Задания с органами чувств

«Путешествие по стране органов чувств». Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Презентация к уроку

Цели и задачи

    Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
  • Познакомить детей с тем, как люди с ограниченными возможностями (слабовидящие, слепые, глухие, немые) общаются в обществе.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

Методы и приёмы

    Наглядные (демонстрация слайдов, показ иллюстраций).
  • Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
  • Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).
  • Практические (опыты, исследование).

Оборудование и материалы

    На каждого ребёнка: клей-карандаш, фломастеры, распечатки: «Что внутри?», «Азбука жестов», «Угадай по вкусу», «Азбука для слепых» (см. Приложения).
  • На каждый стол: набор из шести кубиков, внутри которых находятся: горох, песок, хлопья геркулеса, монетки, скрепки. Букетики цветов.
  • Набор продуктов: мёд, клюква, солёный крекер, горький шоколад, вода.

Предварительная работа

    Аппликация: изготовить карточки «мама», «папа», «день», «ночь» (слайды № 11,12). Воспитатель размечает карточку, дети — наклеивают горошины.
  • Обучение грамоте: провести звуковой анализ слов «мама», «папа», «день», «ночь».

Воспитатель (далее В.): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств.

Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь!

А вот и первая остановка (Слайд №3). Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса

Помогают нам:(Ответы детей, слайд №4)

В.: Правильно, ребята! Это — глаза. Глаза — это наш орган зрения.

Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.

О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей, слайд №4)

В.: Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. (Слайд №5)

Как вы думаете легко жить человеку, слабовидящему или совсем слепому? (Ответы, слайд №6)

В.: Как вы думаете, чем общество может помочь таким людям? (Ответы детей, слайды №7,8)

Комментарий к слайдам:

  • Для слабовидящих изготавливают разнообразные очки.
  • Специально обученные собаки-поводыри для слепых людей.
  • На тротуарах укладывают специальную, так называемую тактильную (выпуклую) плитку.
  • В общественных местах устанавливают специальные знаки, полосы ярко- жёлтого цвета на входных дверях, пешеходных переходах, лестницах, как предупреждение о препятствии на пути.
  • Устанавливаются звуковые сигналы на пешеходных переходах.
  • Чтобы слепые люди могли получать информацию, для них издают специальные книги. Кто знает, чем эти книги отличаются от тех, что мы читаем? (Ответы детей, слайд №9)

В.: Есть специальная азбука, в которой не буквы, а выпуклые точки. Такие книги «читают» не глазами, а пальцами рук. (Слайд №10) Посмотрите, на слайде вы видите эту азбуку.

Помните, мы с вами делали аппликацию — половинки гороха вы наклеивали на картон в определённом порядке. Теперь вы сами можете ответить на ваш вопрос: «Что это за карточки?» (Ответы детей)

Задание: прочитайте, что написано на карточках? (Ответы: «мама», «папа», «день», «ночь». Слайды №11,12)

В.: Трудное задание? ( Ответы детей)

А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Не проходите мимо!

Давайте немножко отдохнём и потом отправимся дальше.

А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

В.: Садимся в поезд и едем дальше. А вот следующая остановка, и опять загадка (слайд №13):

Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны —
Нашей Оле : (Ответы детей, слайд №14)

В.: Правильно, уши! Ухо — это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №15)

Комментарий к слайду, если дети затрудняются с ответом: мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.

Дидактическая игра «Что внутри?» (слайд №16)

В.: У вас на столе стоит 6 кубиков разных цветов /белого, синего, красного, зелёного, оранжевого, жёлтого/. Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. Определите, что лежит внутри каждого кубика. Заполните таблички (Приложение 2): напротив картинки нарисуйте кружок того цвета кубика, в котором этот наполнитель лежит. Например: вы считаете, что скрепки лежат в красном кубике, значит, напротив скрепок нарисуйте красный кружок. Посмотрим, какой стол быстрее справиться с этим заданием?

(Дети выполняют задание, подводятся итоги, слайд №17)

Читайте также:  Еда без чувства голода

В.: Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности говорить. Как же таким людям общаться между собой, с другими людьми? (Ответы детей) Они могут делать это с помощью мимики и жестов. Существует специальная «Азбука жестов». (Слайд №18)

В.: Вот, например, как будет «звучать» слово «мама» (Показ воспитателя)

На слайде Таня показывает как «звучит» её имя. (Слайд №19)

Каждый из вас может попробовать «произнести» своё имя, используя эту азбуку. Вырежете из «Азбуки:» буквы своего имени, наклейте на полоску бумаги и попробуйте повторить жестами.

