Гуманное воспитание детей дошкольного возраста
Альбина Макарова
Гуманное воспитание детей дошкольного возраста
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детейв систему социальных отношений через :
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
В выстраивании своей дальнейшей работы я руководствуюсь следующим определением гуманности. Гуманность — это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группы людей или живое существо, представленная в сознании и поведении переживаниями сострадания, сочувствия, сорадования и содействия, соучастия.
Структура гуманностикак стержневого социально-личностного свойства включает:
представления о гуманистических ценностях, нормах и правилах взаимоотношений и поведения в социальной среде;
эмоционально-ценностное, осознанное и активное отношение к окружающим на основе гуманистических идеалов, ценностных ориентиров, принципов;
гуманистически ореинтированное поведение личности по отношению к социальным объектам и субъектам действительности.
Проявление гуманностикак свойства личности:
заботливость о других — склонность проявлять заботу, то есть внимание, сочувствие, желание помочь;
взаимопомощь — как объединение людей для более успешного и эффективного развития;
доброжелательность — как стремление человека быть открытым другим людям;
милосердие — как добродетель, исполняемая посредством телесных и духовных дел;
альтруизм — как бескорыстное служение людям и готовность к самоотречению во имя их блага.
Механизмы социализации, лежащие в основе гуманности:
подражание гуманным поступках взрослых;
социальная ориентация — восприятие другого человека как социально значимого, чувствующего, переживающего существа;
эмпатия- эмоциональная идентификация: сопереживание и сочувствие другому, содействие ему в ситуациях затруднения;
нормативная регуляция поведения — следование в поведении гуманистическим ценностям, нормам и правилам;
саморегуляция поведения и социального взаимодействия -самосознание себя и собственных проявлений как гуманистических, управление собственным поведением, самооценка с гуманистических позиций.
Пути формирования гуманностикак свойства личности в целевом ДОУ:
организация социально содержательного, повседневного общения ребенка с окружающими людьми, совместной деятельности;
организация целенаправленной социализации ребенка в условиях образовательного процесса, осуществляемого в Доу то есть воспитание и обучение;
поощрение социальной активности ребенка опосредованная педагогическим воздействием.
Особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста:
1. Ранний возраст: стремление подражать другому взрослому, стремление быть принятым. На данном этапе формируется первоначальный опыт гуманного поведения на основе требований взрослого.
2. Младший возраст: проявляется в интересе к другому (сверстнику) как социальному существу, партнеру по совместной игре. На данном этапе необходимо у ребенка развивать способности к первоначальному восприятию переживаний и чувств другого.
3. Средний возраст: постепенное осознание нравственных ценностей и их значения для других и самого себя.
4. Старший возраст: осознание и самостоятельное использование гуманистических норм и правил поведения.
Возможности игры в воспитании гуманности:
1. тематика, сюжет игры способствуют привлечению внимания детей к гуманистическим нормам и правилам;
2. роль в игре позволяет ребенку моделировать социальную действительность;
3. правила игры позволяют ребенку принять и признать их как руководство к действию осознать их значимость для построения игровых отношений;
4. игровое взаимодействие со сверстником позволяет приобретать и расширять опыт познания и понимания сверстника и самого себя;
5. рефлекация игрового опыта позволяет ребенку соотнести свои действия, поступки с правилами и требованиями к гуманному поведению.
В своей работе я применяю сюжетно – ролевую игру «Семья».
Возможности сюжетно-ролевой игры «Семья» в воспитании предпосылок гуманных отношений и поведения детей младшего дошкольного возраста:
Содержание игры отражает собой взаимодействие людей, основанное на гуманистических ценностьях- забота о другом;
Роль, предлагаемая ребенку для выполнения, предполагает необходимость выполнения игровых действий, направленных на помощь другому;
Правила игры ориентируют ребенка на построение гуманного игрового образа;
Игровые действия позволяют ребенка создать нравственный образ, отражающий собой гуманистические ценности;
Игровое взаимодействие позволяет ребенку моделировать простейшие варианты гуманного поведения, использовать доступные средства;
Этапы развития игры на основе технологии «Лесенка успеха»:
Этап подготовки к игре/ педагог — «артист», ребенок-«очарованный зритель».
