Задача многоголосного пения развитие чувства гармонии

Особенности развития навыков многоголосия в детском хоре

Хор — это множество голосов. Основная сущность хорового пения раскрывается в многоголосии. Владение многоголосным пением определяет уровень хоровой культуры коллектива, в процессе такого пения активно формируется гармонический слух, чистота певческой интонации, ладовое чувство, совершенствуется хоровое исполнительство.

УДК: 374

Т.В. Матулова
педагог ГБПОУ «Воробьевы горы»,
Ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева.
аспирант кафедры «Образование и педагогические науки»
по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (музыка) Московского государственного института культуры

Знаете ли вы, какой инструмент самый лучший? «Скрипка», — ответят многие. И будут правы. Недаром ее называют царицей музыки, голос скрипки божественно красив. «Рояль», — скажут другие. И тоже будут правы. Рояль — значит «королевский», он обладает богатством тембров и необыкновенной выразительностью. Но есть самый чудесный, самый волнующий и необыкновенно красивый инструмент. Это человеческий голос! Только нужно научиться им пользоваться. И призвание отделения хорового пения заключается именно в том, чтобы бесценный дар природы — голос — стал гибким, послушным и мог выразить любые переживания человека.

Хоровое искусство в истории России является коренным, первородным для всей национальной музыкальной культуры и формирует три важнейших пласта — духовное, светское и народное песнетворчество.

Многоголосное пение — стройное, слаженное — является высшей художественно-исполнительной формой в хоровом искусстве. Работа над многоголосием должна вестись последовательно. Каждый певец в детском хоре должен понимать, что многоголосие — это несколько звучащих одновременно унисонов.

Чистый унисон — основная работа хормейстера. В работе над унисоном необходимо[1]:

1. тембровое сочетание голосов партии;

2. умение слушать себя и своего соседа;

3. не быть солистом среди певцов своей партии;

4. петь как можно больше без сопровождения, но и временами не исключается гармоническая поддержка на инструменте;

5. уметь чисто интонировать следующие интервалы, аккорды, звукоряды:

  • мажорный пентахорд;
  • мажорный звукоряд (позднее — согласно возрасту детей — изучается минорный);
  • петь полутона в гамме;
  • интервалы б.3, ч.5, ч.4, ч. 8, б. 2, м. 2;

6. работать над частным ансамблем;

7. соединять тембры разной плотности (хотя это порой является неразрешимой задачей).

В работе над унисоном важна интонационная сторона. Интонационная неточность внутри каждой партии влечет за собой фальшивое пение всего хора. Мелодия — это «интервальная» ткань. Каждый интервал имеет свою интонационную природу: чистые интервалы интонируются устойчиво, малые и большие — с односторонним сужением и расширением, увеличенные и уменьшенные — с двусторонним сужением и расширением.

Также хормейстер должен знать и внутриладовые тяготения ступеней. Все это влияет на чистоту интонирования, а собственно, и на качество унисона.

Поэтому на первом этапе ведется большая кропотливая работа над исполнением своей партии.

После того, как освоена работа над унисоном, можно приступать к работе над двухголосием. Двухголосие — следующий этап в работе над многоголосием. Прежде всего — это пение канонов. Каноны учат певца держать свою партию и одновременно слушать партию другого голоса. Репертуар должен включать произведения с разными видами двухголосия.

Сначала это унисон с сочетанием элементов двухголосия (эпизодическое двухголосие). Параллельное двухголосие встречается более часто и осваивается певцами быстрее, чем двухголосие с самостоятельным движением голосов. Песенный репертуар, включающий самостоятельный вид двухголосия, нужно разучивать при очень хорошей подготовке певцов. В данном случае не исключено пение по нотам и без сопровождения. При работе над двухголосием в детском хоре желательно[2]:

1. выбирать произведения с яркой напевной мелодией;

2. работать над унисоном каждой партии;

3. работать над гармоническими интервалами (которые выстроены вертикально);

4. петь мелодии с диапазоном не выше октавы;

5. включать в репертуар русские народные песни;

6. воспитывать сознательное отношение к нотному тексту, умение анализировать ритм, строение мелодии, соблюдать штрихи и оттенки.

