Закон эмоциональности требует от говорящего сделать речь

Закон эмоциональности

Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует» (21, 90). Еще древние риторики говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них — это метафора (Смотри главу «Элокуция»). Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.

Закон удовольствия

Четвертый закон риторики — закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Как сделать речевое общение приятным? Прежде всего созданием игровой установки, «загадок», которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов — вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю — это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.

Вопросы для самопроверки и размышления.

1. Почему первый закон риторики назван законом гармонизирующего диалога? В каком отношении к нему находятся остальные три? Раскройте риторический смысл терминов «гармонизирующий» и «диалог»?

2. Какие принципы речевого поведения должен соблюдать говорящий, чтобы « возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово»?

3. Как составить «портрет» вашего будущего слушателя, адресата?

4. Почему второй закон риторики назван законом продвижения и ориентации адресата? Как его выполнять?

5. Как называется третий закон риторики? О чем он гласит?

6. Назовите и сформулируйте четвертый закон риторики? Возможно ли его проявление в неприятных или трагических ситуациях?

Источник

Закон эмоциональности

Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует» (21, 90). Еще древние риторики говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них — это метафора (Смотри главу «Элокуция»). Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.

Закон удовольствия

Четвертый закон риторики — закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Как сделать речевое общение приятным? Прежде всего созданием игровой установки, «загадок», которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов — вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю — это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.

Вопросы для самопроверки и размышления.

Читайте также:  Добрый вечер позитивного настроения

1. Почему первый закон риторики назван законом гармонизирующего диалога? В каком отношении к нему находятся остальные три? Раскройте риторический смысл терминов «гармонизирующий» и «диалог»?

2. Какие принципы речевого поведения должен соблюдать говорящий, чтобы « возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово»?

3. Как составить «портрет» вашего будущего слушателя, адресата?

4. Почему второй закон риторики назван законом продвижения и ориентации адресата? Как его выполнять?

5. Как называется третий закон риторики? О чем он гласит?

6. Назовите и сформулируйте четвертый закон риторики? Возможно ли его проявление в неприятных или трагических ситуациях?

Глава 1.5. Контакт с адресатом, чувство аудитории

Источник

Третий закон – закон эмоциональности речи

Третий закон риторики требует, чтобы оратор эмоционально переживал то, о чем говорит, чтобы не оставить слушателя равнодушным. Этот закон требует от говорящего работы чувства, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать её выразительной – экспрессивной. При этом риторика как искусство требует и здесь соблюдения гармонии: степень, сила выражаемых говорящим эмоций должны быть подчинены чувству меры, а характер этих эмоций должен соответствовать характеру адресата и особенностям речевой ситуации. Закон эмоциональности речи реализуется в риторике с помощью особых принципов их использования в речи. Первое место из этих средств занимает, пожалуй, метафора. Тот же Стефан Яворский, например, писал: «в ярости глас подобает бытии яр, в печали уныл и густ; во страсе униженный, добрый, унылый»; «Да изменится лице по различию слова, и да будет лице овогда ласково, овогда печально, овогда весело».

Четвёртый закон риторики – закон удовольствия

Четвёртый закон риторики закон удовольствия — гласит, что эффективная коммуникация возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Это на значит, что адресата нужно непрерывно смешить, развлекать. Приятно слушать речь, если слушать её легко. Именно последнему служат принципы риторики, о которых мы говорили выше. Неприятны излишние усилия и то, что делается по принуждению, говорил Аристотель. Адресат же речи, особенно публичной, поставлен не в слишком завидное положение: некоторое время он должен сидеть смирно, да к тому же ещё и молча. Больше того, он вынужден делать постоянные усилия, чтобы понимать, о чем сообщает говорящий, должен постоянно контролировать и направлять своё внимание».

Назовем средства реализации закона удовольствия в педагогическом и академическом красноречии:

а) использование занимательности, игровые ситуации;

б) «ситуация успеха», когда ритор указывает, что адресат оправдал ожидания ритора (например, на уроке: ученик справился с заданием, дал верный ответ и заслужил похвалу учителя; в учреждении: возмущенному жалобщику говорят: «Спасибо, что вы к нам обратились. Вы помогли нам лучше разобраться в ситуации»);

в) формирование у аудитории положительной самооценки (Приятно иметь дело с подготовленной аудиторией…; А вы неплохо знаете русскую литературу… и т.п.);

г) признание объективных положительных качеств оппонента в споре (Хотя я не соглашаюсь с вами в оценке материала, но должен признать, что вы проделали колоссальную работу…; Вы являетесь признанным специалистом в данной области… и т.п.);

д) такая организация общения, которая позволяет собеседнику максимально выразить себя, реализовать свой потенциал;

е) чередование трудных мест с легкими (например, в лекции);

ж) использование юмора.

