- Эмоциональный интеллект ребёнка
- Елена Петрусенко
- Историческая справка
- Особенности эмоционального интеллекта детей
- Зачем развивать
- Как определить уровень эмоционального интеллекта
- Методика ЭмИн
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
- Тест Холла
- Тест SREIT
- Тест ЭмIQ–2
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Игры на развитие ЭИ
- «Кубик настроений»
- «Зеркало»
- «Я радуюсь, когда. »
- Упражнения на работу с эмоциями
- «Подушка злости»
- «Дневники добра»
- Какие книги можно почитать
- Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Если хотите почитать с ребёнком:
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
- «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
- БЕГЕМОТ
- ЗЕБРА
- МАРТЫШКА
- КЕНГУРУ
Эмоциональный интеллект ребёнка
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
- восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
- понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
- управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
- использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
- непосредственны и откровенны;
- оптимистичны и позитивны;
- легко эмоционально отзываются на события;
- чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
- резко меняют эмоциональный настрой;
- незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
- нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
- осознают собственную исключительность и неповторимость;
- противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
- не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
- поможет в общении;
- повысит продуктивность в учёбе;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда. »
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
- «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
- «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
- «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
- обладает богатым эмоциональным словарём;
- не стремится к совершенству и перфекционизму;
- не позволяет другим портить себе настроение;
- способен переключаться от негатива к позитиву;
- наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
- умеет отказывать;
- может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
- Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
- Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
- Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
- Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
- Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
- М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
- серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Максимова Надежда Михайловна
Учитель начальных классов МБОУ «Урмарская СОШ им Г. Е. Егорова»
— Добрый день! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
— Приветствую самых отважных (сидящих впереди)! (Через одного участника дарю цветы).
— А впрочем, это не для Вас (забираю цветы и ставлю в вазу).
— А это сегодня не для меня (снимаю колпак)
— Удивлены? Уважаемые зрители в зале, кто испытал чувство удивления – поднимите руку. Спасибо за искренность. Опускайте.
— Кто испытал чувство радости – поднимите руку.
— Кого захлестнула обида или разочарование, хоть на долю секунды?
— А кто справился со своими эмоциями и у него возник интерес – встаньте, пожалуйста. Уважаемые коллеги, перед вами профессионалы с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Поаплодируйте им.
— Стадия вызова прошла успешно, переходим к формулированию темы .. Я думаю, вы все уже поняли: я представляю на ваш суд мастер — класс
Слайд 1. Развитие эмоционального интеллекта младших школьников.
С самого раннего периода жизни у детей появляется масса эмоций. Они показывают различные чувства, такие как, гнев, страх, радость, гордость, стыд и т.д. Вся эта система чувств образует эмоциональную сферу человеческой жизни. Эмоции дают детям информацию об их состоянии и состоянии другого человека. Положительные эмоции дают детям ощущение безопасности и надежности. Отрицательные же эмоции наоборот, сигнализируют об опасности и неудовольствии. Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект в мире стали изучать сравнительно недавно – чуть больше одного десятилетия. Что же это за понятие? Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что именно в эти периоды дети часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, и это может приводить к импульсивности в поведении, к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Именно в этом возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Лишь по мере взросления, личностного развития у детей постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Сегодня в Канаде и Европе открыты целые институты, занимающиеся проблемой взаимосвязи эмоций и интеллекта, а также созданы отдельные программы для развития эмоционального интеллекта детей.
Новейшие исследования показывают, что во многом успешность взрослого человека в обществе определяется не столько академическими знаниями и уровнем общего интеллекта (IQ), сколько умением управлять своим эмоциональным состоянием и предсказывать реакции окружающих (EQ). Между тем, в современной российской школе по-прежнему уделяется не достаточно внимания развитию соответствующих знаний, умений и навыков.
Эмоции и разум – сообщающиеся сосуды. В состоянии покоя они приводят к нужному результату. Захлестнули эмоции — разум «упал», действуем необдуманно.