Ребята, сегодня мы задержимся на этой станции, переночуем, а на следующем занятии продолжим наше путешествие.

(Дети вырезают буквы своих имён из «Азбуки жестов», приклеивают на полоску бумаги и пробуют воспроизвести)

Воспитатель подводит итог занятия.

В.: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Органов Чувств!

Наш весёлый паровозик привёз нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется? (Слайд № 20)

Между двух светил,
В середине я один. (Ответы детей)

В.: Что человек чувствует носом? (Ответы детей, слайд №21)

В.: Нос — это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.

Что мы чувствуем носом? (Слайд №22).

Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом. У вас на столе стоит вазочка с цветами (бархатцы), возьмите по одному цветку, поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? (Ответы детей)

А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)

В.: Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом.

Какие бывают запахи? (Ответы детей)

Можем мы по запаху определить качество пищи? (Ответы детей)

Плохо, когда при болезни нос заложен? (Ответы детей)

Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.

В.: Мы покидаем станцию «Нос» и едем дальше. Слайд №23. Станция №4.

Что это? (Ответы детей, слайд №24)

Зачем человеку язык? (Ответы детей)

Язык — орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

Дидактическая игра «Определи на вкус» (слайд №25)

Перед вами пять продуктов. Определите их на вкус и заполните таблички, нарисовав какому герою, соответствует продукт, подходящего вкуса на вашем столе.

Посмотрим, какой стол на этот раз справиться быстрее и точнее?

(Работа детей, ответы, подведение итогов, слайд №26)

В.: Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка. Слайд №27. Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши . (Ответы детей, слайд №28)

В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей, слайд№29)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (Ответы детей)

Кожа — это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

Дидактическая игра «Определи на ощупь».

Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

В.: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека! (Слайд №29)

Давайте вспомним их:

  • Один говорит,
  • Один нюхает,
  • Двое глядят,
  • Двое слушают,
  • Двое трогают

Кто такие? (Ответы детей)

В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств «служили вам верой и правдой»? А чего лучше не делать? (Слайды №30,31)

Соблюдать следующие правила гигиены:

  • относиться бережно, содержать в чистоте;
  • не переохлаждаться;
  • не обжигаться;
  • не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
  • не читать книги при плохом освещении;
  • не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите себя, заботьтесь о себе!

В.: А теперь мы улыбнемся, (слайд №32)

Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:

Источник

Конспект интегрированного занятия «Наши помощники — органы чувств» для детей 5–6 лет

Таисья Ромицина
Конспект интегрированного занятия «Наши помощники — органы чувств» для детей 5–6 лет

ЗАНЯТИЕ «НАШИ ПОМОЩНИКИ — ОРГАНЫ ЧУВСТВ«

Цель: Закрепить знания детей об органах чувств и их значении в жизни человека.

формировать осознание у детей необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни,

расширить понятия о значении для человека слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания в познании мира.

развивать познавательный интерес способность к эмоциональному проживанию, развитию уверенности в себе,

развивать умение обобщать, делать выводы, закреплять интерес к исследовательской деятельности.

воспитывать у детей любознательность, соблюдать правила поведения,

воспитывать потребность быть здоровым.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопросно-ответный);

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Читайте также:  Сильное стойкое длительное чувство доминирующее над другими побуждениями человека

Практические (упражнения, опыты, экспериментирование).

Педагогические технологии: проектирование, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки или муляжи с изображением органов чувств)

Чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра». Чтение книг Г. Остера «Вредные советы»

Игры — занятия «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Пальчики — узнавальчики», «Таинственные флаконы», «Твердый — мягкий»

Разучивание стихотворения об уходе за органами слуха.

Ход занятия

Воспитатель: Хочу спросить у вас, дети, кто такой командир? Какого человека можно так назвать? А знаете ли вы, — с таинственным выражением лица спрашивает воспитатель у детей,- что в каждом из нас живет вот такой «командир»? (Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга.)

— Кто из вас знает, как его зовут? Это головной мозг — самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).

— Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложен по строению, но самая главная его часть — это кора мозга. На что она похожа? Что напоминает? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками — бороздками» коры головного мозга.) Обобщает высказывания детей.

— Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

— А знаете, дети, какой удивительный секрет у нашего мозга? Хотите, я вам его открою? У нашего «командира» — мозга есть память. Он может запоминать на долгие — долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

— Дети, сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. (Дети проходят в «Институт здоровья» их встречает воспитатель-«ученый».)

