Социально-эмоциональное развитие дошкольников
Анастасия Водопьянова
Социально-эмоциональное развитие дошкольников
Социально-эмоциональное развитие дошкольников.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Этой цели не достичь без социально-эмоционального развития дошкольников.
Социально-эмоциональное развитие:
-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;
-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.
Социально-эмоциональное развитие некоторые авторы ещё называют развитием
Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится
понимать состояние окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка является одной наиболее важных и сложных проблем педагогики.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения
содержанием, но и обязательно становление самооценки и образа «Я», а также достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителем проявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, образовательная деятельность, прогулки, где ребёнок приобретает эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.
Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями
детской деятельности и поведения.
Основная цель социально-эмоционального развития:
ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.
Социально-эмоциональное развитие-процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность)
Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и остальных трёх. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми,может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения)
Тревожность чувство недоверие к себе
Социально-личностное развитие (социально-эмоциональное)
В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развитияребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в игре, еде, одежде и др.).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др. ; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т. п.).
Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.
Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда для родителей
Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья
Уважаемые папы и мамы,
дедушки и бабушки!
Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.
Малыш всему учиться в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.
«Годы чудес»— так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему
в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него появляется представление
Рекомендации для родителей:
Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами
1. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
2. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на приобщение ребёнка к жизни общества является решающим.
3. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка
в любви и разнообразии впечатлений.
Для ознакомления с эмоциями человека рекомендуется:
1. рассматривать сюжетные картинки с изображением людей, животных в различных эмоциональных состояниях, спросить
например, у ребёнка: «Как ты думаешь, весело или грустно этому
Как ты догадался, что ему весело?
Давай улыбнёмся также, нам тоже весело.
2. попросить ребёнка нарисовать портрет мальчика или девочки в спокойном состоянии, затем нарисовать портреты детей в других эмоциональных состояниях (радостных, грустных, удивлённых, злых, печальных)
3. Инсценировать прочитанные вами сказки, стихотворения, рассказы
Социально-эмоциональное развитие
Умение справляться со своими эмоциями, чувствами Эффективное общение
Отношение с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьей, с обществом
Водопьянова Анастасия Сергеевна
Зачем необходимо развивать социально-эмоциональную сферу?
• Ребенок легко будет осваиваться в любом коллективе
• Ребенок научиться понимать состояние окружающих
• Ребенок легко научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми
• Становление самооценки и образа «Я»
• Развитие социальной ориентации и нравственной позиции
Основная цель социально-эмоционального развития:
• ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций
• помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
• ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.
«Развитие социально — речевых умений у дошкольников в процессе игр». Человеческие отношения, нормы поведения начинают интересовать ребенка очень рано. Что можно и что нельзя, кто добрый и кто жадный, что хорошо.
Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним.
«Социально — коммуникативное развитие младших дошкольников с помощью дидактических игр» Голикова А. В., воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Сказка» г. Абакан Социализация ребенка является одним из главных направлений работы дошкольных.
Мастер-класс «Социально-эмоциональное развитие дошкольников» Цель: Знакомство участников с опытом использования игровых технологий, направленных на развитие эмоций у дошкольников. Задачи: 1. Актуализировать.
Опыт работы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников посредством современных игровых технологий» 1. Актуальность. С введением ФГОС ДО в нашем детском саду приоритетным является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Социально — коммуникативное развитие дошкольников в театрализованной деятельности. Актуальность обращения к театрализованной деятельности в социально – коммуникативном развитии детей обусловлена многими факторами. Сегодня.
Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки.
Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Тема: Социально – эмоциональное развитие дошкольников. Развитие духовно – нравственного и социально- эмоционального потенциала личности.
Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-нравственное развитие дошкольников Согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной.
Эмоциональное развитие дошкольников через театрализованную деятельность Эмоциональное развитие дошкольников через театрализованную деятельность. Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический.
Источник
Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»
Маргарита Енякина
Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»
«Создание среды для социально – эмоционального развития дошкольников»
В современном мире проблема социально – эмоционального развития рассматривается как составная часть проблемы социализации ребенка – дошкольника.
Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Поэтому, создавая условия для социально – эмоционального развития в детском саду, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности.
Социально – эмоциональное развитие
-Развитие у ребенка осознанного эмоционально — положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру
-Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других
-Развитие социально — значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
Целью
социально – эмоционального развития и воспитания является создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника.
Для достижения данной цели поставила следующие
задачи:
1. Формировать положительные самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях
2. Развивать понимание ребенком своих индивидуальных особенностей и осознание своей уникальности (положительный образ — Я)
3. Развивать уверенное поведение и навыки регуляции своего поведения
4. Формировать положительное отношение ребенка к окружающим людям
5. Развивать социальные навыки: умение договориться, способность установить дружеские взаимоотношенния.
Для реализации задач по социально – эмоциональному развитию воспитанников мною выбраны следующие
механизмы:
-Организация воспитательно-образовательного процесса
-Взаимодействие с семьей
-Преобразование развивающей предметно-пространственной среды
Все эти механизмы представляют целостную воспитательную среду. Основное назначение воспитательной среды — способствовать развитию и становлению личности ребенка, сопровождать этот процесс, объединять педагогические усилия и транслировать ценности, выработанные человечеством.
Воспитательную среду можно рассматривать с разных сторон: социальная среда и предметно – пространственная среда.