Таким образом, научить детей хорошему вокальному звуку, точной интонации, гибкой и подвижной динамической палитре и эмоциональному исполнению — дело сложное, требующее огромного терпения и времени. Проблема многоголосия в детских вокально-хоровых коллективах стоит весьма остро. Нестройное звучание партий и плохой ансамбль в хоре не приносят ни слушателям, ни самим исполнителям эстетического удовлетворения, а формальное отношение к звучащему многоголосию никак не способствует дальнейшему росту и развитию хорового коллектива.

Трудности многоголосного пения, на мой взгляд, кроются в слабом развитии, слабом уровне гармонического слуха обучающегося и отсутствии предварительной работы по его подготовке. Сущность проблемы заключается в необходимости работы на первоначальном этапе обучения с использованием системы определенных приемов, ведущих к развитию необходимых вокально-слуховых навыков.

Подготовка к обучению многоголосному пению начинается с самых первых хоровых занятий. На первом этапе необходимо подготовить слух и сознание ребенка к восприятию нескольких раздражителей, выработать навык распределенного внимания. Для этого предлагаются:[3]

  • упражнения и песни с сопровождением, не дублирующим мелодию; дети должны слышать музыкальное сопровождение, поэтому на репетициях хора или занятиях в основе данного упражнения предлагается играть его громче, чем хор поет;
  • исполнение разных ритмических рисунков одновременно несколькими группами детей с помощью шумовых инструментов;
  • исполнение песен, упражнений разными группами хора в виде перекличек;
  • пение несложных народных песен a саppella;
  • пение по цепочке, по указанию дирижера в самых различных местах партитуры.

Формирование навыка пения на два голоса является самым ответственным этапом при переходе к многоголосному пению. Поэтому необходимо уже в самом начале работы с хоровым детским коллективом параллельно с выстраиванием интонации готовить детей к восприятию двухголосия, начиная с подготовительных упражнений, которые необходимо систематически включать в процесс распевания хора.

1. Развитие навыков распределенного внимания.

Необходимо использовать упражнения и песни с музыкальным сопровождением (аккомпанементом), которые не дублируют мелодию. Примером таких песен может быть русская народная прибаутка в обработке А. Гречанинова «Петух» или «Тень-тень» на музыку В. Калинникова.

Особое внимание в таких композициях следует уделять ансамблю между хором и аккомпанементом. Дети должны постоянно слышать музыку, поэтому необходимо играть громче, чем поет хор, в репетиционном классе в качестве упражнения, а детям вступать в различных частях партитуры по указанию дирижера. Данные упражнения отлично стимулируют внимание детей и прививают им полезные навыки.

2. Выработка навыка ритмического двухголосия.

Вначале прохлопывая ритмический рисунок песни (к примеру: «Веселые гуси») дети учатся одновременно с пением понимать и метрические доли такта.

Читайте также:  Депрессия подростков как справиться с депрессией

Позже необходимо усложнить:

  • концертмейстер играет мелодию песни, все дети прохлопывают определенный ритмический рисунок (не ритм песни), например:

Рисунок 1. Фрагмент песни «Два веселых гуся» [4]

  • хор должен разделиться на две группы, первая будет петь мелодию песни, вторая будет прохлопывать ритмический рисунок;
  • каждая группа прохлопывает свой ритмический рисунок сначала раздельно, потом одновременно;
  • все исполняют песню с ритмическим музыкальном сопровождение, и ее исполнение обогащается новой «краской».

3. Исполнение песен, упражнений разными группами хора в виде переклички.

Особенно важно при подготовке к двухголосию развивать и внутренний слух, т.е. способность слышать музыку в целом про себя, а также ее отдельные элементы.

Приведем пример упражнения, способствующие формированию внутреннего слуха в детском хоре:

Рисунок 2. Песня “Дома ль, кума, воробей«[5]

Здесь же можно провести игру «Эхо»: аккомпаниатор поет короткие мелодии и отдельные звуки, а хор, как будто эхо, повторяет, причем дирижер поет форте, а хор — пиано:

4. Умение слышать второй голос и анализировать его.

