (356)
  • КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (351)
  • ЦЕЛИТЕЛЬСТВО (344)
  • АНГЕЛЫ БОГИ (342)
  • ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ , НАМЕРЕНИЕ (335)
  • РУСЬ (289)
  • МОИ ЗАНЯТИЯ (287)
  • МЕДИТАЦИИ (247)
  • АСТРОЛОГИЯ НУМЕРОЛОГИЯ (214)
  • ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ВИДЕО (212)
  • ДЕНЬГИ (212)
  • Практики, (188)
  • ОБЕРЕГИ ТАЛИСМАНЫ (176)
  • Магия-слова (173)
  • Заговоры (167)
  • руны, символы (158)
  • ЧАКРЫ (152)
  • Свадьба с ЛЮБОВЬЮ! (147)
  • МОИ ЗАМЕТКИ (147)
  • ПЕСНИ КЛИПЫ (122)
  • ЕГИПЕД АФРИКА,ИНДИЯ,ПЕРУ, ТИБЕТ (108)
  • КАРТИНЫ РИСУНКИ (101)
  • ГОРМОНЫ мозг ДНК (96)
  • СНЫ И СНОВИДЕНИЯ (88)
  • ПОЭЗИЯ ПРОЗА (86)
  • ТАЙНЫ (86)
  • РАСКОПКИ И АРТЕФАКТЫ (83)
  • ВИДЕО ЗАБАВЫ Приколы (82)
  • БОСС — КУДРЯШОВ (82)
  • Магия (80)
  • СЕМЬ ЧУДЕС (79)
  • ЧЕТЫРЕ СТИХИИ (76)
  • ЧТО ЧИТАЮ (74)
  • Все для стройности (68)
  • ФОТО (67)
  • психология (66)
  • ДРУЖУ С КОМПОМ (59)
  • ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ Заратустра (49)
  • Камни Миниралы Драгоценности (49)
  • ВКУСНЯТИНКИ (49)
  • НАУКА Сильва (48)
  • МАНТРЫ (46)
  • Зеланд Трехлебов (42)
  • УМЕЛЫЕ РУЧКИ (42)
  • МУЛЬТИКИ дети (42)
  • СМАЙЛИКИ (40)
  • ТАНЦЫ (33)
  • ДЕМАГОГИЯ (30)
  • МАНДАЛЫ ЯНТРЫ (30)
  • Массаж, су джок, (26)
  • Шерстенников Губанов Жикаринцев (25)
  • ЯСНОВИДЕНИЕ ЯСНОСЛЫШАНИЕ ИНТУИЦИЯ (25)
  • дыхание (23)
  • ЗВЕРИ И ЗВЕРЬКИ (20)
  • ТОТЕМ ШАМАНИЗМ (19)
  • Соционика (19)
  • Банька (7)

Музыка

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Закон речевого общения.

Суббота, 24 Сентября 2011 г. 12:41 + в цитатник

Важной составляющей науки о речевом воздействии являются законы общения. Основные из этих законов таковы.

Закон зеркального развития общения.

Этот закон легко наблюдаем в общении. Сущность его может быть сформулирована следующим образом: собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника. Это делается человеком автоматическим, практически без контроля сознания.

Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий.


Этот закон может быть сформулирован так: чем больше коммуникативных усилий затрачено, тем выше эффективность общения.

Закон прогрессирующего нетерпения слушателей.

Данный закон формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.

Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера.

Этот закон означает: чем больше людей вас слушают, тем ниже средний интеллект аудитории. Иногда это явление называют эффектом толпы: когда слушателей много, они начинают хуже «соображать», хотя личный интеллект каждого отдельного человека при этом, конечно, сохраняется.

Закон первичного отторжения новой идеи.

Сформулировать закон можно следующим образом: новая, непривычная идея, сообщенная собеседнику, в первый момент им отвергается. Другими словами, если человек вдруг получает информацию, которая противоречит сложившемуся у него на данный момент мнению или представлению, то первая мысль, которая приходит ему в голову — что эта информация ошибочна, сообщивший ее не прав, эта идея вредна, принимать ее не надо.


Закон ритма общения.

Данный закон отражает соотношение говорения и молчания в человеческом общении. Он гласит: соотношение говорения и молчания в речи каждого человека — величина постоянная. Это значит, что каждому человеку необходимо в день определенное время говорить и определенное время молчать.

Закон речевого самовоздействия.

Закон гласит: словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею или эмоцию у говорящего.
Из практики давно известно, что словесное выражение некоторой мысли позволяет человеку укрепиться в этой мысли, окончательно уяснить ее для себя. Если человек своими словами объясняет что-либо собеседнику, он сам лучше уясняет для себя суть рассказываемого. Ср. старый учительский анекдот — учительница говорит ученику: «- Ваня, я тебе уже 20 раз объяснила, сама наконец поняла, а ты все не поймешь»!