Мы должны учить детей не просто распознавать свои и чужие эмоции, но и учить управлять ими, развивать умение строить коммуникации, мы должны воспитывать духовных личностей, способных проявлять добрую волю.
Другими словами: « Я – человек (сосуд наполнен водой, в которой растворён пурген ). Я испытываю бурю эмоций (добавляю соду, вода становится красной). И если я обладаю навыком понимания своих эмоций и умею ими управлять (добавляем лимонную кислоту, вода светлеет), то мои эмоции не мешают окружающим меня людям.
— А сопоставление социометрического статуса учащегося с развитием эмоциональной сферы нам показало, что у лидеров самый высокий эмоциональный интеллект.
— Тем не менее, у них прослеживался низкий уровень эмпатии. ( понимание эмоционального состояния другого человека)
Задание группе: написать эмоциональные состояния.
— Какие чувства и эмоции вспомнили наши эксперты. Слушаем и считаем,
сколько эмоций назовут. Не повторяйтесь, пожалуйста!
— Спасибо. Современные психологи-исследователи утверждают, что взрослые могут назвать от 10 до 20 слов-наименований эмоций. Наши эксперты назвали … Поаплодируем им.
Тридцать одна эмоциональная зона выделена российскими психологами: агрессия, боль, волнение, возбуждение, восторг, гнев, гордость, горе, грусть, жалость, жадность, ненависть, настроение, любовь, испуг, интерес, жестокость, обида, отвращение, ощущение, покой, равнодушие, радость, состояние (душевное), совесть, страх, стыд, счастье, уважение, удивление, эгоизм.
Каждая из этих зон имеет свой круг эмоциональных состояний в той или иной мере сопряженных с доминантной эмоцией.
Так, например, в эмоциональную зону “ любовь ” входят, как сопутствующие, такие эмоции, как ревность, тоска, печаль, верность, тревога, счастье, страдание, робость, радость, привязанность, преданность, переживание, оптимизм, нежность, наслаждение, мука, мужество, ласка, истома, забота, желание, грусть, гордость, восторг, воодушевление, вдохновение, волнение, благодарность, боль, влечение, влюбленность, вожделение, возбуждение, обожание, патриотизм, надежда, самоунижение, самоуважение, страсть, разочарование, теплота, трогательность, удовлетворение, ответственность, терпимость (толерантность), милосердие. То есть, большой спектр чувств, входящих в эту зону.
Всего учеными определено более 500 эмоциональных состояний. На уроках с детьми мы прорабатываем 8 базовых эмоций. 4 положительные
и 4 отрицательные(показываю смайлики):
— Вполне естественно, что вся работа должна быть направлена на развитие положительных эмоций, но, как сказал К. Г. Паустовский «способность ощущать печаль – одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший чувство смешного».
По этой волне двигаемся в ходе урока.
Урок внеклассного чтения.
— Учителю начальных классов не надо придумывать что-то новое и необычное. У нас есть богатейший материал для совместной деятельности с детьми – литературное чтение и окружающий мир.
Только изучая произведение художественной литературы, акценты необходимо расставлять несколько иначе. Работая над анализом текста, более глубоко надо изучать чувства персонажей.
Так, например, в анализ рассказа В. Драгунского “Друг детства” необходимо включить такие вопросы ( показываю)
Кем мечтал стать Денис, когда вырастет?
Зачем ему нужно было отрабатывать силу удара?
За что обиделся Денис на папу?
Что предложила ему мама вместо груши?
Обрадовался ли Денис маминому решению?
Почему же он не стал отрабатывать силу удара на игрушечном медведе?
Какие чувства испытывал мальчик, глядя на своего старого друга?
Какой выбор сделал Денис: отрабатывать силу удара на старом плюшевом мишке или не быть боксером? Почему?
Как это характеризует героя рассказа?
