Задания по теме органы чувств животных 7 класс

Органы чувств животных
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок составлен к учебнику Пасечника В.В.

Скачать:

Вложение Размер
urok_otkrytyy.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Кто из вас ХОТЕЛ бы узнать о причинах влияющие на различия органов чувств животных ?

Как вы думаете, что для этого надо ?

Я думаю . что в конце урока мы сможем получить ответы на все возникающие у нас вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы

Формирую личностно-универсальных действия для создания смысла изучения данной темы

Для осуществления нашей цели я предлагаю разделиться вам на 3 лаборатории, каждая из которых будет выполнять свою задачу. Вам придется узнать с помощью чего животные приспосабливаются к окружающей среде?

Органы чувств животных

Цель: рассмотреть органы чувств как источник приспособленности животных к окружающей среде

Учащиеся делают предположения и доходят до мысли, что приспосабливаться к окружающей среде помогают органы чувств

Формирование регуляторных УУД через целепологания

Практическая работа в группах

Т.к мы работаем в группах, то давайте повторим правила успеха работы в группах.

1. Разделить обязанности

2. Помогать друг другу

3. Внимательно выслушивать друг друга не перебивая.

У вас на столах лежат карточки (Приложение №1)

Что на сегодняшнем уроке будет источником знаний?

Учебник, ваш источник знания

Учащиеся заполняют таблицу.

Формирование коммуникативных УУД через сотрудничество, умение разрешать спорные ситуации, выражать свои мысли.

Формирование познавательной УУД через умение работать с учебником.

Формирование логических УУД через умение заполнять таблицы, анализировать, сравнивать, делать выводы

Защита результатов групповой работы

Выслушивает ответы детей (по 1 человеку от группы)с помощью интерактивной доски.

Заполняют таблицу на доске

Формирование коммуникативных УУД через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Формирование познавательной УУД через умение работы с интерактивной доской

Заранее предложены темы проекта

Формирование позновательной УУД через умение выбрать необходимую информацию.

Формирование логических УУД через умение анализировать, выбирать необходимую информацию и донести ее до учащихся.

Формирование коммуникативных УУД через развитие способности к ораторскому искусству.

Формирование позновательной УУД через умение воспринимать и усваивать информацию.

Рефлексия полученных знаний

  1. Учитель предлагает составить связный рассказ по орорным вопросам (приложение 2)
  1. Что мы хотели узнать на уроке?

Смогли ли мы этого добиться?

Как вы думаете где эти знания используются в жизни человека?

Составление устного рассказа, выбор выступающего от группы

Формирование коммуникативных УУД через работу в группе, сотрудничество, защита своего творческого задания.

Формирование познавательной УУД через рефлексию, контроль и оценку процесса и результата деятельности

Параграф 46, в тетради на печатной основе пункт 46.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д.

Урок предназначен для изучения темы «Органы чувств. Орган зрения». В доступной форме с использованием презентации идет изучение новой темы.

эволюция органов чувств животных, начиная простейшими и заканчивая млекопитающими.

Самостоятельная работа в тестовой форме разработана для 8 класса по теме «Нервная система и органы чувств» Помимо проверки знаний по теме, работа построена по принципу тестов ГИА, что также гото.

Кроссворд, выполненный в программе для разработки презентаций, предназначен для учащихся на пропедевтичеком уровне.

Два вариант теста для контроля знаний по теме «Нервная регуляция. Нервная система. Анализаторы».

Тест по теме «Органы чувст. Органы осязания, обоняния, вкуса» содержит два варианта, состоящих из трех частей: часть А, часть В и часть С.

Источник

Урок биологии в 7-м классе по теме «Органы чувств»

Разделы: Биология

Тип урока: комбинированный.

Цель: проследить эволюцию органов чувств и познакомиться с процессом регуляции деятельности организма.

