Закон общего эмоционального знака это

Воображение и эмоции

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. В особенности детская игра, которая теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Люди получают высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения. В прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: « . всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству». Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение. Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения». Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в поведении детей. Дети любят сочинять и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля. (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 1999. с.79)

Можно сделать вывод, что, используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Ребенок включает свое мышление и начинает придумывать и воображать, значит, мышление является основополагающим процессом после познавательных для осуществления воображения.

Психические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновен .

Общие и специальные способности
Стремление показать уникальность отдельных профессий с точки зрения их обусловленности личностными качествами привело к многочисленным исследованиям в области педагогических, музыкальных, организаторских способностей, но это не прояснило .

Кризис 3-х лет
Ранний возраст – это период от 1 до 3 лет. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные фор .

Источник

Эмоции и воображение

Под воображением понимают процесс создания частично или полностью новых образов. Условием его возникновения является наличие в значительной степени неопределенной проблемной ситуации, разрешение которой субъект не может обеспечить привычными для него средствами и способами. По степени целенаправленности и намеренности различают произвольное( творческое — мечта, фантазия, и репродуктивное) и непроизвольное (грезы, сновидения) виды воображения. Для всех видов воображения характерен отлет от действительности, который все же сохраняет логику, отражающую объективные закономерности связей и отношений действительности. Актуализируясь в значимых для личности ситуациях, воображение способствует самовыражению, самосовершенствованию личности (12; 18).

Связь эмоций и воображения особенно явно обнаруживается в психических состояниях тревоги, фрустрации, в состояниях, связанных с длительным неудовлетворением физиологических потребностей, в соревновательных ситуациях, в идеаторности эмоций. Очевидно, что эта связь играет значительную роль в развитии высших психических функций человека и в его творческой созидательной деятельности. Однако под влиянием эмоций может иметь место психотравмирующий эффект разыгравшегося воображения, содержание которого вынуждает человека осуществлять негативные предвосхищения и приписывания, неадекватно действовать. В этом плане изучение закономерностей связей эмоций и воображения представляет интерес как для собственно психологической, так и для психотерапевтической практик.

К основным закономерностям связей эмоций и воображения отнесем:

Выраженные эмоциональные состояния, как следствия напряжения и неудовлетворения потребностей, актуализируют процессы непроизвольного и произвольного видов воображения. Последние рассматриваются как явления компенсаторного характера, позволяющие человеку вести «жизнь в мире фантазий, в котором мы стараемся сгладить недостатки реального мира, воображая себе исполнение наших желаний» (26, с. 377). «Царство фантазии существует со всеобщего согласия человечества, и всякий, испытывающий лишения, ждет от него облегчения и утешения» (25, с. 240). Воображение описано в психологической литературе как следствие выраженной и обострившейся тревоги, фрустрации потребностей, невозможности разрешения жизненных ситуаций. В этом плане действительно можно говорить, что фантазируют несчастливые люди.

Читайте также:  С каким то волнующим чувством

Содержание воображения может зависеть от ведущего по знаку самоотношения, эмоционального состояния (14), эмоциональности человека (16). К. Изардом приводятся результаты (Дж. Сингер, Дж. Антробус) факторного анализа грез, свидетельствующие о наличии определенных устойчивых стилей: виновато-дисфорического (самообвинение, враждебность, стремление к высокому уровню достижений и озабоченность возможными неудачами), растерянного (сбивчивость, страх), планирующего (положительное эмоциональное содержание, ориентированность на будущее) (14). Красноперова О.А., Панченко А.Л. (16) приводят данные, что содержание сновидений зависит от эмоциональности: лица с выраженной невротичностью, тревожностью, экстравертированностью желают иметь сновидения в значительно большей степени, чем лица с полярными характеристиками.

Существует обратное влияние воображения на эмоции, описанное как закон творческого воображения (21) и способствующее активизации творческой деятельности человека.

Взаимовлияние эмоций и воображения проявляется в законе двойного выражения чувств (9; 10). Согласно последнему, возникшая эмоция, актуализируя процессы воображения, может разрешить себя в образах фантазии и в силу этого ослабляется. «Если мы излили наш гнев в нашей фантазии, он в наружном проявлении скажется чрезвычайно слабо» (10, с. 262). Но может быть и другой исход: образы фантазии могут стать внутренним раздражителем для новой эмоциональной реакции, которая, в свою очередь, усиливает первичную эмоцию. Подобного рода взаимовлияния описаны А. Стендалем в трактате «О любви» как феномены «кристаллизации».