Параллельно с собственным пением ребенок должен постепенно привыкать слушать сначала хотя бы еще один голос. Здесь можно использовать народные песни-попевки, например:

Рисунок 4. Песня-игра “Горошина«[6]

На начальном этапе можно порекомендовать некоторые известные приемы, с помощью которых дети учатся прислушиваться к одновременному звучанию другого голоса:

  • пение дуэтом с преподавателем;
  • пение одной партией с закрытым ртом, а другой сольфеджио или со словами;
  • пение произведения поочередно партиями, по фразам. При этом не поющая партия должна обязательно петь про себя.

Очень важно, чтобы ученики уже с первых уроков пели по партиям. Это визуально помогает следить за движением голосов, осознанно исполнять свою партию и одновременно слышать другой голос.

Еще одним подготовительным этапом к многоголосному пению и формированию навыка полифонического восприятия музыки является пение канонов. Это удивительная форма, работая над которой при незначительно затраченных усилиях можно получить впечатляющие результаты. Самые знаменитые системы музыкального воспитания уделяют особое внимание этой полифонической форме. Так, в системе З. Кодая представлены упражнения с ритмическими канонами, в «Шульверке» К. Орфа множество речевых канонов для начального этапа обучения.

Можно включать пение несложных канонов в процесс распевания хора уже с первых занятий. Это способствует развитию мелодического, гармонического слуха. Дети с большим удовольствием исполняют каноны и воспринимают это как игру.

Каноны, разной степени сложности, предлагаются в различных методических пособиях (сборник «Школа хорового пения», сост. А. Бандина, В. Попов, Л. Тихеева; «Хоровое сольфеджио» Г. Струве; «Пение на уроках музыки» Ю.Б. Алиева и т.д.). Отметим, что дети обязаны четко знать мелодию канона, петь ее чисто в унисоне.

Переход к более сложным видам многоголосия не вызывает особой проблемы у тех поющих, кто грамотно и тщательно работал над навыками двухголосного пения и развил слух, а также и умение самостоятельно интонировать свою партию, слышать и контролировать музыкальное окружение.

Создавая возможность вслушиваться в голосоведение обеих партий, подстраивать свой голос к общему звучанию хора, для освоение двухголосия рекомендуется тихое пение. Тихие звуки воспринимаются легче, чем громкие, при тихом пении слуховое внимание активизируется более четко.

При работе над трех-четырехголосными произведениями особого внимания требуют средние голоса, так как именно эти хоровые партии находятся в новых для себя условиях. Для осознанного звучания многоголосия можно использовать следующие упражнения:

  • трех-четырехголосные упражнения в процессе систематических распеваний хора;
  • пение произвольно выбранных звуков каждым участником хорового коллектива (удерживание звучание кластера), чередование с пением в унисон одного звука;
  • пение аккордов с остановками: повторяя мелодически разные аккорды, дети должны остановиться, «тянуть» один из трех, четырех звуков в соответствии со своей партией, в конечном итоге все должны услышать стройный аккорд;
  • пение септаккордов с разрешением, когда каждая партия осознанно слышит устойчивые ступени лада;
  • пение обучающихся терцетами и квартетами, что особенно активизирует слух;
  • пение всего хора с остановками на каждом созвучии, чтобы можно было прослушать гармоническую вертикаль (это приносит большую пользу).

И в заключение можно сделать выводы:

  • в детском хоре важным фактором является многоголосное пение, способствующее повышению общей музыкальной культуры; оно определяет в музыкальном воспитании обучающихся более высокие, новые формы музицирования;
  • с первых занятий хорового коллектива навыки многоголосного пения должны планомерно развиваться, особенно на его первоначальном этапе: от выбора педагогом правильной методики работы над многоголосием будут зависеть дальнейшие успехи в вокально-хоровом и слуховом воспитании детского хора;
  • путь овладения многоголосием идет вначале через изучение полифонического двухголосия, поэтому пение трех-четырехголосия не составит проблемы в будущем.

Работа над многоголосием требует терпения и постепенности. Репертуар должен соответствовать уровню хора, его подготовленности на данном этапе. Сознательное и постепенное овладение навыками многоголосного пения, любовь к исполняемой музыке обязательно приведут к определенным успехам маленьких певцов и приблизят их к исполнению и пониманию более сложной и серьезной многоголосной хоровой музыки.

