Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития
методическая разработка (старшая группа)
В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышление и речь дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ei.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития
В условиях современного общества проблема социально-коммуникативного развития личности является одной из актуальных проблем образования. Это относится и к сфере дошкольного образования. Социальное окружение современного ребенка имеет свои особенности: в нем часто наблюдается дефицит общения, внимательности, сердечности, доброжелательности во взаимоотношениях между людьми.
ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников называет образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которое способствует адаптации личности в условиях новых реалий. Оно предусматривает усвоение ребёнком ценностей и норм поведения, обуславливающих жизнь в обществе; становление самостоятельности; расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, социального и эмоционального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Одной из областей развития, обозначенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, является развитие эмоционального интеллекта.
Особую важность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, когда эмоции проходят путь значительного развития. В это время происходит освоение социальных норм выражения различных эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, проявляются способности отличать экспрессивные средства от переживаний. У детей происходит развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств, формируются чувства долга и стыда. Дошкольное детство — время возникновения эмоциональных переживаний не только по поводу настоящего, но и по поводу будущего, возможность пространственно-временного смещения на основе эмоционального предвосхищения ситуации взаимодействия и вырабатывания способности к эмоциональной децентрации, а также увеличение способности понимания эмоций и рассуждений, стратегий действий других людей.
Понятие эмоционального интеллекта появилось недавно. Серьезно о нём впервые заговорили в 1990 году после статьи Питера Саловея и Джона Майера, в которой авторы определили эмоциональный интеллект как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».
Отечественные психологи понимают эмоциональный интеллект как способность человека понимать и осознавать свои эмоции, умение конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависят общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи в работе и счастье в семейной жизни.
В отечественной педагогике и психологии широко используется модель Д. Гоулмана, включающая в структуру эмоционального интеллекта самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
В развитии эмоционального интеллекта прослеживается несколько этапов: на первом этапе происходит знакомство с эмоциями: радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением. Это может совершаться как в повседневной жизни, так и в специально организованной деятельности.
На втором этапе развивается способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, формируется способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Благодаря данной способности человек может продолжать работать с той же продуктивностью или даже увеличить её, несмотря на негативное или тревожное эмоциональное состояние.
3-й этап – этап понимания (осмысления) эмоций. Новообразование данного этапа состоит в отчётливой фиксации своего эмоционального состояния, в возможности выразить его в знаковой форме. Осознанию собственных эмоций ребенком способствуют называние взрослым эмоциональных реакций и состояния ребенка, принятие или непринятие взрослым этих эмоций, поддержка адекватных реакций и отвержение неадекватных. Кроме того, на данном этапе важна роль взрослого, которая заключается в том, что взрослый предоставляет дошкольнику образцы способов эмоционального самовыражения.
4-й этап. Управление эмоциями — это способность человека чувствовать свои эмоции, давать им характеристику, переживать их и отпускать после этого.
Практика показывает, что в настоящее время в детский сад часто приходят дети, не проявляющие никаких эмоций, не реагирующие на окружающий их мир, дети с нарушенной самоидентификацией, которые не узнают себя и родных на фотографиях. Другие дети различают и проявляют только ограниченный набор эмоций, в основном отрицательных, часто неадекватных текущей ситуации. С другой стороны, есть дети, активно проявляющие свои эмоции, с богатой, живой мимикой, но при этом неговорящие.
Созданию положительного эмоционального фона в группе, знакомству детей с основными эмоциями, развитию навыков социализации и подражания способствует использование игр в кругу и хороводных игр. В ходе взаимодействия в играх у детей повышается мимическая активность, появляется положительная реакция на проведение игр, изменяется в лучшую сторону эмоциональная сторона игрового общения, развивается интерес к игре. Дети меньше проявляют негатив, тревогу, агрессивность, начинают выполнять игровые действия без помощи взрослых.
Общение ребёнка со сверстниками очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья. Психогимнастика помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. В ходе выполнения упражнений у детей изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность), вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.). Дети получают понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные, понимают причины возникновения основных эмоциональных состояний, осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – интонация, мимика, пантомимика.
Чтение сказок задает оценку положительного и отрицательного в жизни, противопоставляет идеальное и ошибочное, идентификация самоготребёнка с героями сказки помогает ему понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Беседы по прочитанному учат распознавать эмоциональные проявления других, обогащают и активизируют речь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, развивается умение говорить о том, что чувствует другой, находясь в той или иной ситуации. Дети учатся проявлять внимание, сочувствие к героям сказки, к окружающим их людям. Игра-беседа с персонажами произведения позволяет узнать, насколько детям понятно содержание художественного произведения, понять, насколько глубоко ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
Театрализованная деятельность обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Настольные и дидактические игры позволяют познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учат детей распознавать настроение других, в играх происходит закрепление эмоционального словаря, усваиваются такие понятия, как «настроение», «эмоции», дети начинают использовать в речи прилагательные весёлый, грустный, печальный, хмурый, удивлённый, испуганный и т. д.), учатся устанавливать связи между проявлениями эмоций, чувств, и состояниями и причинами их возникновения.
