- Урок «Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова» методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Тесты по русскому языку 6 класс Тест 6 Эмоционально окрашенные слова
- Просмотр содержимого документа «Тесты по русскому языку 6 класс Тест 6 Эмоционально окрашенные слова»
- Русский язык. 6 класс
Урок «Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Помещена разработка урока по теме «Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhargonizmy_i_emocionalno_okrashennye_slova.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА И ЖАРГОНИЗМЫ
познавательные – ознакомление с понятиями «эмоционально окрашенные слова», «жаргонизмы»;
практические — находить эмоционально окрашенные слова и объяснять их роль в художественном произведении;
общепредметная – учить самостоятельно следить за чистотой своей речи.
Чтобы добиться чистоты языка,
надо биться за чистоту человеческих
чувств и мыслей.
Проверка домашнего задания.
Ответ на вопрос: Во всех ли профессиях «работают» профессионализмы?
Объяснение и усвоение нового материала.
1. Работа с эпиграфом.
«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей» (К. И. Чуковский).
-Объясните слова «чистоты языка», «чистоту человеческих чувств и мыслей», «биться за».
-Как вы понимаете смысл высказывания?
2 . Слово учителя.
-А как можно при помощи слов выразить свое отношение к человеку? Назовите мне такие слова (после ответов обучающихся учитель обобщает и дополняет информацию) .
Многие слова вместе с названием предмета, действия, признака содержат положительную или отрицательную оценку. Например, словом доброта называется положительное качество, словом зл ость — отрицательное, словом смелость — положительное, словом трусость — отрицательное и т. д. Однако в зависимости от речевой ситуации слово с положительной окраской может стать отрицательным, а отрицательное положительным. Например, ненависть к врагам Родины будет положительным качеством, а доброта к врагам — отрицательным.
Слова эмоционально окрашенные можно условно разбить на такие группы:
1) слова, которые лексически квалифицируют предмет, явление или с положительной, ли с отрицательной стороны, например: грубость, брезгливость, ненависть, отвращение, ласковый, чудесный и др.;
2) слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически, т. е. особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки, например: нога, крыло не имеют никакой окраски, а слова ноженька и ножища, крылышко и др. эмоционально окрашены;
3) междометия: браво! крышка! и др.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами могут в этой же форме выражать и совершенно другие эмоции (презрение, негодование, пренебрежение): произведеньице, работёночка, сладенькая, улыбочка и др.
3. Тренировочные упражнения.
1. Указать слова, эмоционально окрашенные, затем слова, не имеющие такой окраски.
Отвращение, здание, брезгливость, поле, нежность, душевность, миленький, сыночек, духотища, доченька, жарища, доброта, мерзкий.
2. Какие различные чувства можно выразить данными парами словосочетаний?
Благородный поступок, омерзительный поступок; скверная история, славная история.
3. Прочитать стихотворение И. Новикова «Теленочек»; выписать слова с суффиксами эмоциональной окраски.
Я теленочка ласкала,
Он был маленький.
Свежей травкой угощала
Я теленочка любила,
Был он нежненький.
Я водичкою поила
Как над маленьким я пела
Навсегда ему велела:
Пусть большие все коровы —
Ты будь маленький!
Травки дам тебе я новой
4.Познакомьтесь с уменьшительно-ласкательными формами собственного имени Людмила. Определите, как они образованы? Какие варианты имеет это имя?
Людмила, Люда, Людака, Людаха, Людаша, Людашенька, Людашечка, Людашка, Людёнка, Людик, Людка, Людмилка, Людмилонька, Людмилочка, Людмилушка, Людок, Людонька, Людочек, Людочка, Людусенька, Людусечка, Людуська, Людуся, Людуха, Людуша, Людушенька, Людушечка, Людушка, Людушка.
Люка, Люконька, Люкочка, Люкша.
Люленька, Люлечка, Люлик, Люлька, Люля.
Люсек, Люсёнка, Люсёнок.
Люся, Люсенька, Люсечка, Люсик, Люеиша, Люскш-ка, Люська, Люсюха, Люсюша, Люсюшенька, Люсюшка, Люсюка, Люсявка.
(Н.А. Петровский. Словарь русских личных имен).
5 . Напишите уменьшительно-ласкательные формы от имени Иван.
4. Слово учителя.
Рядом с профессионализмами можно поставить слова жаргонные .
Они понятны людям определенных социальных групп (школьников, студентов) или «полупрофессий» (охотничий, воровской). У носителей жаргона всегда присутствует стремление отделиться от «чужих» (по возрасту, профессии, социальной принадлежности к какой-то группе). Поэтому использование жаргонных словечек нередко служит как бы своеобразным паролем, означающим «Я свой».