Задачи:

    обучающая: изучить эволюцию органов чувств. Выделить 2 типа регуляции деятельности организма, выявить отличительные их особенности и механизмы воздействия на организм.
  • развивающая: научить выявлять прогрессивные признаки в развитии органов чувств у каждого последующего в изучении класса животных, развивать навыки выполнения лабораторных работ и научных исследований. Формировать умения анализировать и делать выводы по проведенным исследованиям.
  • воспитательная: воспитывать бережное отношение к животному миру, показать взаимосвязь живой и неживой природы и взаимодействие всех живых организмов, формировать экологическое мышление.

Методы:

  • словесный: рассказ, беседа
  • наглядный: демонстрация фильма “Животные отвечают”
  • практические: выполнение лабораторной работы №13 “Изучение органов чувств животных”.

Новые понятия и термины:

  • глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз
  • монокулярное зрение, бинокулярное зрение,
  • нервная регуляция, жидкостная регуляция.

для учащихся

    Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.
  1. Животные, М., Дрофа, 1999г 7 класс
  2. Биология, справочник школьника, М., 1995

для учителя

    Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные. М., “Просвещение”, 1982
  1. Хрипкова А.Г., Коган А.Б. Костин А.П. Физиология животных, М., “Просвещение”1972

Работу органов чувств и поведение животных определяет нервная система. Поэтому давайте вспомним, как шел процесс развития нервной системы нервной системы, т.е. поговорим об эволюции нервной системы животных.

А) Расскажите о формировании и развитии нервной системы у беспозвоночных животных?

Б) Расскажите о процессе эволюции у хордовых животных.

Формирование новых знаний.

Мы проследили, как шел процесс усложнения нервной системы.

Какие органы позволяют животному организму получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять характер собственных действий в данной ситуации?

Поэтому дальше речь пойдет об эволюции органов чувств.

Касс ресничные черви. Органы чувств представлены примитивными глазками, органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с камешками из углекислой извести внутри) в коже есть осязательные клетки. Класс сосальщики имеет слабо развитые органы чувств. Только у личинок, плавающих свободно в воде, имеются глазки.

У круглых червей органы чувств развиты слабо. Кольчатые черви имеют органы чувств, которые представлены органами осязания, органами химического чувства и чувства равновесия, а также различно устроенными глазками.

Тип членистоногие – самый высокоразвитый и наиболее богатый видами тип среди беспозвоночных животных.

Среди разнообразных органов чувств наиболее важными и развитыми являются органы зрения. Имеются простые и сложные глаза. Простой и непарный глаз характерен для личинок и сохраняется на взрослых стадиях развития лишь у низших раков.

Сложный, или фасеточный, глаз состоит из мелких глазков – омматидиев, количество которых достигает несколько тысяч. Каждый глазок воспринимает часть предмета, а из их суммы складывается общая картина (мозаичное зрение). На конечностях, антеннах и антенулах располагаются чувствительные клетки, с помощью, которых раки распознают химические изменения в окружающей среде. У некоторых ракообразных есть орган равновесия. Класс паукообразных имеет орган осязания и зрения. Глаза простые, в количестве от 2 до 12. Различные раздражения окружающей среды воспринимаются чувствительными волосками, локализованными на педипальпах, конечностях и туловище.

У представителей типа моллюски органы чувств представлены органами зрения – глазами, органами обоняния, равновесия и химического чувства.

Тип хордовые, подтип бесчерепные, касс ланцетники имеют органы чувств в виде глазков Гессе, расположенных в области невроцеля и обонятельные ямки.

У рыб развиты боковая линия, органы обоняния, зрения, слуха, равновесия и вкуса. Орган обоняния состоит из парных обонятельных мешков, котрые сообщаются с внешней средой через ноздри. Запахи рыбы могут улавливать на очень большом расстоянии (до 500 метров и более). Это позволяет им находить не только добычу, но и особей своего вида., что особенно важно при размножении.

Особенное значение для рыб имеет боковая линия. Это канал, который тянется вдоль тела и заходит в голову рыбы. С внешней средой канал сообщается отверстиями, внутри канала располагаются чувствительные клетки, которые связаны с нервом. Боковая линия воспринимает перемещение частиц воды и очень тонкие звуковые колебания. Благодаря этому органу рыбы воспринимают направление течений, приближение других обитателей воды, не сталкиваются с подводными препятствиями.

