Ситуационные задачи по теме «Органы чувств»
Вопрос 66. В сетчатке глаза биполярный нейрон (второй в цепи нервных клеток) своими отростками связывает сенсорный нейроцит (первый в цепи нервных клеток) с мультиполярным нейроцитом (третьим в цепи нервных клеток), аксон которого идет к головному мозгу. Каким отростком биполярный нейроцит связан с первым нейроном, а каким — с третьим? В каком направлении биполярному нейроциту передается возбуждение?
Ответ: С первым – дендритом, а со вторым – аксоном. От первого нейрона к третьему в направлении, противоположном направлению луча света.
Вопрос 67.При подъеме на вершины гор альпинисты часто теряют способность видеть из-за ослепляющего действия снега. Как можно объяснить это состояние?
Ответ: Разрушение зрительного пигмента (родопсина и йодопсина) и отсутствие возможности для его восстановления. После распада зрительного пигмента следует его ресинтез, что происходит в темноте и при наличии витамина А. В данном случае распад преобладает над синтезом.
Вопрос 79. Больной хорошо видит на близком расстоянии и плохо — на дальнем. С нарушением каких структур глазного яблока может быть связано такое состояние?
Ответ: С нарушением формы глазного яблока и вспомогательного аппарата, а также аккомодационного аппарата глаза. Радужка и ресничное (цилиарное) тело, изменяя величину зрачка и кривизну хрусталика создают условия для четкого изображения предмета на сетчатке. В описанном случае изображение возникает перед сетчаткой. Это близорукость.
Вопрос 68. Представлены два гистологических среза препаратов задней стеки глаза. На первом препарате гранулы меланина содержатся в цитоплазме клеток пигментного слоя сетчатки, на втором – в их отростках. В каких условиях находились экспериментальные животные, у которых был взят гистологический материал?
Ответ: В первом случае (пигмент в цитоплазме тела эпителиоцитов) – в темноте, а во втором (меланин в отростках) – на свету.
Вопрос 69. В эксперименте животному нанесена травма переднего эпителия роговицы. Возможен ли процесс регенерации? Если да, то за счёт каких клеток?
Ответ: Да, за счет базальных клеток многослойного плоского неороговевающего эпителия роговицы. Если повреждение затронет переднюю пограничную (боуменову мембрану) то последующая регенерация роговицы будет затруднена.
Вопрос 70. При нарушении вегетативной иннервации органа зрения зрачковое отверстие расширено. Какая мышца сокращена, а какая — расслаблена? В какой оболочке глаза?
Ответ: Сокращена мышца, расширяющая зрачок, расслаблена мышца, суживающая зрачок. Обе расположены в радужной оболочке глаза.
Вопрос 71. Попадание инородных частиц на поверхность роговицы глаза вызывает резкие болевые ощущения, смыкание век, которое при перераздражениях (ранения роговицы) может перейти в блефароспазм (длительный спазм круговой мышцы век). Какими особенностями строения роговицы обусловлены её исключительная высокая тактильная чувствительность и выраженный болевой синдром?
Ответ: Практически каждая клетка переднего эпителия роговицы обеспечена отдельным нервным окончанием. Этим объясняется высокая тактильная чувствительность и выраженный болевой синдром при повреждении роговицы. Высокая чувствительность роговицы лежит в основе её защитных функций. Даже лёгкое дотрагивание до поверхности роговицы вызывает безусловный корнеальный рефлекс –закрываются веки, поворачивается вверх глазное яблоко, усиливается деятельность слёзных желёз.
Вопрос 72. В процессе жизни хрусталик медленно, но постоянно увеличивает свои размеры. В пожилом возрасте в области его ядра накапливаются омертвевшие клеточные элементы, что является одной из причин помутнения хрусталика (старческая катаракта). Как с гистологических позиций можно объяснить это явление?
Ответ: Хрусталик является структурой, производной эктодермальной хрусталиковой плакоды (т. е. имеет эпителиальную природу). В течение всей жизни в нем идет пролиферация эпителиоцитов однослойного эпителия передней поверхности хрусталика (эпителий передней сумки хрусталика), располагающегося сразу под капсулой хрусталика, и последующее «слущивание» старых эпителиоцитов в замкнутом пространстве, ограниченном капсулой.
Вопрос 73. Мужчина 25 лет после падения с высоты стал испытывать нарастающие симптомы искажения зрения в правом глазу. С помощью специальных методов исследования у него была установлена отслойка сетчатки (патологическое состояние, при котором сетчатая оболочка теряет контакт с сосудистой оболочкой и отходит от нее). Каковы в норме структурные механизмы «удержания» сетчатки у сосудистой оболочки? Какие особенности кровоснабжения сетчатки могут способствовать ее отслойке? Каковы гистогенетические предпосылки указанной патологии?
