Задачи формирования гуманных чувств детей дошкольного возраста

Гуманное воспитание детей дошкольного возраста

Альбина Макарова
Гуманное воспитание детей дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детейв систему социальных отношений через :

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым

нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

В выстраивании своей дальнейшей работы я руководствуюсь следующим определением гуманности. Гуманность — это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группы людей или живое существо, представленная в сознании и поведении переживаниями сострадания, сочувствия, сорадования и содействия, соучастия.

Структура гуманностикак стержневого социально-личностного свойства включает:

представления о гуманистических ценностях, нормах и правилах взаимоотношений и поведения в социальной среде;

эмоционально-ценностное, осознанное и активное отношение к окружающим на основе гуманистических идеалов, ценностных ориентиров, принципов;

гуманистически ореинтированное поведение личности по отношению к социальным объектам и субъектам действительности.

Проявление гуманностикак свойства личности:

заботливость о других — склонность проявлять заботу, то есть внимание, сочувствие, желание помочь;

взаимопомощь — как объединение людей для более успешного и эффективного развития;

доброжелательность — как стремление человека быть открытым другим людям;

милосердие — как добродетель, исполняемая посредством телесных и духовных дел;

альтруизм — как бескорыстное служение людям и готовность к самоотречению во имя их блага.

Механизмы социализации, лежащие в основе гуманности:

подражание гуманным поступках взрослых;

социальная ориентация — восприятие другого человека как социально значимого, чувствующего, переживающего существа;

эмпатия- эмоциональная идентификация: сопереживание и сочувствие другому, содействие ему в ситуациях затруднения;

нормативная регуляция поведения — следование в поведении гуманистическим ценностям, нормам и правилам;

саморегуляция поведения и социального взаимодействия -самосознание себя и собственных проявлений как гуманистических, управление собственным поведением, самооценка с гуманистических позиций.

Пути формирования гуманностикак свойства личности в целевом ДОУ:

организация социально содержательного, повседневного общения ребенка с окружающими людьми, совместной деятельности;

организация целенаправленной социализации ребенка в условиях образовательного процесса, осуществляемого в Доу то есть воспитание и обучение;

поощрение социальной активности ребенка опосредованная педагогическим воздействием.

Особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста:

1. Ранний возраст: стремление подражать другому взрослому, стремление быть принятым. На данном этапе формируется первоначальный опыт гуманного поведения на основе требований взрослого.

2. Младший возраст: проявляется в интересе к другому (сверстнику) как социальному существу, партнеру по совместной игре. На данном этапе необходимо у ребенка развивать способности к первоначальному восприятию переживаний и чувств другого.

3. Средний возраст: постепенное осознание нравственных ценностей и их значения для других и самого себя.

4. Старший возраст: осознание и самостоятельное использование гуманистических норм и правил поведения.

Возможности игры в воспитании гуманности:

1. тематика, сюжет игры способствуют привлечению внимания детей к гуманистическим нормам и правилам;

2. роль в игре позволяет ребенку моделировать социальную действительность;

3. правила игры позволяют ребенку принять и признать их как руководство к действию осознать их значимость для построения игровых отношений;

4. игровое взаимодействие со сверстником позволяет приобретать и расширять опыт познания и понимания сверстника и самого себя;

5. рефлекация игрового опыта позволяет ребенку соотнести свои действия, поступки с правилами и требованиями к гуманному поведению.

В своей работе я применяю сюжетно – ролевую игру «Семья».

Возможности сюжетно-ролевой игры «Семья» в воспитании предпосылок гуманных отношений и поведения детей младшего дошкольного возраста:

Содержание игры отражает собой взаимодействие людей, основанное на гуманистических ценностьях- забота о другом;

Роль, предлагаемая ребенку для выполнения, предполагает необходимость выполнения игровых действий, направленных на помощь другому;

Правила игры ориентируют ребенка на построение гуманного игрового образа;

Игровые действия позволяют ребенка создать нравственный образ, отражающий собой гуманистические ценности;

Игровое взаимодействие позволяет ребенку моделировать простейшие варианты гуманного поведения, использовать доступные средства;

Этапы развития игры на основе технологии «Лесенка успеха»:

Этап подготовки к игре/ педагог — «артист», ребенок-«очарованный зритель».

