Загадать — радость, Отгадать — сладость! Что это.
Один из необычных и интересных праздников 26 июля — день загадывания загадок. А возник он потому, что дети и взрослые любят это делать.
Отмечают его во всем мире, но знают о нем немногие, даже среди любителей головоломок. Есть ли польза от такого времяпрепровождения? – Несомненно. Это интересный досуг и тренировка мышления, сообразительности, интеллекта, остроумия в веселой и увлекательной форме.
Загадка — это вопрос, заданный в метафорической форме о каком-нибудь предмете. Они рассчитаны на знание свойств окружающих вещей, некоторые требуют большой смекалки. Есть загадки-задачи, требующие логики и математических расчетов, знания геометрии. Многие загадываются в шутливой форме, некоторые – в стихах или в виде пословицы. Традиционно они причисляются к забавам, чтобы потешить и рассмешить, но в то же время носят образовательный характер.
Не менее важна данная форма народного творчества для поддержания мозговой деятельности пожилых людей, которая с годами постепенно ослабляется. Для разгадывания некоторых головоломок иногда приходится применять знания из различных областей науки, напрягать память.
Трудно сказать, когда и зачем возникли загадки. Их разгадывали предки еще в глубокой древности. Вначале вопросы носили мистическую окраску и служили больше для описания и объяснения окружающих явлений. Постепенно остались лишь иносказание, образность, они начали использоваться в качестве упражнений для ума, как своеобразные тесты: если испытуемый давал правильный ответ, он освобождался от наказания или получал желаемое. Это ярко демонстрируют сказки народов мира, в том числе и русские, в которых часто показывали ум и сообразительность красных девиц.
Много загадок для взрослых и детей написали наши современники К. Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер.
День загадывания загадок не имеет традиций празднования. Каждый самостоятельно придумывает сценарий этого интересного события. Собираются в кругу семьи либо друзей, устраивают различные конкурсы загадок, с призами и подарками. Можно поиграть в игры, требующие сообразительности, провести интеллектуальный турнир, а веселую встречу закончить чаепитием с домашней выпечкой.
Источник
Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Статьи
Загадать – радость, отгадать – сладость!
26 июля отмечается День загадывания загадок. А вы знаете, что в древности умение разгадать загадку могло спасти обреченного на казнь человека?
Какая самая известная загадка? Это загадка про человека (утром ходит на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех), которую загадывало мифическое чудовище по имени Сфинкс, наводя ужас на горожан древнегреческого города Фивы. Наказание было послано жителям богиней Герой за богохульство, совершенным одним из жителей города. Сфинкс убивал всех, кто не мог разгадать загадку.
В чем особенность загадки? Она требует отгадать описываемый предмет. Такая тренировка мозга очень важна в формировании интеллекта, ведь требуются знания о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира. Также загадки расширяют кругозор, приучают к наблюдениям, сосредотачивают внимание на отгадываемом предмете.
Зачем загадывали загадки? В древности люди верили во внешнюю сознательную силу и боялись ее. Чтобы не навлечь гнев на себя и уберечься от неудачи в охоте, от пожара, наводнения, неурожая и прочего, использовалась эта условная речь. Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его жизнь. Позже таким нехитрым способом проверяли находчивость человека.
Когда на Руси было принято загадывать загадки? Благоприятным временем для загадок были Святки. В некоторых славянских традициях загадыванием загадок сопровождается также ритуал девичьих гаданий под Новый год и накануне Ивана Купалы.
Когда нельзя было загадывать загадки? Запрещалось загадывать загадки в Великий Пост.
Осуждалось ли загадывание загадок? В середине XVII века загадки преследовались духовенством, и по окружной грамоте Алексея Михайловича загадывающие загадки также осуждаются, как и поющие бесовские песни.
Какие герои загадывали загадки на Руси? Традиционно загадки загадывают Баба-яга и русалки.
Зачем загадывали загадки русалки? Так воспроизводится в мифологических образах познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.