Этап обучения игре/ педагог и ребенок — «активные собеседники».
Этап развития игры как самостоятельной деятельности/ педагог «дирижер», ребенок — «заботливый исполнитель».
Этап развития игры как творчества ребенка/ ребенок «артист», педагог — «очарованный зритель».
Подготовительный этап — первая ступенька «лесенки успеха».
Содействовать своевременному переходу игры предметно-отобразительной к сюжетно-ролевой как форме передачи отношений в семье; организации предметной игровой среды; разумному размещению предметов в игровой среде; развитию индивидуальных игр, игр рядом; выполнению ролевых действий и способов решения игровых задач.
Развивать интерес к сверстнику как социальному существу; формировать первоначальный опыт восприятия и узнавания эмоциональных состояний сверстника по ярко выраженным внешним признакам; побуждать эмоциональную отзывчивость на состояния близких взрослых и сверстников; обогащать представления детей о гуманном поведении, проявлениях заботы окружающими людьми, знакомить с элементарными правилами поведения в среде сверстников.
Методы применяемые в воспитательной работе по развитию гуманности:
Наблюдения ребенка за игрой и поведением сверстников;
Проведение подвижных, хороводных, речевых игр с социальными задачами и содержанием;
Демонстрация образцов гуманного поведения взрослыми и игровыми персонажами;
Игры — инсцинировки с игрушками по мотивам сказок, сюжетов произведений; (Я применяю сказки «Теремок», «Курочка – Ряба», «Бобовое зернышко» и. т. д.)
Чтение детьям произведений, потешек, наполненных гуманистическими образами;
Реализация групповых традиционных встреч;
Использование жизненных и специально созданных ситуаций;
Рассматривание иллюстраций с социальным содержанием;
Положительная оценка поступков детей, имеющих гуманистическую направленность; (Перед коллективом хвалю ребенка, чтобы все видели).
Рассматривание домашних фотографий, иллюстраций, отражающие проявление заботы;
Поощрения элементарных объединений детей для выполнения совместных заданий;
Дидактические игры с гуманистическим содержанием.
(«Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Убери в комнате», «Моем руки правильно» и. т. д.)
Основной этап — вторая и третья ступеньки «лесенки успеха».
Содействовать становлению и развитию игры как формы, передающей родственные взаимоотношения; овладению представлениями о взрослой трудовой деятельности как форме выражения отношения к живому, о взаимоотношениях между людьми; поддержке объединения детей в игру по собственной инициативе; воплощению игровых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.
Насытить содержание новыми элементами сюжета, включение в содержание дополнительных ситуаций, в отношении игрушки и сверстника; наполнение игровых действий, побуждение детей к придумыванию новых сюжетов и действий; привлечение внимания сверстника; формирование опыта участия в оценке результатов игры.
Заключительный этап — четвертая ступенька «лесенки успеха».
Содействовать развитию и совершенствованию игры как формы передачи отношений, определяющих связи между родственниками в семье; овладению представлениями о взимоотношениях между людьми, о взрослой трудовой деятельности; объединению детей в совместную деятельность; обогащению ролевых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.
Создавать игровые и жизненные социальные ситуации, для проявления гуманности; дополнительные условия для развития и обогащения творческой игры.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре — непременное условие воспитательной работы. Итогом проведенной мною работы с использованием сюжетно – ролевых игр стало уменьшение конфликтных ситуаций между детьми. Возрос интерес у детей к участию в коллективных играх, те дети которые мало участвовали в совместных играх и не любили ходить в детский сад стали позитивнее относиться к играм и изменили свое отношение к детскому саду.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать средством формирования гуманных межличностных отношений у дошкольников.
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М, 1998.
2. Выготский Л. С. Детская психология. М., 2006.
3. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963.
4. Запорожец А. В.Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1986. 5. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. — С. — 31-40.
