- Почему надо изучать чувства методическая разработка по психологии (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
- Как работает эмоциональный интеллект
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Инструменты развития эмоционального интеллекта
Почему надо изучать чувства
методическая разработка по психологии (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_-_pochemu_nam_nado_izuchat_chuvstva.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по программе «Тропинка к своему Я» для 7 класса
Тема: « Почему нам нужно изучать чувства »
Цель: обратить внимание подростков на важность эмоциональной сферы в жизни человека.
1. Ритуал приветствия.
2. Введение в тему.
-Каждый человек на Земле задавал себе вопрос: Кто я? Для чего живу? Что чувствую по отношению к себе и другим?
-Сегодня мы поговорим об эмоциональной сфере человека.
Постараемся ответить на вопрос: « Почему нам нужно изучать чувства ?»
Подумайте и скажите, чем может эта тема вам быть полезной.
— уметь контролировать свои чувства, сдерживаться в случае необходимости;
— общаться без конфликтов.
Человек по-разному относится к предметам, явлениям, событиям, другим людям, своей личности.
Что-то радует его, что-то печалит или возмущает. Это эмоциональное проявление личности. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, положительные и отрицательные эмоции, чувства, настроения и стресс.
На протяжении жизни человек учится по различным внешним признакам судить об эмоциональном состоянии других людей. Исходя из общепринятых в данном обществе правил и представлений о приличии, культуре поведения, мы вырабатываем адекватные средства речевой, мимической и жестикулятивной выразительности, способы самопрезентации, рассчитывая при этом что нас поймут и ответят взаимностью.
3. Тренинг «Что чувствовала Вика»
Предлагаю вам потренироваться в понимании чувств других людей.
Прослушайте сейчас диалог и запишите на листочках те чувства, которые девочка испытала во время этой беседы.
4. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
5. «Коллективный рисунок» на летнюю тему. Каждый изображает одну деталь летнего рисунка. Затем по команде передать другому. Придумать позитивное название картине, по желанию составить рассказ.
-Какие чувства испытали при выполнении работы?
Почему нам нужно изучать чувства?
Диалог психолога и Вики
П. — Здравствуй, Вика. Ты какая-то не такая, как обычно. С тобой что-то случилось?
В. По большому счету со мной ничего не случилось. Но внутреннее состояние какое-то не такое, как обычно. У меня складывается впечатление, что я не такая, как все, что никто не хочет со мной общаться из-за моих недостатков, которых у меня море.
П. То что ты не такая, как все, — это хорошо, это говорит о твоей индивидуальности. Разве это плохо?
В. – То, что я не такая, как все, может быть, и не очень плохо. Просто очень не хочется выделяться и быть белой вороной среди своих одноклассников и друзей. Я думаю, что именно из-за этой, как вы сказали, непохожести у меня мало хороших друзей, на которых я могла бы положиться, а близкой подруги у меня вообще нет и никогда не было. И посекретничать не с кем.
П. – А ты не пыталась поговорить об этих трудностях с папой и мамой?
В. С моими предками вообще беда. По-моему им до меня нет никакого дела. Они полностью поглощены своей работой. Мы практически не общаемся. Так только за ужином. Да и то они интересуются только моими оценками. Но по большому счету мне всё равно. Не донимают меня нудными нотациями, и ладно. Я как-нибудь сама справлюсь со своими проблемами.
П. Ты уверена в том, что им безразлична твоя жизнь?
В. Да. Но даже если им хотелось бы что-нибудь узнать обо мне, я вряд ли рассказала бы им о своих трудностях. Сказала бы, что у меня всё в порядке, что меня всё устраивает. Дома я люблю посидеть одна, подумать, помечтать, наконец. Хотя может быть, я веду себя слишком эгоистично по отношению к окружающим.
П. В чем это проявляется?
В .- Наверное, в том, что я во всем и всегда хочу быть первой.
П. – А принесет ли тебе это радость? У тебя могут появиться завистники и соперники. Тебе этого хочется?
В. – Не знаю. Я уже сама запуталась, чего мне хочется на самом деле
(Вика замолчала и опустила голову)
П. Хорошо, давай поговорим о твоих недостатках. Лично я их не вижу.
В. Не может быть. Вы просто хотите мне поднять настроение. Вы только посмотрите на мой нос! Он огромный.
Ощущение такое, будто на лице, кроме него, ничего нет. А эти узкие, как щелочки глаза! А эти жуткие и кривые зубы! Улыбнуться страшно, не то что смеяться. И потом я самая аленькая в классе. Мне всегда кажется, что за спиной меня дразнят мелкотой.
П .По-моему, ты всё преувеличиваешь. Ты слишком пристально рассматриваешь себя в зеркале. И слишком критично и нетерпеливо относишься к происходящим в тебе перемены. Здесь нужно время. Главное, ты станешь по- другому воспринимать себя. Нужно научиться любить себя, а не ругать за то-то и то-то.
В. Может быть, вы и правы. Мне нужно подумать об этом.
Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Дайте ответ «ДА» или «НЕТ»
1. Мне кажется, трудно подражать другим людям.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я преживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах, в учебе и в отношениях с друзьями, я стараюсь быть такими, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми и друзьями.
Источник
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник