Зачем мне эти стрессы

Откуда берется плохой стресс — семь факторов выгорания

Автор: Василий Пигин, председатель компании-разработчика инструментов для оценки и развития персонала «TTISI Россия», HR-tech эксперт

⏱ Время прочтения — 7 минут

Вряд ли я кого-то удивлю, сказав о том, что выгорание крайне вредно для бизнеса ― из-за него снижается производительность кадров и растет их текучесть. Американский институт Gallup в своем исследовании о состоянии глобального рабочего места (State of the Global Workplace 2021) проанализировал данные по 116 странам, включая Россию. Выяснилось, что каждый седьмой из десяти сотрудников не слишком хорошо чувствует себя на рабочем месте, а 43% испытывают стресс. Я могу предположить, что процент гораздо выше: не все осознают, что находятся в стрессе, а некоторые стесняются в этом признаться. По оценке Gallup, выгорание и низкий уровень вовлеченности стоят мировой экономике $8,1 трлн в год, или почти 10% ВВП. Поэтому создание культуры благополучия сотрудников — это вопрос жизнеспособности бизнеса.

Зачем нужен стресс

Есть два вида стресса.

1. Эустресс, хороший стресс, повышает производительность труда.

Умение использовать его потенциал важно для развития компании, повышения мотивации сотрудников и их вовлеченности. Например, сотрудник находится в эустрессе ― тогда его волнуют и цепляют изменения, которые происходят в организации. Если руководитель вовремя заметит это и даст сотруднику возможность проявить себя, например, принять участие в разработке стратегии или выполнить какое-то ответственное поручение, то получит мотивированного, производительного и лояльного к компании человека.

2. Дистресс ― плохой стресс, он же выгорание, снижает производительность труда.

Обычно эксперты советуют людям, страдающим выгоранием, изменить образ жизни: правильно питаться, заниматься спортом, достаточно отдыхать и стремиться сохранять общий позитивный настрой. Все это, безусловно, полезно. Но, увы, ЗОЖ не устранит причину выгорания, он лишь поможет замаскировать его симптомы ― сотрудник «промучается» на работе подольше. Сложность состоит в том, что люди могут не осознавать или неохотно признаваться, что выгорели. Кроме того, чтобы справиться с проблемой, мало ее признать. Нужно понять причину и работать с ней точечно. Если провести аналогию с медициной: выгорание такая же болезнь, и, прежде чем лечить, нужно поставить правильный диагноз.

Что вызывает дистресс

Мы изучили факторы выгорания в организациях разного масштаба и направленности бизнеса и определили семь типичных.

1. Завышенность требований

  • Размытые должностные обязанности, избыточные требования.
  • Работа не сбалансированна по задачам, нагрузка и ответственность чрезмерны.
  • Рабочее пространство используется неэффективно.
  • Человек мало подходит для своей должности: он не склонен к работе, которую выполняет, и она ему трудно дается.
  • Определите четкие обязанности сотрудника и его объемы работы.
  • Проанализируйте, эффективно ли он использует рабочее времени и верно ли расставляет приоритеты.
  • Решите, какие дополнительные ресурсы и обучение нужны сотруднику для соответствия требованиям должности.
  • Составьте профиль каждой должности — опишите, какие компетенции нужны работнику на ней. Вычислите, какой кандидат более всего подходит для нее. Если сотрудник не подходит для своей должности, не мучайте его, а переведите на другую должность.