Этап обучения игре/ педагог и ребенок — «активные собеседники».

Этап развития игры как самостоятельной деятельности/ педагог «дирижер», ребенок — «заботливый исполнитель».

Этап развития игры как творчества ребенка/ ребенок «артист», педагог — «очарованный зритель».

Подготовительный этап — первая ступенька «лесенки успеха».

Содействовать своевременному переходу игры предметно-отобразительной к сюжетно-ролевой как форме передачи отношений в семье; организации предметной игровой среды; разумному размещению предметов в игровой среде; развитию индивидуальных игр, игр рядом; выполнению ролевых действий и способов решения игровых задач.

Развивать интерес к сверстнику как социальному существу; формировать первоначальный опыт восприятия и узнавания эмоциональных состояний сверстника по ярко выраженным внешним признакам; побуждать эмоциональную отзывчивость на состояния близких взрослых и сверстников; обогащать представления детей о гуманном поведении, проявлениях заботы окружающими людьми, знакомить с элементарными правилами поведения в среде сверстников.

Читайте также:  Общие направления борьбы со стрессом

Методы применяемые в воспитательной работе по развитию гуманности:

Наблюдения ребенка за игрой и поведением сверстников;

Проведение подвижных, хороводных, речевых игр с социальными задачами и содержанием;

Демонстрация образцов гуманного поведения взрослыми и игровыми персонажами;

Игры — инсцинировки с игрушками по мотивам сказок, сюжетов произведений; (Я применяю сказки «Теремок», «Курочка – Ряба», «Бобовое зернышко» и. т. д.)

Чтение детьям произведений, потешек, наполненных гуманистическими образами;

Реализация групповых традиционных встреч;

Использование жизненных и специально созданных ситуаций;

Рассматривание иллюстраций с социальным содержанием;

Положительная оценка поступков детей, имеющих гуманистическую направленность; (Перед коллективом хвалю ребенка, чтобы все видели).

Рассматривание домашних фотографий, иллюстраций, отражающие проявление заботы;

Поощрения элементарных объединений детей для выполнения совместных заданий;

Дидактические игры с гуманистическим содержанием.

(«Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Убери в комнате», «Моем руки правильно» и. т. д.)

Основной этап — вторая и третья ступеньки «лесенки успеха».

Содействовать становлению и развитию игры как формы, передающей родственные взаимоотношения; овладению представлениями о взрослой трудовой деятельности как форме выражения отношения к живому, о взаимоотношениях между людьми; поддержке объединения детей в игру по собственной инициативе; воплощению игровых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.

Насытить содержание новыми элементами сюжета, включение в содержание дополнительных ситуаций, в отношении игрушки и сверстника; наполнение игровых действий, побуждение детей к придумыванию новых сюжетов и действий; привлечение внимания сверстника; формирование опыта участия в оценке результатов игры.

Заключительный этап — четвертая ступенька «лесенки успеха».

Содействовать развитию и совершенствованию игры как формы передачи отношений, определяющих связи между родственниками в семье; овладению представлениями о взимоотношениях между людьми, о взрослой трудовой деятельности; объединению детей в совместную деятельность; обогащению ролевых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.

Создавать игровые и жизненные социальные ситуации, для проявления гуманности; дополнительные условия для развития и обогащения творческой игры.

Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре — непременное условие воспитательной работы. Итогом проведенной мною работы с использованием сюжетно – ролевых игр стало уменьшение конфликтных ситуаций между детьми. Возрос интерес у детей к участию в коллективных играх, те дети которые мало участвовали в совместных играх и не любили ходить в детский сад стали позитивнее относиться к играм и изменили свое отношение к детскому саду.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать средством формирования гуманных межличностных отношений у дошкольников.

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М, 1998.