Мы собрали самые известные и самые интересные, по мнению редакции, загадки.
Загадка древних шумеров
Древняя шумерская цивилизация дала миру много полезных вещей, в том числе систему орошения, письменность и законодательство. Общество, восходящее к 4000 году до нашей эры, также ответственно за появление одного из ранних примеров загадок.
«Вот дом. Кто входит в него слепым, выходит прозревшим. Что это?»
Задача Эйнштейна
Эйнштейн придумал эту задачу в прошлом веке и полагал, что 98% жителей Земли не в состоянии ее решить. Принадлежите ли вы к 2% самых умных людей планеты? Здесь нет никакого фокуса, только чистая логика.
«Англичанин живет в красном доме. Швед держит собаку. Датчанин пьет чай. Зеленый дом стоит слева от белого. Жилец зеленого дома пьет кофе. Человек, который курит Pall Mall, держит птицу. Жилец из среднего дома пьет молоко. Жилец из желтого дома курит Dunhill. Норвежец живет в первом доме. Курильщик Marlboro живет около того, кто держит кошку. Человек, который содержит лошадь, живет около того, кто курит Dunhill. Курильщик сигарет Winfield пьет пиво. Норвежец живет около голубого дома. Немец курит Rothmans. Курильщик Marlboro живет по соседству с человеком, который пьет воду. Вопрос: кому принадлежит рыба? »
Рыба принадлежит немцу
Задача Льва Толстого
Лев Толстой, как известно, был не только «великим русским писателем», но и талантливым педагогом. Его подход заключался в индивидуальном отношении к каждому ученику и отсутствию традиционной школьной дисциплины. Главная задача учителя, по мнению Толстого, состояла в том, чтобы заинтересовать учеников разными примерами и жизненными задачами.
«Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.На сколько обманули продавца?»
Загадка Ги де Мопассана
При строительстве Эйфелевой башни в Париже многие были против этого проекта, так как считали, что она испортит неповторимый стиль столицы, складывающийся на протяжении веков. Известно, что Ги де Мопассан был одним из подписавших петицию, где башня характеризуется как «бесполезная и чудовищная», «смехотворная башня, доминирующая над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», «на протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса!»
«Французский писатель ужасно не любил Эйфелеву башню, но постоянно там обедал (на первом уровне башни). Как он это объяснял?»
Это единственное место во всем Париже, откуда ее не видно
Несколько логических задачек:
«На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?»
«Если в 00-00 идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?»
Нет, тк через 72 часа будет снова ночь
«Если группа пингвинов с Южного полюсов танцует весь июль, приблизительно сколько всего часов они будут танцевать при дневном свете?»
В июле на Южном полюсе полярная ночь, поэтому они танцуют ноль часов при дневном свете
«Мужчину находят убитым в его кабинете. Тело мужчины наклонено над письменным столом, в руке зажат револьвер, на столе лежит диктофон. Полицейские включают диктофон покойного и сразу слышат записанное на пленку сообщение: «Я не могу больше жить. Жизнь больше не имеет для меня никакого смысла. «. После этого раздается выстрел. Почему полицейские сразу поняли, что мужчина был убит?»
Покойный сам не мог перемотать пленку диктофона
«Петя и Миша играли на грязном и темном чердаке дома. Потом они спустились вниз. У Пети всё лицо было грязным, а лицо Миши чудом осталось чистым. Несмотря на это, только Миша отправился умываться. Почему?»
Миша увидел, что у Пети грязное лицо и подумал, что у него также лицо грязное, Петя, увидев чистое лицо Миши, подумал что с его лицом также все в порядке.
«Семь сестер находятся на даче, где каждая занята каким-то делом. Первая сестра читает книгу, вторая — готовит еду, третья — играет в шахматы, четвертая — разгадывает судоку, пятая — занимается стиркой, шестая — ухаживает за растениями. А чем занимается седьмая сестра?»