Есть ли у вас любимая игрушка? Бережете ли вы ее?
Задание группе экспертов: выберите вопросы, которые:
1. способствуют развитию умения идентифицировать эмоции,
2. учат определять чувства, которые испытывал герой.
Кроме того, дети пережили вместе с Дениской печаль и гнев, прошли по волне эмоции и закончили радостными воспоминаниями о своей любимой игрушке.
Пришло понимание что эмоциями, а вслед за ними и отношениями можно управлять.
Кстати, обида – самая сильная отрицательная эмоция, которая наносит вред человеку. Я о-би-дел-ся – возвратный глагол. Мы выпускаем отрицательную эмоцию (бросаю о стену мячик и ловлю его) и она возвращается к нам. Обиделся – сам себе нанёс вред. С человеком, на которого вы держите обиду всё нормально. Обиделся я! Учите детей проговаривать эмоции!
— Мощным обучающим эффектом для этого обладает театр. Мы часто с детьми играем в театр: иногда с куклами, масками, костюмами, но чаще без них. Основной принцип игры актёра по Станиславскому — правда переживаний. Эмоции, испытываемые актёром, должны быть подлинными. Пытаемся вместе с детьми этому научиться. Да вместе. Очень важно прямое включение педагога в процесс развития эмоционального интеллекта. Самое интересное, что когда развивается EQ у моих детей, он же развивается и у меня. Это двусторонний процесс.
Упражнения по Станиславскому.
— А Константин Сергеевич Станиславский был гений просто. Он придумал столько упражнений, которые помогают развивать эмоциональный интеллект.
Задание группе экспертов: «Подготовиться и продемонстрировать одно из упражнений по Станиславскому».
— Но там, где начинается игра, рождается спонтанность, непредсказуемость, выражение бессознательного аспекта личности в поведении детей. Нельзя чрезмерно увлекаться спонтанностью детских чувств или, наоборот, недооценивать их проявления в реальном процессе обучения. Иначе … бурный взрыв, слёзы…
Надо уметь слушать «переживания» детей.
— А я предлагаю послушать наших экспертов.
— Я очень рада, что они поняли, какие эмоции необходимо продемонстрировать.
— Это этап эмоционального творчества.
Вместе с детьми выполняем творческие работы с привлечением различных материалов; сочинение собственных стихов, сказок; написание сочинения с включением образных выражений, сочинения в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам и т.п.
Всё чаще процесс обучения центрирован на любви и развитии эмоциональных межличностных отношений. Я всегда детям напоминаю, что они звенья одной цепи и от них зависит, какая цепная реакция произойдёт в классе, в селе, …
Слайд 19. Цепная реакция
Подобный опыт был у наших детей: наш класс был первым звеном – мы дарили в день … смайлики друг другу с пожеланиями, второе звено – соседние классы, учителя старших классов, директор школы, родители и директор ДК.
Подобные, воистину уникальные, навыки остаются с детьми на всю жизнь! А в сочетании с развитым эмоциональным интеллектом дают мощный стимул к успешной и интересной жизни.
— Спасибо за внимание! Здоровья и жизненного успеха Вам, уважаемые коллеги, и вашим детям!
Тридцать одна эмоциональная зона выделена российскими психологами: агрессия, боль, волнение, возбуждение, восторг, гнев, гордость, горе, грусть, жалость, жадность, ненависть, настроение, любовь, испуг, интерес, жестокость, обида, отвращение, ощущение, покой, равнодушие, радость, состояние (душевное), совесть, страх, стыд, счастье, уважение, удивление, эгоизм.
Каждая из этих зон имеет свой круг эмоциональных состояний в той или иной мере сопряженных с доминантной эмоцией.