6. Короткова Н. А. Сюжетно — ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду. 2006. — №4. — С. 43 — 45.
7. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика. М., 2005.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Просвещение 1989.
Образовательная область «Социализация» в подготовительной к школе группе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных.
Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.
Источник
План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt_plan_po_formir._guman.chuvstv.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций
Цель: воспитание гуманных чувств детей на основе проблемных ситуаций.
Занятие «Наша группа»
Программное содержание. Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду, сверстникам.
Рассказывание произведения В.Катаева « Цветик-семицветик».
Цель: формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к решению нравственных проблем.
Игра «Вежливые слова»
Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов приветствия, прощания, выражения просьбы.
Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.
Этюд «Встреча с другом»
Цель: формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях, обогащение эмоциональной сферы.
Игра «Школа улыбок»
Цель: развитие эмпатии навыков культурного общения.
«Что такое доброта?»
Задачи: формирование представлений детей о добре, нравственных качествах, которые его характеризуют; развивать эмпатию, сочувствие и содействие; Учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации
Разыгрывание ситуаций (по произведению В.Осеевой «Просто старушка»): а) как поступила бы девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку; б) мальчик помогает старушке (ситуация, данная в рассказе); в) мальчик и девочка помогают вместе.
Обсуждение и формулирование правил доброты
Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума
Ролевое проигрывание ситуаций
Цель: конкретная проработка, применение средств понимания, развитие эмпатии, сочувствия, сострадания.
Игра «Кто больше?»
Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.
Игра «Угадай, кто это»
Цель: познакомить с нравственными качествами проявляющимися в отношении к другим людям.
Задачи: дать детям представление о полярности моральных качеств; ф ормировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств характера; у чить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.
Игра «Напиши письмо» (на материале сказки «Заюшкина избущка»)
Этюд «Как бы ты поступил?»
Цель: учить детей делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: закрепление представлений о полярности нравственных качеств.
Игра «Раскрась рисунок»
Цель: учить детей передавать в рисунке эмоции героев сказок.
Задачи: в ызвать положительно-эмоциональные переживания общения; развитие анализа и самоанализа
1. Обсуждение пословицы «Друга ищи, а найдешь – береги».
2. Формулирование правил дружбы
«Мои друзья» (Рисование и рассказы о друзьях)
Задачи: п оказать детям, какие интересные сверстники их окружают; вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.
Цель: в ызвать положительно-эмоциональные переживания общения.
Игра « Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Настольная игра «Оцени поступок»
Цель: развивать умение видеть проблему, находить приемлемые формы выхода из сложившейся ситуации, формирование культуры общения.
Рассказы детей «Что бы стало, если …»
Задачи: закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности; развитие монологической речи.
Задачи : учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации; закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности.
Чтение : Н. Носов «Фантазеры».
Формулирование «правил честности».
Этюды «Провинившийся», «Стыдно»
Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция нежелательных черт характера.
«Наши добрые дела»
Задача: воспитание гуманных чувств, обогащение эмоциональной сферы.
Рассказывание произведения К.Д.Ушинского «Играющие собаки», обсуждение качеств Полкана и Володи. Обсуждение ситуации: Как бы поступил Володя на месте Полкана?
Обсуждение смысла пословицы
Этюд «Все когда-то мечтают стать птицей»
Цель: формировать негативное отношение к антигуманным поступкам, развитие эмпатии.
Игра «Цветик – семицветик»
Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, умение видеть нравственные проблемы
Игра «Коллективное сочинение сказки»
Цель: формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Ролевое проигрывании ситуаций.
«Помогай другу везде, не оставляй его в беде».
Игра «Потерянная варежка»
Цель: развивать эмпатию, желание и готовность помогать друг другу.
Игра «Жадный поросенок»
Цель: развивать чувство эмпатии, стремления помочь слабому».