Ответ: Удержание сетчатки у сосудистой оболочки происходит за счет: давления со стороны стекловидного тела; сцепления отростков пигментного эпителия с наружными сегментами палочек и колбочек, «притягивающее» действие зрительного нерва. Сетчатка кровоснабжается изолированно от других оболочек глаза за счет системы центральных артерий и вен, которые проникают в нее вместе со зрительным нервом. Питание сетчатки идет диффузно. Гистогенетические предпосылки отслойки сетчатки состоят в том, что «нервная» и «пигментная» части сетчатки развиваются из разных участков стенок глазного бокала. «Нервная» — из внутренней, «пигментная» — из наружной.
Вопрос 74. Кератопластика (операция по трансплантации донорской роговицы при развитии бельма) не сопровождается выраженными местными воспалительными реакциями и проявлением иммунологической несовместимости. Почему?
Ответ: В роговице нет кровеносных и лимфатических сосудов, следовательно, отсутствуют иммунокомпетентные клетки.
Вопрос 75. Состояние страха сопровождается расширением зрачков. Дайте этому феномену морфофункциональное объяснение.
Ответ: Избыточный выброс адреналина и норадреналина, их действие на адренорецепторы миоцитов в мышце, расширяющей зрачок. Мышца расположена в радужке.
Вопрос 76. У женщины 50 лет выявлена глаукома (заболевание, при котором вследствие нарушения оттока жидкости из передней камеры глаза повышается внутриглазное давление). В качестве лечения ей назначено М-холиномиметическое средство, возбуждающее М-холинорецепторы круговой мышцы зрачка. Что представляет собой и где расположено начальное звено оттока внутриглазной жидкости? Каковы механизмы образования внутриглазной жидкости? Как с морфофункциональных позиций можно объяснить положительность эффекта (снижение внутриглазного давления) после назначенного лечения?
Ответ: Начальное звено оттока внутриглазной жидкости представлено щелевидными пространствами гребенчатой связки (трабекулярная сеть угла передней камеры глаза) и круговым венозным синусом (шлеммовым каналом). Жидкость передней камеры глаза (водянистая влага) секретируется эпителием ресничного (цилиарного) тела, эпителием задней поверхности роговицы. При воздействии лечебного средства происходит сокращение круговой мышцы зрачка. Сужение зрачка приводит к растяжению радужной оболочки, вследствие этого – расширению шлеммова канала.
Вопрос 77. Недостаток в организме витамина А приводит к нарушению у человека сумеречного зрения («куриная слепота»). Дайте этому феномену морфофункциональное объяснение.
Ответ: Витамин А входит в состав светочувствительного пигмента родопсина, который встроен в мембрану дисков палочковидных нейросенсорных клеток. Недостаточность витамина А снижает активность ресинтеза родопсина.
Вопрос 78. У детей первых лет жизни часто возникают отиты (воспаление среднего уха), причиной которых является проникновение патогенной микрофлоры из носоглотки. Каким путем микроорганизмы носоглотки проникают в полость среднего уха? Какие возрастные морфологические особенности способствуют более частым риногенным отитам у детей?
Ответ: Микрофлора из носоглотки проникает в полость среднего уха через слуховые (евстахиевы) трубы. У детей евстахиевы трубы короткие и широкие. Эпителий слизистой оболочки труб недостаточно дифференцирован (мало реснитчатых и бокаловидных клеток), слабо развиты трубные миндалины.
Источник
Игровое занятие «Твои помощники – органы чувств»
методическая разработка по теме
Игровое занятие «Тваои помощники — органы чувств» проводится учащимися 7 класса для учащихся 1 класса. Учащиеся 1 класса в игровой форме знякомятся с огрганами чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровое занятие для 1 класса | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Татьяна Олеговна,
зам. директора по ВР
ГБСКОУ школа №663
Игровое занятие «Твои помощники – органы чувств»,
проводимое учащимися 7 класса в 1 классе.
Цель: Формирование у учащихся потребности к изучению собственного организма.
1. Познакомить учащихся 1 класса с пятью органами чувств и их значением в жизни человека.
2. Формировать коммуникативные навыки у учащихся 1 и 7 классов.
3. Развивать ответственность и самостоятельность у учащихся 7 класса.
- изображение органов чувств и их название;
- карточки с изображениями (облако, рыба, груша, ананас, ножницы, черепаха, улитка, вишня, слон, тигр, ведро)
При наличии мультимедийного оборудования, можно транслировать все изображения на экране.
