Задатки это особенности строения мозга органов чувств
Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.
Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.
Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.
Сенсорные системы человека обеспечивают:
1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2) контроль произвольных движений;
3) контроль деятельности внутренних органов;
4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.
Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.
Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.
Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации.
Источник
Задатки это особенности строения мозга органов чувств
Андрей Ф., четырех лет, обладает хорошей музыкальной памятью и способен точно воспроизвести сложную полифоническую мелодию после одного прослушивания. Назовите три сферы деятельности, в которых он может достичь максимального раскрытия своих способностей. Укажите любое социальное условие, которое поможет ему развить свои задатки.
Задатки и способности
Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т.е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога.
Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.
Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.
(Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1998. С. 222)
Источник
Психология человека (51 стр.)
Задатки и способности
Однако жизненные наблюдения и специальные исследования дают основания считать, что нельзя полностью отрицать природные предпосылки способностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденности особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями для успешного выполнения определенной деятельности. Нет сомнения, что одни видят лучше, чем другие, и поэтому лучше стреляют в тире, у кого-то сильно развит слух и на уроке он может услышать любую подсказку, а те, у кого длинные ноги, отлично бегают и прыгают. Очевидно, что из ребенка более высокого роста быстрее получится хороший баскетболист, а из ребенка с небольшим ростом с меньшими усилиями можно воспитать гимнаста или жокея. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности.
Например, задатки умственных способностей проявляются прежде всего в деятельности мозга – его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей – т. е. в том, что физиолог И.П.Павлов назвал генотипом (врожденные особенности нервной системы). Развитие интеллектуальных способностей связано также с кровоснабжением мозга. Наш мозг очень чувствителен к поступлению питательных веществ и кислорода. Поэтому хорошее снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости, а в целом – большей интеллектуальной работоспособности. В тех случаях, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается быстрое утомление при напряженной умственной работе, а соответственно и меньшая ее продуктивность.
Врожденные особенности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П.Павлов выделял две типологии людей:
1) в зависимости от типа высшей нервной деятельности, являющейся основой темперамента человека;
2) в зависимости от соотношения сигнальных систем.
Тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.) оказывает существенное влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип, или сангвиник) благоприятствует образованию многих волевых качеств и умений общения, которые особенно важны для формирования организаторских способностей. Поэтому лидерами в классе чаще всего бывают ребята, твердо стоящие на своем, умеющие найти решение любого вопроса, поддержать разговор на любую тему.
Вторая типология связана с учением И.П.Павлова, согласно которому высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем. Первая сигнальная система связана с эмоциональной, образной обработкой информации, в то время как вторая опирается на сигнал сигналов, т. е. сигнализирует об этих образах с помощью слов. Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы с присущим ей отражением действительности позволяет выделить три типа людей, обозначенные И.П.Павловым как художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (равное представительство).
Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоциональность, а для «мыслителя» – дробление воспринимаемого на отдельные части, поиск смысла. В сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характернее абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, эффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Принадлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что он обязательно станет художником. Просто ему будет легче работать в сфере, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. У большинства выдающихся актеров, живописцев, скульпторов наблюдается именно художественный тип. Представители мыслительного типа лучше справляются с деятельностью, связанной с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями.
Представители среднего типа как бы сочетают в себе черты художественного и мыслительного типов, что является предпосылкой проявления способностей в разных сферах человеческого знания. Исследования показали тесную связь обеих типологий. Люди с преобладанием первой сигнальной системы обычно имеют более сильную и гибкую нервную систему, тогда как лица с преобладанием второй сигнальной системы чаще оказываются более слабыми и инертными.
Значение задатков для различных способностей неодинаково. Так, оно отчетливо обнаруживается в музыкальных способностях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата – это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития. Сами же музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства и данные, необходимые для музыкальной деятельности. Строение мозга не предусматривает, какие профессии, специальности, связанные с музыкальным слухом, сложатся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития задатков. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т. е. по имеющейся уже способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Пока не существует способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.
Развитие задатков – процесс, связанный с потребностями общества. Задатки, которыми располагает человек, в течение его жизни не развиваются сами по себе. Они находятся как бы в дремлющем состоянии. Для того чтобы их пробудить, нужна соответствующая среда. Задатки можно также сравнить с семенем. Из семени получатся плоды, если будут благоприятные условия – удобренная почва, воздух и солнце. Условием для развития задатков человека является прежде всего социальная среда.
Благоприятная среда пробуждает «дремлющие» задатки человека. Если в обществе возникла потребность в профессиях, где нужен тонкий музыкальный слух, и если данный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему будет легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности. Само общество станет содействовать ему. Именно сочетание этих факторов позволило семейству Бахов развивать задатки музыкальных способностей у своих членов такое длительное время. В результате в течение многих десятилетий в Европе всех музыкантов называли «бахами». Но говорить про любого представителя этой семьи, что он прирожденный музыкант, можно лишь условно, так как его мозг не содержит предопределения жизненного пути, профессии, способностей.
Задатки не определены к конкретной деятельности, они многозначны; на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от требований, предъявляемых деятельностью. Например, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным критиком, педагогом, композитором. В то же время нельзя считать, что задатки совсем не связаны с будущими способностями. Так, особенности слухового анализатора скажутся именно на способностях, требующих хорошего слуха. Таким образом, задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.
Структура способностей
Способности человека – сложное образование, имеющее своеобразную структуру. Эта структура определяется требованиями конкретной деятельности и будет различной для разных ее видов. Например, для занятия музыкой необходимо такое сложное образование, как музыкальность. Музыкальность состоит из следующих способностей: музыкального слуха, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства.
Структура литературных способностей включает в себя развитость эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Структура любой конкретной способности включает в себя, во-первых, универсальные или общие качества, отвечающие требованиям разных видов деятельности, и, во-вторых, специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности. Изучая математические способности, В.А.Крутецкий установил, что для успеха в математике необходимы:
Источник