2. Дисбаланс усилий и вознаграждения

  • Сотрудник прилагает для выполнения обязанностей большие усилия и при этом получает мизерное вознаграждение. Вознаграждение ― это не обязательно деньги. Оно имеет различные формы: признание заслуг, возможность помогать другим, наполнение работы смыслом, повышение, получение новых знаний, личностный рост, возможность придерживаться своих принципов.
  • Если копнуть еще глубже, то дисбаланс возникает не только тогда, когда человек делает много, а получает мало. Сотрудник может иметь множество бонусов, но оставаться неудовлетворенным. Это означает, что его внутренняя мотивация принципиально не совпадает с вознаграждением. Например, если человеку важно публичное признание его заслуг, то даже большая денежная премия, которую руководитель вручает ему лично и наедине, будет радовать его недолго.
  • Мотивация человека формируется на глубинном уровне его ценностей, и это то, что на самом деле движет им и заставляет ходить на работу.
  • Выявите мотиваторы сотрудника и согласуйте их с вознаграждениями ― для этого существуют психодиагностические инструменты. Если мотиваторы кардинально отличаются от тех, которые предполагает его должность, лучше переведите сотрудника на другую должность.
  • Проведите коучинговую сессию, чтобы выяснить, какое вознаграждение за работу было бы идеальным для сотрудника, как он сам оценивает свои усилия и объем вознаграждения.
Читайте также:  Открытки с добрым утром прикольные для поднятия настроения позитивные с пожеланиями

3. Потеря контроля

  • Слишком большой уровень ответственности и недостаточность полномочий. Ощущение бессилия ― человек чувствует, что не справляется, и не может это изменить.
  • Размытость функций и обязанностей. Сотрудника не слушают. Никто не понимает, что он делает на самом деле.
  • Создайте обстановку, при которой человек может сам принимать решения и предпринимать действия, связанные с должностными обязанностями.
  • Оцените способности и навыки сотрудника ― достаточно ли их для его должности.
  • Развивайте лидерские качества подчиненного.
  • Помогите ему повысить эмоциональный интеллект.

4. Интенсивность изменений

Изменения в организации — от перестройки организационной структуры до введения новых правил и процедур — по-разному влияют на людей. У многих возникают опасения, смятение и неуверенность. Когда изменения непонятны или о них не информируют должным образом, уровень выгорания неизбежно повышается.

  • Обеспечьте высокий уровень прозрачности в организации ― постоянно устно или письменно информируйте сотрудников о том, что происходит, зачем это нужно и что для этого требуется. Показывайте динамику изменений.
  • Проведите стратегические сессии на разных уровнях: среди топ-менеджмента, в департаментах и отделах.
  • Организуйте тренинги по командообразованию.

Почему мы откладываем жизнь на потом и как выйти из этого тупика
Что такое синдром отложенной жизни, чем он опасен, как приводит к ангедонии, когда уже невозможно ощущать удовольствие ни от чего, можно ли выйти из этого состояния и как, разъясняет психолог Александра Прицкер
Читать на РБК Pro

5. Неумелый руководитель

Часто говорят, что сотрудники нанимаются в компанию, а бегут от руководителя.

  • Требования руководителя к подчиненным выходят далеко за пределы разумного.
  • Руководителю не хватает опыта для понимания сотрудников и гармоничного влияния на них.
  • Обязанности руководителя и сотрудников размыты.
  • У руководителя недостаточно развиты технические навыки планирования и организации.
  • Выясните, к какому стилю лидерства вы склонны. Пройдите обучение по стилям лидерства и способам делегирования обязанностей.
  • Четко определите свою роль и приоритеты, а также роль и приоритеты сотрудников.
  • Пройдите обучение навыкам коучинга персонала. Научитесь вовремя хвалить подчиненных.
  • Поговорите с каждым сотрудником с глазу на глаз. Обсудите, какая поддержка ему требуется. Можно ввести для этого еженедельные пятиминутки.
  • Организуйте групповую сессию по командному взаимодействию.

6. Слабая поддержка со стороны коллектива

Между коллегами нет взаимопонимания. Они не помогают друг другу, искажают или замалчивают информацию, конфликтуют, сплетничают и ведут подковерные игры.

  • Разъяснить участникам коллектива их роли. Объясните, какую пользу каждый из них приносит в команде. Распишите стандарты командного поведения.
  • Оцените особенности поведения сотрудников в коллективе. Используйте для этого методику 360 градусов.
  • Проведите командную сессию или тренинг для повышения навыков работы в команде, согласования ролей и стандартов поведения.