Литература

  1. Аверина, Н.В. Из опыта работы с кандидатским хором в детской хоровой школе «Весна». — Жуковский, 2007.
  2. Два веселых гуся — русская народная песня, слова, ноты для фортепиано и гитары — http://ejka.ru/blog/noty/150.html (дата обращения 27.02.2019 г.)
  3. Дома ль кума воробей исполнитель: с. Троицкий Сунгур — Новоспасский — https://tekstovoi.ru/text/974399097_968858534p514260467_text_pesni_doma_l_kuma_vorobej.htm (дата обращения 27.02.2019 г.)
  4. Краснощеков, В.И. Вопросы хороведения. — М., 1969.
  5. Песня-игра «Горошина» Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель — http://possum.ru/?p=12962 (дата обращения 27.02.2019 г.).
  6. Семенюк, В.О. Заметки о хоровой фактуре. — М., 2000.
  7. Соколов, В.Г. Работа с хором: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1983. — 192 с.

[1] Соколов, В.Г. Работа с хором: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1983. — с. 54.

[2] Семенюк, В.О. Заметки о хоровой фактуре. — М., 2000. — с. 89.

[3] Краснощеков, В.И. Вопросы хороведения. — М., 1969.

Источник

Открытый урок на тему: «Развитие навыков многоголосия на начальном этапе обучения детей хоровому пению» с учащимися 2 года обучения.

Открытый урок на тему: «Развитие навыков многоголосия на начальном этапе обучения детей хоровому пению» с учащимися 2 года обучения.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_horu_2_god_obucheniya.docx 37.5 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «Развитие навыков многоголосия на начальном этапе обучения детей хоровому пению» с учащимися 2 года обучения.

Цель урока: Освоить навык многоголосного пения.

  1. Дать основы навыка пения многоголосия на примере народной песни с целью применения их в хоровых произведениях.
  2. Продолжить работу над унисоном в партиях.
  3. Научить применять полученные вокально- хоровые умения и навыки в работе над хоровым ансамблем в произведениях.
  4. Научить учащихся свободно оперировать теоретическими понятиями, элементами хорового сольфеджио Г.Струве, приёмами ладовой сольмизации, методики Д.Огороднова, способствующих развитию вокально-хоровых навыков, с целью практического применения.
  1. Воспитывать художественно — эстетический вкус учащихся, любовь к хоровому пению на примере народной песни, лучших образцов классической и современной хоровой музыки.
  2. Воспитывать у учащихся любовь к жизни, к Родине, к природе, родному краю, дому, семье, школе.
  3. Формировать доброжелательное отношение к окружающим – доброту, чуткость, отзывчивость, общительность.
  4. Сформировать:

— потребность в самоорганизации (аккуратность, основы самоконтроля);

— умение доводить начатое дело до конца (настойчивость, выдержку);

— гражданские качества личности (активную жизненную позицию; патриотизм; чувство ответственности и собственной важности).

  1. Развивать мышление, внимание, память. Восприятие, воображение, интерес к познавательной деятельности.
  2. Развивать творческие способности, вокально — хоровые умения и навыки.
  3. Развивать коммуникативные способности, умение жить и работать в коллективе; воспринимать хоровое занятие как живое совместное творчество; осознавать собственную пользу в общем деле, радость от коллективной работы.
  4. Формировать умение слышать партию собственного голоса в ансамбле с другими голосами хора ; умение слышать вертикаль звучания голосов- гармонический слух.
  5. Прививать любовь и потребность учащихся к академическому, классическому хоровому искусству; формировать их музыкальный кругозор.

Цель организационного момента:

Настроить учащихся на учебную деятельность.

1.Осознание учащимися основной темы урока

2. Активизировать и эмоционально настроить учащихся на учебную деятельность.

— словесные: диалог, беседа.

Ход урока: когда учащиеся входят в класс преподаватель предлагает им организовать своё рабочее место, принять певческую постановку для успешной вокально — хоровой работы. Преподаватель сообщает учащимся тему занятия: «Развитие навыков многоголосия в младшем хоре» на примере народной песни.

