Задачи по темпераменту с ответами

Определение темперамента

Задача 1. Определение темперамента. Выйдя к доске, учащийся сильно волнуется. Взгляд устремлен на потолок или пол. Просьбу учителя смотреть на класс выполняет с трудом, при этом запинается еще сильнее. По прошествии некоторого времени начинает говорить более твердо и правильно, однако тут же сбивается, если замечает, что кто-то из товарищей поднял руку. (Меланхолик.)

Задача 2. Определение темперамента. На уроках не усидчив. Часто подсказывает, отвечает на вопросы учителя без разрешения. Вызванный к доске говорит быстро, как бы захлебываясь. Если во время его ответа вызван другой ученик, ведет себя неспокойно, пытается вмешаться в разговор, перебивает. (Холерик.)

Задача 3. Определение темперамента. На уроках молчалив. Отвечает медленно. Контрольную работу начинает не сразу, долго думает, но, начав, работает сосредоточенно. На положительные и отрицательные оценки реагирует спокойно, внешне эмоции выражает слабо. (Флегматик.)

Задача 4. Определение темперамента. Общительный, легко сходится с людьми. Настроение преобладает веселое. При ответе у доски слабо реагирует на помехи, легко может переключаться с одной темы на другую. (Сангвиник.)

После разбора задач по определению темперамента надо разъяснить учащимся, что недопустимо пользоваться единичными наблюдениями. Так, признаки, приведенные в первой задаче, дают основание предположить, что в ней описывается человек с меланхолическим темпераментом. (Учащийся стремится уйти от дополнительных раздражителей — не смотрит на аудиторию, сильно подвержен внешнему торможению и т. д.) Однако те же явления могут наблюдаться у человека любого темперамента, если он недостаточно твердо знает урок и в то же время заинтересован в получении нужной ему отметки. Сильное возбуждение подкорковых клеток приводит к торможению коры. Аналогичным образом надо разобрать и остальные задачи по определению темперамента.

Заканчивая разговор об определении темперамента, надо еще раз подчеркнуть, что темперамент изменяется в результате воспитания, что он не мешает развитию способностей и одаренности.

После разбора типов высшей нервной деятельности, общих для животных и человека, целесообразно рассмотреть типы высшей нервной деятельности, характерные для человека. Напомнив, что у человека имеются первая и вторая сигнальные системы, учитель говорит о некотором преобладании одной из этих систем и вводит понятия о мыслительном и художественном типах высшей нервной деятельности, затем рассматривает средний тип высшей нервной деятельности, у которого обе сигнальные системы уравновешены.

Источник

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология». Тема «Личность (темперамент, характер, способности)»

Аннотация методического пособия

В медицине имеет особое значение психологические вопросы, связанные с личностными качествами человека, особенно больного человека. Существует определённая зависимость между особенностями личности людей и их отношением к болезни.

Нельзя переоценить и значение личностных качеств самого медика в его профессиональной деятельности. Медику приходится постоянно наблюдать страдания, смерть, нередко выслушивать от больных или их родных упрёки, иногда несправедливые суждение об уходе.

Медицинский работник обязан проявлять выдержку, подавить обиду и чувство брезгливости, мобилизовать свою волю и стремиться совершенствовать свой характер, вырабатывая в себе дружелюбие, терпение, тактичность, способность оценивать свои действия и принимать решения.

Изучив данную тему, студент должен:

— дать определение темперамента, описать его свойства;

— раскрыть классификацию типов ВНД по Павлову;

— описать типы темперамента (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник);

— дать определение характера, описать его свойства.

— раскрыть структуру черт характера;

— описать типы акцентуаций характера;

— дать определение способностей, классифицировать виды способностей;

— уметь определять по психологическим особенностям типы темперамента и акцентуации характера;

— уметь исследовать тип темперамента с помощью психологической методики.

При изучении учебного материала студент использует:

— методическое пособие для самостоятельной работы.

— учебники: Дубровина И.В. «Психология» — стр.225-261, Островская И.В. «Психология» — стр. 153-160.

  1. Последовательно выполняются все этапы работы, согласно карты основ ориентировочных действий (карта ООД).
  2. Заполняется дневник практических занятий.
Читайте также:  Вечера вам прекрасного настроения гифки


Карта ООД для самостоятельной работы студентов

тема «Личность (темперамент, характер, способности)»

— учебник Дубровина И.В. «Психология»- стр. 225-231.

Островская И.В. «Психология» — стр. 153-154.

— психологические особенности типов темперамента

Выполните задания, ответы напишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

— учебник Дубровина И.В. «Психология»- стр. 237-244.

Островская И.В. «Психология» — стр. 154-155.

— структуру черт характера

— психологические особенности акцентуаций характера

Выполните задания, ответы напишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

— учебник Дубровина И.В. «Психология»- стр. 248-261. Островская И.В. «Психология» — стр. 160.