Закон общего эмоционального знака: «впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь» (9, с. 14).

Источник

Закон общего эмоционального знака это

« Психология и социология»/7 Общая психология

К.пс.н. доцент Пузеп Л.Г.,

Студент 4 курса профиль «Практическая психология в образовании»

филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, Россия

комплекс неполноценности и творческое воображение подростков

Исследовано проявление комплекса неполноценности и творческого воображения подростков. Рассмотрена проблема компенсации комплекса неполноценности в процессе творческой деятельности. Приводятся результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: комплекс неполноценности, творческое воображение, индивидуальность, подростки.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни, в том числе и в подростковом возрасте. Особенностью рассматриваемого возрастного периода является и то , что большое количество подростков сталкивается с проблемой комплекса неполноценности, поэтому важно знать, как он влияет на различные психические процессы, в том числе и творческое воображение.

Цель данной работы: выявить проявление комплекса неполноценности и творческого воображения у подростков.

Исследованием проблемы комплекса неполноценности занимался австрийский психолог Альфред Адлер. В его индивидуальной теории личности, стремление к преодолению комплекса неполноценности, является движущими силами развития человека.

Комплекс неполноценности — теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности.

А. Адлер был одним из ближайших учеников и сподвижников З. Фрейда и одним из первых отступников от классического психоанализа. В середине 1910-х гг. А. Адлер отошел от З. Фрейда и создал оригинальную психотерапевтическую концепцию, названную им индивидуальной психологией. В её основе — критика пансексуализма фрейдовского психоанализа и представление о том, что неврозы формируются благодаря социальным аспектам и связаны со стремлением личности утвердиться в социуме, со стремлением к власти.

В основе невроза, согласно концепции А. Адлера, и лежит комплекс неполноценности — заложенное в раннем детстве болезненное чувство своей никчемности, которое невротик стремится победить путем гиперкомпенсации, стремясь к неадекватному господству над близкими и в идеале над всеми людьми.

«Любой невроз, — пишет А. Адлер, — может пониматься, как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства» [1, с. 31].

Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает так называемый комплекс превосходства — человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность. Верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы — материальные и статусные.

А. Адлер писал: «Наиболее распространенная форма, в которой возникающее в детстве чувство неполноценности пытается избежать разоблачения, заключается в возведении компенсаторной надстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизни. Человек борется здесь за свое признание, пытается его завоевать, — человек, постоянно стремящийся вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства над своим окружением или стремящийся уклониться от решения своих жизненных задач». Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру [1].

Читайте также:  Хорошего настроения вам коллеги

Из истории известны примеры, когда стремление преодолеть свою неполноценность приводило к выдающимся результатам. Так, Демосфен, с рождения страдавший дефектами речи, благодаря своему стремлению справиться с недугом стал величайшим оратором. Или, к примеру, легендарный полководец А. Суворов — в детстве он был крайне слабым и болезненным, однако ценой самоотверженных упражнений сумел добиться исключительной физической стойкости и выносливости.

Болезненное переживание собственной неполноценности может породить у человека неуверенность в своих силах, что создает ему многочисленные проблемы. Если переживания своей неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, он утрачивает способность к развитию своих творческих сил и дарований.

Источник идей и для творчества, и для бизнеса, и для любви может являться воображение. Бурно развивающееся воображение оказывает сильное влияние на формирование личности. В силу специфичности того, что жизнь стала более эмоциональной, подросток чаще всего погружается в какое-то одно значимое переживание, вот тогда особенно сильно проявляется действие законов общего эмоционального знака и эмоциональной реальности воображения. Сущность закона общего эмоционального знака состоит в том, что всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет подростком в данную минуту. Впечатления и образы, имеющие общий эмоциональный знак, т. е. производящие сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности не существует налицо.

Закон эмоциональной реальности воображения проявляется в том, что всякое построение фантазии обычно влияет на чувства, и если это построение и не способствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим чувством. Из-за процесса перестройки, постепенной дифференциации воображения, представления, фантазии, продукты собственного воображения нередко могут стать настолько реальными, что подросток непроизвольно пытается воплотить их в жизнь либо в какой-то конкретной деятельности, либо в рассказах о них, делающих их как будто бы реальными.

Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность. Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Творческое воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи творческого воображения.

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности, которые составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения. Направленность на результат является одним из важнейших условий продуктивности и полноценности творческого процесса [4 с. 33-41].