Преподаватель: «… мы сегодня с вами откроем безграничные возможности народной песни, научимся исполнять знакомые ранее народные мелодии, попевки многоголосно, испытав радость от совместного хорового исполнения. А в дальнейшем свободно применять сформированные умения в упражнениях, попевках, канонах в работе над хоровым произведением. Вы почувствуете себя немного старше, увереннее, самостоятельнее, что будет способствовать успешному концертному выступлению, стройному, выразительному исполнению хоровых произведений».

Пение вокально-интонационных упражнений с элементами хорового сольфеджио Г.Струве, приёмами ладовой сольмизации, методики Д.Огороднова, способствующих развитию вокально-хоровых навыков, формированию навыка многоголосного пения, укреплению певческого дыхания, певческой атаки, опоры звука, расширение певческого диапазона, гибкости голоса, обогащение тембральных возможностей певческого голоса для достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Муз Р. Роджерса «Звуки музыки» C-Dur. Исполнение этого произведения интонационно логически подготовлено пением звукоряда C-Dur. Беседа о стилистических особенностях жанра мюзикла, средствах музыкальной выразительности, способствует более яркому выразительному построению художественного образа, передаче содержания и формы исполняемого произведения. 7 минут.

Закрепление навыков многоголосного пения в упражнениях, попевках, канонах.

-добиться чистоты интонирования в учебно- тренировочном материале, умения слышать и «строить» интервалы в процессе интонирования;

— формировать ладовый слух в процессе осознания тяготения «не устоев» в «устои»;

— закрепить точное вступление голосов в пении канонов;

— закрепить умение слышать и интонировать параллельные мажор и минор.

— правильно организовать певческое звучание, слаженную работу всего голосообразующего комплекса.

— сформировать потребность учащихся в коллективном музицировании (хоровом пении)

— словесные: диалог, беседа;

— практической работы (собственный показ, индивидуальная работа, пение дуэтами, хоровыми партиями), способствующие концентрации внимания учащихся, сплочению единой деятельностью.

Практическая деятельность на этом этапе занятия предполагает следующие результаты.

— осмысленное использование знаний теории (построение звукоряда, точность звучания интервалов), накопленный вокальный и гармонический слух способствует овладению вокально — хоровыми навыками; формированию ансамбля в многоголосии.

— умение слушать и слышать педагога в стремлении к технической точности и художественной выразительности в пении;

— формирование навыка точного интонирования в процессе использования приёмов «хорового сольфеджио» Г.Струве (обозначение ступеней лада ручными знаками) и применении основ ладовой сольмизации;

— отсутствие затруднений в достижении ритмического ансамбля в партиях, благодаря использованию приёма ритмической пульсации (чёткого долевого дробления в размере исполняемой произведения);

— проявление свободы в выражении собственных чувств и воплощение их в музыке в работе над образом;

— мотивации к созданию художественного образа для концертного исполнения хоровых произведений.

На данном этапе преподаватель предлагает детям сосредоточить музыкальный слух, внимание на пении попевок, канонов, чтобы применять сформированные навыки для развития навыка многоголосия в музыкально-хоровых произведениях, в дальнейшем в пении по партитурам.

… «Чтобы более качественной и эффективной была работа по формированию навыка многоголосия в произведении, необходимо добиться наиболее хорошего качества ансамбля при пении двухголосных попевок и канонов».

Пение народных песен, канонов, способствующих выработке чистоты унисона в хоре, приобретению навыка двухголосного пения, осознанию чистоты интонирования в процессе ладовых тяготений в сочетании с метроритмическими задачами: р.н.п. «На зелёном лугу»; р.н.п. «Сел комарик на дубочек»; р.н.п «У меня ль во садочке»; немецкая н.п. «Братец Яков»; французская н.п. «Пастушья песня»; исполнение двухголосных примеров: р.н.п. «Утро»; р.н.п. «Выходили мы»; р.н.п. французская н.п. «Пастушья песня».

Осознанное интонирование каждым учащимся, достигается путём вслушивания в звучание собственного голоса, стремления к формированию ансамбля. Благодаря пониманию учащимися важности стройного звучания в хоровом пении осуществляется постоянный внутренний контроль в процессе интонирования, необходимый для точного звучания своей партии в созвучии с другим голосом.