2. Выготский Л. С. Детская психология. М., 2006.

3. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963.

4. Запорожец А. В.Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1986. 5. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. — С. — 31-40.

6. Короткова Н. А. Сюжетно — ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду. 2006. — №4. — С. 43 — 45.

7. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика. М., 2005.

8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Просвещение 1989.

Образовательная область «Социализация» в подготовительной к школе группе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных.

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Источник

План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций

Скачать:

Вложение Размер
perspekt_plan_po_formir._guman.chuvstv.doc 100 КБ

Предварительный просмотр:

План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций

Цель: воспитание гуманных чувств детей на основе проблемных ситуаций.

Занятие «Наша группа»

Программное содержание. Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду, сверстникам.

Рассказывание произведения В.Катаева « Цветик-семицветик».

Цель: формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к решению нравственных проблем.

Игра «Вежливые слова»

Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов приветствия, прощания, выражения просьбы.

Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Этюд «Встреча с другом»

Цель: формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях, обогащение эмоциональной сферы.

Игра «Школа улыбок»

Цель: развитие эмпатии навыков культурного общения.

«Что такое доброта?»

Задачи: формирование представлений детей о добре, нравственных качествах, которые его характеризуют; развивать эмпатию, сочувствие и содействие; Учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации

Разыгрывание ситуаций (по произведению В.Осеевой «Просто старушка»): а) как поступила бы девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку; б) мальчик помогает старушке (ситуация, данная в рассказе); в) мальчик и девочка помогают вместе.

Обсуждение и формулирование правил доброты

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума

Ролевое проигрывание ситуаций

Цель: конкретная проработка, применение средств понимания, развитие эмпатии, сочувствия, сострадания.

Игра «Кто больше?»

Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.

Игра «Угадай, кто это»

Цель: познакомить с нравственными качествами проявляющимися в отношении к другим людям.

Задачи: дать детям представление о полярности моральных качеств; ф ормировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств характера; у чить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

Игра «Напиши письмо» (на материале сказки «Заюшкина избущка»)

Этюд «Как бы ты поступил?»

Цель: учить детей делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: закрепление представлений о полярности нравственных качеств.

Игра «Раскрась рисунок»

Цель: учить детей передавать в рисунке эмоции героев сказок.

Задачи: в ызвать положительно-эмоциональные переживания общения; развитие анализа и самоанализа

1. Обсуждение пословицы «Друга ищи, а найдешь – береги».

2. Формулирование правил дружбы

«Мои друзья» (Рисование и рассказы о друзьях)

Задачи: п оказать детям, какие интересные сверстники их окружают; вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

Цель: в ызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

Игра « Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Настольная игра «Оцени поступок»

Цель: развивать умение видеть проблему, находить приемлемые формы выхода из сложившейся ситуации, формирование культуры общения.

Рассказы детей «Что бы стало, если …»

Задачи: закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности; развитие монологической речи.

Задачи : учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации; закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности.

Чтение : Н. Носов «Фантазеры».

Формулирование «правил честности».

Этюды «Провинившийся», «Стыдно»

Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция нежелательных черт характера.

«Наши добрые дела»

Задача: воспитание гуманных чувств, обогащение эмоциональной сферы.

Рассказывание произведения К.Д.Ушинского «Играющие собаки», обсуждение качеств Полкана и Володи. Обсуждение ситуации: Как бы поступил Володя на месте Полкана?

Обсуждение смысла пословицы

Этюд «Все когда-то мечтают стать птицей»

Цель: формировать негативное отношение к антигуманным поступкам, развитие эмпатии.

Игра «Цветик – семицветик»

Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, умение видеть нравственные проблемы

Игра «Коллективное сочинение сказки»

Цель: формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Ролевое проигрывании ситуаций.

«Помогай другу везде, не оставляй его в беде».

Игра «Потерянная варежка»

Цель: развивать эмпатию, желание и готовность помогать друг другу.

Игра «Жадный поросенок»

Цель: развивать чувство эмпатии, стремления помочь слабому».