— степень развития способностей

Выполните задание, ответы напишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

Определить тип темперамента с помощью психологической методики Айзенка.

Результаты самотестирования запишите в дневник, проведите их обработку, ознакомьтесь с интерпретацией.

Выполните упражнения. Проверьте по эталону.

Упражнение «Определение психологических особенностей типов темперамента»

В данном упражнении перечислены основные психологические особенности типов темперамента. Каждой психологической особенности соответствует определённая буква. Выберите последовательно 6 психологических особенностей каждого типа темперамента. В результате выполнения задания получится кодовое слово.

1. Молчаливый, не любит болтать – П

2. Решителен, инициативен – Э

3. Склонен к подозрительности – С

4. Склонен к риску – М

5. Невыдержанный, вспыльчивый – О

6. Ровен в отношениях со всеми – К

7. Нетерпеливый – Ц

8. Мало подвижен – А

9. Резок в отношениях с людьми – И

10. Весел и жизнерадостен – Х

11. Склонен уходить в себя – Е

12. Обладает быстрой сбивчивой речью – Я

Кодовое слово ___________

1. Неуравновешен, склонен к горячности – М

2. Стеснительный и застенчивый – Т

3. Не верит в свои силы – Е

4. Весел и жизнерадостен – А

5. Чрезмерно обидчив – О

6. Мало восприимчив к порицанию – Н

7. Мало активный, робкий – Р

8. Впечатлительный до слезливости – И

9. Склонен к риску – С

10. Не общительный – Я

11. Находчив в споре – У

12. Обладает громкой, быстрой речью — П

Кодовое слово ___________

1. Энергичный, деловитый – П

2. Молчаливый – О

3. Безропотный, покорный – И

4. С увлечением берётся за любое новое дело – А

5. Агрессивный забияка – Л

6. Вынослив и работоспособен – М

7. Весел и жизнерадостен – Я

8. Чрезмерно обидчив – Е

9. Обладает громкой, быстрой речью – Т

10. Быстро утомляется – Н

11. Общителен, отзывчив – Ь

12. Мало подвижен – С

Кодовое слово ___________

1. Весел и жизнерадостен – Т

2. Спокойный, хладнокровный – У

3. Работает рывками – О

4. С клонен к риску – Р

5. Мало подвижен– М

6. Обладает выдержкой – Е

7. Болезненно чувствительный и ранимый – Я

9. Ровен в отношениях со всеми – Н

10. Доводит начатое дело до конца – И

11. Агрессивный забияка – А

12. Осторожный и рассудительный – Е

Кодовое слово ___________

Эталон упражнения №1

ХОЛЕРИК – кодовое слово ЭМОЦИЯ

МЕЛАНХОЛИК – кодовое слово ТЕОРИЯ

САНГВИНИК – кодовое слово ПАМЯТЬ

ФЛЕГМАТИК – кодовое слово УМЕНИЕ

Лифт, в котором едут четверо мужчин, застрял. Определите по особенностям поведения, жестам, мимике, позе их типы темперамента.

Эталон упражнения № 2.

Если Вы правильно выполнили задание, переходите к следующему.

Если Вы допустили ошибку, установите истину!

Упражнение № 3 — ситуационные задачи.

И.П. Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет университета. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в университете. По рекомендации врачей юношу перевели на гуманитарный факультет. После этого постепенно восстановилось нормальное состояние, и он смог продолжать обучение.

Читайте также:  Чувствует ли ребенок кто его мама

К какому типу нервной системы можно отнести данного человека?

В литературе описаны случаи, когда у людей, вынужденных скрывать от близких родственников их тяжёлое заболевание возникло нервное расстройство.

Какой преимущественно тип нервной системы можно предположить у этих людей?

В поликлинике у кабинета врача ожидают своей очереди пациенты. Медицинская сестра приглашает в кабинет врача пациента – участника боевых действий без очереди.

Пациент А., быстро вскочив со своего места, начинает громко, резко и даже грубо возмущаться действиями медсестры, вызывая конфликтную ситуацию.

Пациент Б., неторопливо подойдя к пациенту А., начинает его успокаивать, просит присесть, настойчиво предлагая разрешить конфликт.

Пациент В. сравнительно легко реагирует на эту ситуацию, при этом, воспринимая все происходящее с улыбкой и активно общаясь с другими больными, ожидающими прием врача, объясняет правомерность действий медицинской сестры.

Пациент Г., чувствуя неловкость данной ситуации, смущен, ни с кем из других людей не общается, тяжело переживает необходимость более длительного пребывания в поликлинике, на глазах слёзы.

Определите тип темперамента каждого пациента.

Эталон ответа к упражнению №3

Это инертный тип нервной системы (флегматик). Такие люди тяжело переносят резкие изменения жизненных условий и плохо к этому приспосабливаются. Обучение на гуманитарном факультете гораздо ближе к духовному образованию. Переход от молитв, чтения книг духовного содержания к учёбе в мединституте (лягушки, кровь, трупы) привёл к нарушению психической деятельности.