Занятие «Мои друзья»
Программное содержание. Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения, организовать опыт содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения друг друга. Разнообразить мир духовных интересов детей, сообщить сведения о коллекционировании, собаководстве, первых шагах в спорте, хореографии, художественном чтении, фотографии и т. п.
Игра «Как ты себя чувствуешь?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Игра «Волшебный стул»
Цель: расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Цель: помочь участникам осознать собственные ценности, выстроить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности.
Игра «Волшебный сундучок»
Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; закрепление нравственных норм взаимоотношений.
Игра «Добрые волшебники»
Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.
Игра «Закончи предложение»
Цель: Повышение уверенности в себе, в своих силах.
Рисование «Наш детский сад » (по подгруппам)
Цель: формировать у дошкольников умение распределять задание между
Этюд «Лягушкой даже была царевна»
Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы,
Этюд «По муравьиной тропе»
Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения.
Этюд «Пчела защищается вынужденно»
Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения
участниками, согласовывать свои интересы с интересами сверстников, использовать в общении тактичные формы обращений к сверстникам.
Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»
Программное содержание . Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью.
Мастерская «Художественный салон»
Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов
Цель: развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности, что предполагает заинтересованное внимание, сопереживание, отсутствие осуждения. Игра может быть предложена в начале занятий для создания групповой атмосферы.
Игра «Напиши письмо»
Цель: формировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.
Занятие « Машина шутка»
Задачи: учить детей изображать и анализировать поведение; развивать чувство эмпатии; развивать воображение, волевые процессы.
Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.
Игра «Хороший – плохой»
Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.
Игра «Кто сказал «прости»?»
Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.
«Спасибо тебе за…»
Цель: в оспитывать благодарное
Цель: во спитывать умение более объективно оценивать свои недостатки;
Игра «Снимается кино»
Цель: формирование представления о регуляции поведения на
Игра «Снимается кино-2»
Цель: формирование представления о регуляции
отношение к сверстникам, проявляющим доброжелательность, сочувствие
формировать у детей самоконтроль за своим поведением, ориентируясь на моральные правила, способствовать яркому выражению этих чувств детьми в складывающихся ситуациях в повседневной жизни группы, во взаимодействии со сверстниками.
основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.
поведения на основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.
Игра «Давай помиримся!»
Цель: выработать привычку примирения, понять его смысл; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума,
Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов.
«Скоро Новый год»
Задачи: развитие навыков групповой работы; развитие творческого воображения.
Цель: помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.
«Не буду просить прощения!» (Работа со сказкой «Принц Эдгар»)
Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.
Цель: формировать справедливое отношение к сверстникам при решении спорных вопросов,
объективизм в оценках их поступков, предложений.
Игра «Конкурс хвастунов»
Цель: умение анализировать нравственные поступки, видеть в них негативные и позитивные стороны.
Игра «Снежная королева»
Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных
барьеров, отгараживающих ребенка от других
Игра «Волшебные имена»
Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.
Задачи: о бобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.
«Как быть, что делать?»
Задача: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.
Ситуация «Не надо грустить»; сценка «Успокой друга» (с использованием кукол-перчаток)
Задача: развивать чувство эмпатии; формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности.
Задачи: о бобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.
Игра «Темные и светлые мешочки»
Задачи: о бобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.
Цель: развитие умения передавать в мимике, жестах настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Игра «Концерт по заявкам»
Цель: формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действия сверстников.
«Я хороший — я плохой»
Цель: развитие рефлексии и самоанализа; воспитывать умение более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.
Сделаем по кругу друг другу подарок
Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого; развитие эмпатии.
Игра «Событийная цепочка»
Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования.
Занятие «Закончи сказку»
Задачи: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.
Игра «Анализ ситуаций и ресурсов»
Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования.
Игра «Кто на свете злее всех?»
Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.
Игра «Сказка на новый лад»
Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Игра-путешествие «Страна Добра»
Задачи: о бобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; р азвитие самостоятельности и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества.
Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива.
В современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма сокращается мир детства. При этом доверчивое, открытое де.
Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы).
«Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе».
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества.
Источник