Лекция Особенности психологического развития в юнош.возрасте
Тема 1. Особенности психического развития
в юношеском возрасте
1. Юность в контексте жизненного пути личности.
2. Психологические новообразования в юношеском возрасте.
3. Особенности общения со взрослыми и сверстниками
4. Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
1. Юность в контексте жизненного пути личности.
Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условная, и в некоторых схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подросткового возраста, а в других – относят к юности.
Началом юности можно считать окончание школы и начало учебно-профессиональной деятельности.
Верхняя граница периода юности еще более размыта, (поскольку исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива). В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
Конец юности связан с началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, приобретением стабильной профессии и т.д.
Период юности составляет переходный этап от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни, (в буквальном смысле это «третий мир», существующий между детством и взрослостью). Это создает особую социальную ситуацию развития. Основная задача старшего школьника (период ранней юности), который стоит на пороге самостоятельной взрослой жизни, – это самоопределение, причем самоопределение социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое. Самое главное решение, которое должен принять старший школьник – это выбрать свою будущую профессию. [Такое профессиональное самоопределение всегда сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения. То есть, переходя во взрослую жизнь, юноша должен определиться: кем ему там быть?] Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников.
Проблема юношеского кризиса. В период ранней юности завершаются процессы физического созревания человека, исчезают диспропорции отдельных частей тела, несоразмерность движений, неуклюжесть свойственная подросткам. Именно поэтому, раннюю юность считают переходом от физиологической к социальной зрелости, которая характеризуется вхождением во взрослую жизнь, усвоением норм и правил социума и т.д. В жизнедеятельности юноши расширяется диапазон социальных ролей и интересов, они больше размышляют о своем будущем, обдумывают способы и пути достижения целей.
Юноша должен стать социальным индивидом, он должен присвоить внутреннее содержание взрослой жизни (а не внешние ее проявления, как у подростка). Это требует постепенной внутренней перестройки при освоении различных систем общественных отношений.
Переход от ранней юности к поздней считается кризисным периодом, который возникает на рубеже привычной школьной жизни и новой взрослой жизни. Еще его называют кризисом 17 лет.
Основным содержанием кризиса 17 лет является поиск себя и своего места в жизни через опробование роли взрослого.
2. Психологические новообразования
в юношеском возрасте.
В юношеский возрастной период решается задача собственного развития. Возможны три основных варианта выбора жизненного пути:
1) обучение в вузе, колледже, техникуме и т.д. для того, чтобы получить необходимые знания в интересующей области и таким образом, подготовиться к «взрослой жизни». Такой путь дает возможность юноше отсрочить окончательный профессиональный выбор, к тому же он продолжает зависеть от родителей в период обучения;
2) поиск работы. Пойти работать – это способ получить ту самую независимость от родителей, самостоятельность и ощутить себя действительно взрослым. Кроме того, в процессе работы юноша получает практический опыт и навыки. Но у данного жизненного пути есть свои недостатки: низкая зарплата, сложность в поиске интересной работы, недостаточный выбор рабочих мест из-за отсутствия профессионального образования;
3) служба в армии. Выпускники школ не всегда охотно выбирают такой жизненный путь. Отпугивает «дедовщина» и родители не редко против такого выбора старшеклассников.
Юношам необходимо сделать правильный выбор, чтобы потом о нем не пожалеть. Это может сопровождаться ростом эмоционального напряжения старших школьников. Именно поэтому данный возрастной период может протекать кризисно.
Таким образом, в ранней юности возникает потребность осознать себя в качестве члена общества, найти свое место и назначение в жизни. Старшеклассник неминуемо попадает в ситуацию выбора: либо ему продолжать учиться, либо вступать в трудовую жизнь.
Следовательно, центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение как социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному (профессиональному) самоопределению. Это откладывает отпечаток и на учебной деятельности старших школьников. Она приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Ведущей деятельностью в юности становится учебно-профессиональная деятельность. Устанавливается достаточно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если в подростковом возрасте учебные интересы определяют выбор профессии, то, у старших школьников, наоборот, выбор профессии способствует формированию учебных интересов. Появляется интерес к тем предметам, которые им необходимы в связи с выбранной профессией. То есть, меняется отношение к учебному процессу, который уже оценивается с точки зрения полезности для будущего.
Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу для своей будущей профессиональной деятельности. Знания рассматриваются не как ценность сама по себе, а как средство получения хорошей профессии. Познавательные интересы определяют выбор профессии, что, в свою очередь, влияет на отношение к учебной деятельности.
(Конечно же), большую роль при выборе профессии играют такие факторы, как социальное положение и материальное благополучие семьи, мнение родителей по поводу выбора старшеклассников, профориентационная работа в школе и т.д.
3. Особенности общения со взрослыми и сверстниками.
Юношеское тяготение к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность связана с такими проблемами в юношеском возрасте, как:
— поиск смысла жизни,
— познание себя, — взаимоотношения между людьми,
— получение информации и т.д.
Таким образом, повышается авторитет взрослого, как носителя определенной системы ценностей и субъекта жизненного пути, в отличие от взаимоотношений со взрослыми в подростковом возрасте. Авторитет взрослых в глубоких, мировоззренческих вопросах превышает авторитет сверстников, особенно если эти вопросы связаны с областью интересов старшеклассников и профессиональной деятельностью взрослого.
С одной стороны представители юношеского возраста стремятся к доверительному общению со взрослыми, с другой, они стремятся к сохранению поведенческой, эмоциональной и морально-ценностной автономии.
Наряду с этим часто возникают конфликты родителей с детьми. Это происходит из-за того, что родители и дети по-разному воспринимают мир, в котором живут. Причина опять же в стремлении к самостоятельности юношей и девушек. Они не приемлют принуждение, вмешательство в их личные дела, ограничение свободы и т.д. Эффективное взаимодействие взрослых и представителей юношеского возраста возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Если этого не происходит, то возникают конфликтные ситуации.