Читайте также:  Когда мужчина чувствует конкуренцию

Закон отторжения публичной критики.

Формулировка закона: человек отторгает публичную критику в свой адрес.
Любой человек имеет высокую внутреннюю самооценку. Мы все внутренне считаем себя весьма умными, знающими и правильно поступающими. Именно поэтому любое получение, критика или непрошенный совет в процессе общения воспринимается нами как минимум настороженно — как покушение на нашу самостоятельность, демонстративное сомнение в нашей компетентности и способности принимать самостоятельные решения. В условиях, когда критика осуществляется в присутствии других людей, она отвергается практически в 100% случаев.

Закон доверия к простым словам.

Сущность этого закона, который еще можно назвать законом коммуникативной простоты, в следующем: чем проще твои мысли и слова, тем лучше тебя понимают и больше верят. Простота содержания и формы в общении — залог коммуникативного успеха. Говорите просто, давайте простые советы — и люди пойдут за вами, поверят вам.
Люди лучше воспринимают простые истины, потому что эти истины им более понятны, привычны. Многие из простых истин вечны, и поэтому апелляция к ним гарантирует интерес собеседников и их внимание. Интерес к вечным и простым истинам у людей постоянен.
Обращение к простым истинам — основа популизма в политике.

Закон притяжения критики.

Формулировка закона такова: чем больше вы выделяетесь из окружающих, тем больше о вас злословят и тем больше людей подвергает критике ваши действия.
Выделяющийся человек всегда становится объектом повышенного внимания и «притягивает» к себе критику. А. Шопенгауэр писал: «Чем выше вы поднимаетесь над толпой, тем большее внимание вы привлекаете, тем больше будет о вас злословить».

Закон коммуникативных замечаний.

Формулировка закона: если собеседник в общении нарушает некоторые коммуникативные нормы, другой собеседник испытывает желание сделать ему замечание, поправить его, заставить изменить его коммуникативное поведение.
Так, если собеседник начинает кричать на нас, нам всегда хочется сказать ему: — Перестаньте кричать! Если он стал говорить тихо, нам хочется сказать: — Говорите громче! Если он начинает командовать, распоряжаться, мы говорим: — А почему вы здесь командуете? Стесняющемуся человеку мы говорим: — Смелее, не стесняйтесь! Хвастуну: — Что это вы расхвастались? и т.д.

Закон ускоренного распространения негативной информации.

Суть данного закона хорошо передает русская пословица «Плохие вести не лежат на месте».
Негативная, пугающая, способная повлечь изменения в статусе людей информация имеет тенденцию к более быстрому распространению в группах общения, нежели информация позитивного характера. Это связано с повышенным вниманием людей к отрицательным фактам — в силу того, что положительное быстро принимается людьми за норму и перестает обсуждаться.

Закон искажения информации при ее передаче(«закон испорченного телефона»).

Формулировка закона такова: любая передаваемая информация искажается в процессе передачи в степени, прямо пропорциональной числу передающих ее лиц.
Это означает, что чем через большее число людей передается та или иная информация тем больше вероятность искажения этой информации.

Закон отклонения публичной критики.

Закон этот гласит: когда осуществляется публичная критика кого-либо по тому или иному вопросу, и при этом присутствует человек, у которого есть аналогичные недостатки, но его лично в данный момент не критикуют, этот человек критику от себя практически всегда отводит, считая, что «у него — совсем другое»
Человек как бы не прилагает к себе критику по аналогии.

Закон детального обсуждения мелочей .

Знать этот закон особенно важно, когда мы обсуждаем что-либо коллективно. Формулировка закона: люди охотнее сосредоточиваются на обсуждении незначительных вопросов и готовы уделять этому больше времени, чем обсуждению важных проблем.
Американский социолог и писатель С. Паркинсон приводит убедительный пример действия данного закона: обсуждение выделения многомиллионного кредита на строительства атомного реактора занимает у управления компании две минуты, а дискуссия по проблеме утверждения суммы в 35 шиллингов в месяц на кофе для заседаний некоего комитета — час с четвертью.

Закон речевого усиления эмоций.

Формулировка закона: эмоциональные выкрики человека усиливают переживаемую им эмоцию.

Закон речевого поглощения эмоции.

Формулировка закона: при связном рассказе о переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает.

Закон эмоционального подавления логики.

В условиях эмоционального возбуждения человек плохо говорит и плохо понимает обращенную к нему речь.
—————-

Из статьи И.А. Стернина «Речевое воздействие как интегральная наука»

Процитировано 7 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Оцените статью