- памятки «Гимнастика для глаз» (по количеству учащихся 1 класса);
- 3 прозрачных одинаковых стакана с жидкостями (обычная вода, сладкая вода, соленая вода);
- одноразовые стаканчики;
- продукты для определения по запаху (шоколад, апельсин, свежий огурец и т.д.);
- шарфы, чтобы завязывать глаза;
- колокольчик;
- «волшебный мешочек» с предметами;
- кубики (деревянные или пластмассовые);
- карточки с изображением человечка (по количеству учащихся 1 класса)
- Организационное начало (приветствие, знакомство).
7класс : Здравствуйте! Сегодня у вас необычное занятие. Это – урок здоровья. А проведет его не ваша учительница, а мы – ученики 7 класса. ( Называют свои имена). А теперь и вы расскажите нам, как вас зовут.
1 класс : Называют свои имена.
- Определение темы занятия.
7 класс : А теперь нам нужно узнать, о чем мы сегодня на занятии будем говорить. Для этого я буду вам показывать картинки, и вы все хором будете называть, что на них нарисовано.
Показывает картинку (Облако).
1 класс : Облако.
7 класс : А теперь поднимите руку те, кто знает, какая первая буква в слове «облако».
1 класс : Поднимают руки. Один ученик отвечает, затем идет к доске и пишет букву в заготовленных клеточках.
Картинки: о блако, р ыба, г руша, а нанас, н ожницы, ч ерепаха, у литка, в ишня, с лон, т игр, в едро.
7 класс : Вот мы с вами и собрали название нашего занятия. Давайте внимательно прочитаем название.
1класс : Один из учеников читает название: «Органы чувств».
7 класс: Правильно, сегодня мы будем говорить об органах чувств. А вы знаете, какие у нас есть органы чувств?
1 класс: Отвечают.
7 класс: Сейчас мы вам расскажем об органах чувств и о том, насколько они для нас важны.
7 класс: У нас пять органов чувств.
Глазами мы видим – это орган зрения.
Появляется изображение глаза и слова:«глаз», «зрение».
Ушами мы слышим – это орган слуха.
Появляется изображение уха и слова:«ухо», «слух».
С помощью носа мы ощущаем запахи – это орган обоняния.
Появляется изображение носа и слова:«нос», «обоняние».
Язык – это орган вкуса.
Появляется изображение языка и слова:«язык», «вкус».
Кожа позволяет нам чувствовать прикосновения и определять предметы наощупь
— это орган осязания.
Появляется изображение контура человеческого тела и слова:«кожа», «осязание».
Каждый из органов чувств для нас очень важен, и без них мы не смогли бы
ощущать красоту мира.
7 класс: Ребята, а что было бы, если бы у нас не было зрения?
1 класс : Отвечают.
7 класс : Молодцы, вот видите, как нам нужны глаза,поэтому глаза нужно беречь, чтобы они всегда нам помогали. А что вредно для наших глаз?
1 класс : Отвечают.
7 класс : А если глаза устали, то нужно сделать гимнастику для глаз, и наши глазки отдохнут. Сейчас я научу вас делать гимнастику для глаз. Повторяйте вместе со мной.
Гимнастика для глаз. (Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра:Пособие для детей 5-8 лет», Изд.: Детство-Пресс, 2006г.)
— зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз
— поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками(подушечками пальцев
— делай круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повтори упражнение 10 раз
— вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори упражнение 5 раз.
7 класс : А чтобы вы не забыли эту гимнастику, мы подарим вам вот такую памятку. Раздают всем памятки.
7 класс : А если у человека плохое зрение, что помогает ему лучше видеть?
7 класс : Правильно, очки. И если врач выписал очки, их надо носить обязательно, чтобы зрение не ухудшилось еще больше.
Появляются три прозрачных одинаковых стакана. В стаканах: обычная вода, сладкая, соленая.
7 класс : Посмотрите-ка, ребята, перед вами три стакана, и в них налита какая-то жидкость. Как вы думаете, она одинаковая во всех стаканах, или она разная?
1 класс : Отвечают.
7 класс : Если только посмотреть на жидкость, можно ли определить одинаковая она во всех стаканах, или разная?
1 класс : Отвечают.
7 класс : А что нам нужно сделать?
1 класс : Попробовать.
7 класс : Давайте попробуем.
Наливают воду в пластиковые стаканчики. 1 класс пробует, рассказывает результат.
7 класс : вот видите, не всегда, глаза могут нам помочь. Что помогло нам узнать, какая жидкость в стаканчиках?
7 класс : Правильно, язык – это орган вкуса, с его помощью мы узнаем вкус пищи.
7 класс : Представьте себе, что вы дома, играете в комнате или смотрите телевизор, а ваша мама готовит вкусный ужин. Что поможет вам узнать, что готовит ваша мама?