Глаза рыб приспособлены для видения на близком расстоянии, они имеют плоскую роговицу, круглый хрусталик. Около глаза расположено неподвижное веко. У некоторых видов существует мигательная перепонка.

Орган слуха и равновесия состоит только из внутреннего уха, которое представлено перепончатым лабиринтом, состоящим из трех полукружных каналов, овального и круглого мешочков

А теперь давайте посмотрим, как это отразилось в поведении животных, которое становилось все более и более сложным.

Вашему вниманию я предлагаю видеофильм, демонстрирующий поведение животных. Прислушайтесь к словам автора, обратите внимание и ответьте для себя на вопрос: “Является ли поведение животных разумным или оно контролируется врожденными рефлексами?”

Мы сегодня будем сотрудничать. Слушайте внимательно мой рассказ и это вам поможет ответить на вопросы лабораторной работы, которую мы будем выполнять.

Филин (фото А.Н. Бока)

Тема: Изучение органов чувств животных.

Цель: познакомиться с органами чувств на предложенных животных и выяснить их значение в жизни животных.

Оборудование: насекомые, панцирь речного рака, рыбы, чучела птиц, млекопитающие (белые мыши, морская свинка).

1. Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных.

Рассмотрите предложенных вам животных. Отметьте место расположения глаз, их число; величину глаз относительно головы.

Выясните, у каких животных глаза подвижны; как и чем защищены глаза у разных животных.

2. Знакомство с внешним строением органов слуха у различных животных.

Рассмотрите предложенных вам животных. Выясните, у каких животных имеются видимые наружные органы слуха.

Определите направление и силу звука с приставленными к вашим ушными раковинам ладонями и без них. Сделайте вывод:

3. Изучение органов осязания. Покажите схематично, при помощи стрелок, какому животному какой орган осязания принадлежит.

Млекопитающие чувствительные волоски

Закрепление новых знаний.

Работа с терминами

Знания, полученные на этом уроке, помогут вам в изучении следующего курса биологии: “Человек. Анатомия, физиология, гигиена”.

Источник

Тестовая работа по биологии по теме «Нервная система, органы чувств» 7 класс

Тестовая работа по биологии по теме «Нервная система. Органы чувств». (7 класс)

1.К функциям нервной ткани не будет относиться:

а) возбудимость, б) сократимость, в) проводимость.

а) ответная реакция организма на внешние воздействия, б) ответная реакция организма на внешние воздействия с участием нервной системы, в) последовательность ответных реакций организма на внешние воздействия с участием нервной системы.

а) ответная реакция организма на внешние воздействия, б) ответная реакция организма на внешние воздействия с участием нервной системы, в) последовательность ответных реакций организма на внешние воздействия с участием нервной системы.

а) ответная реакция организма на внешние воздействия, б) ответная реакция организма на внешние воздействия с участием нервной системы, в) последовательность ответных реакций организма на внешние воздействия с участием нервной системы.

5.Узловой тип нервной системы не характерен для:

а) кольчатых червей, б) ракообразных, в) кишечнополостных.

6.К нервной системе позвоночных не относится:

а) головной мозг, б) спинной мозг, в) нервы, г) сосуды.

7.Особенность головного мозга млекопитающих заключается в развитии: а) продолговатого мозга, б) промежуточного мозга, в) коры больших полушарий и мозжечка.

8.К врожденным рефлексам млекопитающих не относится:

а) кормление детеныша, б) чихание, в) глотание, г) выполнение команды, отданной человеком.

9.Органы чувств впервые появились у:

а) простейших, б) кишечнополостных, в) плоских червей, г) членистоногих.

10.Развитие органов чувств зависит от уровня развития:

а) кровеносной системы, б) нервной системы, в) дыхательной системы, г) пищеварительной системы.

11.Боковая линия рыб – это орган, который…

а) определяет направление движения воды, б) отвечает за восприятие звуковой волны в воде, в) определяет температуру воды.