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма творческого воображения, как мечта — образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков.

Исследуя развитие воображения у подростков Л.С. Выготский отмечал, что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростков, Л.С. Выготский писал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии» [3].

Читайте также:  Чувство неловкости по другому

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер характеризовал подростковый возраст как возраст начала качественного «врастания в культуру». Ребенок начинает усваивать и принимать «врастать психикой» в объективный и нормативный дух эпохи. Поэтому он утрачивает столь характерное для младшего школьника преобладание более чистого восприятия в способности к «сцеплению и антисцеплению». Всё более начинает доминировать способность к «сцеплению». Несколько утрачивая способность к «антисцеплению», ребенок невольно склоняется в трактовке явлений к шаблонным точкам зрения. Это наиболее характерно при касании тех областей человеческой культуры, которые наименее актуальны для подростка и в которых он наименее склонен к поиску собственных идей [цит. по 6].

Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я-концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса – его направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка. Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка. Противоречиям, могущим возникнуть в процессе становления «Я-концепции» подростка, свойственно негативно влиять на развитие творческих способностей путём снижения самооценки подростка и уверенности в своих силах и возможностях. Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно-личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат.

Из противоречий возникающих в этом возрасте и влияющих на развитие творческих способностей можно выделить стремление подростков к социальной мимикрии и в то же время желание выделится в группе сверстников.

Таким образом, значение функции творческого воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Подростковый возраст – сензитивный период в восприятии отношения окружающих. В этот период может формироваться комплекс неполноценности за счет того, что взрослые ставят в пример подростку других детей, а также подростки сами начинают сравнивать себя с другими. Особенностями проявления комплекса неполноценности в данном возрасте является:

— аспект самоотношения, который проявляется в эмоциональном и содержательном плане веры в свои силы;

— самостоятельность – оценка своих способностей и возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным;

— понимание самого себя;

— ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих;

— проявление интереса к собственным мыслям и чувствам;

— готовность общаться с собой «на равных»;

— уверенность в своей интересности для других;

— дружественность или враждебность к собственному «Я», одобрение себя в целом или виденье в себе преимущественно только недостатков, низкую самооценку;

— готовность к самообвинению;

— эмоциональные реакции на себя, как раздражение, презрение, вынесение самоприговоров.

Одним из способов компенсации комплекса неполноценности является стремление к позитивному переживанию чувства компетентности, стимулирующее различные виды деятельности, в т.ч. творческую, в которых возможен реальный или мнимый успех.

Методика отслеживания проявления комплекса неполноценности и творческого воображения была нами применена в эмпирическом исследовании, в котором приняли участие 37 подростков в возрасте 14-16 лет, учащиеся общеобразовательной школы г. Тары.

Выявление наличия комплексов у испытуемых осуществлялось с помощью методики диагностики комплекса неполноценности [5], по результатам которой можно констатировать степень проявления комплекса неполноценности. Данная методика содержит шкалу лжи. Если испытуемый не набрал одинаковое количество баллов в трех парах ответов, то общий результат теста можно считать случайным, недостоверным. Анализ результатов исследования по шкале лжи оказал, что недостоверные ответы у семи человек. Поэтому в дальнейшем исследовании приняли участие 30 подростков, из которых у пяти человек наблюдается проявление комплекса. Остальные испытуемые знают о своих недостатках, но незакомплексованы по поводу их проявления. Они объективно оценивают себя и сами регулируют свое поведение, справляются с возникающими проблемами.

Изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения осуществлялось с помощью методики изучения творческого воображения «Круги» [2]. Данная методика определяет три показателя творческого воображения: скорость, гибкость и оригинальность. Обозначенные показатели творческого воображения определялись у испытуемых с выявленным комплексом неполноценности и без него отдельно. Для подсчёта скорости считалось количество рисунков, затем вычислялось среднее значение для группы испытуемых с комплексом и без комплекса отдельно.

Чтобы определить гибкость, все рисунки распределялись по четырём группам, затем считалось количество переходов от одной группы рисунков к другой, после этого так же считалось среднее значение для обеих групп.

Для определения оригинальности, складывалось количество оригинальных рисунков в каждой группе и так же вычислялось среднее значение проявления данного показателя.

Средние значения по показателям скорость, гибкость, оригинальность у испытуемых обеих групп представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 – Средние значения показателей развития творческого воображения подростков

Источник

Оцените статью