Источник
Сценарий развлекательно — познавательной программы «Час загадок»
Познавательно — развлекательное мероприятие
Цели: — создание условий для становления изобретательного мышления, эффективного общения и творческих способностей;
-активизировать познавательную деятельность, обогащать словарный запас учащихся;
-развивать сообразительность, логическое мышление, правильную конструктивную речь;
-воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Оборудование: ноутбук, цветные слайды к шарадам.
Вед: Добрый день! Я рада видеть всех вас в добром здравии и в хорошем настроении. Сегодня у нас мероприятие посвящено загадкам. Что такое загадки? (ответы детей) Загадки – это великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Загадки полезны для ума. Загадка — жанр народного поэтического творчества, иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, представляющее собой что-либо загадочное, неизвестное, возбуждающее любопытство и предполагаемое для самой разгадки, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадать — задумать, предположить неизвестное на решенье себе самому.
Загадки про загадки
Загадать — радость, Отгадать — сладость! (Загадка)
Как не знаешь – Голову ломаешь, Как угадаешь – Нос задираешь! (Загадка)
Умному отгадать – Что семечки пощелкать, А другому отгадать – Что поле вспахать! (Загадка)
Коль ум проверять, — Так ее загадать! Умен не умен – Самому решать! (Загадка)
Загадал — смекалкой поделился, Отгадал — себе подивился! (Загадка)
Умному загадать — все впрок, А неумному — намек! (Загадка)
Загадал — ума дал, Отгадал — ума взял! (Загадка)
Ее загадаешь — Себя проверяешь, Ее отгадаешь — Радость получаешь! (Загадка)
Год за годом Мысль народа В ней копилась, С рифмой роднилась, И детям, и взрослым Пригодилась! (Загадка)
У тех ум в порядке, Кому легки. (загадки)
Вед: Существует огромное количество загадок, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего на мира, о животных, о профессиях и др. Загадки расширяют кругозор, приучают к наблюдениям, сосредотачивает в внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т.д.
Конкурс «Разное о разном»
У маленькой девчушки
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка —
Держит две косички. (Бант)
Черна, а не земля, Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)
Сижу верхом, Не знаю, на ком.
Знакомца встречу, Соскочу – привечу. (Шапка)
У кого пятка после носа? (Туфли)
Входишь в одну дверь, а выходишь из трех.
Думаешь, что вышел, а на самом деле зашел. (Рубашка)
Варежки для ног (Носки)
Если дождик, мы не тужим – Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять – Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.(Осел)
Белый на белом Написал, где бегал,
Рыжая прочтет — белого найдет.(Заяц и лиса)
Ни зверь, ни птица, в носу спица;
Собой тонка, голосом звонка;
Орды от нее стонут, знатные дрожат;
Кто ее убьет, тот кровь свою прольет.(Комар)
Красные лапки, длинная шея,
щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан.(Овца)
Часто умывается, а полотенцем не утирается.(Кошка)
Раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня . (Весна)
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? . (Весною)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь!» – приглашаю
. И любите за это вы все меня, я . (Лето)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
Черные, кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд — сейчас заговорят. (Буквы)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, Что хочешь!
Солнце, море, Горы, пляж… Что же это. (Карандаш)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец.
Да нельзя, я — школьный …(ранец)
То я в клетку, То в линейку.
Написать по ним Сумей-ка!
Можешь и нарисовать… Что такое я. (тетрадь)
Вед: А теперь предлагаю разделиться на две команды: команда девочек и команда мальчиков. Устроим не большой конкурс кто лучше умеет отгадывать загадки (задачки). Знай авторов книги Читается отрывок из произведения. Чья команда быстрее поднимет сигнальную карточку и скажет название произведения, той присуждается балл.
1. «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех».