7 класс : Правильно, по запаху мы можем узнать, что готовят на кухне. Запахи мы чувствуем носом. Нос – это орган обоняния. Давайте проверим, хорошо ли ваши носики чувствуют запахи. Мы завяжем вам глаза, а вы попробуйте по запаху угадать, что это?
Игра «Узнай по запаху».
Одному из детей завязывают глаза. Он по запаху определяет, что это. Например: шоколад, апельсин, свежий огурец, хлеб и т.д.
7 класс : Вот какие хорошие ваши носики. Они очень хорошо умеют узнавать разные продукты по запаху. То, что мы узнаем запах, называется очень сложным словом – обоняние. Давайте все вместе повторим это слово.
1 класс : Обоняние.
7 класс : Какой орган чувств сейчас нужней всего?
7 класс : Правильно, уши. Ухо – орган слуха. Уши помогают нам слышать музыку, пение птиц, слушать учителя и своих друзей. Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, хорошо ли вы знаете голоса своих одноклассников. Игра называется «Угадай, чей голосок».
Игра «Угадай, чей голосок»
Учащиеся становятся в круг, берутся за руки. В центре круга ребенок-водящий. Ему завязывают глаза. Дети водят хоровод и говорят следующие слова:
Мы построились все в круг,
Повернемся разом вдруг.
Угадай, чей голосок? – эти слова произносит один из детей (заранее выбранный)
Водящий должен угадать, кто произнес эти слова.
7 класс : Понравилась вам игра? Какой орган чувств помогал нам играть в эту игру?
7 класс : Правильно, уши. Уши – это орган слуха. А теперь скорее возвращайтесь на свои места, и мы расскажем вам про еще один, очень важный орган чувств.
7 класс : Наша с вами кожа – это тоже орган чувств. Она чувствует прикосновения, чувствует тепло или холод. С помощью кожи мы можем определять предметы наощупь. Давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Волшебный мешочек». В этом «волшебном мешочке» лежат разные предметы. Вы должны наощупь угадать, что это.
Игра «Волшебный мешочек»
В «волшебном мешочке» находятся разные небольшие предметы (конфета, чайная ложка, ключ, мячик и т.д.). Учащиеся опускают руку в мешочек, выбирают один предмет, ощупывают и называют, что это. Вытаскивают предмет из мешочка, проверяют свою догадку.
7 класс : Молодцы, а теперь еще одна игра, в которой нам поможет наше осязание. Сейчас мы будем строить башню из кубиков. Наверное, вы умеете это делать?
7 класс : А сможете ли вы построить башню с завязанными глазами? Сейчас проверим.
Игра «Построй башню»
Двум (или более) учащимся завязывают глаза. По команде они должны построить башню из пяти (или более) кубиков. Победителем оказывается тот, кто построит башню быстрее всех.
7 класс : Что помогало нам играть в эту игру?
1 класс : Отвечают.
7 класс : Наша кожа – орган осязания. Давайте повторим все вместе.
1 класс : Осязание.
7 класс : Вот мы с вами и познакомились со всеми органами чувств. Давайте посмотрим на картинки и повторим все органы чувств.
Орган зрения – глаза.
Орган слуха – уши.
Орган обоняния – нос.
Орган вкуса – язык.
Орган осязания – кожа.
А теперь каждому из вас мы дадим карточки. Там нарисован человечек, а рядом с ним какой-нибудь предмет. Вы возьмете карандаш и нарисуете те органы чувств, которые ему больше всего понадобятся, чтобы узнать, что это за предмет.
Раздают карточки. 1 класс выполняет задание. Все вместе проверяют выполнение задания.
Учитель спрашивает у учащихся 1 класса, понравилось ли им занятие, понравилось ли, что занятие проводил не учитель, а ученики старших классов, хотелось бы им, чтобы эти ребята провели для них еще занятие и т.д.
Учитель спрашивает у учащихся 7 класса, понравилось ли им это занятие, интересно ли им было играть с первоклассниками, тяжело ли было выступать в роли «учителей», хотелось бы им еще провести занятие для этих ребят и т.д.
1 и 7 класс благодарят друг друга за занятие. Прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога.Открытое мероприятие: досуг «Наши умные помощники — органы чувств» в подготовительной группе.
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов «Наши помощники — органы чувств» для детей с умственной отсталостью, 3 класс.
Конспект открытого урока.
Конспект занятия «Мои помощники-органы чувств» поможет педагогу познакомить дошкольников с органами чувств человека.
Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли в восприятии человеком окружающего мира.
Конспек познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе.
Конспект занятия по познавательному развитию «Наши помощники — органы чувств".
Источник