Занятие «Мои друзья»

Программное содержание. Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения, организовать опыт содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения друг друга. Разнообразить мир духовных интересов детей, сообщить сведения о коллекционировании, собаководстве, первых шагах в спорте, хореографии, художественном чтении, фотографии и т. п.

Игра «Как ты себя чувствуешь?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Игра «Волшебный стул»

Цель: расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Цель: помочь участникам осознать собственные ценности, выстроить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности.

Игра «Волшебный сундучок»

Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; закрепление нравственных норм взаимоотношений.

Игра «Добрые волшебники»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Игра «Закончи предложение»

Цель: Повышение уверенности в себе, в своих силах.

Рисование «Наш детский сад » (по подгруппам)

Цель: формировать у дошкольников умение распределять задание между

Этюд «Лягушкой даже была царевна»

Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы,

Этюд «По муравьиной тропе»

Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения.

Этюд «Пчела защищается вынужденно»

Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения

участниками, согласовывать свои интересы с интересами сверстников, использовать в общении тактичные формы обращений к сверстникам.

Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»

Программное содержание . Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью.

Мастерская «Художественный салон»

Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов

Цель: развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности, что предполагает заинтересованное внимание, сопереживание, отсутствие осуждения. Игра может быть предложена в начале занятий для создания групповой атмосферы.

Игра «Напиши письмо»

Цель: формировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.

Занятие « Машина шутка»

Задачи: учить детей изображать и анализировать поведение; развивать чувство эмпатии; развивать воображение, волевые процессы.

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Игра «Хороший – плохой»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Кто сказал «прости»?»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

«Спасибо тебе за…»

Цель: в оспитывать благодарное

Цель: во спитывать умение более объективно оценивать свои недостатки;

Игра «Снимается кино»

Цель: формирование представления о регуляции поведения на

Игра «Снимается кино-2»

Цель: формирование представления о регуляции

отношение к сверстникам, проявляющим доброжелательность, сочувствие

формировать у детей самоконтроль за своим поведением, ориентируясь на моральные правила, способствовать яркому выражению этих чувств детьми в складывающихся ситуациях в повседневной жизни группы, во взаимодействии со сверстниками.

основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

поведения на основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Давай помиримся!»

Цель: выработать привычку примирения, понять его смысл; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума,

Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов.

«Скоро Новый год»

Задачи: развитие навыков групповой работы; развитие творческого воображения.

Цель: помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

«Не буду просить прощения!» (Работа со сказкой «Принц Эдгар»)

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Цель: формировать справедливое отношение к сверстникам при решении спорных вопросов,

объективизм в оценках их поступков, предложений.

Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: умение анализировать нравственные поступки, видеть в них негативные и позитивные стороны.

Игра «Снежная королева»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных

барьеров, отгараживающих ребенка от других

Игра «Волшебные имена»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Задачи: о бобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

«Как быть, что делать?»

Задача: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Ситуация «Не надо грустить»; сценка «Успокой друга» (с использованием кукол-перчаток)

Задача: развивать чувство эмпатии; формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности.

Задачи: о бобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Темные и светлые мешочки»

Задачи: о бобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Цель: развитие умения передавать в мимике, жестах настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Игра «Концерт по заявкам»

Цель: формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действия сверстников.

«Я хороший — я плохой»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа; воспитывать умение более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.

Сделаем по кругу друг другу подарок

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого; развитие эмпатии.

Игра «Событийная цепочка»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования.

Занятие «Закончи сказку»

Задачи: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

Игра «Анализ ситуаций и ресурсов»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования.

Игра «Кто на свете злее всех?»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Сказка на новый лад»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Игра-путешествие «Страна Добра»

Задачи: о бобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; р азвитие самостоятельности и творчества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества.

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива.

В современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма сокращается мир детства. При этом доверчивое, открытое де.

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы).

«Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе».

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет.

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества.

Источник

Читайте также:  Девушка не может проявлять чувства
Оцените статью