Формированию стройного хорового звучания способствуют применение ручных знаков, сопровождающих движение мелодии, понимание учащимися исполняемого материала. Обращение к народной музыке как к чистому роднику, наполненному самыми чистыми светлыми чувствами любви, доброты, душевности, заботы о самом дорогом. Обогащение знаниями истории и культуры других народов наполняет исполнение эмоциональным смыслом, естественной выразительностью, осознанностью интонирования.

Педагог обращает внимание учащихся на осознание точности интонирования в процессе ладовых тяготений, в сочетании с метро-ритмическими задачами. Вслушиваясь в звучание собственного голоса, в звучание хоровой партии и хора, учащиеся осуществляют построение ансамбля. Постоянный внутренний слуховой контроль в процессе интонирования с применением приёмов «хорового сольфеджио» способствует точному звучанию партии и хоровому ансамблю.

На народной музыке, у ребят воспитываются самые искренние человеческие чувства:

— любовь и заботливое отношение к Родине, природе, к истории и культуре, традициям разных стран и народов, чувство коллективности переживаний, соучастия и ответственности за общий результат.

В каноне «Пастушья песня» — качеству звука, характеру хорового звучания помогает сам художественный образ… «Встречаем рассвет на пастушьем рожке с первым солнечным лучом. Характер звука такой же светлый, тонкий, устремленный, как луч солнца». Звук пастушьего рожка детям известен в звучании симфонического оркестра, из театральных и телевизионных образов любимых народных сказок. В результате хору без труда удаётся исполнить «Пастушью песню», создать светлый, жизнерадостный характер звука, образ сказочный и реальный, героями которого является добро и любовь.

Отрабатывая навык своевременного вступления голосов в каноне «Пастушья песня», партии, вступающей через два такта, предлагаю петь тонику четвертными нотами на протяжении двух тактов, слушая мелодию рядом звучащей партии, затем мысленно пропевать тонику в том же ритме, слушая параллельно звучащий голос. Таким образом учащиеся осознанно, самостоятельно достигают поставленной цели – формируют навык двухголосного пения.

Восприятию русской народной песни «У меня ль во садочке» способствует анализ характера звучания мелодии, жанра, музыкального размера, словесного текста, всех средств музыкальной выразительности, создающих образ старинной народной песни. Танцевальный характер раскрывается принадлежностью к хороводному жанру. В процессе разучивания канона для более точного ощущения характера песни предлагаю ребятам игровую ситуацию: группа делится на две части и образует два круга. Поочередно, через один такт начинают пение и движение оба круга хороводной поступью, подчеркивающей первую долю. Ребята поочередным вступлением голосов участвуют в едином песенно – танцевальном процессе, являясь непосредственным участником действия. При этом эмоции, стиль народного танца захватывают и увлекают и непроизвольно способствуют точной ритмической и интонационной организованности каждого певца и создают ощущение «команды», соучастия в более стройном звучании собственной хоровой партии, ансамбль.А навык формирования двухголосия происходит естественно, без особых усилий и в игровой форме. Таким образом в исполнении канона формируются важнейшие вокально – хоровые навыки, навык многоголосного пения.

— создание ситуации успеха;

— создание проблемной ситуации;

— опора на жизненный опыт;

— самооценка деятельности и коррекция;

— развитие желания быть полезным.

— мотивации к совершенствованию исполнительского мастерства хорового коллектива для концертного исполнения.

Цель: Освоение навыка многоголосия в хоровом произведении.

— воспитывать гармонический слух в процессе освоения навыка многоголосия ( слышанию сочетания интервалов в освоении навыка многоголосия).

— научить создавать художественный образ средствами музыкальной выразительности: точными штрихами, фразировкой, динамикой, характером певческого дыхания и звуковедения.

— словесные: диалог, беседа;

Освоению навыка многоголосия способствует работа над осмыслением художественного образа. Используя сравнительные ассоциативные характеристики образов, добиваюсь нужного характера звуковедения.

В попевке «Утро»- звук чистый и прозрачный, как «сверкающие на солнце капли росинки», освещает внутри нас и всем несёт свет, и в классе, и в жизни. В результате такого образного сравнения звук становится светлым, подтянутым, устремлённым.

В попевке «Братец Яков»- встречаем утро колокольным жизнерадостным звучанием.