Социальная среда — взаимодействие ребенка с другими детьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники – воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников.
Предметно – пространственная среда – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития, индивидуальности.
Модель целостной воспитательной среды обеспечивает полноценное социально – эмоциональное развитие ребенка.
Для успешной реализации поставленных целей и задач, в своей деятельности придерживаюсь следующих
принципов:
5. Принцип ценности личности и ее уникальности
В своей деятельности использую следующие
педагогические технологии:
1. Игровые технологии.
2. Проектные технологии
3. Технология КТД (коллективное творческое дело)
4. Интерактивные технологии
Для социально — эмоционального развития детей создаю необходимые
условия:
-Эмоциональную яркую насыщенность видов детской деятельности
-Ситуации успеха, популярности ребенка среди сверстников
Для обеспечения эмоционального благополучия организую воспитательно-образовательный процесс с учётом алгоритма дня «Ступеньки проживания»: «Утро радостных встреч», «Задушевные посиделки», «Вечерний круг благодарения».
«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
«Вечерний круг благодарения», когда подводятся итоги дня. Во время этого ритуала определяется: кто заслужил благодарность, кого наградить поощрительным знаком: «Доброе сердце», «Вежливый собеседник», «Хороший поступок», «Внимательный друг», чью фотографию разместить в уголке «Звезда дня».
“Задушевные посиделки”, когда дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные)
Повышают уровень самооценки персональные творческие выставки детей. Ребенок осознает себя и свое место в социуме путем внимания к его личным достижениям.
Задачи социально — эмоционального развития воспитанников осуществляю через социальное партнерство с ближайшими учреждениями культуры и образования: Краеведческий музей, Районная детская библиотека, Дом детского творчества, Районный дом культуры. Участвуя в мероприятиях, проводимых этими учреждениями, у детей развивается кругозор, обогащается эмоциональный мир, развиваются задатки креативности.
Формированию социальной уверенности у детей способствует дополнительное образование. Организовала кружок «Занимательная математика», где дети не только осваивают математические понятия, им предоставляется возможность в самовыражении, самореализации интеллектуальных и творческих потребностей. Играя в развивающие игры математического содержания, дети учатся поддерживать положительный эмоциональный контакт с партнерами, сотрудничать, управлять своим поведением.
Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям провожу:
-Чтение и обсуждение художественных произведений, в которых знакомлю с основными эстетическими и нравственными категориями.
-Использую разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор
-Применяю практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду», «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Дети учатся проявлять заботу, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к людям, понимание их проблем.
-Организую коллективные дела (снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок, подарков, которые нацелены на получение совместного результата. Это способствуют умению устанавливать контакты, сотрудничать, в адекватной форме делиться своими эмоциями. Включение детей в эти формы работы развивает групповую сплоченность и эмоционально сближает детей друг другом.
-Реализую проекты по социально — эмоциональному развитию. Проекты «В мире друзей», «День доброты», помогли создать в группе благоприятный эмоциональный микроклимат, дети стали внимательнее и доброжелательнее относится друг к другу, к малышам, сотрудникам детского сада.
Для развития социальных навыков провожу с детьми коммуникативные игры. Н – р: игра «Назови ласково» развивает позитивное самовосприятие, игра «Вежливые слова» развивает уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами, игра «Комплименты» способствует созданию благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Одним из важных условий обеспечения эмоционального благополучия является предметно – развивающая среда.
Цель предметно – развивающей среды: обогащение жизни ребенка в детском саду положительными эмоциями.
-Размещение в группе правил, герба дают детям возможность почувствовать себя единой группой.
-Специально — оборудованные пособия «Экран желаний» «Экран настроений» позволяет ребёнку заявить о своём «Я», о своём предпочтении в общении со сверстниками, о своем настроении.
-Стенды «Дерево добрых дел», «Экран добрых дел» побуждают к нравственным поступкам, к желанию совершать добрые дела.
-Стенды «Наши успехи», «Звездочка дня» способствуют формированию положительной «Я — концепции», уверенности, развитие самосознания и самооценки, используются для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках разного уровня.
— Уголок «Дружбы помогает разрешать конфликты, ссоры между детьми и мирить их.
-Уголок уединения обеспечивает индивидуальную комфортность детей.
Семья — важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его «эмоциональный тыл». Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами.
Именно поэтому в работе с родителями провожу мероприятия, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановки в семье, знакомлю родителей с эффективными стилями общения с детьми, провожу сближение детей и родителей.
Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками использую традиционные и нетрадиционные формы работы:
— Встречи «за круглым столом»
— Совместные праздники, развлечения
-Открытые занятия с детьми по разным видам деятельности
-Совместное создание предметно-развивающей среды
-Совместные мероприятия по благоустройству территории.
Эти формы работы оптимизируют детско – родительские отношения, позволяют лучше узнать желания, переживания и индивидуальные особенности своего ребёнка. Участие родителей в конкурсах, праздниках, выставках, помогает поднять и поддерживать статус ребенка в группе, установить эмоциональные контакты.
В результате проводимой работы дети:
-Находятся в детском саду в положительном эмоциональном состоянии
-Имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности
-Могут находить выход из конфликтной ситуации путем переговоров
-Знают правила поведения и стараются им следовать
— Детский коллектив стал более сплоченным, дружным
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.
Наши годовые задачи Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,.
Источник