7. Неуверенность в работе

  • Сотрудники не понимают, как могут развиваться в компании.
  • Карьерный рост слишком медленный или отсутствует вовсе.
  • Сотрудникам непонятны перспективы компании: как она развивается, насколько стабильно ее положение.
  • Сотрудники слишком быстро продвигаются по службе ― они не успевают получать профессиональные навыки, которые требуются для должности, или усваивать большие объемы новой информации.
  • Спланируйте возможные карьерные траектории и перестановки в организации.
  • Оцените способности и навыки каждого сотрудника. Разработайте индивидуальные планы развития. Cоздайте кадровый резерв.
  • Объясните пути эволюционного развития компании, например, на стратегической сессии.
Читайте также:  Пионовое настроение картины по номерам

В заключение я хочу привести одну из главных мыслей того же исследования Gallup, о котором упоминал вначале. Работодателям нужны энергичные сотрудники, которые целеустремленны и устойчивы, то есть те, что вовлечены в работу и благополучны в жизни. Когда это так, то риск выгорания значительно снижается. Новая метрика организационного успеха: вовлеченность сотрудников плюс благополучие. А семь факторов, о которых я рассказали, помогут понять, в каком из направлений есть признаки неблагополучия.

Вам также может быть интересно видео РБК Pro

Простые способы сохранить здоровье при сидячей работе
Спикер: Александра Безроднова, социальный психолог, тренер, бодимайнд-гештальт-терапевт.

  • Почему важно правильное положение тела.
  • Как помочь себе принять правильную позу.
  • Как оборудовать рабочее место.

Источник

Что такое стресс и как с ним справиться? Как понять, что нужно обратиться к психологу?

Люди ежедневно подвержены стрессам: учёба, работа, неблагоприятная обстановка в мире. Многие даже не задумываются об этом и не замечают, что постоянно находятся в напряжении. Постепенно оно накапливается и в итоге может вылиться в серьёзные психологические проблемы.

Клинический психолог и кандидат наук Светлана Бронникова рассказывает, как справиться с давлением и понять, что пришло время обратиться за помощью.

Отчего у человека возникает стресс?

На самом деле, буквально от всего. Стресс – нормальная реакция на любой раздражитель. С его помощью организм адаптируется к изменившейся ситуации. Физиолог Ганс Селье, который описал стресс ещё в XIX веке, выделил у него две формы: стресс и дистресс. Стрессом он назвал нормативную реакцию организма на стимулы из окружающей среды, дистрессом – чрезмерную. Собственно, то, что мы называем стрессом, с точки зрения физиологии, должно называться дистрессом.

В обычной жизни, когда говорят, что переживают сильный стресс, на самом деле имеют в виду, что эта нагрузка чрезмерна для психики, она слишком интенсивна или слишком длительна.

Организм примерно одинаково реагирует на разовый интенсивный стресс и на длительный хронический. К первому относится, например, неожиданное увольнение и сопутствующие этому проблемы – последствия от такого удара могут быть довольно длительными и серьёзными, вплоть до депрессии. Примером же хронического стресса могут быть агрессивные соседи по квартире: ежедневные ссоры и стычки не позволяют человеку расслабиться и держат в постоянном напряжении.

Исследования показывают, что «маленькие» стрессы, которые складываются вместе, могут вызвать такую же травматическую реакцию, как и разовый значительный стресс.

Как легко снимать стресс?

Полностью избежать стресса невозможно, да и жизнь без него была бы слишком скучной. Есть такое биологическое понятие – гомеостаз, состояние организма, когда он пребывает в ощущении тотального равновесия: нет потребности в еде, поиске партнёра, в том, чтобы укрыться от холода. Оно похоже на сон или забытье – жизнь на этом заканчивается.

Секрет к спокойствию не в том, чтобы избегать стресса, а в том, чтобы адекватно на него реагировать. С этим помогут несложные практики осознанности, например, наблюдения за дыханием. Практики осознанности напоминают медитацию, однако в последней имеется ещё и духовная составляющая. Эти же техники позволяют сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас, но никак не реагировать на это.

На этом же основана практика регуляции эмоциональных состояний – сёрфинг «на волне эмоций». Вы можете испытывать гнев, ненависть, ярость, печаль, сокрушительное горе, стыд, вину, отвращение – всё это неприятные и негативные чувства. Попробуйте понаблюдать за ними, никак не реагируя. Через некоторое время вы обнаружите, что состояние стало более стабильным, а вы – более спокойным.