(Лев Толстой «Три медведя»)
2. «Старик разгладил длинную бороду. — Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот. — Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза… — А какое слово? — Это волшебное слово – пожалуйста. Но не забудь, как нужно говорить его.» (Валентина Осеева «Волшебное слово»)
3. «Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик и говорит: «Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растёт у меня в садике один цветок, называется «цветик- семицветик», он всё может…» (Валентин Катаев «Цветик-семицветик»)
4. «Вдруг поднялась буря. Ветер! Молния! Гром! Трах-тара-рах! Корабль налетел на скалу и разбился. Тогда крокодил посадил всех на широкую спину и поплыл к берегу. На берегу путешественников схватили слуги злого Бармалея и посадили их в тюрьму…» (Корней Чуковский «Доктор Айболит»)
Игра «Спрашиваем – отвечай»
Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команда не может ответить на свой вопрос, ответ может дать вторая команда. В этом случае балл присуждается второй команде. За каждый правильный ответ – один балл.
1. Тройка проскакала 12 километров. Сколько километров проскакала каждая лошадь? (По 12 километров)
2. На какой вопрос нельзя ответить «да»? (На вопрос «Ты спишь?»)
3. Когда человек идёт по мосту, что у него под ногами? (Подошва)
4. Что будет с белым шёлковым платком, если его опустить на дно Красного моря? (Он станет мокрым)
5. Как пятью единицами написать 100? (111-11=100)
6. ?На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
7. В каком бобовом растении встречаются две ноты? (Фасоль)
8. Какой птицы птенцы не знают своей матери? (Кукушка)
9. Что случается с пчелой, если она ужалит? (Ужалив, пчела умирает)
10. Когда человек находится дома без головы? (Когда он выглядывает в окно)
Команды по очереди находят ответ на предложенную задчу-шутку. Если команда не может ответить на свою задачу, ответ может дать вторая команда. В этом случае балл присуждается второй команде. За каждый правильный ответ – один балл.
1. В комнате четыре угла. В каждом углу кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате. (Четыре кошки)
2. Поле пахали семь тракторов. Два трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (Семь тракторов)
3. Шли семь братьев. У каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?
4. Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом ещё одна. Сколько цветов распустились? (В декабре цветы не растут)
5. У животного две правые ноги, две левые ноги, две спереди, две – сзади. Сколько ног у животного? (Четыре ноги)
6. Девять ребят полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок в огороде? (Девять грядок)
7. Гусь весит два килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на одну ногу? (Два килограмма)
8. Один ослик нёс десять килограммов сахара, а другой ослик – десять килограммов ваты. У кого поклажа была тяжелее? (Одинаковая по десять килограммов)
9. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (Двенадцать глаз)
10. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова отправились в магазин. По дороге они нашли три монетки. Сколько монеток нашёл один Вова, если бы отправился в магазин один?
Командам предлагается по очереди разгадать шарады. Каждая команда разгадывает три шарады. Если команда не может разгадать свою шараду, ответить может вторая команда. За одну правильно разгаданную шараду – один балл. Шарада – это загадка, в которой нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Загаданное слово делится на части (иногда на слоги), причём каждая часть (слог) составляет самостоятельное слово, которое нужно отгадать. Сложив вместе отгаданные части (слоги), получаем задуманное слово. В составлении шарад могут быть использованы: союзы, предлоги, ноты, местоимения, восклицания и проч.
1. Первое – нота, Второе – тоже, А целое – на боб похоже. (Фа-соль)
2. Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдёте без труда. (Кар-тина)
3. Первое – найдёшь средь нот, А второе – лось несёт. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути. (До-рога)
4. Первое на земле валяется, Второе в Волгу вливается, А целым птица называется. (Сор-Ока)
5. Моё начало – буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго – корабли боятся И обойти его стремятся. А целое весной летает и жужжит, То сядет на цветок, то снова улетит. (Ш-мель)
6. Вы рыбного супа названье возьмите, Букву «М» к началу присоедините, Тут же всем и каждому знакомое Явится в ответе насекомое. (М-уха)
Вед: Ребята, вы отлично потрудились, все разгадали, все угадали. Так держать! Желаю всем удачи, всегда хорошего настроения и до новых встреч!
Источник