Закон удовольствия, несомненно, важен, но он подчинен главному закону – гармонизирующего диалога, т.е. удовольствие, которое получают коммуниканты, не должно отвлекать от основной цели общения. Например, молодой учитель истории, который считал, что читать учебник и учить даты детям скучно, и рассказывал весь учебный год анекдоты об исторических деятелях, вряд ли заслуживает одобрения как ритор, поскольку основная цель общения – образование школьников – не была достигнута.

Читайте также:  Как чувствовать энергетику карт таро

Итак, рассмотрев риторические традиции и назвав риторические средства, связанные с фигурой адресата речи, мы вместе с тем сформулировали четыре основных закона общей риторики. Если вы снова обратитесь к их названиям и формулировкам, то увидите, что первый закон «гармонизирующего диалога» является» является самым общим. Три остальных закона раскрывают первый и показывают, как он осуществляется в реальной риторической деятельности, практике.

Источник

Законы и правила риторики

Законы риторики, по определению энциклопедического словаря, «совокупность приемов, которыми пользуются ораторы в речи с целью достижения общериторического идеала». Иначе говоря, опираясь на эти законы, человек стремится выстроить свою речь в соответствии со строгими канонами гармонии, этики, красоты, логики, создавая безупречный, по форме и содержанию, монолог.

Какие именно они бывают, в каких случаях применяются, поможет понять данная статья.

Основные законы риторики

Для чего в современном мире нужна такая, казалось бы, устаревшая дисциплина, как риторика? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять саму суть науки, предмет которой – человеческая речь, во всех ее проявлениях.

Из этого ясно, что владеть риторикой – значит, уметь говорить красиво, ясно, убедительно. В ряде профессий такое качество является необходимым, одним из основополагающих, но и вне рабочей деятельности человек, владеющий искусством отстаивать свою позицию в разговоре, оставаясь в рамках безупречной вежливости и последовательности, вызывает уважение, заставляет прислушаться к себе внимательней.

С самого начала необходимо разобраться с тем, какие основные законы риторики выделяют на сегодняшний день. В практике современной науки диалога, так называемой «неориторики», насчитывается ровно семь основных постулатов, широко употребляемых ораторами в процессе продумывания и написания публичного выступления.

  1. Концепция – определение основной мысли, «концепции» речи, подбор и систематизация материала, подчеркивающего ее значение, аргументы и контрагрументы.
  2. Моделирование аудитории – заблаговременное проведение анализа социальной среды, из которой происходят слушатели, их интересов, амбиций, целей, с которыми они пришли на выступление.
  3. Стратегия – выведение базового тезиса речи, выбор средств, с помощью которых он будет донесен до слушателей, максимальное раскрытие темы выступления, обозначение личной позиции говорящего, его заинтересованности.
  4. Тактика – вовлечение слушателей в диалог, пробуждение интереса к проблематике беседы.
  5. Словесное оформление – составление монолога с привлечением наиболее выразительных средств языка, задействование всех его богатств ради достижения наилучшего впечатления.
  6. Эффективность – требуется оратору для успешного проведения выступления, помимо красноречия: умение управлять собой, своими жестами, голосом, способность воздействовать на аудиторию, «держать» публику, без запинок реагировать на меняющиеся обстоятельства, изменяя направление беседы соответственно.
  7. Системная аналитика – способность к критической оценке своих личностных качеств, итогов выступления, замеченных недостатков для последующей их коррекции, способность прислушиваться к высказываемым мнениям аудитории, анализ полученного отклика.

Все вместе эти принципы служат базой для построения речи по четырем законам риторики:

  • гармонизирующего диалога;
  • продвижения и ориентации адресата;
  • эмоциональности;
  • удовольствия.

Внимание! К основным законам риторики не относится закон краткости.

Закон гармонизирующего диалога

Гармонизирующий диалог создается путем успешного сочетания принципов тактики, аналитики и эффективности. Прежде всего, оратор должен четко понимать, перед какой аудиторией он будет говорить, что может захватить и увлечь ее, какие приемы красноречия, какие доводы следует употребить для наибольшего воздействия на сознание публики.

Первый из законов общей риторики учит заранее изучать свою публику, чтобы уметь соответствовать ее ожиданиям, говорить на ее языке. Ведь главной целью публичного выступления является двусторонний контакт, приводящий к заранее намеченному результату. Изложение мыслей выступающего должно быть максимально ясным, четким, конкретным и – что самое важное – волнующим конкретно собравшихся людей.