Читайте также:  Леонид гозман психология эмоциональных отношений

Современный мир построен на постоянных стимулах в адрес нервной системы. Например, во время совещания вы также проверяете почту, читаете документы, отвечаете на сообщения в чате. Подобная мультизадачность не преимущество, а недостаток. Она делает человека крайне уязвимым к стрессам, в итоге склонным к подавленности и депрессии.

Отказ от мультизадачности – очень важный момент с точки зрения психической гигиены. Если вы решили выпить чай, позвольте себе прерваться на пять минут, отключить монитор, игнорировать входящие сообщения и просто отдохнуть. А если решили прочитать документ, погрузитесь в это занятие полностью. Вскоре вы увидите, как повысится качество жизни.

Как обнаружить предрасположенность к депрессивному настроению?

Один из маркеров стресса – ощущение, что жизнь стала безвкусной. Если вам не хочется просыпаться по утрам, работа не приносит никаких положительных эмоций, а при мысли о возвращении домой или встрече с друзьями думаете только о том, как болит голова и как шумно там будет, вполне вероятно, вы находитесь в депрессии.

Не испытывать радость постоянно и по любому поводу – нормально. Однако в жизни обязательно должны быть зоны благополучия. Например, когда у вас сложный период в отношениях, зато на работе всё в порядке или же наоборот. Но если ни одна из областей жизни не приносит удовлетворения, время подумать о том, чтобы обратиться к психотерапевту.

Специалист поможет найти ответы даже на, казалось бы, самые сложные вопросы. «Зачем я живу? Есть ли смысл в моей жизни? Чего я добился? Почему моя жизнь не сложилась так, как я хотел бы? Чего же я на самом деле хочу?» – этими вопросами в определённый период задаются абсолютно все. Найдя ответы на них, человек становится спокойнее. Главное – научиться менять то, что можно изменить, с помощью тех или иных навыков и приёмов, и принимать то, что изменить нельзя.

Как понять, что пора обратиться к психологу?

Обращаться к специалисту нужно, когда появляются нарушения адаптации – нормального физиологического и психического функционирования. Например, вы испытываете проблемы со сном или питанием: не можете уснуть, регулярно переедаете и т.п.

Также тревожный звоночек – вспомогательные средства для регулирования эмоций, например, алкоголь. Речь идёт не о бокале вина за ужином, а о систематическом злоупотреблении, когда без этого вы не можете заснуть или расслабиться.

Это первые сигналы, которые говорят о том, что следует обратиться к специалисту. Нужно понимать, что в этом нет ничего стыдного, унизительного или опасного. Лучше сходить на несколько сеансов психотерапии, чем пытаться решить эмоциональные проблемы с помощью алкоголя.

Что такое счастье с психологической точки зрения?

В современном мире очень часто понятие счастья подменяется понятием обладания чем-то или кем-то: «Когда я куплю квартиру или новую машину, получу новую работу, сделаю рывок в карьере, женюсь или выйду замуж, когда у меня родятся дети, вот тогда и наступит счастье». Зачастую люди откладывают счастье, проводят жизнь в ожидании его и оказываются разочарованными, потому что оно так и не наступает.

Согласно одному из определений, счастье – это не место назначения, а вкус путешествия. Речь идёт об определённом способе проживать жизнь, не погрязая в экстремальных негативных эмоциях, не переживая экстремальные приступы ярости, зависти, ненависти. Как этого же добиться?

К сожалению, в современном мире большинство живут как бы на автопилоте – не приходя в сознание, не отрывая глаз от экрана смартфона, просматривая почту, ролики в YouTube. Утром встают, умываются, пьют кофе, садятся в автомобиль, включают радио или музыку. При этом никогда не остаются наедине с собой, своим телом, эмоциями. Путь к счастью лежит через осознанность: нужно присутствовать здесь и сейчас, быть в моменте и проживать каждый в его полноте.

Источник

Оцените статью