В отличие от диалектов, являющихся историческим наследием, отражающих историю народа, его быт, языковую мудрость, жаргон лишен истории. Жаргонные слова почти никогда не проникают в литературный язык, не служат источником его пополнения. Лишь отдельные словечки благодаря их экспрессивности проникли в разговорную речь (химичить, балдеть, мура), но на правах выразительных средств с явно сниженной окраской.
Студенческий жаргон: стипуха – стипендия, хвост – несданный экзамен или зачет, халява – очень легко сданный экзамен, пара – занятие, длящееся два академических часа подряд.
Ученический жаргон: русиш, матика, физра, немец – так выглядят названия предметов в языке школьников, тройбан, пара — отметки.
Молодежный жаргон: чувак, предки, ништяк, кемаритьть, блеск, клёво, железно, обалденно, муть.
Согласитесь, что в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам. Это и отличает воспитанного образованного человека. Однако профессионализмы и жаргонизмы — очень яркие слова. Их часто используют писатели для создания определённой атмосферы. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» подобные слова в большом количестве приводятся при описании охоты. Известно, что у охотников был свой особый язык. Поскольку он мог быть непонятным большому кругу читателей, автору пришлось в скобках давать специальные пояснения.
Задание: найдите эти слова.
1. «Русак уже до половины затёрся». 2. «Другая борзая собака, увидев хозяина с цветной дорожки, выгибая спину, стремительно бросилась к крыльцу и, подняв правило, стала тереться о ноги Николая». 3. «Красный Любим выскочил из-за Милки, стремительно бросился на волка и схватил его за гачи, но в ту же секунду испуганно перескочил на другую сторону». 4.«Как будто почувствовав опасность, волк покосился па Карая, ещё дальше спрятав полено между ног, и наддал скоку». 5.«Николай увидал красную, низкую, странную лисицу, которая, распушив трубу, торопливо неслась по зеленям».
В тетради : затёрся (перелинял), правило (хвост, ) гачи (ляжки задних ног), полено (хвост), трубу (хвост).
Охотничий жаргон: труба, полено, правИло – названия хвостов, цветок – заячий хвостик.
5. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 79.
Подведение итогов урока.
С одним из жаргонизмов придумайте по одному предложению, а затем измените это предложение в соответствие с нормами русского литературного языка.
— Сравните предложения. Какое из них вы могли бы употребить в любой ситуации? А какое лишь в определенному кругу людей?
Беляева О.Б. идр. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. М., 2008
Введенская Л.А. Культура речи. М., 2001
Максимов В.И. Точность и выразительность слова. Л-д, 1968
Сиротина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996
Я познаю мир. Русский язык: Дет. энцикл. / Волков С.В. М.. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал будет полезен на уроках русского языка в 6 классе как учителям, так и учащимся при изучении новой темы.
Развитие эмоционального отношения к значению слова в процессе разыгрывания этюдов у детей с общим недоразвитием речи. Значительное место занимает развитие эмоционального отношен.
Классический конспект урока для 6 класса, предназначен для школ, программа которых соответствует УМК М.Т. Баранова.
Урок проходит в нетрадиционной форме дидиктической игры, «Своя игра». Это урок систематизации и обобщения знаний.Для проведения данного урок нам необходима большая подготовка дидактического мате.
Урок развития речи. Учащиеся учатся анализировать текст с точки зрения его стилистических особенностей, находить в художественном тексте слова разговорного стиля и находить к ним ней.
Использование окрашенных макарон и риса в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью.
Статья посвящена работе учителя над система практической деятельности, состоящей из разнообразия образовательных технологий, приемов и методов. Она включат систему отбора учебного материала, сис.
Источник
Тесты по русскому языку 6 класс Тест 6 Эмоционально окрашенные слова
Данный материал поможет при организации контроля знаний учащихся
Просмотр содержимого документа
«Тесты по русскому языку 6 класс Тест 6 Эмоционально окрашенные слова»
Эмоционально окрашенная лексика
Автор: ©2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru
При участии проекта http://videouroki.net
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ большинство слов не имеет эмоциональной окраски
__ все эмоционально окрашенные слова — жаргонизмы
__ в словарях рядом с эмоционально окрашенными словами ставятся особые пометы
__ эмоционально окрашенные слова могут выражать только положительную оценку
Выберите слово, в котором заложена положительная оценка.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Выберите слово, в котором заложена отрицательная оценка.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Какими бывают слова с эмоциональной окраской?
Выберите несколько из 7 вариантов ответа:
Выберите ласкательные и уменьшительно-ласкательные слова.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Выберите слова с оттенками неодобрения.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Прочитайте отрывок из стихотворения В. Маяковского. Какой оттенок значения имеет выделенное слово?
Источник
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Эмоционально окрашенные слова
Перечень рассматриваемых вопросов:
1. Определение эмоционально окрашенных слов.
2. Способы выражения эмоциональной окраски в русской лексике.