Итого, можно выделить несколько базовых императивов первого закона:

  1. направленность на адресата;
  2. актуальность (затронутые проблемы должны волновать);
  3. наглядность (иллюстрация доводов примерами из жизни, известными слушателям);
  4. обоюдность.

Уже из самого названия проистекает то, что является главнейшей целью – стремление к диалогу. Слушатель должен реагировать на слова оратора, цель говорящего – вызвать эту реакцию путем апеллирования к злободневным вопросам, к тому, что интересует его аудиторию. Посредством этого привести к решению заданных в речи проблем через обсуждение.

Читайте также:  Веселая музыкальная открытка для настроения

Очень важно, чтобы говорящий умел внимательно слушать и анализировать ответы своей публики, ибо именно для этого затевается выступление – собрать как можно больше мнений по конкретному вопросу для его оптимизации. Законы современной риторики восходят ко временам Аристотелевской диалектики, хотя и претерпели изменения с течением веков, подстраиваясь под нужды общества. Однако до сих пор неоспорима важность и влияние авторитетов, ссылка на которые может существенно повлиять на мнение публики, направить ее мысли в соответствующее русло.

Важно! Подача материала не должна быть «сухой». Оратору не следует бояться юмора, напротив, рекомендуется активно использовать его в речи. Расположенная к выступающему публика, с которой налажен эмоциональный контакт, проще воспримет и более серьезный материал.

Закон продвижения и ориентации адресата

Особенность науки риторики заключается в том, что ее законы подчиняются строгой логике. Так, в строго логичной последовательности выстраивается речь, задача которой – сориентировать слушателя в затронутой теме, указать конечную цель и плавно подвести к ней, минуя «подводные камни» с помощью искусного оратора.

Для этого при составлении текста выступления употребляют инструмент периодизации.

Выстраивание четкой структуры первостепенно. «Костяк речи» должен содержать основную мысль, и на него, последовательно и внятно, нанизывается все «тело» из аргументов, доводов, подкрепленных случаями из реальной жизни и прочими инструментами. Монолог должен быть последовательным, каждое звено цепи завершено, следует избегать возвратов к ранее сказанному, повторов, излишней детализации.

Внимание! Отдельные фразы также должны быть четкими, завершенными, конкретными. Следует, по возможности, избегать размытых, пространных, неконкретных высказываний, которые можно истолковать двояко. У слушателя не должно оставаться впечатления недосказанности.

Законы современной риторики продиктованы динамическим движением нашего времени, и таким должен быть спич, чтобы достигнуть максимального воздействия. Последовательно продвигать слушателей от одного пункта к другому оратору помогут заранее грамотно подобранные тезисы, корректная расстановка акцентов, которая осуществляется посредством пауз, изменением темпа речи.

Закон эмоциональности

Все 4 закона риторики требуют определенной вовлеченности, личной заинтересованности в предмете речи от оратора для установления необходимого контакта с аудиторией. Третий закон, сложившийся еще во времена античности, особенно выделяет необходимости эмоционального подъема самого трибуна.

Внимание! Речь ни в коем случае не должна быть сухой, формальной, если ожидается вызвать ответную реакцию. Слушатели должны ощутить, насколько предмет волнует говорящего, задевает его лично.

Достигается это как путем применения выразительных средств языка (метафор, гипербол), так и невербальными средствами, на которые аудитория обращает внимание в первую очередь, как-то:

  • экспрессия голоса;
  • выразительность движений;
  • прямое обращение к слушателям, как к своим друзьям, соратникам.

Закон удовольствия

Слушатель должен внимать спикеру с наслаждением – вот к чему подводят все законы и правила риторики. Приятный для публики трибун скорее добьется желаемого, чем тот, кто говорит неинтересно, не обращает внимания на потребности аудитории.

Сделать свою речь занимательной можно при помощи таких инструментов:

  1. языковая игра – применяя парадоксы и каламбуры, можно завладеть вниманием публики;
  2. наводящие вопросы – зная ответ, слушатель легче ощущает свою сопричастность, выступление становится для него увлекательным;
  3. апелляция к известному – это помогает сплотить публику в одно, несет элемент узнавания.

При этом не стоит «пересаливать», чрезмерно усложнять речь, делать ее громоздкой и тяжелой для восприятия.

В заключение

Навык красноречия высоко ценился с древних времен, овладеть красноречием не так сложно. Среди множества тем достаточно выбрать одну, применив законы риторики, превратить свою речь в торжество словесного искусства.

Источник

Оцените статью