Так, например, в эмоциональную зону “ любовь ” входят, как сопутствующие, такие эмоции, как ревность, тоска, печаль, верность, тревога, счастье, страдание, робость, радость, привязанность, преданность, переживание, оптимизм, нежность, наслаждение, мука, мужество, ласка, истома, забота, желание, грусть, гордость, восторг, воодушевление, вдохновение, волнение, благодарность, боль, влечение, влюбленность, вожделение, возбуждение, обожание, патриотизм, надежда, самоунижение, самоуважение, страсть, разочарование, теплота, трогательность, удовлетворение, ответственность, терпимость (толерантность), милосердие. То есть, большой спектр чувств, входящих в эту зону.
Упражнения по Станиславскому
Упражнение «Улыбка чеширского кота».
Вообразите себя котом, которого чешут за ушком. Зажмурьтесь от удовольствия, растяните рот в «кошачьей» улыбке. Постарайтесь сочетать ощущение напряжения в мышцах и одновременной расслабленности. Оставайтесь в таком положении 3–4 секунды.
Упражнение «Кулаком по столу».
Сделайте какой-нибудь сильный, энергичный жест (например, ударьте кулаком по столу) и после этого тотчас же уберите остаток ненужного мускульного напряжения.
Упражнение «Стих читает кривляка».
Читая отрывок стихотворения «Мой любимый зоопарк» Владимира Степанова, намеренно кривляйтесь: открывайте рот как можно шире, выворачивайте челюсть влево, вправо, вперед, назад, стройте любые рожи.
Льва увидишь — сразу ясно:
Царь зверей, шутить опасно.
Грозный вид и грозный рык,
Даже гривы не подстриг.
У слона большие уши,
Как гора огромен слон.
Равных нет ему на суше:
Слон по весу — чемпион.
БЕГЕМОТ
Петь задумал бегемот
И открыл огромный рот.
Но не слышно в песне слов,
Слышен только страшный рёв.
Упражнение «Стих читает статуя».
В этом упражнении задание будет противоположным предыдущему: постарайтесь прочитать отрывок стихотворения с абсолютно неподвижным, «каменным» лицом, практически не двигая губами.
ЗЕБРА
Любит зебра по лужайке
В полосатой бегать майке.
Зебра даже за конфетку
Не наденет майку в клетку.
МАРТЫШКА
И девчонкам, и мальчишкам
Корчит рожицы мартышка.
В зоопарке без детей
Жить бы грустно было ей.
КЕНГУРУ
Кенгурёнка поутру
Моет мама кенгуру,
Моет лапки, моет хвостик:
— Видишь, к нам шагают гости.
Упражнение «Чувства и ощущения».
Какие чувства и ощущения вызывают у вас эти словосочетания:
Развитие эмоционального интеллекта у детей: 10 шагов к успеху
EQ: как научить ребенка понимать чувства – свои и других людей
Эмоциональный интеллект — это основа понимания собственных эмоций и чувств окружающих. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Монсики», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» и мама двоих детей.
Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.
1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.
2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!
Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.
3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.
4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.
5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.
6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.
7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.
8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.
Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.
Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.
9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.
Не лишайте ребенка негативных ощущений, позвольте ему правильно ориентироваться в реальности, в которой впоследствии он неизбежно столкнется с обидами и раздражением. Не бойтесь детских садов и коллективного обучения — в этой среде дети лучше всего развивают свой эмоциональный интеллект.
10. Про любовь. Будьте открыты со своим ребёнком. Говорите ему о своих положительных и не очень эмоциях, а самое главное — о своей любви. Пусть каждый новый день начинается и заканчивается объятиями и словами: «Сегодня замечательный день! Я тебя очень люблю! Я счастлива, что ты у меня есть!».
Ну и напоследок — не забывайте о том, что главную роль в развитии эмоционального интеллекта играет мама, именно через нее ребенок начинает познавать мир. Материнская любовь, ласка и доброта учат ребенка самым прекрасных и положительным эмоциям. Поэтому прежде всего просто любите своих детей такими, какие они есть.
Источник