Если в р.н.п. «Как пошли наши подружки» не сразу удаётся спеть «большую терцию» в двухголосии, предлагаю проблемную ситуацию: обоим голосам одновременно спеть звукоряд от I до III ступени. Верхнему голосу задержаться на III ступени, а нижнему опуститься на I ступень с использованием ручных знаков хорового сольфеджио. Таким образом интервал «большая терция» строится и интонируется без затруднений. Этим же приёмом предлагаю спеть дуэтами. Дети с удовольствием проявляют активность и самостоятельность, с радостью включаются в творческую работу, довольны от полученного результата – построения ансамбля.

На данном этапе предлагается учащимся работа над хоровым произведением М.И. Глинки, слова И. Кукольника «Детская полька».

Работа над произведением начинается с прослушивания аудиозаписи в оркестровом исполнении. Дети восторженно выражают впечатления от восприятия музыки и сходятся в общем мнении о содержании музыки, многообразии и безграничности средств музыкальной выразительности. Сведения о композиторе и эпохе создания «Детской польки» выводит учащихся на более высокий уровень обращения к классической музыке, уважительное, трепетное отношение к настоящему искусству, не подвластному времени. В результате бережное отношение к музыке, как к общему богатству, наследию формирует характер певческого звучания – аккуратный и нежный, легкий, изящный и одновременно активный, жизнерадостный. Разучиванию мелодии способствует анализ двухчастной формы, при сопоставлении параллельных мажора и минора, построения фраз, мелодического движения. Предлагаю ребятам спеть на слог «лё» с дирижированием, обращая внимание на изящное движение руки. Взаимосвязь интонационно – ритмической работы вовлекает детей в единый творческий процесс, ведущий к созданию художественного образа и решает многообразие вокально — хоровых задач.

Цель: Закрепить полученные на занятии знания, навыки пения многоголосия.

— умение интонационно точно спеть учащимся свою партию в вокально-хоровом ансамбле;

-сформировать навык стройного звучания в многоголосии;

-достигать выразительности и эмоциональности в пении.

— словесные: диалог, беседа;

Подготовив слух учащихся в прослушивании произведения в многоликом оркестровом звучании, в фортепианном звучании, предлагаю ребятам исполнить выученную мелодию, следя за ее движением по двухголосной партитуре. Затем анализируем вместе… «что удалось?»…Зрительное и слуховое восприятие многоголосного построения партитуры способствует более тщательному вниманию и ответственному отношению к исполнению мелодии. …Вслушиваясь в многоголосие, стремимся к большей интонационной точности собственного голоса и стройному хоровому звучанию. А также пение, глядя в партитуру с фортепианным сопровождением, способствует формированию гармонического слуха учащихся и хорового строя.

— точное интонирование каждым учащимся собственной партии сольфеджированием и с текстом в сопровождении ручных знаков, обозначающих ступени лада;

— владение средствами музыкальной выразительности для создания художественного образа.

Методы мотивирования учебной активности учащихся:

— заинтересованность в результатах;

— осознание каждым учащимся себя полноценным участником творческого процесса, важной частью хорового коллектива;

Определение результатов занятия:

— учащиеся освоили навык многоголосного пения;

— научились самостоятельно работать по хоровым партитурам в произведении;

— осознали потребность слушать друг друга, контролируя внутренним слухом собственное звучание.

В заключении занятия педагог определяет домашнее задание …

  1. Петь самостоятельно свою партию с игрой партитуры на инструменте.
  2. Выразительно продекламировать и выучить текст, чтобы уверенно исполнять произведение.
  3. Работа над штрихами (фразировкой, дикцией, характером звучания).

… «Молодцы, ребята, на сегодняшнем занятии нам многое удалось. Более стройным становится звучание унисона, особенно в работе с хоровыми партитурам. Следует добиваться более осмысленного построения ансамбля в пении канонов и двухголосном звучании народных песен. Богаче, ярче, осмысленнее проявляются средства музыкальной выразительности. Вы становитесь более ответственными, осознавая свой важный вклад в создании стройного хорового звучании, в построении художественного образа музыкального произведения.

Источник

Читайте также:  Эмоциональное развитие младших школьников литература
Оцените статью