Ученый: Здравствуйте, ребята. Рад приветствовать вас в нашем Институте здоровья. Вы побываете в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)

— Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

-Заходим в первую лабораторию. Сейчас загадаю загадку, а вы, отгадав ее поймете, какой орган чувств здесь исследуют.

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

— Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

— Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила.)

1. Нельзя тереть глаза грязными руками.

2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: Наши дети заботятся о своем зрении, и делают специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз «Белка»

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо — влево)

Гостя вкусно угощала:

— Ну-ка, дятел, посмотри — (Перемещать взгляд вверх — вниз)

Вот орехи: раз, два, три! –

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

Ученый: (Предлагает пройти во вторую лабораторию и загадывает загадку.)

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше:(ушки)

— Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.

(Тихо говорит.) Садитесь. (Дети выполняют)

— Почему вы сели? (Ответы детей.)

— Слух для человека — это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

— А мы знаем правила по охране слуха. (Используя карточки по охране слуха, дети перечисляют правила.)

— А еще, Егор знает стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.

Доктор, доктор,как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть,то как нам быть:

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор гневно:

— Еже, еже, ежедневно! (Э. Мошковская)

Ученый: А сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух.

Проводится игра: «Узнай по голосу»

Все встают в круг, водящий ребенок — в центре. Дети, взявшись за руки,идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т. д. ,

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: «Ау!».

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Ученый: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

«Какой музыкальный инструмент звучит?»

Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.

Ученый: Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.

Читайте также:  Что такое настроение воина

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, ,гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос)

— А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

— Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко — легко подышим.

Упражнение «Ежики» (Спокойное дыхание через нос.)

Упражнение «Ракета» (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

— А теперь сыграем в игру

«Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук,лимон🙂

Ученый: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств — язык.

— Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

«Улыбка» Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

«Бублик» Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

«Покусывание кончика языка»

«Часы» Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево — вправо.

«Лошадка» Поцокать языком.

«Подуть на кончик языка»

Ученый предлагает игру:

«Определи на вкус»

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь,капусту:

Ученый: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

Предлагает провести пальчиковую гимнастику:

В гости к пальчику большому

(Выставляем вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому

(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)

Безымянный и последний,

Сам мизинец — малышок

Постучался на порог.

(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)

Вместе пальчики — друзья,

(Кулаки стучат друг о дружку)

Друг без друга им нельзя.

(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)

Ученый: Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.

Ученый: Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья.

Воспитатель: Спасибо вам за такую интересную экскурсию. До свидания!

Ученый: До новых встреч!

Воспитатель: Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Как называется «командир» нашего тела? Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши органы чувств.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья:

Дети говорят друг другу добрые пожелания.

1. Слисенко Е. И., Гуменюк Н. А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. — 2005. №4,5.

2. Стрменьова И. Я-человек, ты-человек. -М. : Дет. лит. ,1991.

3. Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт. -сост. Сигилива М. Н.-Волгоград : Учитель,2005.

Игра-конкурс «Наши помощники — органы чувств» для детей подготовительной группы Задачи: Обучающие: закрепить представления об особенностях органов чувств человека – некоторых их функциях; сформировать представление.

Конспект НОД по экологии с Элементами оздоровления «Наши умные помощники — органы чувств» КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОЛОГИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ «Наши умные помощники — органы чувств» Цель: 1. Сформировать у детей представление.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Наши помощники — органы чувств» Цель: знакомство детей с органами чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;.

Конспект открытой НОД «Наши помощники — органы чувств» для воспитанников второй младшей группы Конспект открытого НОД по теме: «Наши помощники – органы чувств» для воспитанников второй младшей группы, воспитателя Рыжковой Елены.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по окружающему миру «Наши помощники — органы чувств» Программное содержание. • Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники — органы чувств» Цель: формировать у детей умение осознанно относиться.

Конспект занятия с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы чувств» Видео Конспект занятия в средней группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы чувств» Цель: Закрепить представления детей об органах чувств.

Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств» Наши помощники — органы чувств». Цель: формирование представлений об органах чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) человека и их значении.

Конспект занятия «Наши помощники-органы чувств» (старшая группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №41 «Сказка» Тема: «Наши помощники – органы.

Занятие «Наши помощники — органы чувств» Занятие «Наши помощники — органы чувств» Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего.

Источник

Оцените статью