Старшеклассники выделяют среди основных причин конфликтов с родителями следующие:
— неумение сдерживать плохое настроение,
В современном мире родителям зачастую не хватает времени на своих детей из-за большой загруженности на работе. С одной стороны, родители стремятся обеспечить будущее своих детей, но с другой они упускают возможность сблизиться со своими детьми.
Что касается общения со сверстниками, то здесь существует две противоположные тенденции, с одной стороны, расширение сферы общения, с другой — растущая индивидуализация и обособление. То есть, с одной стороны, усиливается потребность в общении со сверстниками, увеличивается время на общение, расширяется круг общения (помимо общения в школе, семье, у современных подростков и старшеклассников есть возможность общения в социальных сетях, где они вступают в разные группы по интересам и таким образом становятся участниками разнообразных юношеских субкультур). С другой стороны, юношеская дружба становится более интимной и стабильной, характеризуется верностью, близостью. Появляется лучший друг или подруга (в зависимости от пола), которым можно открыться, обсудить переживания, отношения с противоположным полом и т.д. То есть, в отличие от подростковой дружбы, юношеская дружба многообразна: от совместного времяпрепровождения до глубокой исповедальности и самораскрытия.
4. Развитие интеллектуальной
и эмоционально-волевой сферы.
К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, поэтому на протяжении юности происходит формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
В старших классах школы значительно изменяется и усложняется школьная программа, увеличивается объем учебного материала. Это требует от учащихся достаточной сформированности теоретического мышления, продуктивности познавательной деятельности, самостоятельности в решении когнитивных (интеллектуальных) задач.
(Как мы уже заметили ранее), в юношеском возрасте учеба рассматривается как средство реализации своих жизненных планов. Именно это способствует формированию познавательно-профессиональной направленности личности. Интерес вызывают различные источники информации (книги, кино, телевидение, научные кружки и т.д.), при помощи которых юноша самостоятельно приобретет необходимые ему знания.
В юношеском возрасте продолжает развиваться абстрактно-логическое мышление. Юноши и девушки склонны к дискуссиям, спорам и задушевным беседам, в ходе которых они стремятся найти истину, устанавливая причинно-следственную связь.
У людей юношеского возраста совершенствуется владение сложными мыслительными операциями анализа и синтеза, абстрагирования и теоретического обобщения, аргументирования и доказательства. Мышление становится более систематическим, устойчивым и критическим по сравнению с подростковым возрастом.
Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется некоторая познавательная страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Так же появляются повышенная склонность к самоанализу, потребность обобщать и систематизировать знания о себе (разбираться в своих чувствах, характере, поступках, действиях).
Умственное развитие в юношеском возрасте заключается не столько в накоплении знаний и навыков, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Речь в юности становится более богатой по лексике, более гибкой по интонации. Письменная речь иногда развита лучше, чем устная.
В юности возрастает концентрация внимания, преобладает произвольное внимание. Это позволяет юношам и девушкам легко сосредоточиться на своей деятельности, переключать и распределять внимание. У них совершенствуется наблюдательность, которая становится целенаправленной и устойчивой.
Память, как и другие познавательные процессы, совершенствуется. Увеличивается объём памяти, меняются способы запоминания. Наряду с активизирующимся непроизвольным запоминанием, у юношей наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала.
Фантазии, бесконтрольно уводившие ребенка в сторону от реальности и характерные для подросткового возраста, критически осмысливаются в юношеском возрасте. Воображение старших школьников характеризуется существенным развитием самоконтроля.
Таким образом, в юношеском возрасте активизируется умственная деятельность, увеличивается произвольность интеллектуальной деятельности.
В юности активно усложняются и развиваются эмоциональные личностные свойства. Происходит существенная перестройка эмоциональной и волевой сферы, что связано с проявлением решительности, самостоятельности, критичности и самокритичности, неприятием лицемерия, грубости и т.д. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, тревожностью, неуравновешенностью и т.д., но, когда проходит кризис ранней юности общее эмоциональное состояние улучшается.
Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, с его самосознанием и самооценкой. Внешний мир начинает восприниматься «через себя». Возрастает волевая регуляция. [Все это обусловлено усилением личностного контроля, самоуправления, открытием своего внутреннего мира].
Юноши и девушки критично оценивают свою внешность, переживают из-за замеченных, реальных или мнимых, проблем, связанных, например, с избыточным весом, большим или маленьким ростом и других элементов своей внешности – в этом выражается эмоциональное измерение самооценки.
От самооценки зависит еще одна важная психологическая эмоциональная характеристика юности – это самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие себя, неудовлетворённость собой).
В юношеском возрасте расширяется круг факторов, способных вызывать эмоциональную реакцию. Способы выражения эмоций становятся разнообразнее, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций и т.д. Наряду с этим, в юности усложняются и развиваются механизмы психологической защиты и формы поведения юношей и девушек в конфликтных ситуациях. Механизмы психологической защиты используются юношами и девушками в качестве способа адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям, таким как, рост социальной ответственности, увеличение потребностей, необходимость следовать социальным нормам, смена приоритетов в мотивационной сфере и т.д.
( Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. К механизмам психологической защиты , как правило, относят отрицание , вытеснение, рационализацию, замещение, и некоторые другие.
Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. «не существует этого»
Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. «не думаю об этом»
Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.
Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. ) «не то, так другое».
В целом, период юности характеризуют следующие критерии:
1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни, основанной на поведении, которое базируется на совести и сознании долга; 9) идентификация «Я» (перцепция «Я»).
Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности.
Самосознание юношества акцентировано на трех существенных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Источник