12.Внутреннее ухо впервые появляется у:

а) рыб, б) земноводных, в) пресмыкающихся, г) млекопитающих.

13.Наружное ухо впервые появляется у:

а) рыб, б) земноводных, в) пресмыкающихся, г) млекопитающих.

14. Среднее ухо впервые появляется у:

а) рыб, б) земноводных, в) пресмыкающихся, г) млекопитающих.

15.Деятельность организма как единого целого осуществляется благодаря:

а) кровеносной и пищеварительной системам, б) нервной и гуморальной регуляции, в) нервной системе и органам чувств.

Источник

Урок «Органы чувств животных»

Благодаря органам чувств у организма осуществляется целостной восприятие окружающего мира. Наличие органов чувств позволяет животным получать различную информацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения и определять характер собственных действий в данной ситуации

Просмотр содержимого документа
«Урок «Органы чувств животных»»

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями органов чувств животных из разных групп, сформировать представление об эволюции органов чувств; показать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных.

Оборудование: Таблицы с изображением животных из разных групп.

Способность животных реагировать на раздражение

Нервная клетка называется .

Короткие отростки нейрона называются .

Длинные отростки нейрона называются .

У гидры нервные клетки образуют нервную .

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является

Впервые нервные клетки появляются у.

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов — .

Головной мозг состоит из . отделов.

Центр условных рефлексов в головном мозге — .

Отдел мозга, отвечающий за координацию движения и за равновесие -.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы называется

Что такое рефлекс? Какие виды рефлексов вы знаете?

Приведите примеры условных и безусловных рефлексов.

Каковы особенности нервной системы ланцетника?

Каковы особенности нервной системы птиц?

Что такое раздражимость? Приведите примеры реакции раздражимости у простейших.

Как шло эволюционное изменение нервной системы хордовых животных?

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Координированная деятельность организма основана на непрерывном притоке информации из внешней и внутренней среды.

Сведения об окружающем мире организм получает благодаря специальным чувствительным органам — нервным образованиям периферической части сенсорной системы, воспринимающим и анализирующим раздражение. Благодаря органам чувств у организма осуществляется целостной восприятие окружающего мира. Наличие органов чувств позволяет животным получать различную информацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения и определять характер собственных действий в данной ситуации. Благодаря органам чувств одновременно с детальным анализом предметов и явлений внешнего мира происходит непрерывный синтез различных ощущений. Благодаря этому и осуществляется целостное восприятие окружающего мира.

Наиболее распространенными органами чувств являются: зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие, вкусовые ощущения.

У простейших имеются органоиды, выполняющие осязательную функцию. При этом амеба «чувствует» всей поверхностью клеточного тела, инфузория — только ресничками. У эвглены имеется светочувствительный глазок — стигма, примитивный орган зрения, способный различать только свет и тьму.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

О Заполнить таблицу, используя текст учебника на странице 230-231.

Органы чувств хордовых.

Органы чувств хордовых животных еще более усложняются.

У ланцетника, как наиболее примитивного представителя хордовых органы чувств не сильно развиты. Световое раздражение ланцетник воспринимает особыми светочувствительными клетками — глазками Гессе, расположенными вдоль всей нервной трубки. На верхней передней части головного отдела тела есть особый орган, способный воспринимать химические свойства воды

обонятельная ямка. На ротовых щупальцах есть осязательные клетки. Кроме того, чувствительные клетки разбросаны по всему телу в эпидермисе.

У рыб имеются хорошо развитые органы зрения, слуха, вкуса и обоняния. Орган слуха представлен только внутренним ухом. Вопреки распространенному мнению рыбы способны издавать различные звуки и переговариваться. Зрение развито слабо. Органы вкуса расположены в ротовой полости и на различных участках поверхности тела. Орган обоняния — ноздри. Кроме того, у рыб существует особый орган чувств — боковая линия, которая способна воспринимать давление тока воды нервными клетками, расположенными в кожном канале (рис. 177).