3. Толкование эмоционально окрашенных слов в толковых словарях; типы помет, сопровождающих эмоционально окрашенные слова.
4. Стилистические нормы употребления эмоционально окрашенных слов в речи.
Лексика – это словарный состав языка.
Нейтральные слова – общеупотребительная, лишённая стилистической окраски лексика.
Помета в словаре – специальное дополнительное указание, сопровождающее толкование слова, его описание.
Толковый словарь – словарь, содержащий слова с объяснением их значений; может содержать грамматическую, этимологическую и стилистическую характеристики слов, примеры употребления и др. сведения.
Эмоционально окрашенные слова – слова, имеющие эмоциональную окрашенность.
Стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях речи.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово в любом языке используется, прежде всего, для того, чтобы назвать предметы, признаки, количества, действия. Можем ли мы с помощью слов не только назвать, обозначить какие-либо явления, но и выразить к ним свои чувства, дать им оценку?
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тому, о чём мы говорим.
Возьмём хорошо известную нам «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Вот старуха ругает старика:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось.
С помощью каких слов выражает своё недовольство героиня? Она использует слова «дурачина», «простофиля» – мы все понимаем, что такими словами она старика не похвалила, а побранила.
А Лисица из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» хочет польстить Вороне, поэтому обращается к ней с другими оценочными словами:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Хитрая Лисица сумела в этой фразе похвалить Ворону много раз, используя такие слова, как «голубушка», «шейка», «глазки», «пёрушки», «носок», «голосок», «светик». Особенностью слов, с помощью которых Лисица хвалит, являются суффиксы – они называются уменьшительно-ласкательными.
Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными. С помощью таких слов можно дать положительную (одобрительную) или отрицательную (неодобрительную) оценку.
Например, можно, описывая внешность девушки, использовать слово «очи», подчёркивая не только привлекательность человека, но и своё восхищение красотой глаз девушки. Именно так использовано это слово в романе Александра Фадеева «Молодая Гвардия»: «У Ули глаза были большие, тёмно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, чёрными таинственными зрачками». Писатель противопоставляет нейтральное слово «глаза» эмоционально окрашенному «очи», даёт положительную оценку.
А вот героиня Максима Горького использует для обозначения глаз человека грубое, резкое слово, выражающее её отношение: «Старая хозяйка говорит мне: “Погоди, книгожора, лопнут зенки-то”». Использование слова «зенки» говорит о неодобрительной оценке говорящего.
В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?
Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.
А ещё – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.
Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.
Например, слово «очи» сопровождается пометой «высокое»; а слово «зенки» помечается как «грубое, просторечное».
Для того чтобы выразить своё отношение к какому-либо явлению, говорящий может использовать возможности русского словообразования. Иными словами, может образовать слово с суффиксами и приставками со значением оценки. Например, ласковое обращение получается, если мы используем суффиксы -ушк- / -юшк-:
Не упало ли добро? – читаем в стихотворении Александра Маршака.
Неодобрительное отношение будет выражено в слове, если оно имеет суффикс -ашк-: старикашка. Пренебрежение выражается при помощи суффикса -ишк-: городишко, житьишко.
Некоторые суффиксы способны выражать почти противоположные значения. Так, суффикс -иц- может придавать уменьшительно-ласкательное значение (лужица), а может вносить оттенок пренебрежения (произведеньице). Такой же способностью обладает суффикс прилагательных —оньк-(-еньк-): сладенький, лёгонький, плохонький, добренький.
Эмоционально окрашенные слова не используются в официально-деловом и научном стилях. Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе.
Примеры задания из Тренировочного модуля
Сортировка элементов по категориям
Нейтральные и эмоционально окрашенные слова.
Распределите слова по группам соответственно характеристикам
Даны слова: слово, малевать, дорога, баламут, работник, рисовать, реченька, бородище
Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова, определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраса или оценка предмета, определить особенность морфемного состава слова: есть ли в слове уменьшительно-ласкательные или увеличительные суффиксы.
Ответ: слово малевать не просто обозначает процесс «рисовать», но и содержит пренебрежительную оценку. Вывод: слово малевать – эмоционально окрашенное.
Слово баламут обозначает человека, вносящего беспорядок, в значении слова содержится неодобрительная оценка. Вывод: слово баламут – эмоционально окрашенное.
Слово реченька содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-, он выражает ласкательное отношение. Вывод: слово реченька – эмоционально окрашенное.
Слово бородище содержит увеличительный суффикс -ищ-, он выражает увеличительное, оценочное отношение. Вывод: слово бородище – эмоционально окрашенное.
Зачеркните в парах синонимов нейтральные слова.
Губы – уста
Лоб – чело
Спать – почивать
Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова; определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраска или оценка предмета; в случае возникновения трудностей в решении задачи, нужно сверить свой вывод с толкованием в словаре.
Губы — уста
Лоб — чело
Почивать – спать
Источник