Сюжетно-ролевая игра как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Формирование социальных умений происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Только так ребенок сможет овладеть речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Гармоничное развитие личности дошкольника способствует повышению самооценки, позволит быть успешным в будущем, занимать лидирующие позиции в профессиональной деятельности. На наш взгляд, применение данных видов деятельности в работе с детьми с ЗПР способствует развитию эмоционального интеллекта.
Чем разнообразнее будут приёмы коррекционного воздействия на детей с задержкой психического развития, тем более успешным будет процесс социально-коммуникативного развития в целом, и развития эмоционального интеллекта в частности.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014
2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. — М. : ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478с.
Источник
Особенности эмоционально-чувственной сферы детей с ЗПР
Александра Назарук
Особенности эмоционально-чувственной сферы детей с ЗПР
Особенности эмоционально-чувственного развития детей с ОВЗ
1. Понятие эмоций и чувств.
2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.
3. Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.
4. Методы, используемые в рамках логопункта (фото слайды).
1. Понятие эмоций и чувств.
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми.
Особым этапом эмоционального онтогенеза считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание, формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется эмоциональная децентрация — способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний, начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях, возникает эмоциональная коррекция поведения.
На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.
Ключевыми моментами эмоциональногоразвития ребенка дошкольного возраста являются:
• освоение социальных форм выражения эмоций;
• благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
• эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Эмоции и чувства — понятия синонимичные, но не равнозначные. Эмоции — это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Чувства — это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.
У детей с ЗПР в целом отмечаются следующие особенности эмоционально-чувственной сферы:
• незрелость эмоционально-чувственной сферы, тормозящая развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля;
• некритичность, неадекватность самооценки;
• эмоции детей поверхностны и неустойчивы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности;
• проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;
• появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям, агрессии;
• детям свойственен инфантилизм (в зависимости от преобладания эмоциональногофона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения);
• ситуативность поведения, нестойкость, нестабильность эмоциональных проявлений;
• недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций; неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды;
• нескоординированность эмоциональных процессов;
• преобладает эмоциональный мотив поведения, слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость, т. е. те качества, которые характеризуют личностную незрелость.
• дети испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения;
• недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний;
• в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
• однообразии эмоций;
• недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных.
• они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние, серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность.
• У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения.
Многие авторы рассматривают эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития (К. С. Лебединская, Заширинская)
1. ЗПР конституционального происхождения — эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.
2. ЗПР соматического происхождения — эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. У таких детей могут возникать трудности в адаптации, они долго не могут освоиться в новом коллективе, могут быть пассивны, бездеятельны и безынициативны.
3. Психогенная форма ЗПР — эмоционально-волевая сферамогут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:
• по типу психической неустойчивости — встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;
• по типу «кумира семьи» — в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;
• по невротическому типу — в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения — эмоции характеризуются отсутствием живости, яркости и тонкости оттенков. В плане эмоционального развития характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. В зависимости от преобладающего эмоционального фона у таких детейвыделяются два основных клинических варианта типа личности:
• неустойчивый — с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью,
• тормозимый — с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: • недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; • недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате — нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.
1. Незрелость мозга.
2. Замедленное созревание лобных структур головного мозга.
3. Нарушение развития эмоциональной сферы происходит как за счет замедленного созревания эмоционально- волевой сферы, так и за счет нейродинамических и энцефалопатических расстройств, вторично тормозящих темп развития познавательной деятельности.
3. Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.
Принципы работы с детьми:
1. Постоянные игры на развитие всех психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления).
2. Неоднократное повторение одного и того же материала.
3. Простые, понятные инструкции.
4. Давать положительный характер даже проблемной ситуации.
5. Не допускать формирование агрессивного поведения, давать выход негативным чувствам,
6. предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).
7. В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, форми-ровать необходимые навыки учебной деятельности;
8. Проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий.Основными ее направлениями являются:
• Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
• Повышение их активности и самостоятельности;
• Устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и другие.
1. Музыкотерапия (занятия по логоритмике совместно с музыкальным руководителем и психологом).
5. Игратерапия (сюжетно-ролевая игра, игры-драматизации, режиссёрские игры)
7. Релаксационные методы.
8. Коммуникативные игры
В рамках логопункта используются лишь элементы перечисленных методов, так же активно используется массаж и самомассаж для снятия внутреннего напряжения, расслабления детей (традиционные и нетрадиционные): массажные валики, шарики, рукавицы, суджог-шарики, платочки, карандаши, коврики, природный материал и т. д)
Слайды с методами, которые используются.
Вывод: Таким образом необходима комплексная работа по постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведения родителями и всеми специалистами ДОУ.
Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.
Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей Задачи: — обогащение словарного запаса; — развитие зрительной и моторной памяти, наблюдательности, осязательных ощущений, воображения, сенсомоторики;.
Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.
Источник