Выход земноводных на сушу отразился на строении практически всех органов чувств. Глаза амфибий имеют целый ряд особенностей, связанных с по- луводным образом жизни: подвижные веки защищают глаз от высыхания и загрязнения; выпуклая роговица и линзовидный хрусталик, позволяющие хорошо видеть в воздушной среде (рис. 178). Орган слуха представлен кроме внутреннего уха еще и средним, закрытым барабанной перепонкой. Кроме того, существует орган обоняния — парные капсулы, которые сообщаются с наружной средой через ноздри.

Органы чувств пресмыкающихся в большей мере, чем у амфибий, соответствуют наземному образу жизни. Кроме того, существует орган, воспринимающий механическое раздражение — осязательные волоски, расположенные на чешуйках и связанные с осязательными пятнами — скоплением чувствительных клеток. А так же у многих змей и ящериц существует дополнительный орган осязания — язык.

Особенности строения органов чувств птиц напрямую связаны с особенностями их жизни. Органы слуха птиц развиты лучше, так как Орган слуха наряду с глазами является важнейшим органом чувств. Очень часто об

опасности птицы узнают при помощи слуха. Зрение у птиц тоже очень хорошо развито. Глаза большие. У большинства птиц зрение почти монокулярное. Поле бинокулярного зрения равно 30—50°. У сов зрение в большей мере бинокулярное, что связано с ночным образом жизни (рис. 179) Глаза защищены верхним и нижним веками и мигательной перепонкой, расположенной в углу глаза. Обоняние у птиц развито слабо.

Для млекопитающих органы зрения не так важны, как для птиц, по этому развиты они слабее. В жизни млекопитающих огромную роль играет обоняние. При помощи обоняния они отыскивают пищу и друг друга, распознают врагов. Прогрессивное развитие обонятельных органов выражается в увеличении объема обонятельной капсулы и ее усложнении. Органы слуха у большинства наземных млекопитающих развиты очень хорошо. В их состав кроме внутреннего и среднего уха входят так же наружный слуховой проход и ушная раковина. Особенно сильно она развита у ночных зверей. Зрение в жизни млекопитающих имеет меньшее значение, чем в жизни птиц. У обитателей леса зрение менее острое, чем у обитателей безлесных пространств, а у подземных жителей глаза редуцированы. Характерной особенностью является наличие у млекопитающих осязательных волос — вибрисс.

Регуляция деятельности организма.

Для полноценного существования любому организму, даже одноклеточному, требуется регулировать собственную деятельность, т. е. Регулировать физиологические процессы в соответствии с собственными потребностями и изменениями окружающей среды. Например, поиск и добывание пищи при чувстве голода, поиск благоприятных мест для отдыха или зимовки, борьба с переохлаждением или перегревом и т.д. У всех животных от простейших до млекопитающих одной из систем включения регуляции является наличие и концентрация того или иного вещества внутри клетки или организма, а так же температура, влажность и другие климатические.показатели. Для осуществления постоянной регуляции физиологических процессов используются два механизма: нервный и гуморальный.

Гуморальная (жидкостная) регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью химических веществ, которые поступают из различных органов и тканей в кровь и разносятся по всему организму. Это более древний способ регуляции. Он имеет большое значение для низших организмов. Его преимущество в том, что химические вещества доставляются ко всем органам, но распространяются они очень медленно.

Нервная регуляция заключается во взаимодействии органов тела с помощью нервной системы. Нервные воздействия всегда направлены на отдельные органы и распространяются в сотни раз быстрее. При нервной регуляции системой запуска регуляторного организма является нервный импульс, полученный от органа чувств переданный к нервному узлу, кольцу головному мозгу.

Нервный и гуморальный способы регуляции тесно связаны между собой. У большинства животных действуют оба типа регуляции и дополняют один другой.

Тема работы: Изучение органов чувств животных.

О Используя текст учебника (стр. 232—233) и рассказ учителя, заполнить таблицу.

Источник

Читайте также:  Эмоциональная напряженность как опасный психофизиологический фактор полета
Оцените статью