Когда человек вынужден подавлять в себе какие-либо эмоции, это вызывает перенапряжение процесса торможения. Наиболее уязвимыми в этой ситуации являются люди двух типов нервной системы – меланхолики, у которых имеет место слабость основных нервных процессов и холерики, отличающиеся относительной слабостью процесса торможения.

Неуравновешенный, возбудимый, активный, инициативный, но быстро истощатся в процессе работы, резок, вспыльчив, создает конфликтные ситуации в коллективе.

Медлительный, спокойный, неторопливый, склонен к порядку, к привычной обстановке, в отношениях с людьми ровен, в меру общителен.

Любознательный, подвижный, общительный, доброжелательный, быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи.

Чувствительный, замкнутый, быстро утомляемый, избегает общения с новыми людьми, страдает чувством собственной неполноценности.

Выполните упражнения. Проверьте по эталону.

Структура черт характера

А – по отношению к себе

Б – по отношению к другим

В – по отношению к вещам

Г – по отношению к деятельности

Определите тип акцентуации у литературных персонажей

Скарлетт О , Хара

(«Унесенные ветром» М. Митчелл)

Стремление быть в центре внимания выраженная эмоциональная неустойчивость, артистизм, склонность к фантазированию, лживость.

(«Мёртвые души» Н.В. Гоголь)

Склонность к занудству, нравоучениям, неразговорчивость, настороженность, недоверие по отношению к людям, мстительность, злопамятность, педантичность, одержимость одной идеей.

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями, повышенная импульсивность, грубость, склонность к хамству, конфликтам, раздражительность, вспыльчивость.

(«Приключения Шерлока Холмса» К. Дойль)

Пунктуален, аккуратен. Скрупулезность – качество личности, которое выражается в особой тщательности и точности до мелочей; добросовестный; склонен жестко следовать плану; в выполнении действий усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам.

(«Война и мир» Л.Н. Толстой)

Эмоциональность, чувственность, тревожность, болтливость, боязливость, впечатлительность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. В любви ранима.

Андрей Болконский («Война и мир» Л.Н. Толстой)

Частые периодические смены настроения, зависимость от внешних событий, жажда деятельности, повышенная говорливость, «скачка» идей. Печальные – подавленность, замедленность реакций и мышлений

А – 4, 7 Б – 3, 6, 9 В – 2, 10 Г – 1, 5, 8

Скарлетт О , Хара («Унесенные ветром» М. Митчелл)

Коробочка («Мёртвые души» Н.В. Гоголь)

Ноздрев («Мёртвые души» Н.В. Гоголь)

Шерлок Холмс («Приключения Шерлока Холмса» К. Дойль)

Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстой)

Андрей Болконский («Война и мир» Л.Н. Толстой)

Если Вы правильно выполнили задание, переходите к следующему этапу работы.

Читайте также:  Плохо себя чувствую последнюю неделю

Если Вы допустили ошибку, установите истину!

Выполните упражнение. Проверьте по эталону.

В следующем ниже тексте некоторые слова заменены буквами в скобках. Вместо каждой из таких букв вставьте подходящее слово. Повторение буквы будет означать повторение того же слова. При выполнении задания используйте лекционный материал.

Индивидуально – психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения, называются (а) _______.Другими словами, это качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определённой деятельности. (а)_______обладают следующими свойствами:

— формируются на основе врождённых (б)_______;

— зависят от (в)_______;

— зависят частично от темперамента и (г)_______.

Различают определённые виды (а)________.

(а) ________, проявляющиеся везде или во многих отраслях знаний, называются (д) ______. Отнесённые к отдельным видам деятельности, называются (е) ________.

Организаторские, лидерские (а) ________ относятся к группе (ж) ________.

(а) ________ конструирования является (з) ________.

Также выделяют учебные и творческие (а) ________. Высокая степень развития (а)________, называется (и)________. Наивысшая степень проявления творческих сил человека, это создание качественно новых творений в развитии культуры, науки, практики, называется (к)___________.

Если Вы правильно выполнили задание, переходите к следующему этапу работы.

Если Вы допустили ошибку, установите истину!

По опроснику Айзенка определите свой тип темперамента.

  1. Большая энциклопедия психологических тестов – М, Изд-во ЭКСМО, 2006, 416 стр.
  2. Дубровина И.В. Психология – М, ИЦ «Академия», 2007, 464 стр.
  3. Островская И.В. Психология – М: Гэотар-Медиа, 2008, 400 стр.
  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева – СПб: Питер, 2005, 713 стр.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер, 2009, 713 стр.

Copyright © 2010—2021
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»

Поддержка
(495) 589-87-71

Сервис «Комментарии» — это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения — заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

Источник

Оцените статью